Сегодня начнем разговор об общественном транспорте Смоленска. Но, в этот раз не будет обзорной статьи об транспорте города, а будут только о трамваях и троллейбусах. Такое решение я принял в в связи с тем, что автобусы в Смоленске представляют жалкое зрелище - сплошь все микроавтобусы и ПАЗики. Чуть чуть про них мы поговорим в будущей статье о троллейбусах Смоленска. Но, а сегодня о смоленских трамваях.
История
Трамвайное движение в Смоленске было открыто 20 октября 1901 года. Строительством трамвайной системы по концессии занималось электрическое общество "Унион". В первый день было открыто 2 маршрута: Первый проходил от Вокзала по Благовещенской ул. (Б. Советская ул.), Пушкинской ул. (ул. Ленина) и выходил к Громовой башне Смоленской крепости. Второй маршрут так же шел от Вокзала и заканчивался в Офицерской слободе. В 1903 году линия по Благовещенской ул. была продлена до Малоховской пл. (пл. Победы). К 1917 году были построены трамвайные линии к Земской больнице и Эмгельгартовской ул. (ул. Дзержинского).
В 1919 году из-за Гражданской войны трамвайное движение было остановлено, и возобновлено было только в 1922 году по маршруту до Красноармейской слободы (до Громовой башни). И только в 1928 году была восстановлено движение по 2-ому маршруту до Слободы Коминтерна. К 1940 году были построены линии к Авиазаводу, по ул. Дзержинского, к Хлебозаводу и Областной больнице, по Краснознаменной ул., работало 4 маршрута.
В следующий раз трамвай остановился 15 июля 1941 года. На этот раз трамвайное движение было запущено 6 ноября 1947 года, причем в ходе восстановления вся трамвайная сеть была перешита с узкой колеи 1000 мм на широкую 1524 мм.
Активное развитие смоленский трамвай получил в 1960-е годы. Была построена линия по ул. Тенишевой, а рядом с ней и новое трамвайное депо. В 1964 году линию продлили в новый микрорайон Поповка, количество маршрутов выросло до 5. В 1972 году построены трамвайные линии по ул. Нахимова и Багратиона, в 1983 году была построена линия по ул. Рыленкова, а в 1989 году - в микрорайон Ситники. Но так же была закрыта трамвайна линия по ул. Дзержинского, вагоны пошли в обход по ул. Багратиона и ул. Николаева. Исчез трамвай и в самом центре Смоленска - на ул. Ленина и Октябрьской революции. К 1988 году количество маршрутов достигло 11.
В 2001 году была снята центральная линия с Большой Советской улицы, а так же однопутные линии с ул. Тухачевского и ул. Исаковского, а в 2010 году была разобрана линия по пр. Гагарина. По мере устаревания парка маршруты отменялись и закрывались, в итоге количество маршрутов уменьшилось всего лишь до 4-х.
Описание сети
Трамвайная сеть Смоленска состоит из 4 маршрутов, которые обслуживает 1 трамвайное депо. Колея сети - 1524 мм. Перевозчиком является Смоленское муниципальное трамвайно-троллейбусное предприятие.
Трамвайная сеть представляет по факту из себя 1 линию проходящую из северных районов через центр на юго-восток. На юго-востоке трамвайная сеть разветвляется на 3 линии, в разные части города.
Маршрутная сеть состоит из 4 маршрутов. 1-ый соединяет Полиграфкомбинат и улицу Багратиона. 2-ой маршрут следует от улицы Петра Алексеева до ул. Багратиона, 3-ий маршрут идет от Рославльского кольца до ЖД вокзала. Самый длинный из городских маршрутов - № 4: он проходит наискосок через весь Смоленск от микрорайона Ситники, заезжает на Вокзал и далее по трассе 2-ого маршрута до ул. Петра Алексеева. Все 4 маршрута проходят на общем центральном участке по ул. Николаева.
Интервалы на маршрутах неравномерные, от 5-25 минут на одном маршруте, при этом вагоны ходят и разными укороченными трассами, как заложенными в расписании, так и оперативно из-за ситуации на линии. Визуально самым частым маршрутом является № 2 от ул. Петра Алексеева до ул. Багратиона. У него средний интервал 7 минут. Остальные маршруты ходят пореже: с интервалом 12-20 минут. При этом, благодаря тому, что по центральной ул. Николаева проходит все маршруты, там высокий интервал особо не ощущается. Большие интервалы ощущаются на линиях, где маршруты ходят в гордом одиночестве и в позднее время. Хотя тут ситуация с частотой движения гораздо лучше, чем, например в Курске.
Зачастую трамваи ходят измененными трассами, так как большая часть линий Смоленска, особенно в центре - на совмещенном полотне, что негативно отражается на регулярности движения. При этом, диспотическая служба пытается сохранить движение на действующем участке, организовывая оперативные развороты, поэтому встретить следующий не туда куда надо трамвай в Смоленске обычное дело.
Подвижной состав
В Смоленске имеется 65 вагонов разных моделей. Самый популярный тип подвижного состава это вагоны 71-619К Усть-Катавского завода. В городе 20 вагонов 2000-2004 годов, поступивших после работы в Москве в 2018 году. Удивительно, что в отличие от других городов, где работают старые московские вагоны, в Смоленске они все на ходу и чувствуют себя на улицах бодрячком, и выглядят вполне не плохо. Благо в том, что в городе уже давно эксплуатируется уральская техника.
Второй по массовости тип подвижного состава - вагоны 71-608КМ. В городе 15 вагонов 1995-2000 годов. Среди них 5 вагонов, исконно смоленские и 10 штук поступили из Москвы в 2018 году. Так же все вагоны на ходу и регулярно работают на маршрутах. Выглядят они для своего возраста вполне неплохо, при этом интересно, что в ходе эксплуатации смоленские вагоны перекрасили с оранжевого цвета под московские вагоны: белые с синими полосами и серой юбкой.
В 2010-2011 годах были приобретены низкопольные трамваи 71-623. 12 вагонов модификации 71-623-01 и 7 вагонов модификации 71-623-00. Все вагоны сохранились в заводской оранжевой окраске.
В городе осталось 3 рабочих вагона модели 71-605 1988 года постройки, а так же 1 вагон модели 71-605А 1991 года выпуска.
Так же имеется 3 вагона модели 71-608К 1993 года постройки.
Так же в Смоленске есть 2 низкопольных вагонов белорусского производства БКМ-620103. Они построены в 2012 году. Из-за неисправностей оба вагона не работали с 2015 года. Одно время Смоленского МТТП хотело их продать, но желающих приобрести нерабочую технику так и не нашлось, в итоге летом 2021-ого один из БКМов оживили, правда за счет другого вагона.
Среди не массовых вагонов в Смоленске есть 1 вагон ЛМ-93, построенный в 1999 году. С 2018 года вагон не работает, а оставшиеся 3 сородича были списаны в 2017 году.
Так же в Смоленском трамвайном парке имеется 1 вагон модели ЛМ-99К 2001 года постройки. Второй вагон был списан в 2017 году, по факту не работавший с 2015 года.
Оплата проезда
Проезд в смоленских трамваях оплачивается кондуктору, как и положено оплата осуществляется через терминал. Стоимость 1 поездки 25 рублей. Проезд можно оплатить как наличными, так и банковской картой. Так же имеются разные виды проездных, в том числе и льготные для студентов, школьников и пенсионеров.
***
По сравнению с другими трамвайными системами областных центров России Смоленский трамвай выглядит явным бодрячком. Во первых в городе имеются относительно новые низкопольные вагоны, которые составляют как минимум половину выпуска на маршруты, при этом они практически все на ходу, что уже неплохо. В городе много вагонов, поступивших из Москвы, причем как 71-619К, так и 71-608КМ работают на маршрутах без особых простоев. Понятно, что вагоны 71-619К явно лучше и по ходовым характеристикам и по салону, что положительно сказывается на имидже трамвая. Да даже более старые 71-608К и 71-605 выглядят более-менее прилично: внешне все покрашены, стекла вставлены, салоны так же чистые и опрятные.
Так же в городе постоянно ведется ремонт пути, что позволяет держать его на более менее приличном уровне. Каждый год городская администрация старается выделить средства на ремонт определенного участка пути. Благодаря этому трамваи едут плавно с приличной скоростью, хотя конечно местами пути в довольно плохом состоянии, но я думаю со временем и здесь приведут пути в порядок.
Одной из проблем трамвая можно назвать, то, что часть линий, особенно в центре города проложена на совмещённом полотне, что отражается негативно на регулярности движения. Хотя, благодаря налаженной работе диспетчерской службы вагоны оперативно разворачиваются не вставая в заторы. За время поездки заторов из трамваев на линии замечено не было.
Как уже выше говорилось, интервалы на маршрутах не равномерные, но в центральной части города они ходят довольно таки часто. От больших интервалов страдают жители Ситников, у маршрута №4 бывают провалы в расписании до 20 минут. Трамваи так же ходят по российским меркам долго: примерно с 5:30 до 23:30. Благодаря адекватному интервалу трамваи в Смоленске не ходят пустыми, примерно всегда со стабильно среднем пассажиропотоком, а иногда и даже более большим. Особенно загруженное направление - это линия в район улицы Петра Алексеева, сюда ходят 2 маршрута (№ 2 и 4) и в них всегда много пассажиров.
К сожалению, аудиоинформаторы работают только в современных трамваях 71-623, в остальных вагонах остановки не объявлялись.
Вначале 2000-х годов трамвайная сеть потеряла важную линию по центральной Большой Советской улице, которая напрямую соединяла северные и южные районы. Здесь даже вне часа пик двухвагонные поезда ходили переполненными, теперь же пассажирам что бы добраться на трамвае к Вокзалу приходится делать большой крюк через улицу Багратиона.
Смоленский трамвай занимает важную нишу в транспортных перевозках города и наряду с троллейбусом, по факту единственные адекватные средства передвижения (на фоте толп маршруток-газелей). По сравнению со многими другими провинциальными городами России трамвай в Смоленске середнячок, что уже радует.
Спасибо, что дочитали статью до конца, не забывайте подписаться на канал, что бы не пропустить новые статьи.
Почитайте другие статьи о трамвайных системах России: