Продолжаем знакомится с общественным транспортом чешской столицы - Праги, сегодня у нас на очереди - трамвай.
Пражский трамвай - один из лидирующих видов транспорта, он занимает 2 место по пассажиропотоку после метрополитена. Трамвайная сеть очень большая - рельсы расползлись практически по всему городу от центра до дальних окраин.
История
История трамвая в Праге началась в 1875 году после организации движения конно-железных дорог. Первая линия соединила район Карлин и Национальный театр через Национальный проспект. Линия конки принадлежала бельгийскому предпринимателю Э. Оттлет. К 1883 году коночная сеть достигла 19 км.
В 1891 году открылась первая линия электрического трамвая - она была выставочная и соединяла павильоны Юбилейной выставки и фуникулера. Трамвай продолжил развитие и дальше - строились новые линии. В 1898 году Транспортное предприятие Праги выкупило конку и с этого момента началась перестройка коночных линий в трамвайные. Перестройка конки в трамвай закончилась к 1905 году. В 1907 году в городе уже было 55 км пути и 17 маршрутов.
С началом Первой мировой войны трамвай начал использоваться как грузовой и санитарный - для перевозки раненых. Из-за нехватки персонала 9 линий не действовали. К довоенному уровню трамвай вернулся только в 1921 году.
После войны трамвай продолжил свое развитие - строились линии в новые районы города: Дейвице, Нусле, Жижков, Губочепы. К 1927 году длина линий превысила 100 км.
С началом Второй мировой войны трамвай был переведен с левостороннего на правостороннее движение. С началом оккупации города немцами трамвай стал работать круглосуточно, интенсивность движения не уменьшалась. С 18 января 1945 года из-за бомбардировок Праги отменено ночное движение, а с 5 мая - движение трамваев в принципе. Восстанавливаться оно началось только с 17 мая.
После войны при реконструкции улиц и ремонте трамвайных линий рельсы обосабливались. Но и это не спасало - трамвай застревал в пробках в центре города. Поэтому было принято решение о строительстве подземного трамвая, которое началось в 1966 году. Но уже в 1967 году вместо трамвая решено было строить метро, построенный туннель стал частью линии С, открытой в 1974 году.
При этом, трамвай начал закрываться и в центре Праги - в 1960 году закрыта однопутная линия в районе Староместской площади. С момента открытия метро пражский трамвай прекратил развитие - в новые районы открывались автобусные линии, и даже рассматривался вариант полной замены городского трамвая на автобус. Кроме того, трамвай начал исчезать в центре города и дальше - закрыты линии на Панкраце, Вацлавской площади, Флоренце, Прикопе и другие.
Не смотря на закрытие ряда линий, трамвай в Праге выполнял ключевую роль в перевозках - до 30% пассажиров пользовались трамваем. С конца 1980-х годов трамвай вновь оценивается как современный скоростной и экологически чистый транспорт, из-за чего вновь строятся новые линии - в районы Ржепы, Пальмовки, Охрада, Модржаны. В 2000-е годы трамвай развивается дальше - строится скоростная линии в Сидлиште-Баррандов, в 2008 году открыта линия по Радлице, а в 2011 году - до конечной Подбаба. До 2023 года планируется построить еще 5 линий, в том числе вернуть трамвай на Вацлавскую площадь.
Описание
Трамвайная сеть в Праге - обширная, линии расходится в разные направления от центра города. Линии проходят по всем крупным магистралям города и доставляют пассажиров во все районы Праги.
Трамвайные пути в центре как правило на совмещенном полотне, в новых районах - обособленные. Причем в центре города трамваи умудряются протиснуться в узких местах, под разными арками и т.п.
Трамвайные линии на совмещенном полотне выложены брусчаткой, на обособленных линиях - либо открытая рельсо-шпальная решетка, либо засажена газоном.
Все линии обслуживаться 8 трамвайными депо. А для ремонта вагонов имеются Центральные мастерские.
Колея сети - стандартная европейская - 1435 мм. Длина линий - 142 км
Маршрутная сеть
Сейчас в Праге работает 25 дневных маршрутов, 9 ночных, 1 ретро и 1 ностальгический маршруты.
Дневные маршруты работают с 4 утра до 1 ночи. Интервалы движения чаще всего составляют 7-15 минут, в позднее вечернее время - 20 минут. На наиболее напряженных маршрутах (№ 9, 17, 22) интервалы сокращены до 3-4 минут. Ряд маршрутов работают только по будням в часы пик ( № 4 и 21). До 20.00 работает маршрут № 24. Самый загруженный маршрут города № 22 - за день он перевозит по 133 тысячи пассажиров.
Ностальгический маршрут № 23 от Краловки до Звонаржки - на нем работают трамвайные вагоны 50-х-60-х годов - Татра Т2 и Татра Т3.
Ретро маршрут № 41 работает по отдельному расписанию и по отдельному тарифному меню - он следует от музея общественного транспорта в депо Стршешовице до выставочного комплекса Выставиште. На нем работают вагоны начала 20 века - Ringhoffer.
В городе так же работают 9 ночных маршрутов с интервалом 30 минут, по пятницам и субботам - с интервалом 20 минут.
Маршрутная сеть построена по диагональному, беспересадочному принципу. Из одного конца города можно попасть в другой через центр. Сеть линий как в центре, так и на окраинах города очень плотная. Как правило по одной линии проходит не менее 2 маршрутов, в итоге суммарный интервал маршрутов на одном направлении - не более 4 минут.
Крупным транспортным узлом можно назвать Карлову площадь - здесь сходятся 7 маршрутов и станция метро линии В. 7 маршрутов так же например, встречается у станции метро "Градчанская". И таких место довольно много в Праге.
Подвижной состав
Чехия - родина легендарного трамвая "Татра" и одной из самых массовых вагонов - Tatra T3. Логично, что и в чешской столице Татр предостаточно, хотя они уже уступили место современным низкопольникам.
Сейчас подвижной состав представлен различными трамваями, как современными, так и старыми, в том числе и Татрами, прошедшими модернизацию. Всего в трамвайном парке Праги числится 841 вагон.
Больше всего вагонов работающих в Праге - это Tatra T3R.P. Эти трамваи модернизированы в 2001-2010 годах из старых вагонов Tatra T3 70-80-х годов выпуска. Внешний дизайн и кузов был сохранен от оригинальных вагонов. Вагоны оборудованы современной ТрСУ фирмы TV-Progress. Обновлен интерьер вагона, установлены новые мягкие сиденья. На трамваи установлены электронные маршрутоуказатели. Всего в городе 314 подобных вагонов.
Новые трамваи представлены вагонами Škoda 15T ForCity Alfa - это 3-х секционные полностью низкопольные трамваи, созданный корпорацией Škoda Transportation и выпускавшиеся специально для Праги в 2009-2019 годах. Всего в город было поставлено 250 таких трамваев. Главной особенностью таких вагонов является то, что они оборудованы специальными тележками, расположенными под узлами сочленения, благодаря чему, места в пассажирском салоне трамвая становиться больше. Для Праги за годы производства выпущено 10 различённых модификаций, мало отличающихся между собой.
Второй по массовости трамвай - Tatra KT8D5R.N2P. Это 3-х секционный трамвай с низкопольный средней секцией, имеет 2 кабины управления и двери с двух сторон. Трамваи Tatra KT8D5R.N2P - это результат модернизации полностью высокопольных трамваев Tatra KT8D5 в 2004-2020-х годах вагонов 1980-х годов выпуска. При модернизации меняется не только средняя секция, но устанавливается современное электрооборудование, электронные маршрутоуказатели, обновляется интерьер салона. Интересно и то, что для Праги были модернизированы не только свои вагоны, но и из Германии и Венгрии. Всего в городе 64 таких вагона. При этом модернизация продолжается. В Центральные мастерские поступила партия старых Tatra KT8D5 из венгерского Мишкольца.
Еще один трамвай от Škoda - Škoda 14T Elektra. Их на улицах Праги всего 56 штук. Поставлялись в 2005-2008 годах. Трамвай Škoda 14T Elektra - 5-и секционный. 6-и осный, частично низкопольный. Среди пассажиров трамвай этой модели приобрел дурную славу, из-за высокого шума, узких проходов и отсутствия кондиционеров в салоне, и малого количества форточек. Так же вагоны Škoda 14T Elektra разрушают рельсы своими неповоротными тележками.
В 1996-1999 годах были собрано 18 трамваев Tatra T3M2-DVC. Они собирались из готовых кузовов трамваев Tatra T3SUCS, оборудовались TV1. По факту внешне практически не отличимы от классических Т3 - даже сиденья на Tatra T3M2-DVC остались оригинальные от "троек". На ряде вагонов были установлены электронные маршрутоуказатели.
Понятно, что на улицах чешской столицы еще можно встретить настоящие трамваи Татра Т3, среди них вагоны Tatra T3SUCS. Их сейчас осталось всего 16 штук, работают на маршрутов в составе поезда по СМЕ.
Всего 4 вагона Tatra T3M продолжают свою работу, они были модернизованы из оригинальных Tatra T3 в 1980-х годах с установкой ТИСУ TV-1. Работает на ностальгическом маршруте № 23.
Новые трамваи Tatra T3R.PV на основе Т3 строились в 2002-2006 годах - по факту "бумажная модернизация": официально вагоны модернизированы из старых Т3, по факту построены с нуля. Дизайн на таких трамваях сохранен от классической Татры, а вот интерьер и электрооборудование обновлено. Всего в городе 34 таких трамвая.
Вместо модернизации на основе Т3 в 2006-2009 и 2017 годах собирались новые трамваи Tatra T3R.PLF. По документам они проходили, как модернизация старых Tatra Т3 - по факту же вагоны строились с нуля. Главное отличие Tatra T3R.PLF - низкопольная площадка в районе средней двери. Дизайн и интерьер, такой же как и на Tatra T3R.P. Благодаря наличию на обоих вагонах идентичного оборудования чаще всего они ходят сцепленные в один поезд: Tatra T3R.PLF+Tatra T3R.P. В городе 35 вагонов Tatra T3R.PLF.
Практически прекратили свою работу на улицах Праги трамваи Tatra Т6А5. Все пражские вагоны этой модели построены в 1995-1997 годах. В отличие от классических Т3 имеют "угловатый" дизайн, раздвижные двери, электронные маршрутоуказатели, оборудованы ТИСУ. Большая часть вагонов после окончания эксплуатации была передана в города Украины. Сейчас на пражских улицах работает всего 3 трамвая Tatra Т6А5. Остальные 42 ждут передачи в другие города.
Интересно, что в Праге работает 2 трамвая модели Tatra T2R - модернизированных из вагонов Tatra T2 1958 и 1962 года выпуска. Оба вагона работают на ностальгическом маршруте № 23.
На ретро маршруте № 41 работают трамваи Ringhoffer DSM с прицепом, построенные в начале XX века.
Оплата проезда
Подробно о системе оплаты проезда мы писали в обзорной статье про общественный транспорт Праги. Билеты необходимо приобретать в автоматах и в табачных киосках. Все билеты на общественный транспорт повременные - 30 минут (24 кроны), 90 минут (32 кроны), сутки (160 крон), 3 суток (310 крон). При входе в трамвай билет необходимо пробить в специальном компостере - на нем печатается дата и время - начало проездки. Пассажиру необходимо не проворонить окончание временного промежутка, для этого в салонах трамваев установлены часы. За просрочку билета и вообще безбилетный проезд назначается штраф - 1500 крон. А контролеры в пражских трамваях все же бывают, и не редко.
Впечатления
Трамвайная система Праги - одна из немногих в Европе сохранилась в своих больших масштабах, такие города можно пересчитать по пальцам. Благодаря расширенной сети трамвай является ведущим видом наземного транспорта в год он перевозит 375 миллионов пассажиров.
Не смотря на то, что часть трамвайных линий проложены на совещенном полотне трамвай работает как часы, четко и по графику. На каждом остановочном пункте вывешено поминутное расписание движение трамваев. Кроме расписания на остановках имеются специальные табло, показывающее время прибытия ближайшего трамвая.
Остановки на обособленном, и даже на совещенном полотне - имеют высокие платформы вровень со ступеньками. В Праге готовы пожертвовать автомобильной полосой ради безопасности пассажиров.
Несмотря на то что большинство трамваев это модернизированные "Татры" - все они новые с современным электрооборудованием. Главный их недостаток - высокопольность. Часть вагонов модернизированы с установкой средней низкопольной площадки. Чаще всего трамвайные поезда на маршрутах сцеплены таким образом, что либо моторный, либо прицепной вагон - с низкопольной площадкой. Сейчас полностью высокопольных поездов практически не возможно встретить, разве что на ностальгическом маршруте № 23. Работают на городских маршрутах и современные "червяки" - многосекционные трамваи.
Все вагоны трамвая в Праге чистые, красивые - но граффитчки не обошли стороной и этот город - в салонах трамваях можно встретить изрисованные спинки сидений.
Все трамваи следуют с большой скоростью, благодаря идеальным трамвайным путям. При этом большого шума даже от старых Татр не услышать - это тоже благодаря отличным трамвайным рельсам, которые не только вовремя ремонтируют, но и умеют правильно и своевременно обслуживать.
Благодаря временной тарифной политике пассажир может бесконечное количество раз пересаживаться с трамвая на трамвай добираясь до места назначения. Времени на это много не тратиться - ведь все трамваи ходят часто и четко по расписанию. Высокая интенсивность движения, но при этом отсутствие трамвайных заторов говорит о правильно спланированной маршрутной сети: маршруты не дублируют друг друга. отправляться от конечных пунктов в полуинтервале, что не создает трамвайные пробки.
Я уже не говорю про такую простую вещь, как работающий аудиоинформатор. Он работает в любом городском трамвае - объявления четкие и понятные. Современные трамваи оборудованы табло, показывающее название остановки и маршруты транспорта на которые на данной остановке можно пересесть - это необходимо пассажирам, т.к. маршрутная система нацелена на пересадки между маршрутами и видами транспорта. В старых и модернизированных трамваях имеются табло, показывающее месторасположение трамвая и ближайшие остановки.
Хороша идея с ностальгическим маршрутом № 23 - где работают только чешские "Татры". При этом это не экскурсионный маршрут, а обычный городской и довольно напряженный. Просто подвижной состав тут собран одного типа. Вот бы в Москве сделали таким легендарный маршрут "А" по Бульварному кольцу - с использованием только классических трамваев Tatra T3 - но это лишь мечты.
Поездка на пражском трамвае -доставляет истинное удовольствие, не только транспортному любителю, но и обыкновенному пассажиру - ибо здесь все организовано для человека, а не ради прибыли.
P.S.
Любовь к трамваю чехов видно во всем - и трамвай-кафе на Вацлавской площади не исключение. Кафе сделано из двух списанных вагонов Ringhoffer DSM конца 1920-х годов. Это кафе в центре площади напоминает о когда-то существовавшей здесь трамвайной линии. Которую кстати к 2022 году хотят здесь восстановить.
И напоследок еще фотографий пражского трамвая
Спасибо за то, что дочитали статью до конца. Подписывайтесь на канал, что бы не пропустить что нибудь интересное.
Другие статьи о транспортных системах мира:
Общественный транспорт Санкт-Петербурга