Найти в Дзене
Транспортная планета

ЛМ-33 и ЛП-33 - на маршруте "Американка"!

Оглавление

Доброго времени суток, дорогие друзья! Сегодня познакомимся с одним из легендарным ленинградским трамваем, а точнее двумя - моторным ЛМ-57 и прицепным ЛП-33. Трудно представить, но эти трамваи работали на улицах Ленинграда с 1933 по 1979 год!

1974 г., г. Ленинград, ул. Академика Лебедева, маршрут № 53, поезд из вагонов ЛМ-33 и ЛП-33, фото: https://pastvu.com/p/128255
1974 г., г. Ленинград, ул. Академика Лебедева, маршрут № 53, поезд из вагонов ЛМ-33 и ЛП-33, фото: https://pastvu.com/p/128255

История

В конце 20-х годов XX века парк ленинградского трамвая полностью состоял из двухосных вагонов. Это были дореволюционные вагоны Brash, советские МС, МС-2 и т.п. В связи с активным ростом города, развитием трамвайной сети явно не хватало маловместительных двухосных вагонов. С 1926 года Коломенский завод выпускал четырехосный трамвайный вагон КМ, но почти все вагоны шли на закрытие потребностей Московского трамвайного хозяйства. Поэтому вполне здравой оказалась идея начать производить трамвайные вагоны самостоятельно.

В 1930-е годы инженер ленинградского трамвая Дмитрий Кондратьев отправился в США для изучения иностранного опыта в производстве трамвайных вагонов. Кстати именно Кондратьев разработал первый советский трамвай со стальным кузовом - МС. Ряд наработок из заграничной поездки легли в основу ЛМ-33 и ЛП-33. В частности за основу будущего ленинградского четырехосного вагона был взят трамвайный вагон Peter Witt. Эти вагоны впускались с 1928 года и зарекомендовали себя положительно. В отличие от вагонов предыдущих моделей Peter Witt был большей длины, имел 3 широких дверных проема, что позволяло пассажирам равномерно расходиться по салону. Трудно представить но такие вагоны до сих пор работают на улицах Милана.

г. Милан, вагон Peter Witt, маршрут № 19
г. Милан, вагон Peter Witt, маршрут № 19

Советский вагон мало чем отличался от американского. Главное отличие - более узкий кузов вагона. Даже планировка и отделка салона ЛМ-33 была аналогичной Peter Witt. Да и сам вагон внешне его напоминал до самых мелочей.

1970 г., г. Ленинград, Лиговский проспект, поезд из вагонов ЛМ-33 и ЛП-33, маршрут № 16, фото: https://pastvu.com/p/608018
1970 г., г. Ленинград, Лиговский проспект, поезд из вагонов ЛМ-33 и ЛП-33, маршрут № 16, фото: https://pastvu.com/p/608018

Первый поезд был построен в ремонтных мастерских трамвайного парка имени Леонова на Васильевском острове. Вагоны изначально имели название МА и ПА - "Моторный Американский" и "Моторный Прицепной". За это в народе и получили прозвище "Американка". Но со временем, видимо в идеологических причинах модель получила современное название - ЛМ-33 и ЛП-33. Но в народе они все же остались "Американками".

Интересно, что первые поезда еще больше напоминали американского прародителя, а так же устанавливались на тележки от вагонов КМ

1933-1940 г., г. Ленинград. Один из первых ЛМ-33 на тележках от вагона КМ, так же отличается отсутствием задней двери, фото: https://pastvu.com/p/128913
1933-1940 г., г. Ленинград. Один из первых ЛМ-33 на тележках от вагона КМ, так же отличается отсутствием задней двери, фото: https://pastvu.com/p/128913

После удачных испытаний на маршрутах ЛМ-33 и ЛП-33 начали серийно выпускаться, сначала в мастерских трамвайного парка имени Леонова, а с 1934 года - в Вагоноремонтных мастерских на Чугунной улице, впоследствии - Петербургском трамвайно-механическом заводе.

Серийное производство ЛМ-33 и ЛП-33 было свёрнуто с началом Великой Отечественной войны в 1941 году (по некоторым источником выпускались до 1939 года, но я склонен к первому варианту). Всего было построено около 230 вагонов. Все они работали на маршрутах северной столицы.

ЛМ-33 и ЛП-33 продолжили работу и после окончания войны. Рама вагонов, которые сильно пострадали в годы войны была использована при производстве вагонов ЛМ-47 и ЛП-47.

Вагоны ЛМ-33 и ЛП-33 работали на улицах Ленинграда до 1979 года, пережив на линиях даже более поздние ЛМ-47 и ЛП-47.

1967-1973 г., г. Ленинград, к/ст "Порт", поезд из вагонов ЛМ-47 и ЛП-47, маршрут № 14, фото: https://pastvu.com/p/310302
1967-1973 г., г. Ленинград, к/ст "Порт", поезд из вагонов ЛМ-47 и ЛП-47, маршрут № 14, фото: https://pastvu.com/p/310302

В музее городского транспорта Санкт-Петербурга сохранился поезд из вагонов ЛМ-33 и ЛП-33. Моторный вагон 1936 года выпуска, а прицепной - 1937 года.

г. Санкт-Петербург, Музей наземного транспорта, вагон ЛМ-33
г. Санкт-Петербург, Музей наземного транспорта, вагон ЛМ-33

По мотивам ЛМ-33 был создан вагон реплика для перевозки туристов на экскурсионном маршруте по Санкт-Петербургу.

г. Санкт-Петербург, Средний проспект В. О.,  вагон-реплика ЛМ-33, собран на базе вагона ЛМ-99АВН, маршрут № Т1
г. Санкт-Петербург, Средний проспект В. О., вагон-реплика ЛМ-33, собран на базе вагона ЛМ-99АВН, маршрут № Т1

Конструкция

Вагон строился на большой стальной несущей раме, на который устанавливался деревянный кузов, обитый стальными листами. Вагон имел 3 широких дверных проема. Двери - ширмовые, механические. Тележки сварной конструкции балансирного типа были выполнены с односторонним колодочным тормозом и двойным рессорным подвешиванием. На тележки установлено по 2 двигателя ПТ-30.

1974 г., г. Ленинград, Кировский мост, поезд из вагонов ЛМ-33 и ЛП-33, маршрут № 51, фото: https://pastvu.com/p/703961
1974 г., г. Ленинград, Кировский мост, поезд из вагонов ЛМ-33 и ЛП-33, маршрут № 51, фото: https://pastvu.com/p/703961

Салон вагона отделан вагонкой. Для увеличения вместимости установлены продольные скамейки. У средней двери установлено место для кондуктора. Вагон ЛМ-33 вмещал 178 пассажиров, в том числе в салоне имелось 49 мест для сидения. Кабина водителя отделалась от пассажирского салона, что для того времени было в новинку. В качестве токоприемника использовался бугель.

Вагон ЛП-33 отличался отсутствием кабины управления и электрооборудования.

1970 г., г. Ленинград, Московский проспект, поезд из вагонов ЛМ-33 и ЛП-33, фото: https://pastvu.com/p/980238
1970 г., г. Ленинград, Московский проспект, поезд из вагонов ЛМ-33 и ЛП-33, фото: https://pastvu.com/p/980238

***

Трамвайные вагоны ЛМ-33 и ЛП-33 безусловно стали важной вехой в истории отечественного трамваестроения. По сравнению с трамваями, которые до этого эксплуатировались на улицах Ленинграда и даже в других городах ЛМ/ЛП-33 оказались верхом комфорта по западному образцу: во первых впервые вагоновожатый имел свое отдельное место, отгороженное от пассажиров перегородкой, во вторых вместительный, правильно спланированный салон трамвая и в третьих ЛМ-33 и ЛП-33 имели простой, но при этом выразительный дизайн ставший образцом для трамвайных вагонов на долгие поколения.

1972 г., г. Ленинград, Петергофское ш., поезд из вагонов ЛМ-33 и ЛП-33, маршрут № 4, фото: https://pastvu.com/p/1150297
1972 г., г. Ленинград, Петергофское ш., поезд из вагонов ЛМ-33 и ЛП-33, маршрут № 4, фото: https://pastvu.com/p/1150297

Безусловно, появление на улицах Ленинграда ЛМ-33 и ЛП-33 во многом решило транспортную проблему. Такой трамвайный поезд за раз мог увести 300 пассажиров! Поэтому неудивительно, что 33-ие ставили на самые напряженные маршруты, именно проверенные и вместительные поезда из ЛМ-33 и ЛП-33 открывали трамвайное движение в районы новостроек в 1960-е годы.

1974 г., г. Ленинград, к/ст "Суздальский проспект", поезд из вагонов ЛМ-33 и ЛП-33, маршрут № 51, фото: https://pastvu.com/p/127413
1974 г., г. Ленинград, к/ст "Суздальский проспект", поезд из вагонов ЛМ-33 и ЛП-33, маршрут № 51, фото: https://pastvu.com/p/127413

А высокое качество позволило им пережить даже пережить более поздние модели. Трудно представить, но ЛМ-33 и ЛП-33 проработали на линии 46!!! лет. "Американка" оказалась настолько народным трамваем, что 18 марта 1979 года в последний день работы ЛМ/ЛП-33 на маршрутах города был организован прощальный рейс. Несомненно ЛМ-33 и ЛП-33 стал символом ленинградского - петербургского трамвая. И поэтому экскурсионные поездки на маршруте "Первый туристический" организованы именно на реплике ЛМ-33.

1945-1950 г., г. Ленинград, Звенигородская ул., поезд из вагонов ЛМ-33 и ЛП-33, маршрут № 9, фото: https://pastvu.com/p/118893
1945-1950 г., г. Ленинград, Звенигородская ул., поезд из вагонов ЛМ-33 и ЛП-33, маршрут № 9, фото: https://pastvu.com/p/118893
1960 г., г. Ленинград, Садовая ул., поезд из вагонов ЛМ-33 и ЛП-33, маршрут № 3, фото: https://pastvu.com/p/1827452
1960 г., г. Ленинград, Садовая ул., поезд из вагонов ЛМ-33 и ЛП-33, маршрут № 3, фото: https://pastvu.com/p/1827452
1956-1959 г., г. Ленинград, у Технологического института, маршрут № 3, поезд из вагонов ЛМ-33 и ЛП-33, фото: https://pastvu.com/p/549465
1956-1959 г., г. Ленинград, у Технологического института, маршрут № 3, поезд из вагонов ЛМ-33 и ЛП-33, фото: https://pastvu.com/p/549465

На сегодня все!

Спасибо, что дочитали статью до конца! Подписывайтесь на канал, что бы не пропустить новые статьи!

Почитайте другие статьи о трамвайных вагонах:

Трамвайные вагоны | Транспортная планета | Дзен