Доброго времени суток, дорогие друзья! Сегодня познакомимся с одним из легендарным ленинградским трамваем, а точнее двумя - моторным ЛМ-57 и прицепным ЛП-33. Трудно представить, но эти трамваи работали на улицах Ленинграда с 1933 по 1979 год!
История
В конце 20-х годов XX века парк ленинградского трамвая полностью состоял из двухосных вагонов. Это были дореволюционные вагоны Brash, советские МС, МС-2 и т.п. В связи с активным ростом города, развитием трамвайной сети явно не хватало маловместительных двухосных вагонов. С 1926 года Коломенский завод выпускал четырехосный трамвайный вагон КМ, но почти все вагоны шли на закрытие потребностей Московского трамвайного хозяйства. Поэтому вполне здравой оказалась идея начать производить трамвайные вагоны самостоятельно.
В 1930-е годы инженер ленинградского трамвая Дмитрий Кондратьев отправился в США для изучения иностранного опыта в производстве трамвайных вагонов. Кстати именно Кондратьев разработал первый советский трамвай со стальным кузовом - МС. Ряд наработок из заграничной поездки легли в основу ЛМ-33 и ЛП-33. В частности за основу будущего ленинградского четырехосного вагона был взят трамвайный вагон Peter Witt. Эти вагоны впускались с 1928 года и зарекомендовали себя положительно. В отличие от вагонов предыдущих моделей Peter Witt был большей длины, имел 3 широких дверных проема, что позволяло пассажирам равномерно расходиться по салону. Трудно представить но такие вагоны до сих пор работают на улицах Милана.
Советский вагон мало чем отличался от американского. Главное отличие - более узкий кузов вагона. Даже планировка и отделка салона ЛМ-33 была аналогичной Peter Witt. Да и сам вагон внешне его напоминал до самых мелочей.
Первый поезд был построен в ремонтных мастерских трамвайного парка имени Леонова на Васильевском острове. Вагоны изначально имели название МА и ПА - "Моторный Американский" и "Моторный Прицепной". За это в народе и получили прозвище "Американка". Но со временем, видимо в идеологических причинах модель получила современное название - ЛМ-33 и ЛП-33. Но в народе они все же остались "Американками".
Интересно, что первые поезда еще больше напоминали американского прародителя, а так же устанавливались на тележки от вагонов КМ
После удачных испытаний на маршрутах ЛМ-33 и ЛП-33 начали серийно выпускаться, сначала в мастерских трамвайного парка имени Леонова, а с 1934 года - в Вагоноремонтных мастерских на Чугунной улице, впоследствии - Петербургском трамвайно-механическом заводе.
Серийное производство ЛМ-33 и ЛП-33 было свёрнуто с началом Великой Отечественной войны в 1941 году (по некоторым источником выпускались до 1939 года, но я склонен к первому варианту). Всего было построено около 230 вагонов. Все они работали на маршрутах северной столицы.
ЛМ-33 и ЛП-33 продолжили работу и после окончания войны. Рама вагонов, которые сильно пострадали в годы войны была использована при производстве вагонов ЛМ-47 и ЛП-47.
Вагоны ЛМ-33 и ЛП-33 работали на улицах Ленинграда до 1979 года, пережив на линиях даже более поздние ЛМ-47 и ЛП-47.
В музее городского транспорта Санкт-Петербурга сохранился поезд из вагонов ЛМ-33 и ЛП-33. Моторный вагон 1936 года выпуска, а прицепной - 1937 года.
По мотивам ЛМ-33 был создан вагон реплика для перевозки туристов на экскурсионном маршруте по Санкт-Петербургу.
Конструкция
Вагон строился на большой стальной несущей раме, на который устанавливался деревянный кузов, обитый стальными листами. Вагон имел 3 широких дверных проема. Двери - ширмовые, механические. Тележки сварной конструкции балансирного типа были выполнены с односторонним колодочным тормозом и двойным рессорным подвешиванием. На тележки установлено по 2 двигателя ПТ-30.
Салон вагона отделан вагонкой. Для увеличения вместимости установлены продольные скамейки. У средней двери установлено место для кондуктора. Вагон ЛМ-33 вмещал 178 пассажиров, в том числе в салоне имелось 49 мест для сидения. Кабина водителя отделалась от пассажирского салона, что для того времени было в новинку. В качестве токоприемника использовался бугель.
Вагон ЛП-33 отличался отсутствием кабины управления и электрооборудования.
***
Трамвайные вагоны ЛМ-33 и ЛП-33 безусловно стали важной вехой в истории отечественного трамваестроения. По сравнению с трамваями, которые до этого эксплуатировались на улицах Ленинграда и даже в других городах ЛМ/ЛП-33 оказались верхом комфорта по западному образцу: во первых впервые вагоновожатый имел свое отдельное место, отгороженное от пассажиров перегородкой, во вторых вместительный, правильно спланированный салон трамвая и в третьих ЛМ-33 и ЛП-33 имели простой, но при этом выразительный дизайн ставший образцом для трамвайных вагонов на долгие поколения.
Безусловно, появление на улицах Ленинграда ЛМ-33 и ЛП-33 во многом решило транспортную проблему. Такой трамвайный поезд за раз мог увести 300 пассажиров! Поэтому неудивительно, что 33-ие ставили на самые напряженные маршруты, именно проверенные и вместительные поезда из ЛМ-33 и ЛП-33 открывали трамвайное движение в районы новостроек в 1960-е годы.
А высокое качество позволило им пережить даже пережить более поздние модели. Трудно представить, но ЛМ-33 и ЛП-33 проработали на линии 46!!! лет. "Американка" оказалась настолько народным трамваем, что 18 марта 1979 года в последний день работы ЛМ/ЛП-33 на маршрутах города был организован прощальный рейс. Несомненно ЛМ-33 и ЛП-33 стал символом ленинградского - петербургского трамвая. И поэтому экскурсионные поездки на маршруте "Первый туристический" организованы именно на реплике ЛМ-33.
На сегодня все!
Спасибо, что дочитали статью до конца! Подписывайтесь на канал, что бы не пропустить новые статьи!
Почитайте другие статьи о трамвайных вагонах: