Сегодня познакомимся с одним из самых неоднозначных проектов Усть-Катавского вагоностроительного завода - 71-608. Во многих городах их предшественники 71-605 все еще работают, а более новые трамваи серии 71-608 уже списаны.
История
В конце 1980-х крупнейших советский трамвайный завод продолжал выпускать трамвайный вагон 71-605, который производился ашь с 1969 года. Причем в конструкции особых изменений не было. После распада СЭВ в СССР прекратились поставки чехословацких трамваев Tatra T3 и десяткам городов, которые закупали "Татры" требовался современный, качественный трамвайный вагон на смену чехов. Кроме того и современные разработки в области электроники требовали отказаться от классической системы управления - РКСУ на более экономичную - ТИСУ.
Хотя разработка нового трамвая 71-608 началась еще в 1983 году, первые два вагона были собраны только в 1988 году. Вагоны имели так же прямоугольный кузов, внешне напоминавший предшественника. Главным конструктивным изменением, по сравнению с производившимся 71-605 стало наличие 4-х дверных проемов с двумя створками раздвижной двери. На 71-605 тяжелые створки двери часто ломались - это было одно из главных недостатков 5-ой модели. За счет уменьшения створки и облегчения ее веса на 71-608 такой проблемы не должно было быть. Изменения коснулись и системы управления. На него была установлена ТИСУ.
Но в серию все же пошел вариант трамвая с классической РКСУ. С 1989 года началось производство 71-608К. С 1994 года конструкция модели была усовершенствована, так появился вагон 71-608КМ, который продержался на конвейере вплоть до 2007 года. И выпускался паралельно с более современными трамваями 71-619К и 71-619КТ.
Среди мелкосерийных модификаций выделятся стажерские вагоны, или например вагоны для скоростного трамвая. Но об этом ниже.
Модификации
За свою 19 -летнюю историю трамваи серии 71-608 выпускались в нескольких модификациях. Так же ряд моделей были созданы на базе "608-ых".
Опытная партия из 2-х трамваев 71-608 создана в 1988 году. Оборудованы ТИСУ. Оба вагона проходили испытания в Твери, с 1993 года работали в трамвайном депо имени Русакова в Москве, чаще всего 46-ом маршруте. Списаны в 2007 году.
С 1990 года серийно выпускался вагон 71-608К, отличавшийся установкой РКСУ. Производились до 1994 года. Построено 892 вагона. Работают в Челябинске, Днепре, Новокузнецке, Павлодаре, Кривом Роге, Уфе, Златоусте, Томске, Иркутске, Череповце, Саратове, Улан-Удэ, Смоленске, Туле, Салавате, Таганроге, Бийске, Владивостоке, Новотроицке, Николаеве, Нижнем Новгороде, Краснодаре. Из-за большого возраста в части городов 71-608К были выведены из эксплуатации: Ростов-на-Дону, Астрахань, Ульяновск, Ангарск, Москва, Кемерово, Рязань, Ташкент, Шахты, Нижний Тагил, Прокопьевск, Коломна, Ногинск, Мариуполь, Хабаровск, Темиртау, Магнитогорск, Тверь, Дзержинск, Липецк, Иваново, Ярославль, Усолье-Сибирское, Каменское, Пермь, Томск, Красноярск, Липецк, Владикавказ, Казань, Омск.
Основным покупателем 71-608К оказалась столица. Но из-за проблем с габаритами они не влезали в дореволюционные депо. В связи с этим по заказу "Мосгортранса" был создан трамвай 71-608КМ с зауженным передком, который устанавливался ранее на вагоны для скоростного трамвая 71-611. Благодаря этому обновленные вагоны оказались внешне более привлекательные, а так же влезли на ряд канав депо имени Апакова. Так же на 71-608КМ был модернизирован привод дверей: вместо цепного - он стал реечный. С 1994 по 2007 год завод произвел 599 вагонов. 71-608КМ продолжают работать на улицах Иркутска, Новосибирска, Перми, Витебска, Златоуста, Новокузнецка, Павлодара, Томска, Смоленска Челябинска, Кривого Рога, Саратова, Омска, Уфы, Иркутска, Днепра, Бийска, Новотроицка, Магнитогорска, Нижнего Тагила, Нижнего Новгорода, Каменского, Смоленска, Коломны, Орска, Витебска, Хабаровска, Усолья-Сибирского, Салавата, Нижнекамска, Улан-Удэ, Набережных Челнов, Череповца, Волчанска. Списаны в Москве, Новочеркасске, Казани, Таганроге, Ногинске, Ташкенте, Прокопьевске, Кемерове, Твери, Астрахани.
Традиционно к 608-ой серии относят трамваи и других моделей, выполненых в кузове 71-608. Сейчас подробнее познакомимся с ними.
В 1990 году по заказу Крворожского трамвая началась разработка специального поезда для работы на скоростных линиях. За основу конструкторы взяли серийный трамвай 71-608. В 1992 году завод собрал 2 вагона модели 71-611. Они имели двери по обоим сторонам, сцеплялись хвостами и работали по принципу тени-толкая. Уже в 21 веке такой же принцип будет применен на вагонах 71-623-03. Поезд проходил испытания на скоростном трамвае Волгограде, но из-за ряда проблем были переделаны в односторонние и работали в составе СМЕ на обычных маршрутах. С 2005 года работают в городе Волжский. В 1993 году завод собрал еще два вагона 71-611, они успешно прошли испытания на скоростном трамвае Кривого Рога, где продолжают свою работу. В 1993-1995 году завод построил 3 трехвагонных поезда. Кроме двух обычных вагонов 71-611 к ним прибавился еще один промежуточный вагон 71-611П, не имевший кабины управления. Многие наработки (дизайн, реечный привод дверей, усовершенствованное электрооборудование) впоследвии были использованы на серийных трамваях 71-608КМ. Всего завод выпустил 10 вагонов 71-611: 2 работают в Волжском, и 8 - в Кривом Роге. 3 вагона 71-611П находятся в так же в Крвиом Роге, но на линии не эксплуатируются.
В 1995 и 1997 году для Пятигорска выпущено 11 вагонов модели 71-615. Они отличаются от серийных 71-608КМ, только другой тележской - для колеи 1000 мм. Благодаря тому, что в Пятигорске межпутевое пространство широкое, имеется возможность использовать стандарные кузова на узкой тележке. Из 11 вагонов - 1 списан.
Специально для Москвы в 1994-1996 и 1999 годах УКВЗ собрал специальную стажерскую модификацию 71-608 - 71-617. Он отличается от серийных трамваев двумя креслами водителя и двумя пультами управления. Причем интересно, что 2 вагона 1994 года построены в кузве 71-608К, а остальные 10 в кузове 71-608КМ. Из 12 вагонов в Москве остался только 1, часть трамваев передана в Таганрог, Иркутск, Томск, Новосибирск. Остальные вагоны списаны.
В разные годы конструкторы УКВЗ разрабатывали различные вагоны на базе 71-608: 71-609 - с мономоторными тележками, 71-610- с модернизироваными тележками, 71-614 - активный прицеп. К сожалению, эти проекты так и не были реализованы.
Конструкция
Трамвай собран из металлического кузова. Рама - из стальных профилей. Кузов имеет 4 дверных проема: передная и задняя двери - узкие (1 створка), 2 средние двери - широкие (из 2-х створок). Двери - раздвижные. На против средних дверей - большая накопительная площадка.
В салоне трамвая 32 места для сидения - со стороны дверей - 2 сиденья в ряду; с противоположной стороны - по 1 сиденью. Трамвай вмещает до 197 человек. Освещение - люминсцентное, отопление - от печей, расположенных под сиденьями.
***
Серия трамваев 71-608 появилась на свет в сложный для страны период. На них применялась не совремеенная электроника, а простое проверенное времением электрооборудование. Да и сам вагон по своей конструкции не далеко ушел от трамвая 70-х - 71-605. Главными достоинствами 608-ых можно считать большое количество дверей, приятный внешный вид (особенно для 71-608КМ), более прочную раму и более приятный интерер. При этом благодаря свой простоте, вагон не прихотлив в работе и не требовал особых запчастей. Не зря ряд городов брали кузов 71-608КМ для модернизации старых 71-605.
Но во всем этом была и бочка дегтя - унаследованная проблема от 71-605 с дверным механизмом, который часто ломался, а так же пугал пассажиром своим громким гремящим звуком при открытии и закрытии дверей. Устаревшие тележки портили рельсы, а утановленная на трамваях РКСУ морально устарела еще несколько десятилетий назад. Среди проблем так же называют и низкое качество сборки 71-608. В ряди городов трамваи серии были списаны раньше предшественников 71-605, которые до сих пор трудятся на маршрутах.
Но нисмотря ни что еще сотни трамваев 71-608 еще трудяться на улицах городов России и не только.
Спасибо, что дочитали статью до конца! Подписыватесь на канал, что бы не пропустить новые статьи.
Почитайте другие статьи о трамвайных вагонах:
ЛМ-99АЭ - петербургский трамвай на московских рельсах
71-931 "Витязь" - современный российский трамвай
71-414 - российский трамвай из Польши
71-619 - трамвай рубежа тысячелетий
Легендарный чехословацкий трамвай Tatra T3
Модернизация трамваев Tatra T3 по московски