Сегодня познакомимся с одними из самых известных и легендарных трамвайных вагонов довоенной России. Вы их могли увидеть на традиционных московских трамвайных парадах. В знаменитом фильме "Место встречи изменить нельзя" все трамвайные сцены снималась именно в КМ. Образ трамвая 1930-х годов традиционно связан именно с этой моделью и его предшественниками.
История
До 20-х годов XX века в Российской империи и в СССР не было 4-х осных трамвайных вагонов. На маршрутах трамвайных городов работали дореволюционные 2-х осные вагоны как иностранного, так и отечественного производства. Понятно, что с ростом городов нужны были более вместительные и мощные вагоны.
В 1925 году Коломенский моторный завод начал проектирование первого в СССР 4-осного вагона. 1-ые два вагона КМ поступили в Кировское трамвайное депо Москвы в 1926 году. Серийный выпуск КМ началось в 1929 году на Коломенском и Сормовском заводах. Но с 1930-го года производство трамваев было полностью переносно на "Красное Сормово". Интересно, что первая партия вагонов для Москвы пришла без электрооборудования и использовалась в качестве прицепов, со временем силами депо на него устанавливалось оборудование. В Москве вагоны эксплуатировались на наиболее напряженных маршрутах и работали в составе поезда с более короткими прицепами М и С.
Серийное производство КМ было свёрнуто в 1935 году. Хотя в 1947-1950 году Сормовский завод построил несколько вагонов из сохранившихся деталей в целях загрузки предприятия, лившегося оборонного заказа.
Кроме Москвы - где было больше всего КМ, они работали в Баку, Коломне, Горьком, Орске, Свердловске и других.
В Москве КМ на маршрутах проработали вплоть до 1974 года, пережив целое поколение трамвайных вагонов МТВ-82.
Конструкция
Моторные 4-х осные вагоны КМ выпускались только для стандартной колеи 1524 мм. Вагон имел смешанную деревянно-металлическую конструкцию. Тележки держались на хребтовой балке, которая проходила через весь вагон. На балку нанизывался деревянный кузов.
Вагоны имели 2 поста управления, по две двери с обоих сторон. Он мог разворачиваться в тупике или на съезде благодаря простой смены поста управления. Изначально, место водителя не отделялась от салона и места для сидения отсутствовало. Двери нужно было открывать вручную.
В вагоне имелось 38 мест для сидения - деревянные скамейки, как в электричках: на против друг друга по одному ряду с каждой стороны. Не было в КМ и отопления. Освещение - в виде ламп накаливания без плафонов. Салон отделывался деревом, которое полировалось.
Тележки - клепаные, на каждой имелось по 2 двигателя ПТ-35. Электричество вагон получал от примитивного токоприемника типа бугель.
В ходе эксплуатации на КМ оборудовали отдельную кабину, убирали не нужный пост и заделывали лишние дверные проемы, двери автоматизировали за счет установки пневматики. На вагоны устанавливали 2ДСА с двигателями ДТИ-60 аналогичные вагонам МТВ-82.
Всего было построено порядка 236 вагонов типа КМ.
***
Безусловно, вагоны КМ нельзя назвать массовыми, они работали только в нескольких городах центральной части СССР. Но для периода 1930-40-х годов для Москвы трамваи КМ были верхом трамвайного совершенства. Главным его плюсом была большая вместимость, особенно по сравнению с дореволюционными Ф и т.п. Для быстрорастущего города, в котором трамвай был главным видом транспорта необходимы были большие вагоны.
Еще один из достоинств КМ называют его неприхотливость в эксплуатации и долговечность. Трудно представить, но в Москве КМ трудились вплоть до 1974 года. Для того периода времени КМ, работающий на одном маршруте вместе с новыми Татрами ТЗ выглядел полной архарикой.
Но было много и недостатков на трамваях КМ: отсутствие отопления в салоне, незакрывающиеся двери, отсутствие собственного места вагоновожатого.
Интересно, что КМ традиционно трудился на городских маршрутах с более маленькими прицепными вагонами М и С. Хотя и выпускался прицепной 4-х осный вагон КП, но он чаще работал с маленькими моторными вагонами БФ.
В России сохранилось 2 вагона типа КМ. Один - московский вагон № 2170 - постоянный участник трамвайных парадов. Он поступил в депо имени Апакова в 1930 году, с 1964 - в депо Русакова. С 1970 года переведен в служебные: использовался в качестве буксира вагона-путеизмерителя. В 1987 году - отреставрирован.
Второй вагон сохранился в Нижнем Новгороде - № 162 1935 года постройки.
Московский вагон - актер, его можно встретить в нескольких фильмах, показывающих эпоху 1930-1940-х годов: "Солнце светит всем" (1959 г.), "Место встречи изменить нельзя" (1979 г.), "Покровские ворота" (1982 г.), "Законный брак" (1985 г.), "Холодное лето 53-его" (1987 г.), "Женщины, которым повезло" (1989 г.) и др.
Фотографии взяты с замечательного сайта PastVu.
На сегодня все! Спасибо, что дочитали статью до конца! Подписывайтесь на канал, что бы не пропустить новые статьи.
Прочитайте другие статьи о трамвайных вагонах: