Сегодня познакомимся с послевоенным трамваем МТВ-82. Трамвай выпускался на Московском Тушинском авиазаводе № 82, за что и получил такое название - МТВ-82 (Московский ТрамВай завода № 82). Изначально планировалось, что эта модель будет выпускаться только для столицы, но в последствии стали поставляться и в другие города СССР, в первую очередь - в города центра страны.
История
После окончания Великой Отечественной войны необходимо было восстанавливать разрушенные трамвайные хозяйства и оснащать их новым подвижным составом. Так для провинциальных городов сборка двухосных трамвайных поездов КТМ-1 и КТП-1 была организована на Усть-Катавском вагоностроительном заводе, для Ленинграда производство трамваев ЛМ-47 и ЛП-47 было начато на Вагоноремонтом заводе. Выпуск трамваев для Москвы было решено организовать на Тушинском авиазаводе № 82, где с 1946 года было налажено производство троллейбусов МТБ-82. Для производства трамваев использовали "троллейбусный" кузов, благо их много оставалось от троллейбусного производства. Первые МТВ-82 вышли из цехов завода в 1947 году и начали поступать в трамвайное депо имени Баумана. Но в ходе эксплуатации стало понятно, что трамвай в троллейбусном кузове проходит далеко не во всех местах трамвайной сети. Поэтому с 1948 года завод начал производство вместо "широколобого" зауженную модификацию, ставшую массовой.
С 1949 года производство МТВ-82 было перенесено на Рижский вагоностроительный завод, в связи с возращением к выпуску оборонной продукции на Тушинском авиазаводе.
Производство МТВ-82 в Риге осуществлялось вплоть до 1961 года, когда ему на смену пришел трамвай собственной рижской разработки РВЗ-6.
Модификации
МТВ-82 выпускался всего в 2 модификациях. Первая серия "широколобых" трамваев, производилась в Тушино в 1947 году. В разных документах они имеют разное наименование, как МТВ-82А, так и без индекса "А". Мы что бы не путаться, так и будем их назвать "широколобыми". Всего было произведено 35 вагонов, все работали в Москве в трамвайном депо имени Баумана и эксплуатировались только на 25-ом и 52-ом маршрутах, так как на другие маршруты не могли попасть из-за широких габаритов.
В целях лишения проблемы "широких" габаритов с 1948 года было налажено производство "зауженных" МТВ-82. Эта серия стала массовой. С 1949 по 1961 год выпуск МТВ-82 был перенесен из Тушина в Ригу. Всего было построено 2125 вагонов. Больше всего МТВ-82 работало в Москве - 468 единиц, во всех депо, кроме Краснопресненского. При этом, ряд канав депо имени Апакова были специально реконструированы под них. В столице МТВ проработали вплоть до 1965 года. Кроме Москвы МТВ-82 работали в Киеве, Свердловске, Новосибирске, Смоленске, Одессе, Ногинске, Салавате, Хабаровске, Ангарске, Баку, Владивостоке, Волгограде, Воронеже, Днепропетровске, Донецке, Златоусте, Казани, Красноярске, Курске, Магнитогорске, Мариуполе, Горьком, Омске, Саратове, Уфе, Харькове, Карпинске и других.
Интересно, что в Риге МТВ-82 не проходил по габариту, и трамвайное предприятие покупало на родном Рижском заводе комплектующие и заужали кузов до нужных габаритов.
Конструкция
И так, что же из себя представляет трамвай МТВ-82? Рама вагона обшита алюминиевыми листами, прикреплёнными заклепками - наследие производства самолетов на Тушинском заводе. Отделка изнутри салона - фанера. Планировка салона 2+1, причем диваны расставлены друг-напротив друга. Дверных проема - 2: в начале и в конце вагона. Двери - двухстворчатые, ширмовые, между створок - перегородка. Тележки - двухосные. В качестве токоприемника использовался примитивный бугель. Система управления тяговыми двигателями - непосредственная. МТВ-82 имел большое количество пневмооборудования, благодаря которому работали тормоза, двери, стеклоочистители.
***
Трамвай МТВ-82 несмотря на свой внушительный вид имел один явный недостаток - не способность работать по СМЕ в составе поезда. На фоне активного жилищного строительства - это было очень критично. Да и сам вагон по техническому устройству был шагом назад - возвращаясь к трамваям 30-х годов. На нем вместо косвенной системы управления, массово устанавливавшихся на предвоенных трамваях М-38, по старинке ставили непосредственную систему управления - вагоноважатому поворачивать ручку контроллера нужно было с большим напряжением. Еще один явный недостаток для пассажира - 2 двери, в переполненном трамвае пробиться к выходу было большим испытанием.
Но тем не менее трамвай МТВ-82 работники парков и депо любили за высокое качество - по всей видимости это то же наследие авиационного производства Тушинского завода. МТВ-82 благодаря качественным тормозам без проблем могли работать на линиях с большими уклонами - например, в Москве на Рождественском бульваре, или на спусках к Волге в Горьком. Многие наработки, приименные на МТВ-82 Рижский вагоностроительный завод применил на сначала опытных, а затем серийных РВЗ-6, например - алюминиевая обшивка кузова, закрепленная заклепками, или обилие пневматики, даже планировка салона и количество дверных проемов на РВЗ-6 было аналогичным предшественнику МТВ-82.
Сейчас МТВ-82 из-за своего возраста уже давно не трудятся на городских маршрутах. Но увидеть их все же можно - МТВ-82 сохранились в ряде городов бывшего СССР: Москве, Нижнем Новгороде, Харькове, Екатеринбурге.
Фотографии взяты с замечательного сайта PastVu.
Спасибо, что дочитали статью до конца! Подписываетесь на канал, что бы не пропустить новые статьи.
Почитайте другие статьи о трамвайных вагонах:
ЛМ-99АЭ - петербургский трамвай на московских рельсах
71-931 "Витязь" - современный российский трамвай
71-414 - российский трамвай из Польши
71-619 - трамвай рубежа тысячелетий
Легендарный чехословацкий трамвай Tatra T3
Модернизация трамваев Tatra T3 по московски
Трамвай 71-608 - детище перестройки