Сегодня знакомимся с историей полунизкопольного трамвая от завода "Уралтрансмаш" - 71-407.
История
В 2009 году завод "Уралтрансмаш" продолжал выпуск двух своих серийных моделей 71-403 и 71-405. Современная ситуация на рынке требовала от екатеринбургских трамваестроителей создать вагон с низкопольной площадкой. На этот момент свои низкопольники уже серийно выпускал ПТМЗ, модель ЛМ-2008 серийно производилась с 2008 года; летом 2009 года свой низкопольник представил УКВЗ - 71-623. "Уралтрансмаш" первый образец своего низкопольника - 71-407, представил последним только в сентябре 2009 года в Нижнем Тагиле на выставке.
Заводская нумерация 71-407 - общая с моделью 71-405. Первый вагон получил № 126 и после участия в выставке в Нижнем Тагиле вернулся на завод. Обратно в Нижний Тагил поступил в феврале 2010 для прохождения испытаний. В июне вновь вернулся на завод, после чего проходил испытания в Перми на 7-ом маршруте в сентябре-октябре 2010 года. И наконец, в январе 2011 года поступил в Нижний Новгород, где успешно трудиться до сих пор.
Серийное же производство 71-407 началось только в 2012 году. Первые вагоны начали поступать в Нижний Новгород.
В 2014 году завод начал производство новой модификации 71-407-01, главным отличием которого стало измененная лобовая часть, изготовленная из композитных материалов. Производство "базовой" модификации 71-407 продолжалось до 2016 года, когда ее полностью заменили на обновленную версию.
В декабре 2020 года завод выпустил последний вагон серии, он поступил для работы в Омск. На замену 71-407 с 2018 года завод производит модель 71-412 с меньшим количеством ступенек при переходе из низкопольной части в высокопольную. Так же с 2018 года выпускается полностью низкопольный трамвай 71-415. Не смотря на то, что в 2020 году был произведен всего лишь один трамвай 71-407, завод "Уралтрансмаш" на своем сайте предлагает его для приобретения трамвайными хозяйствами.
Всего с 2009 по 2020 год завод выпустил 183 вагона 71-407.
Модификации
71-407
Основная, базовая модель серии. Выпускалась в 2009, и 2012-2016 годах. Работают в Нижнем Новгороде, Краснодаре, Туле, Таганроге, Нижнем Тагиле. Произведено 93 вагона.
71-407-01
Модернизированная версия 71-407 с измененным дизайном морды трамвая. Производился с 2014 по 2020 год. Выпущено 90 вагонов. Работают в Новочеркасске, Санкт-Петербурге, Казани, Коломне, Екатеринбурге, Омске.
Конструкция
71-407 - по факту модернизированная версия трамвая 71-405. На нем устанавливается то же электрооборудование, тележки. Главное отличие - низкопольная площадка в средней части вагона.
71-407 - четырехосный вагон, имеет 3 дверных проема, в которые установлены двухстворчатые поворотные двери, первая разделена: одна створка - в салон; вторая - в кабину водителя. Вагон оборудован асинхронным тяговым двигателем. Изначально на вагонах устанавливались пантографы, в последствии замененные на полупантографы.
Тележки с двухступенчатым подвешиванием, доставшееся в наследство от 71-405.
Планировка салона 2+1; на против средней двери и в конце вагона имеется накопительная площадка. Но, только 3 места расположены в низкопольной части вагона.
Впечатления
На 71-407 мне приходилось кататься в Туле и Нижнем Новгороде. После поездки на данном вагоне получились двоякие впечатления. Один из основных минусов - жесткий ход. Даже на более менее приличных рельсах вагон трясётся, гремит, не о какой плавности говорить не приходиться. Я уже молу о том, что при поездке на совсем убитых путях - это сродни старому трамваю. Еще один недостаток - ступеньки при переходе с низкопольного на высокопольный уровень - они самые высокие, по сравнению с конкурентами. Не легко работать приходиться на таких трамваях кондукторам - напрыгаешься за день по этим горкам. Да и само количество низкого пола самое маленькое - всего 39%, из-за чего мест для сидения в низкопольнной части мало.
Так же к минусам можно отнести довольно топорный дизайн, что у первых 71-407, такой же как и на предшественниках 71-403 и 71-405. Обновленный дизайн на 71-407-01 так же не особо впечатляет.
Отделка салона так же довольно простая: бежевый цвет стен, яркие оранжевые поручни. Вагоны оборудуются всем необходимым для современного трамвая: электронными маршрутоуказателями, информационным табло. В кабине водителя имеется кондиционер.
В салоне трамвая тепло, печки со своей задачей справляются.
71-407 - это такой эконом вариант низкопольника. Он был дешевле всех трамваев от других производителей в своей категории. Поэтому за довольно короткий срок выпущено много вагонов, которые завевали улицы российских городов. Нет так же большого количества простоев вагонов из-за технических неисправностей.
Несмотря на свои недостатки, будет очень жаль, если завод свернет производство этого вагона, тогда трамвайным хозяйствам придется брать более дорогие 71-412, или вообще 100% низкопольники ценник которых зашкаливает, а так же довольствоваться старыми трамваями из Москвы.
В завершении небольшой отрывок поездки на трамвае 71-407 в Туле по проспекту Металлургов.
Катались ли вы на 71-407? Каковы впечатления?
Спасибо, что дочитали статью до конца. Подписывайтесь, что бы не пропустить, что-нибудь интересное.
Другие статьи о трамвайных вагонах:
ЛМ-99АЭ - петербургский трамвай на московских рельсах
71-414 - российский трамвай из Польши
71-931 - современный российский трамвай
71-619 - трамвай рубежа тысячелетий
Легендарный чехословацкий трамвай Tatra T3