Продолжаем знакомится с историей советского трамваестроения и сегодня у нас на очереди один из легендарных трамваев 60-х годов, выпускавшихся ленинградским ВАРЗом.
История
С 1949 года ленинградский ВАРЗ выпускал трамвайные поезда из моторных вагонов ЛМ-49 и прицепов к ним ЛП-49. Но одной из главных проблем возникших в ходе эксплуатации поезда ЛМ-49+ЛП-49 стало то, что вагоны вышли тяжелыми и как следствие их скорость была довольно таки низкой, а само электрооборудование уже морально устарело к началу серийного производства. Перед заводом стояла задача разработать новый современный трамвай для нужд трамвайно-троллейбусного управления Ленинграда.
Первый трамвай был собран в 1957 году и после обкатки в Ленинграде вагон с номером № 5001 поступил в Лукьяновское трамвайное депо Киева где доработал на маршрутах вплоть до 1967 года.
Следующие 5 вагонов завод построил в 1958 году, которые уже эксплуатировались на маршрутах Ленинграда. А с 1959 года завод наладил серийное производство ЛМ-57, что привело к снятию с производства в 1960 году устаревших ЛМ-49 и ЛП-49.
Интересно, что серийные образцы ЛМ-57 заметно отличались от первых экземпляров. В ходе компании по борьбе с излишествами в архитектуре на ЛМ-57 отказались от хромированных элементов кузова, маршрутный указатель вместо круглого стал квадратным и т.п. Но даже изрядно "ободранный" ЛМ-57 выглядел на улице необычно, за что и получил в народе прозвище "стиляга".
Завод поставлял ЛМ-57 не только в Ленинград, но и в другие города страны: Архангельск, Горький, Ташкент, Магнитогорск, Нижний Тагил, Саратов и Казань.
Серийное производство ЛМ-57 было снято в 1969 году. Еще в 1967 году ВАРЗ начал разработку нового вагона ЛМ-67, а с 1968 года начал производство ЛМ-68.
Вагоны ЛМ-57 проработали на улицах Ленинграда вплоть до середины 1980-х годов, во многих других городах их история закончилась гораздо раньше, ибо партии были не большими.
Конструкция
ЛМ-57 представляет из себя классический четырехосный вагон. Выпускался только для стандартной колеи 1524 мм. Кузов смонтирован на стальной раме. Внешняя обшивка выполнена из алюминия. Вагон имеет 3 ширмовые двери. Первая - более узкая, средняя и задняя - более широкие. Для работы дверей и тормозов на трамвай установлена пневмосистема. Вагон работает от 4 электродвигателей, установленных над 2 тележками. Система управления - непосредственная.
Трамвай вмещает 207 пассажиров, в том числе имеется 37 мест для сидения. Планировка салона 1+2. Для сидения устанавливались мягкие диваны и одиночные сидения. Вагон имел одну накопительную площадку в конце салона, напротив задней двери.
Выпускался в одной моделью, модификаций не имел.
***
За более чем 20-летнию эксплуатацию ЛМ-57 стал символом эпохи 60-ых годов: округлые формы кузова, необычный дизайн дали в народе прозвище этому вагону "стиляга". Не смотря на высокую надежность вагона он имел ряд явных недостатков в своей конструкции: во первых, на вагонах продолжали использовать устаревшую непосредственную систему управления, вместо более современной косвенной. К недостаткам можно так же отнести применение пневматики вместо электрического привода тормоза и открывания дверей. Но главным же недостатком ЛМ-57 было отсутствие возможности работы в поезде. К нему не производился прицепной вагон, кроме того из-за устаревшей системы управления ЛМ-57 не мог работать по Системе многих единиц. Низкая вместимость вагона приводила к тому что на напряженные маршруты приходилось выпускать более вместительный старый подвижной состав, а новые ЛМ-57 работали на менее загруженных. В период активного жилищного строительства в городах создание одиночного трамвайного вагона приводило к политике ущербности и ненужности трамвайного транспорта, как такового, как следствие - отказ от строительства линий в новые районы и ликвидация имеющихся. И только с 1968 года ВАРЗ наладил сборку вагонов с косвенной системой управления ЛМ-68, которые могли уже работать в составе поезда.
Зачастую ЛМ-57 использовался в качестве служебного подвижного состава. В частности в Петербургском музее электротранспорта сохранился вагон-лаборатория контактной сети на базе ЛМ-57.
Всего с 1957 по 1968 год было построено 1038 вагонов, среди них только в Ленинграде работало 711 штук. На данный момент сохранилось 2 вагона ЛМ-57: в Музее городского электротранспорта Санкт-Петербурга и музее трамвайно-троллейбусного предприятия Нижнего Новгорода.
Еще немного фото ЛМ-57:
Часть фотографий взята с сайтов "Старый Архангельск" и PastVu
Спасибо, что дочитали статью до конца! Подписывайтесь на канал, что бы не пропустить что-нибудь интересное!
Почитайте другие статьи о моделях трамваев: