Сегодня не обычная статья. Мы познакомимся с европейской серией трамваев, которая на территории постсоветского пространства практически не представлена, а ездят они в основном в городах Европы, где благодаря этим трамвайным трамвайное движение было возрождено или построено с нуля.
Серию трамваев Alstom Citadis выпускает французская компания Alstom, кроме трамваев она производит железнодорожные локомотивы, электропоезда, а так же ранее выпускала морские суда. Производство трамваев организовано на заводах в французском городе Ла-Рошель и испанской Барселоне, кроме того сборка вагонов ведется в Алжире.
История
Производство трамваев Alstom Citadis было налажено в 1999 году. Первая партия вагонов Alstom Citadis 301 поступила в французский город Монпелье, где трамвайное движение было открыто в июле 2000 года. Первые вагоны имели 3 секции, и 70% низкого пола.
До этого, с 1984 года завод выпускал полунизкопольные, 3-х секционные вагоны для разных городов Франции, Турции, Германии. На фоне начавшегося ренессанса трамвая в Европе было принято решение унифицировать трамваи по электрооборудованию, при этом для каждого города трамваи могли бы иметь свой индивидуальный дизайн и особенности конструкции.
С 2000 года наладил производство своей самой массовой модификации - 5-и секционного Alstom Citadis 302, к 2017 году количество секций на трамваях выросло 9 на модели Alstom Citadis 501. С 2006 года выпускается модификация Alstom Citadis Regio, которые могут работать на обычных трамвайных линиях и на электрофицированных железных дорогах.
Модификации
Серия Citadis выпускается в нескольких модификациях.
Первыми трамваями были Alstom Citadis 301. Они имели 70% низкого пола, 3 секции. Производились в 1999-2002 и 2004 годах. Работают в французском Орлеане. В 2002-2003 годах вагоны города Монпелье, а в 2007 году вагоны Дублина были модернизированы в модель Alstom Citadis 401 с увеличением секций до 5.
В 1999-2000, 2002-2004 и 2021 годах выпускалась 5-и секционная модификация Alstom Citadis 401 с уровнем низкого пола 70%. Эксплуатируется в ирландском Дублине и французском Монпелье.
Самая массовая модификация - произведено более 1000 вагонов - Alstom Citadis 302 выпускалась в 2000, 2002-2003 и 2005-2015 годах. Имеет 5 секций и 100% низкий пол. Вагоны в Орлеане, Анже, Реймсе, Ницце, Бордо работают от аккумуляторов. Эксплуатируются в Иерусалиме (Израиль), Санта-Крус-де-Тенерифе (Испания), Лионе (Франция), Париже (Франция), Бордо (Франция), Барселоне (Испания), Роттердаме (Нидерланды), Валансьене (Франция), Мюлузе (Франция), Мельбруне (Франция), Мадриде (Испания), Монпелье (Франция), Ницце (Франция), Ле-Мане (Франция), Тунисе, Парле (Испания), Аделаиде (Австралия), Хаэне (Испания), Мурсии (Испания), Тулузе (Франция), Анже (Франция), Рабате (Марокко), Реймсе (Франция), Бресте (Франция), Гавре (Франция), Касабланке (Марокко), Дижоне (Франция), Ноттингеме (Великобритания), Куэнке (Эквадор). Именно трамваи этой модификации поступали в Москву и Санкт-Петербург на испытания в 2012 году.
Alstom Citadis 202 производилась в 2001-2002 году для австралийского Мельбруна - имеет 100% низкого пола и 3 секции. Выпущено 36 вагонов.
7-и секционный трамвай длиной 44 метра с 100% низкопольностью получил наименование Alstom Citadis 402 и выпускался в 2002-2003, 2005-2021 годах. Построено 469 вагонов, которые работают в Алжире и Константине, бразильском Рио-де-Жанейро, ирландском Дублине, Дубае, Бордо, Париже, Гренобле, Лионе, Монпелье, Руане, Туре, Ницце. Вагоны в Бордо работают от аккумуляторов. Вагоны для Ниццы переделаны из Alstom Citadis 302.
Вагоны Alstom Citadis 403 строились в 2005-2006, 2016-2017 годах для французского Страсбурга, имеют 7 секций и полностью низкий пол, длина - 45 метров. Построено 63 вагона.
В 2006-2007 и 2011 годах для Гааги производились 3-х секционные трамваи Alstom Citadis Regio в количестве 72 штук.
В 2009-2010 годах поставлялись 3-х секционные трамваи Alstom Citadis 304 для турецкого Стамбула, куда было поставлено 37 экземпляров.
Для Нанта, Лиона и Парижа выпускался 4-ых и 5-и секционный трамвай Alstom Citadis Dualis в 2010-2013, 2017-2018 и 2021 годах. Построено 79 вагонов.
В 2014 году для французского города Обань было построено 8 3-х секционных вагонов Alstom Citadis Compact.
Для Оттавы в 2016-2019 годах построено 38 3-х и 4-х секционных вагонов Alstom Citadis Spirit.
В 2016-2017 годах выпущено 80 вагонов Alstom Cital Citadis. Состоят из 7 секций. Работают в городах Алжира: Сиди-Бель-Аббес, Сетиф, Уаргла.
С 2017 года выпускается модификация Alstom Citadis 405, состоящая из 7 секций и с 100% низким полом. 54 вагона работают в Ницце и Париже.
9-и секционные трамваи в 2017 году были построены для Дублина в количестве 9 экземпляров под заводским обозначением Alstom Citadis 502, а в 2019-2020 году были переделаны еще 11 вагонов из Alstom Citadis 302.
В 2018-2019 году выпущено 14 3-х секционных вагонов Alstom Citadis 205 для французского Авиньона.
87 5-и секционных вагонов Alstom Citadis 305 было поставлено в австралийский Сидней, катарский Лусаил и французский Кан в 2018-2019 годах.
С 2020 года выпускаются 3-х секционные вагоны Alstom Citadis Х05 для Афин.
Для России завод произвел 5 вагонов получивших заводское обозначение 71-801. Представляет из себя 3-х секционный полностью низкопольный трамвай Alstom Citadis 301 для колеи 1524 мм. По документам числился, как трамвай производства АО "Трансмашхолдинг". Планировалось что массово такие трамваи будет выпускать совместное предприятие "ТрамРус". Но поставка ограничилась 5 вагонами: 4- работают в трамвайном парке № 8 Санкт-Петербурга и 1 вагон находится в трамвайном депо имени Баумана в Москве, он на маршрутах не работает. Российские вагоны так же отличаются односторонней комплектацией - с дверьми по одной стороне и с одной кабиной управления, в отличие от иностранных собратьев.
Конструкция
Трамваи Citadis - яркий представитель концепции трамваев-трансформеров с бесконечной возможностью компоновки длины вагона из секций. Вагоны состоят из нескольких стандартных секций - от 3 до 9. Практически все вагоны Citadis - двухсторонние: имеют двери с обоих сторон и две кабины управления, что позволяет использовать их на линиях без оборотных колец. Стандартны 3 варианта секций: головная с кабиной управления, промежуточная малая и промежуточная большая. Тяговые двигатели и тележки, как правило расположены под малой промежуточной и головной секциями. Дверные проемы расположены в большой промежуточной и головных секциях (по 2 проема с одной стороны). Двери традиционно раздвижные. Принцип расстановки сидений в промежуточных секциях - друг на против друга, 2 сиденья в ряд, за спинками которыми расположен двигатель и тележки.
Традиционно вагоны выпускаются для европейской колеи 1435 мм, оборудованы токоприемником в виде полупантографа.
В зависимости от модификации вагоны имеют 70 или 100% низкого пола. Как правило, не зависимо от модели оборудованы электронными маршрутоуказателями, информационными табло в салоне, аудоинформатороами.
***
Трамваи семейства Citadis стали основой, прототипом для создания многосекционных, низкопольных трамваев по всеми миру. Удобная компоновка салона, приименная на Citadis используется как на испанских трамваях SAF, так и на польских Pesa, так и на трамваях других производителей.
За время производства завод создал трамваи в вариантах от 3 до 9 секций, в зависимости от требований заказчиков.
Главный плюс серии Citadis - это возможность создать трамвай, полностью необходимый для заказчика: для каждого города вагоны имеют свой индивидуальный дизайн, электрооборудование, компоновку салона и кабины и т.п.
Например, вагоны для Бордо, Сиднея, Дубая, Орлеана, Рио-де-Жанейро, Орлеана, Реймса, Тура, Анже имеют систему нижнего токосъема - через третий рельс. При этом вагоны при выезде в новые районы переходят на традиционное питание через контактную сеть. Полностью от "третьего" рельса работают только трамваи в Дубае. Вагоны для Иерусалима - имеют пулнепробиваемые стекла, а все электрооборудование закрыто в кожухе - для не возможности где-либо спрятать бомбу. В Рио-де-Жанейро и Ницце вагоны Citadis могут работать на большом протяжении без сети - от аккумуляторов.
Как и для России односторонние трамваи, с 1 кабиной управления, но с дверьми по обоим сторонам эксплуатируются в Касабланке, Рабате и Тунисе - их сцепляют хвостами по принципу "тяни-толкая". Роттердамские Citadis имеют и 1 кабину и двери по одной стороне.
Модификации Regio, Spirit, Dualis - созданы для систем легкорельсового транспорта и скоростного трамвая - с улучшенными ходовыми характеристиками.
Ходовые характеристики Alstom Citadis так же отличные - вагоны соответствуют всем современным требованиям, необходимым трамваям - высокая скорость и низкий уровень шума.
Кроме того дизайн Citadis вроде простой, но лаконичный, так же салон выполнен из светлого пластика прост по дизайну интерьера.
Благодаря индивидуальному подходу Alstom при создании трамвайного вагона для каждого отдельного города серия Citadis стала настолько массовой, и при этом не повторимой. За 22 года производства собрано более 4000 вагонов различных модификаций. Во многих городах благодаря появлению этой модели трамвай приобрел второе дыхание, и стал предтечей возрождения трамвайного движения или даже открытия с нуля. Принципы и планировка, внедренные при создании Citadis стали основой для многих сейчас выпускающихся моделей трамваев по всему миру.
И напоследок, небольшое видео поездки на трамвае Alstom Citadis 302 в Мадриде.
Спасибо, что дочитали статью до конца! Подписываетесь на канал, что бы не пропустить новые статьи.
Почитайте другие статьи о трамвайных вагонах:
ЛМ-99АЭ - петербургский трамвай на московских рельсах
71-931 "Витязь" - современный российский трамвай
71-414 - российский трамвай из Польши
71-619 - трамвай рубежа тысячелетий
Легендарный чехословацкий трамвай Tatra T3