Сегодня поведен разговор о самом, наверное популярном трамвайным вагоне. Говоря слово "трамвай" в нашей голове возникает образ знаменитой чехословацкой Татры Т3 - настолько образ этого вагона растиражирован.
Тatra Т3 - трамвайный вагон, выпускавшийся заводом ЧКД "Прага" в 1960-1999 годах. Всего выпущено 14 113 вагонов различных модификаций. Большая часть Татр эксплуатируется на территории бывшего СССР, а так же они поставлялись в Чехословакию, ГДР, Румынию, Югославию. Модель оказалось настолько удачной, что по истечении срока службы Татры Т3 модернизируют по несколько раз.
История
В 1930-е годы в США был создан трамвайный вагон PCC. Благодаря удачной конструкции эти трамваи выпускались по лицензии в странах Западной Европы вплоть до 1950-х годов.
В 1948 году завод "ЧКД-Прага" выкупил лицензию на производство трамваев PCC. С 1951 года завод начал производство вагонов Tatra T1. Они мало отличались по конструкции от оригинала. С 1954 года завод начал производство усовершенствованной версии Tatra T2. Спустя 5 лет - началось производство вагона Tatra Т3.
Первый вагон был собран в 1960 году и поступил в Прагу, получил бортовой № 6101. Испытания с пассажирами вагон проходил летом 1961 года. Летом 1962 года началось серийное производство Татр Т3. Понятно, что первые вагоны шли на родину - в Прагу. С 1963 года начались поставки вагонов и в другие города Чехословакии. В этот же период начался выпуск трамваев для Советского союза - Tatra T3SU. Первые вагоны поступали в Москву, позднее - в Киев, Свердловск и Куйбышев. С 1966 года завод начал производство кузовов первой комплектации для проведения КВР и модернизаций вагонов Tatra T3. С 1973 года началось производство прицепных вагонов Tatra B3. В 1989 году завод прекратил производство трамваев Tatra T3. Хотя кузова для модернизации вагонов выпускались еще в 1995-1997 годах. В 1997-1999 годах завод ЧКД выпустил последние 8 вагонов семейства Tatra T3 - Tatra T3RF. Они поступили в Ижевск и Самару, а так же в чешский город Брно. Потеря СССР, как главного покупателя трамваев привела к краху завода. С 1999 года завод больше не выпускал трамваи. По мере серийного производства трамваев в их конструкцию регулярно вносились изменения: был изменен маршрутный указатель, началась установка пластиковых сидений, изменялась электрооборудование и т.п. но, более существенных изменений в электрооборудование, конструкцию вагонов так и вносилось. Трудно представить, но "классическая" Tatra T3 выпускалась 29 лет.
Модификации
Для разных государств завод выпускал различные модификации трамваев.
Tatra T3
Первый вариант вагона. Трехдверная модификация с пантографом для колеи 1435 мм и 1000 мм. Выпускалась с 1960 по 1976 год. Большая часть вагонов работали в Праге, а так же в Кошице, Брно, Пльезени, Братиславе (1000 мм), Остраве, Либереце, Мосте, Оломоуце. В Праге часть вагонов модернизирована, а часть передана в другие города: Пхеньян, Харьков, Киев, Кривой Рог, Остраву, где работают до сих пор. Выпущено около 1400 единиц.
Tatra T3SU
Самая массовая модификация. Производилась для СССР. Колея 1524 мм, 1435 мм и 1000 мм. С 1963 по 1976 выпускалась в двухдверном варианте, с 1976 по 1987 год - трехдверном варианте. Произведено 11 368 вагонов. Работают в городах: Волгоград, Самара, Екатеринбург, Ижевск, Волжский, Ульяновск, Барнаул, Ростов-на-Дону, Донецк, Одесса, Киев, Барнаул, Нижний Новгород, Орел, Краснодар, Уфа, Курск, Пятигорск, Харьков, Днепр, Одесса, Кривой Рог, Каменское, Дружковка, Мариуполь, Либерец, Мост, Острава, Прага. Сняты с эксплуатации: Владикавказ, Воронеж, Иркутск, Новокузнецк, Краматорск, Грозный, Братислава, Ташкент, Пльзень, Рига, Москва, Тула, Тверь.
Tatra T3YU
Модификация для Югославии. Колея - 1435 и 1000 мм. Отличается более мощным двигателем. Выпускались в 1966-1982 годах. Используются в Осиеке. Списаны в Сараево. Произведено 46 вагонов.
Tatra T3D
Модификация для ГДР. Производился с 1968 по 1988 год. Поступали в Хемениц и Шверин. Часть хеменицких вагонов была модернизирована. Часть вагонов переданы в Владикавказ, Алматы, Уфу и Воронеж. Произведено около 240 вагонов.
Tatra T3R
Модификация для румынского города Галац с колей 1435 мм. С 1971 по 1974 год произведено 50 вагонов.
Tatra T3SUCS
Модификация Tatra T3SU для Чехословакии. Практически не чем не отличавшаяся от советской версии Т3. Производилось с 1982 по 1989 год. Работают в городах: Прага, Либерец, Острава. Из Праги переданы вагоны в Пхеньян, Курск, Киев, Харьков, Мариуполь, Одессу, Дружковку, Каменское и Кривой Рог. Прекратили эксплуатироваться в Брно, Пльзени, Кошице, Братиславе, Мосте и Оломоуце. Произведено около 800 вагонов.
Tatra T3R
Модификация выпускавшаяся ЧКД в 1995-1997 годах. Изменен внешний дизайн: установлены пластиковые торцы лобовой и хвостовой части; тележки с двухступенчатым подрессориванием; статический преобразователь вместо мотор-генератора; изменен интерьер салона; Первый вагон перестроен из Tatra T3SUCS, остальные же собраны с нуля. Всего - 11 экземпляров. Все - в Брно.
Tatra T3RF
Вагон Tatra T3R для России. Выпущено 8 экземпляров в 1997-1999 годах. Работают в Ижевске, Самаре и Брно.
Tatra T3R.PLF
Модификация с низкопольной средней площадкой. Официально является модернизацией старого вагона Tatra T3, по факту же собранный с нуля трамвай в пражских ремонтных мастерских. Построено 65 вагонов в 2005-2010 и 2017-ом гадах. Колея 1435 мм и 1000 мм в стандартном кузове. Используются в Либиреце, Пльзени и Праге.
Конструкция
Tatra T3 представляет собой четырёхосный вагон. Имеет 3 дверных проема (на советских вагонах до 1976 года - 2 двери): двухстворчатые, ширмовые. Передняя и задняя двери расположены на скосах. Сиденья в салоне расположены по планировке: 1+2 (двойной ряд со стороны дверей), на вагонах Tatra T3SU для СССР с 1983 года салон спланирован по принципу: 1+1. На ряде вагонов сиденья были сделаны из пластика, на ряде вагонов - кожаные. Накопительная площадка, как таковая отсутствует. В заднем торце вагона так же расположены сиденья. Кабина водителя отделена перегородкой, хотя в Чехословакии и ряде других стран отгородка кабины не имела двери. Мест для сидения - 32, общая вместимость - 115 чел. (при планировке 1+2). Вагон оборудован звуковым информатором. На лобовой части имеется маршрутоуказатель, на первых вагонах - узкий, вдоль всего окна; на более поздних - квадратный. В первых на "Татрах" устанавливалось люминесцентное освещение, печки-калориферы.
Tatra T3 так же отличалась и отличным от других вагонов электрооборудованием. Вместо пневматического оборудования на них установлено электрическое и механическое. Вместо статического преобразователя - мотор-генератор.
Конструкция кузова сделана из цельнометаллических ребер, к которым приварены листы обшивки вагона. Передняя и задняя торцевые части сделаны из стеклопластика.
Впечатления
Мой опыт общения с Татрами Т3 не очень велик. На оригинальной Tatre T3 удалось проехать только в Орле. В Москве оригинальных Татр на маршрутах уже не осталось - там приходится довольствоваться модернизированными вагонами - которые заметно отличаются от оригинала. В Праге - родине Т3, так же не было возможности проехать на оригинальном вагоне, на пути попадались в основном модернизанты. Но орловский опыт поездки на Татре Т3 дает возможность поделиться впечатлениями.
Во первых, дизайн Татры Т3 созданный чехословацкими конструкторами оказался одним из наиболее удачных. Спустя 60 лет данный дизайн все еще современен. Салон Т3 просторный, особенно вагоны в планировке 1+1 (с такой планировкой работают вагоны в Москве). Удивляет отсутствие полноценной накопительной площадки, а так же неудобно расположенные поручни: их мало и они очень высоко. Но зато, они расположены не как мы привыкли в два ряда, а в четыре. Имеется лишний гул и вибрация от работающего мотор-генератора. Так же ширмовые двери очень сильно скрепят. Еще один недостаток Татры - это маленькие, низкие окна. Рассмотреть, что либо из окна стоящему пассажиру нереально. Так же калориферное отопление, по большей части греющее не пассажира, а стенку вагона, в купе с просветом неплотно закрывающихся дверей не грело салон вагона. На модернизированных московских Татрах для улучшения отопления установлены печки под сиденьями. То же самое и на более поздних вагонах Tatra T6B5 - в них ощутимо теплее. Кроме того, ход вагона довольно жесткий, т.к. тележки Татр с одноступенчатым подрессориванием. Хотя на оригинальных американских вагонах PCC - тележки были с двойным подрессориванием.
Вагоны Tatra T3 могут работать по СМЕ в составе поезда. В Москве на 5-ом маршруте Татры даже работали в составе трехвагонного поезда. Благодаря такой возможности трамвай смог вывозить толпы пассажиров в новых микрорайонах городов.
Трамвайные вагоны созданные на основе Татры Т3
Высокое качество вагона, и его универсальность привели к созданию на базе трамвая Tatra T3 ряда новых вагонов.
Так с 1973 по 1988 год завод выпускал прицепные вагоны Tatra B3D. По факту эта та же Tatra T3D, но без кабины, пантографа и электрооборудования. Работали в немецких Шверине и Хемининце.
Кроме того, на базе Т3 был создан сочлененный двухсекционный вагон Tatra K2 - практически с таким же дизайном и аналогичным оборудованием.
Так же на базе Т3 был создан вагон Tatra T4 - суженная версия Т3 для колеи 1000 мм и более мощным двигателем. Так же для Т4 создан прицепной вагон Tatra B4.
Модернизации Татр Т3
Высокое качество, универсальность, долгий период производства привели к тому что Tatra T3 стало одним из основных типов подвижного состава. Как следствие вся ремонтная база предприятий рассчитана на Т3. Трудно представить но с 1981 по 1988 год на улицах Москвы работали только Татры Т3. Поэтому, было логичным модернизировать "неубиваемые" вагоны продлевая им жизнь. Хотя, конечно по модернизированым трамваям, переделанным из Татр Т3 можно написать не только отдельную статью, но и целую книгу.
В одной Москве было около десятка вариантов модернизации вагонов Tatra T3. Это были и ТМРП-1 с ТМРП-2, на которых изменен дизайн кузова, установлены поворотные двери и вагоны оборудовались ТИСУ.
Но больше всего было вагонов с классическим татровским дизайном. Это и МТТМ с венгерским оборудованием и МТТД - с двигателями завода "Динамо" и МТТЕ - с екатеринбургской электроникой. Но, самыми массовыми стали МТТЧ с чешским оборудованием TV-Progress и асинхронные МТТА. Среди модернизантов были и вагоны с дверьми по обоим сторонам - МТТА-2. Сейчас все они работают в Волгограде на линии скоростного трамвая.
Два московских модернизанта собраны в Чехии - это полунизкопольный трамвай Vario LF и трехсекционный трамвай с низкопольной средней секцией, собранный из двух старых Татр Т3 - Tatra KT3R.
Нужно сказать, что вагоны Tatra T3 модернизируют не только в Москве, но и в других необъятной России городах: Ижевске, Барнауле, Уфе, Волгограде, а так же в городах Украины: Харькове, Одессе и Киеве.
Модернизацией старых Татр не брезгуют и в Европе. В 1993-1995 году вагоны Tatra T3D переделывают в вагоны Tatra T3DС с установкой ТИСУ. В 2005-2006 годах эти вагоны переданы для работы в Тулу.
Модернизируют Т3 и на их родине - в Праге. Именно там созданы трехсекционные вагоны Tatra KT3 и Vario LF. Причем, они до сих пор работают на городских маршрутах не смотря на поступление новых низкопольных вагонов.
Заключение
Так уж получилось, но Tatra T3 - стало своего рода трамвайным символом эпохи, одним из самых массовых трамвайных вагонов в мире. Самая массовая поставка вагонов в мире и это то же Tatra T3 - в СССР.
К сожалению, массовость сыграла злую шутку и с самой моделью и с заводом ЧКД. Советский Союз закупавший десятилетиями одну модель тормозил создание новых моделей трамваев. Уже в 1970-е годы Tatra T3 - устаревший вагон. Для Чехословакии, Венгрии, ГДР в 1970-е годы завод создал новую модель трамвая Tatra T5 с ТИСУ. В 1980-е годы создан трехсекционный трамвай Tatra KT8D, но дальше Чехословакии они не ушли. Масштабы производства новых моделей были далеки до Т3.
Наконец в 1983 году была создана новая линейка вагонов Т6. Причем, новая модель Tatra T6B5 в том числе и поступала в СССР. На них завод решил основные проблемы Т3: они оборудовались ТИСУ, транзисторными преобразователями. Окна стали больше. Но в Москву они не приходили, туда продолжали поступать T3.
Распад СЭВ и потеря крупного покупателя в виде СССР привела к тому что завод производивший десятилетиями одну и ту же модель не смог найти новые рынки сбыта.
В 1995 году завод создал более современную модификацию Т3 - Tatra T3R. С более современным дизайном и электрооборудованием. Но, российские города уже не имели финансовой возможности массово приобретать чешские трамваи. В 1999 году завод прекратил свое существование.
Но тем не менее Татры Т3, даже еще не модернизированные до сих пор продолжают бороздить улицы российских городов. В города Украины передаются из Праги Татры Т3 бывшего употребления. А Москва раньше списала более новые трамваи 71-619, а модернизированные Татры работают на маршрутах до сих пор.
Спасибо, что дочитали статью до конца! Ставьте лайк и подписывайтесь на канал.
Почитайте статьи о других моделях трамваев:
ЛМ-99АЭ - петербургский трамвай на московских рельсах
71-414 - российский трамвай из Польши
71-931 "Витязь" - современный российский трамвай
71-619 - трамвай рубежа тысячелетий