Найти в Дзене
Транспортная планета

71-619 - трамвай рубежа тысячелетий

Оглавление

В начале октября в Москве прекратили работу трамвайные вагоны модели 71-619. Все они отстранены от эксплуатации. Эпоха этих вагонов закончилась очень быстро, хотя еще в начале 2000-х - 71-619 считались самыми современными вагонами в России. Кстати, в этом году с одной из моделей трамвая в столице мы уже попрощались - это были вагоны ЛМ-99АЭ.

71-619 - серия вагонов, выпускавшаяся Усть-Катавским вагоностроительным заводом в 1999-2012 годах. Всего изготовлено 831 вагон. Работают не только в городах России, но и так же Украины, Казахстана и Узбекистана.

 12 мая 2017 г., г. Москва, ул. Академика Королева, маршрут № 11, вагон 71-619А
12 мая 2017 г., г. Москва, ул. Академика Королева, маршрут № 11, вагон 71-619А

Предыстория

В начале 1990-х годов в стране возник запрос на создание современных трамвайных вагонов. К этому времени Петербургский завод выпускал 2-х секционные вагоны ЛВС-86К, с 1993 года - четырыхосные вагоны ЛМ-93, по факту не отличавшийся от ЛМ-68М, производившийся до 1988 года. Усть-Катавский завод продолжал выпускать устаревшую модель 71-605. В 1989 году он начал производить вагоны 71-608, конструктивно мало отличавшиеся от предшественников. Переход на рыночные рельсы и веяния времени требовали создания принципиально нового трамвайного вагона.

71-616

В 1993 году был создан совместный немецко-российский трамвайный вагон 71-616. Разрабатывался он Усть-Катавским заводом совместно с российским заводом "Динамо", а так же с немецкими Siemens и Duewag. На вагоне была установлена ТИСУ и кондиционер от Siemens, тележки с двухступенчатым подрессориванием от Duewag, электродвигатель от завода "Динамо". Кузов разрабатывал сам УКВЗ, на нем же шла сборка вагона. За основу кузова завод взял раму от модели 71-608КМ.

Два вагона 71-616 были собраны и презентованы в 1996 году. Конечно, по сравнению с трамваями, которые выпускалась, а тем более работали на маршрутах в тот период 71-616 удивлял своим дизайном, плавностью хода и интерьером. Впервые на российских трамваях были установлены прислонно-сдвижные двери, вклеенные стекла и кондиционер. Оба вагона проходили испытания в Москве в трамвайном депо имени Русакова. Но из-за проблем с электрооборудованием не были допущены к работе. Кроме того, из-за дороговизны зарубежных комплектующих от массового производства 71-616 завод отказался.

Один из вагонов (№ 5000) был передан на Учебный комбинат, в качестве экспоната, 2-ой вагон (№ 5001) простаивал в трамвайном депо имени Русакова. Из его кузова в 2010 году на Трамвайно-ремонтном заводе был собран вагон КТМА.

История

При создании новой модели 71-619 конструкторы использовали наработки вагона 71-616. Так от 71-616 новинке достался кузов. Ряд узлов с некоторыми изменениями 71-619-ому достались от предыдущей модели 71-608КМ. На 71-619 впервые появился современный пульт управления, поворотные двери и многое другое. Но принципиальным отличием 71-619 от опытного 71-616 было полностью российские комплектующие.

Первые 2 вагона, получивших обозначение 71-619 собраны в 1999 году. Как и 71-616 оборудованы ТИСУ но российской. Первый экземпляр ушел в Челябинск, 2-ой - в Москву. Но, из-за плохого качества ТИСУ вагоны так и не пошли в серию.

В том же году завод начинает серийное производство модели 71-619К, но уже с классической реостатно-контакторной системой управления.

2016 г., г. Москва, Краснопрудная ул., маршрут № 7, вагон 71-619К
2016 г., г. Москва, Краснопрудная ул., маршрут № 7, вагон 71-619К

В этом же 1999 году собран один вагон модификации 71-619КМ. Отличается изменным дизайном салона, установкой электронного табло и усовершенствованной тележкой с двухступенчатым подвешиванием. Один вагон работал в Казани до 2016 года.

В том же 1999 году начинается производство модели 71-619КТ. Они оборудованы контакторно-транзисторной системой управления. При этом простые 71-619К продолжали выпускаться.

12 мая 2017 г., г. Москва, ул. Стромынка, маршрут № 4, вагон 71-619КТ
12 мая 2017 г., г. Москва, ул. Стромынка, маршрут № 4, вагон 71-619КТ

С 2007 года завод начал серийное производство новой модификации 71-619А, оборудованных асинхронным двигателем. На пульте управления появляется экран, на который выводятся основные показали работы трамвая.

11 июня 2019 г., г. Москва, Волоколамское ш., маршрут № 28, вагон 71-619А
11 июня 2019 г., г. Москва, Волоколамское ш., маршрут № 28, вагон 71-619А

С 2006 года все выпускаемые модификации стали комплектоваться полупантографом, вместо простого пантографа.

Модификации

За 13 лет производства завод выпустил вагоны семейства 71-619 в различных модификациях.

71-619

Первая версия трамвая. Оборудован российским ТИСУ, в отличие от серийных образцов первая и задняя двери - двухстворчатые. Выпущено 2 вагона в 1999 году. Один - в Москве, второй - в Челябинске.

71-619К

Серийный вариант с РКСУ. Выпущено 192 вагона с 1999 по 2010 год. Работают на улицах Красноярска, Старого Оскола, Магнитогорска, Нижнего Новгорода, Волжского, Новокузнецка, Кемерова, Ярославля, Нижнекамска, Ангарска, Новочеркасска. До 2019 года - работали в Москве, после чего переданы для работы в Ульяновск, Владивосток, Новосибирск, Липецк, Смоленск, Курск, Пермь. В Казани - 3 вагона, и 1 вагон в Уфе - списаны.

12 мая 2017г., г. Москва, 2-ой Полевой пер., маршрут № Б, вагон 71-619К
12 мая 2017г., г. Москва, 2-ой Полевой пер., маршрут № Б, вагон 71-619К

71-619КМ

Выпущен один вагон для Казани в 1999 году. Оборудован тележками двухступенчатого подвешивания, электронным табло, изменена компоновка салона.

71-619КС

Стажерский вагон 71-619К с большой кабиной. Произведено 2 вагона в 2002-2003 годах для Москвы

71-619КУ

Вагон 71-619К с тележкой для колеи 1435 мм. Выпущено 17 вагонов в 2004, 2007-2008 годах для Ростова-на-Дону.

71-619КТ

Вагоны с контакторно-транзисторной системой управления. С 2000 по 2011 год выпущено 413 вагонов. Позднее на трамваи устанавливалось электронное табло и электронные маршрутоуказатели. Работают в Челябинске, Улан-Удэ, Нижнекамске, Нижнем Новгороде, Кемерове, Новокузнецке, Красноярске, Златоусте, Новотроицке, Иркутске, Старом Осколе, Салавате, Набережных Челнах, Усолье-Сибирском, Краснодаре, Харькове, Томске, Ярославле, Новосибирске, Саратове, Волчанске, Ангарске, Ульяновске, Коломне, Бийске, Перми. Ранее работали в Ташкенте и Москве. Московские вагоны переданы в Тулу, Иркутск, Череповец, Ярославль, Усолье-Сибирское и Прокопьевск. Списано 7 вагонов в Туле, 1 в Казани, 1 в Саратове, 3 в Москве, по 1 в Магнитогорске и Кемерово.

5 января 2018 г., г. Тула, ул. Коминтерна, маршрут № 9, вагон 71-619КТ
5 января 2018 г., г. Тула, ул. Коминтерна, маршрут № 9, вагон 71-619КТ

71-619КТ-01

На вагоны 71-619КТ установлены тележки с дисковыми тормозами. Выпущено 5 вагонов в 2001, 2003-2004, 2010 годах. Работают в Нижнекамске, Ижевске, Волжском и Кемерово.

71-619КТ-02

Выпущено 2 вагона в 2008 году для Ростова-на-Дону с тележками для колеи 1435 мм.

71-619А

Вагон с асинхронным тяговым приводом. Оборудован электронным табло, и полупантографом. Выпускался в 2007-2009 годах. Построено 214 вагонов. Работают в Златоусте, Уфе. До октября 2020 года работали в Москве. Часть московских вагонов передана в Кемерово, Новочеркасск, Новокузнецк, Осинники, Томск, Прокопьевск, Ангарск, Нижний Новгород, Омск, Волжский, Улан-Удэ, Набережные Челны и Ачинск.

12 мая 2017 г., г. Москва, подъезд к к/ст "Останкино", маршрут № 25, вагон 71-619А
12 мая 2017 г., г. Москва, подъезд к к/ст "Останкино", маршрут № 25, вагон 71-619А

71-619А-01

Оборудованы усовершенствованными тележками и двигателями. Производились в 2008-2012 годах. Выпущено 74 вагона. Работают в Набережных Челнах, Ульяновске, Саратове. До октября 2020 года работали в Москве. Московские вагоны переданы в Кемерово, Новокузнецк, Осинники, Новочеркасск, Улан-Удэ, Прокопьевск, Омск, Волжский.

6 января 2019 г., г. Москва, 1-ый Новоподмосковный пер., маршрут № 23, вагон 71-619А-01
6 января 2019 г., г. Москва, 1-ый Новоподмосковный пер., маршрут № 23, вагон 71-619А-01

71-619АС

Стажерская версия 71-619А с большой кабиной. Выпущено 6 вагонов в 2007-2009 годах. До 2020 года работали в Москве. Переданы в Омск и Улан-Удэ.

Устройство

71-619 представляет собой четырехосный вагон. Имеет металлический сварной кузов. По правому борту - 4 поворотные двери: крайние - одностворчатые, по центру - двухстворчатые. Салон освящается двумя рядами люминесцентных ламп. Вентиляция - принудительная, при помощи форточек. На моделях 71-619КТ и 71-619А установлена принудительная вентиляция. В салоне установлено 30 пластиковых сидений. Со стороны дверей - в 2 ряда, с противоположной стороны - 1 ряд. Отопление в салоне осуществляется при помощи электропечей, расположенных под сиденьями. Начиная с модели 71-619КТ вагоны оборудоваться электронными маршрутоуказателями и бегущей строкой в салоне.

5 января 2018 г., г. Тула, салон вагона 71-619КТ
5 января 2018 г., г. Тула, салон вагона 71-619КТ

Впечатления

От поездки на 71-619 создаются приятные впечатления. Салон за счет больших окон светлый, просторный. В конце вагона имеется большая накопительная площадка. В зимнее время в салоне тепло. Ход вагона жестковат, особенно это ощущается на более ранних вагонах 71-619К.

6 января 2020 г., г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, маршрут № 27, вагон 71-619А
6 января 2020 г., г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, маршрут № 27, вагон 71-619А

В отличие от вагонов, производившихся в России в это время 71-619 стоит явно на голову выше. Модернизация тележек привела к более мягкому ходу, в отличие от ЛМ-99 с "бутылочным лязгом". Салон так же получился более комфортабельный и светлый. Более высокое качество привело к тому, что был выпущен 831 экземпляр, которые работают в десятках городах страны до сих пор. Списано всего несколько экземпляров.

Но были в судьбе 71-619 и не очень хорошие моменты. Сгорело 7 вагонов. И только один из них сгорел в результате поджога. Остальные из-за технических неисправностей. Магнитогорске вагон сгорел от упавшего провода, в Москве - из-за залома полупантографа и неисправности печи, в Саратове - из-за короткого замыкания. Два вагона, один в Перми, второй в Курске попали в ДТП из-за отказа тормозов.

На базе 71-619 УКВЗ в 1999 году собрал единственный вагон модели 71-621, который по кузову короче на 900 мм. В 2008 году из первого вагона 71-619 на Трамвайно-ремонтном заводе был собран вагон модели КТМА с установкой асинхронного двигателя фирмы ЭПРО. По такому принципу ТРЗ планировал модернизировать вагоны 71-608КМ.

Технические наработки при эксплуатации и модернизации 71-619, по большей степени 71-619А были использованы при создании вагона 71-623.

Если в Москве от 71-619 отказались (как мне кажется, преждевременно), то в регионах они еще долго будут бороздить городские улицы. С уходом с московских улиц 71-619 ушла целая эпоха в истории трамвая. Хотя еще несколько лет назад на востоке, северо-востоке и юго-востоке столицы на маршрутах работали только 71-619.

6 января 2020 г., г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, маршрут № 23, вагон 71-619А в стандартной песочной окраске
6 января 2020 г., г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, маршрут № 23, вагон 71-619А в стандартной песочной окраске
6 января 2020 г., г. Москва, перекресток ул. Зои и Александра Космодемьянских и 1-ого Новоподмосковного пер., встреча 71-619А и ЛМ-99АЭ. Обе модели сняты с эксплуатации в столице.
6 января 2020 г., г. Москва, перекресток ул. Зои и Александра Космодемьянских и 1-ого Новоподмосковного пер., встреча 71-619А и ЛМ-99АЭ. Обе модели сняты с эксплуатации в столице.
12 мая 2017 г., г. Москва, Протопоповский пер., маршрут № 7, вагон 71-619А в окраске "триколор" трамвайного депо имени Баумана
12 мая 2017 г., г. Москва, Протопоповский пер., маршрут № 7, вагон 71-619А в окраске "триколор" трамвайного депо имени Баумана
12 мая 2017 г., г. Москва, Краснобогатырская ул., вагоны 71-619К, оба на маршруте №33
12 мая 2017 г., г. Москва, Краснобогатырская ул., вагоны 71-619К, оба на маршруте №33
12 мая 2017 г., г. Москва, подъезд к к/ст "Останкино", вагоны 71-619А в брендовой окраске "Московский транспорт"
12 мая 2017 г., г. Москва, подъезд к к/ст "Останкино", вагоны 71-619А в брендовой окраске "Московский транспорт"
12 мая 2017 г., г. Москва, подъезд к к/ст "Останкино", вагоны 71-619А, оба на 25-ом маршруте
12 мая 2017 г., г. Москва, подъезд к к/ст "Останкино", вагоны 71-619А, оба на 25-ом маршруте
12 мая 2017 г., г. Москва, ул. Академика Королева, маршрут № 11, вагон 71-619А
12 мая 2017 г., г. Москва, ул. Академика Королева, маршрут № 11, вагон 71-619А
12 мая 2017 г., г. Москва, ул. Академика Королева, 71-619А встретился со своим более молодым "коллегой" 71-623
12 мая 2017 г., г. Москва, ул. Академика Королева, 71-619А встретился со своим более молодым "коллегой" 71-623
5 января 2018 г., г. Тула, к/ст "Кондитерская фабрика Ясная поляна", маршрут № 14, вагон 71-619КТ, подаренный Москвой в московской же окраске
5 января 2018 г., г. Тула, к/ст "Кондитерская фабрика Ясная поляна", маршрут № 14, вагон 71-619КТ, подаренный Москвой в московской же окраске
5 января 2018 г., г. Тула, Пролетарская ул., маршрут № 9, вагон 71-619КТ подаренный Москвой, но уже в тульской окраске
5 января 2018 г., г. Тула, Пролетарская ул., маршрут № 9, вагон 71-619КТ подаренный Москвой, но уже в тульской окраске
5 января 2018 г., г Тула, ул. Металлургов, маршрут № 9, вагон 71-619КТ
5 января 2018 г., г Тула, ул. Металлургов, маршрут № 9, вагон 71-619КТ
5 января 2018 г., г Тула, ул. Металлургов, маршрут № 9, вагон 71-619КТ
5 января 2018 г., г Тула, ул. Металлургов, маршрут № 9, вагон 71-619КТ
4 января 2019 г., г. Смоленск, пр. Гагарина, маршрут № 2, вагон 71-619К, подаренный Москвой
4 января 2019 г., г. Смоленск, пр. Гагарина, маршрут № 2, вагон 71-619К, подаренный Москвой
2016 г., г. Москва, Краснопрудная ул., маршрут № 50, вагон 71-619А в окраске Октябрьского депо
2016 г., г. Москва, Краснопрудная ул., маршрут № 50, вагон 71-619А в окраске Октябрьского депо
2016 г., г. Москва, Краснопрудная ул., маршрут № 7, вагон 71-619К
2016 г., г. Москва, Краснопрудная ул., маршрут № 7, вагон 71-619К

А вы катались на вагонах 71-619? В каком городе?

Спасибо, что дочитали статью до конца. Не забывайте ставить лайк и подписаться на канал.

Почитайте другие статьи про модели трамвайных вагонов:

ЛМ-99АЭ - петербургский трамвай на московских рельсах
71-414 - российский трамвай из Польши
71-931 "Витязь" - современный российский трамвай
Трамвайные вагоны 71-623

Почитайте, другие статьи про трамвайные системы мира:

Трамваи Будапешта
Трамваи Братиславы
Трамваи Мюнхена
Трамваи Минска