Несколько недель назад мы знакомились с легендарным чехословацким трамваем Tatra T3 и в скользь упоминали о том, что вагоны этой модели продолжают работать на маршрутах городов России и стран бывшего соцлагеря до сих пор, в том числе благодаря постоянной модернизации. Вот сегодня и пришло время более подробно познакомиться с историей модернизации трамвайных вагонов Tatra T3 в Москве.
Предыстория
Трамваи Tatra T3SU поставляюсь в столицу СССР с 1963 по 1988, причем до 1976 года - в двухдверном варианте. С 1987 года завод прекратил производство Tatra T3SU, хотя еще в 1988-ом собранные вагоны продолжали поступать в столицу.
Все было хорошо до конца 1980-х - начала 1990-х годов по мере поступления новых вагонов старые списывались - никаких проблем с закупками трамваев из Чехословакии не было. Но проблемы с закупками начались с 1988 года после прекращения производства Tatra T3SU, а предполагавшиеся им на замену Tatra T6В5SU не подходили для Москвы по "габаритам". В 1990 году в Москву поступили 2 вагона Tatra T7В5, подходящих Москве по габаритам, но экономическая ситуация уже не позволяла покупать вагоны за рубежом. Вместо чешских трамваев Москва стала закупать отечественные 71-608, но они так же не проходили по "габаритам".
Что же это за проблема с габаритами? Дело в ом, что из 5 московских трамвайных депо: 2, Краснопресненское и имени Апакова - старые, построенные еще в начале 20 века и имеют для въезда узкие ворота. При этом, часть ворот депо имени Апакова в 50-е годы были расширены под широкие МТВ-82. Парк вагонов этих двух депо в 60-е и 70-е годы переходил с деревянных довоенных узких вагонов на узкие чешские Tatra T3SU. В начале 1990-х по мере списания Татр эта проблема обострилась. Новые Tatra T6В5SU и 71-608 на канавы этих депо не влезали, и здесь продолжали эксплуатироваться только Tatra T3, передаваемые из других 3-х "широких" депо, но так вечно продолжаться не могло.
В итоге, было принято решение приспосабливать подвижной состав к сложившейся ситуации. Так, для широких канав депо имени Апакова был разработан вагон 71-608КМ, с суженными габаритами. А для узких канав решено было начать модернизацию Tatra T3SU.
История
Модернизировать Татры Т3 в Москве начали в 1992 году на малом предприятии "Рейс" на территории Трамвайно-ремонтного завода, такие вагоны получили название Tatra-Reis.
Более глобальная модернизация началась на Трамвайно-ремонтном заводе в 1998 году с установкой ТИСУ и изменением дизайна - ТМРП-1, они проработали на маршрутах до 2003 года. В 2001-2002 годах Татры переделывались в вагоны ТМРП-2 и ТМРП-2М. Из-за проблем с поставкой запчастей к ТИСУ вагоны отстранялись от работы и переделывались в МТТЧ.
В 2002-2004 годах завод выпускал трамваи МТТМ с венгерским электрооборудованием. Начиная с этой модификации московские модернизанты сохраняли свой классический дизайн Татры Т3.
В 2003-2006 годах выпускались трамваи МТТА с асинхронным приводом.
В 2007 году был собран вагон трехсекционный трамвай Tatra KT3R, сделанный из двух старых Татр Т3 с низкопольной средней площадкой.
В это же время производилась модель МТТД с электрооборудованием завода "Динамо". С 2004 по 2009 год ТРЗ выпускал самую массовую модификацию - МТТЧ. Их главное отличие - возможность работать в составе поезда по СМЕ. С 2010 года было возобновлено производство МТТА, а в 2012-2014 годах завод выпускал МТТА-2 - вагоны имеющие двери с обоих сторон и способные работать в составе поезда, сцепленные хвостами. В 2011-2018 годах МТТД были переделаны в МТТЕ с заменой электрооборудования.
С 2018 года в связи с переводом всего подвижного состава столицы на полностью современные низкопольные вагоны, а так же с в связи с тем, что оригинальные вагоны Tatra T3SU закончились - модернизация вагонов была прекращена.
Модели
Tatra-Reis
Вагоны Tatra T3SU после проведения капитально-восстановительного ремонта силами предприятия "Рейс" на Трамвайно-ремонтном заводе. Внешне и по электрооборудованию практически не отличались от оригинальных трамваев. С 1992 по 1993 год ремонт прошло 20 вагонов. Кроме Москвы вагоны Tatra-Reis работали в Туле и Ульяновске. Сохранился один вагон в Ульяновске.
Tatra Т3Т
Модернизация Tatra T3SU в Краснопресненском депо с установкой ТИСУ TV-8 в 1994 году. Было создано 14 вагонов, все работали на маршрутах Краснопресненского депо. Внешне не отличались от оригинальных трамваев. Часть вагонов в 2002-2008 году переделаны в ТМРП-2М и МТТЧ, часть списана.
ТМРП-1
В 1998-1999 году выпущено 3 вагона. В отличие от классических Т3 имеют изменённые торцы, а так же поворотные двери вместо ширмовых. Оборудованы ТИСУ МЭРА-1 и тележками, производства УКВЗ. Так же вместо педалей, управлялся ручным контроллером. Первый экземпляр так и не был допущен до работы с пассажирами и передан в музей. 2 и 3 вагоны имели другой дизайн лобовой части. Оба вагона отработали на маршрутах трамвайного депо имени Баумана до 2007 года после чего модернизированы в МТТЧ.
ТМРП-2
5 вагонов выпущено в 2001-2002 году. Торцевой дизайн сохранен от последних ТМРП-1, двери поворотные, кроме последних 2 вагонов, где сохранены ширмовые от Tatra T3SU. Так же оборудован ТИСУ, тележки сохранены оригинальные чешские. Все вагоны работали на маршрутах Краснопресненского депо. В 2006 и 2008 годах переделаны в МТТЧ. 1 вагон прошел КВР для Нижнего Новгорода с сохранением лобовой части от ТМРП-2.
ТМРП-2М
Продолжение модернизации по изменённому проекту ТМРП-2. Вагоны собирались из Tatra T3SU и Tatra T3Т. Всего выпущено 8 вагонов. Все работали в Краснопресненском депо. Сохранен оригинальный дизайн от ТМРП-2. На части вагонов установлены поворотные двери, на части - ширмовые. В 2006-2009 годах переделаны в МТТЧ, один вагон после КВР попал в Нижний Новгород с сохранением дизайна от ТМРП-2М.
МТТМ
Модернизация из Tatra T3SU с сохранением оригинального дизайна. На вагонах устанавливалась ТИСУ GANZ-Transelektro по опыту рижского трамвайного предприятия по проекту Tatra T3А. В 2002-2004 годах прошли модернизацию 24 вагона, все в Краснопресненском депо. Часть вагонов в 2011 и 2016-2017 годах переделаны в МТТА, списано 2 вагона. До настоящего времени на маршрутах работает 8 трамваев.
От всех МТТМ отличается вагон с бортовым № 30174, на нем установлено электрооборудование TV-Progress, аналогичное МТТЧ.
МТТА
Переделка Tatra T3SU и МТТМ с сохранением оригинального дизайна и установкой асинхронного привода. Модернизация проводилась в 2003-2004, 2006, 2010-2013 и в 2016-2017 годах. Выпущено 38 вагонов, все работали в Краснопресненском депо. Отличались вагоны различным электрооборудованием. Вагон № 30355 2004 года был оснащен электрооборудованием фирмы "ЭПРО". Вагон № 30390 2006 года имел электрооборудование завода "Динамо", но из-за его низкого качества в 2009 году был заменен на аналогичное оборудованию вагона № 30355 ("ЭПРО"). В последствии с подобным оборудованием с 2010 года МТТА стали выпускаться серийно, кроме того, они были приспособлены для работы в составе поезда по СМЕ. Часть вагонов в 2020 году передана в Таганрог.
МТТД
Модернизация Tatra T3SU с установкой электрооборудования от завода "Динамо" и сохранением оригинального дизайна. Первый опытный вагон собран в 2003 году, остальные 18 - в 2005 году. Все работали в депо имени Апакова. Электрооборудование завода "Динамо" оказалось очень низкого качества, и из-за нехватки запчастей МТТД больше простаивали, чем работали. В 2011-2012 и в 2018 году все МТТД модернизированы в МТТЕ.
Tatra KT3R
3-х секционный трамвай, собран из двух вагонов Tatra Т3 и низкопольной секции на Трамвайно-ремонтном заводе (вагоны и средняя секция привезены из Чехии) в 2007 году. Вагон оборудован электронной системой управления на IGBT-транзисторах. С 2008 по 2017 год работал на 17-ом маршруте депо имени Баумана, сейчас работает на маршрутах депо имени Апакова. Изначально планировалось выпустить около 20 вагонов, но от этих планов отказались в пользу производства МТТЧ.
Капитально-восстановительный ремонт Tatra T3SU
В 2007-2013 годах Трамвайно-ремонтный завод проводил КВР Tatra T3SU для Нижнего Новгорода и Краснодара. На вагонах сохранялся классический "татровый" дизайн и старая РКСУ. На ряде вагонов для Нижнего Новгорода была установлены торцы от ТМРП-2. Вагоны для КВР брались как старые московские, в том числе и уже модернизированные (ТМРП-2), так и родные нижегородские и кранодарские. На ряде вагонов для Нижнего Новгорода установлена ТрСУ от екатеринбургской компании "Автоматизированные системы и комплексы", как на МТТЕ. По факту, проведенный КВР больше похож на модернизацию, но без глобальной смены электрооборудования. Все 64 вагона продолжают трудится на маршрутах Краснодара и Нижнего Новгорода.
МТТЧ
После удачной эксплуатации вагона МТТМ № 30174, оснащенного оборудованием TV-Progress чешской фирмы Cegelec в 2004-2009 годах началась модернизация вагонов Tatra T3SU, Tatra T3Т, ТМРП-1, ТМРП-2, ТМРП-2М в МТТЧ. Внешне так же сохранили классический "татровский" дизайн. Часть вагонов могут работать в составе поезда по СМЕ. Все было модернизировано 124 вагона, работают в депо имени Апакова и Краснопресненском. Часть вагонов списаны, 1 вагон переделан в МТТЕ, 2 передано в Таганрог. В Москве сейчас работает 104 вагона.
МТТЕ
После неудач в эксплуатации МТТД было принято решение о их модернизации с заменой электрооборудования на новое от екатеринбургской компании "Автоматизированные системы и комплексы". Обновленные вагоны получили возможность работать по СМЕ в составе поезда. При этом дизайн трамвая сохранился оригинальный от Татры Т3. Первые 2 МТТД были переделаны в МТТЕ в 2008 году. Дальнейшая модернизация проводилась в 2011-2012 и 2018 годах из МТТД, МТТЧ и Tatra T3SU. Всего в МТТЕ было превращено 22 вагона, которые работают в Краснопресненском депо и депо имени Апакова. Из них 1 вагон списан, 4 переданы в Таганрог, остальные работают на маршрутах.
МТТА-2
Вагоны МТТА с дверьми с обоих сторон. Переделаны из МТТМ и Tatra T3SU в 2012-2015 годах. Трамваи были собраны для работы на маршруте № 9 по Лесной улице, где они работали в поезде, сцепленном хвостами для оборота в тупике. Кроме 9-ого маршрута работали и на других маршрутах депо имени Баумана, после 2017 года переданы в депо имени Апакова и Краснопресненское. После продления трамвайной линии по Лесной улице к Тверской заставе со строительством полноценного кольца, оказались не нужны и в 2018 году все 33 вагона переданы в Волгоград для работы на линии скоростного трамвая.
Вывод и впечатления
Так получилось, что за 25 летнюю историю модернизации чешских трамваев Tatra T3SU некоторые вагоны прошли обновление по 2-3 раза. И если бы не тренд на покупку современных низкопольных вагонов и закончившиеся оригинальные Татры то модернизация продолжилась бы и дальше. Наиболее удачным из всех проектов можно считать МТТЧ и МТТА, их больше всех, при этом нареканий к ним меньше. Они могут работать по СМЕ и перевозить толпы пассажиров.
Обновленные модернизированы вагоны имеют современные ходовые характеристики, современный салон, информационные системы и электронные маршрутоуказатели, довольно плавный ход, но при этом не смотря на эксперименты с дизайном лучше классического дизайна Татры Т3 придумать сложно. К сожалению, на модернизантах видны и все болячки чешских трамваев: высокие ступеньки, низкие окна, сиденья по прицепу: 1+1, но все это с лихвой закрылось хорошими ходовыми характеристиками и неубиваемой рамой.
Неудачными оказались проекты ТМРП и МТТД, во многом из-за плохого качества установленного электрооборудования и отсутствия запчастей к ним.
К сожалению, отказались от удачного проекта модернизации по созданию трехсекционных Tatra KT3R, хотя подобных вагонов на Украине работает несколько десятков. Трамвайно-ремонтный завод планировал собирать низкопольные вагоны Vario LF, переделанные из старых Татр, но ограничился только приобретением одного вагона.
Сейчас эпоха Татр в столице уходит. Им на смену приходят современные "Витязи" и "Песы". Хотя в морозную и снежную погоду ситуацию спасают модернизированные Татры, приспособленные к любым катаклизмам природы.
В столице модернизированных Татр остается все меньше и меньше, и многие "татровые" города уже выстроились в очередь за качественными вагонами из столицы. Пока только Волгоград и Таганрог получили свое "новье".
Так же интересно и то, что более старые МТТМ работают на маршрутах до сих пор, а более свежие 71-619А уже давно отстранены от эксплуатации.
Спасибо, что дочитали статью до конца. Подписывайтесь на канал, что бы не пропустить новые статьи.
Почитайте другие статьи о моделях трамваев:
ЛМ-99АЭ - петербургский трамвай на московских рельсах
71-931 "Витязь" - современный российский трамвай
71-414 - российский трамвай из Польши
71-619 - трамвай рубежа тысячелетий