Сегодня поговорим о трамвайном вагоне Tatra T6, выпускавшимся чехословацким заводом "ЧКД Татра-Смирхов". Т6 должны были сменить на конвейере до это более 20 лет выпускавшуюся модель Tatra T3, такое произошло, но далеко не во всех городах. Например, в столице - в Москве, вплоть до 1987 года продолжали поступать устаревшие Т3, хотя ЧКД уже давно предлагал более современную модель. Но обо всем по-порядку.
История
С 1962 года ЧКД производил легендарный трамвайный вагон Tatra T3. Понятно, что к 1970-м годам конструкция Т3 устарела и требовался принципиально новый вагон. В 1972 ЧКД собрал опытный вагон Tatra T5. В отличии от Т3 он уже имел прямоугольный кузов, большие окна, но устаревшее оборудование. В 1976 году для СССР был создан вагон Tatra T5B5 с более широким кузовом и установкой современного электрооборудования - ТИСУ, но от серийных поставок Министерство коммунального хозяйства отказалось из-за большой ширины кузова и нестабильной работы ТИСУ. Серийное производство Т5 началось только в 1978 году в двухсторонней модификация для Будапешта.
В 1983 году завод разработал новую модель Tatra T6B5 - модификацию для городов СССР - первый из серии Т6. Вагон мало отличался от Tatra T5B5. Именно Т6В5 должен был поступать вместо Т3. Первый экземпляр проходил испытания в Праге, затем поступил в Краснопресненское депо Москвы. Работал на маршрутах до 2006 года, после чего был передан в музей. Второй вагон после испытаний в Праге, в 1984 году поступил в Москву, так же в Краснопресненское депо, где успешно проработал до 2001 года, после чего был переделан в грузовой, а с 2003 года использовался в качестве склада. Окончательно утилизирован в 2014 году.
Серийное производство Т6В5 началось только в 1985 году, вагоны пошли в города СССР: Тверь, Киев, Барнаул, Волгоград и другие. Но в Москву вагоны так и не поступали.
С 1988 года начинается производство модификации Tatra T6A2, В отличии от Т6В5 имеет более узкий кузов и предназначался для городов с колеей 1435, 1000 и 1009 мм. Поставлялись в ГДР, Болгарию и Венгрию. С 1991 года для городов Чехии начался выпуск Tatra T6A5. Кузов был аналогичен советским Tatra T6B5.
Производство Т6 на ЧКД было свернуто в 1999 году в связи с плачевным финансовым состоянием завода.
В 2001 году производство Т6 было возобновлено на новом чешском заводе Inekon. В 2003-2007 годах новые вагоны Tatra T6B5 поставлялись в Ижевск и Уфу.
Конструкция
Трамвай Tatra T6 имеет прямоугольный кузов из стальных прессованных и прокатных профилей. Кузов облицован стальной жестью. Отделка салона выполнена из ДВП. Двери - ширмовые (на ряде модификаций - раздвижные). Привод дверей - электромеханический. Имеется 3 дверных проема. Сиденья в салоне мягкие, расставлены по принципу: 2+1 (2 ряда напротив дверей и 1 ряд со стороны дверей). Отопление - электрическое, расположено по примеру салона. Освещение салона - люминесцентные лампы.
Серийные вагоны оборудовались ТИСУ с тяговым приводом TV3. В качестве токоприемника используется пантограф.
Модификации
С 1985 года (кроме 2 двух опытных 1983 г.) выпускалась модификация для городов СССР - Tatra T6B5SU. Вагон для колеи 1524 мм с широким кузовом (2500 м). Поступал в города СССР: Москва, Киев, Волгоград, Свердловск, Курск, Ижевск, Рига, Калинин, Тула, Горький, Владикавказ, Ульяновск, Липецк, Самару, Харьков, Запорожье, Ростов-на-Дону (колея 1435 мм), Воронеж, Орел, Новокузнецк, Ташкент, Минск. Производился до 1998 года.
В 1985 году построено 2 вагона Tatra T6A2. Вагоны имеют зауженный кузов и предназначены для колеи 1435 мм. Оба вагона работали в Дрездене.
с 1988 года начался выпуск вагонов для ГДР Tatra T6A2D. Как и предшественники имеют зауженный кузов и тележки для колеи 1435 мм. Поступали в Берлин, Лейпциг, Магдебург, Росток. Производились до 1990 года.
В 1989 году для Болгарии выпускалась модификация Tatra T6B5B с колей 1435 мм. Было выпущено 37 вагонов для Софии.
В 1990 году выпускалась модификация Tatra T6A2В для Софии с колей 1009 мм. Построено 40 вагонов.
В 1991 году строилась модификация Tatra T6B5K для КНДР. Вагоны с колей 1435 мм эксплуатируются в Пхеньяне.
С 1991 года производится модификация Tatra T6A5. Вагон имеют более широкий кузов (2500 м), ТИСУ и разработан специально для городов Чехословакии. Колея - 1435 мм. Поступали в Братиславу, Кошице, Остраву, Прагу, Брно. Построено порядка 300 вагонов.
В 1994-2003 годах сборка вагонов Tatra T6B5 велась в на заводе "Татра-Юг" в Днепропетровске, на Украине. Фактически вагоны не отличались от оригинальных. Поставлялись в Днепропетровск, Донецк, Запорожье, Одессу, Днепродзержинск, Киев, Запорожье, Николаев. Выпущено 38 вагонов.
В 1997 году для венгерского города Сегед была построена партия вагонов Tatra T6A2H. Рассчитаны на колею 1435 мм, имеют зауженный кузов и раздвижные двери. Выпущено 13 вагонов.
В 1998 году был построен опытный вагон Tatra T6A5.3. На нем были установлены тележки от Т3, а так же ТрСУ TV14. Из-за проблем в эксплуатации так и остался в единственном экземпляре.
В 1998 году построен 1 вагон модели Tatra T6C5. Вагон имет две кабины управления, двери с обоих сторон. Колея - 1435 мм. Работает в Штраусберге.
В 1999 году выпускалась модификация для Софии с колей 1009 мм - Tatra T6A2SF. Построено 17 экземпляров.
В 2003 году построено на заводе Inekon 10 вагонов Tatra T6B5-RA. Оборудованы ТрСУ TV-Progress. Работают в Ижевске.
В 2007 году на заводе Inekon производились вагоны Tatra T6B5-MPR. Оборудованы ТрСУ TV-Progress. 4 вагона эксплуатируются в Уфе.
***
Итак, переходим к выводам. Tatra T6 был большим шагом вперед по сравнению с Tatra T3. Во первых, если Т3 - это переработанный проект американского трамвая PРC 30-х годов, то Т6 - это уже полностью разработка чехов. На Т6 был применена экономичная система управления - ТИСУ, вместо дорогой и примитивной РКСУ, применявшейся на Т3. Кроме того, ТИСУ на Т6 была в разы качественней советских аналогов. Конечно, большим достоинством 6-ой Татры стали большие окна, просторный и теплый салон, трехрядная компоновка сидений и подрессоренные тележки, что давало более мягкий ход на Т6.
Даже с точки зрения пассажира, по личному опыту скажу, поездка на Татре Т6 более приятна и комфортна, чем на Т3. Ибо и ход трамвая мягче и салон более вместительный.
Так же хорошо о Татре Т6 отзываются как водители, так и обслуживающий персонал.
Данная статья называется "Tatra T6 - несбывшееся будущее московского трамвая". Почему же Tatra T6В5 не поступали в столицу, кроме двух опытных вагонов, которые вполне успешно отработали свой срок на маршрутах? Все дело в габаритах старых трамвайных депо, с узкими канавами. В них проходили только классические Т3, более широкие вагоны, в частности Т6 не влезали. Если же дя городов СССР Татры Т6 уже во всю поставлялись с 1985 года, то для Москвы продолжали идти классические Т3 по выше названной причине. С 1987 года поставки Т3 в СССР прекратились. В 1988 году завод производит 2 вагона новой модели Tatra T7B5. Они выполнены в зауженном кузове (как на вагонах Tatra T5), но имеют доработанные тележки, ручное (а не педальное, как на Т3 и Т6) управление, ТИСУ. В 1990 году 2 вагона Tatra T7B5 поступили в Москву, где прошли вполне удачную обкатку. На них в том числе и лишались проблема с габаритами старых депо. Еще 4 вагона поступили в 1993 году. Но от дальнейших закупок дорогой чехословацкой техники пришлось отказаться, она была уже не по зубам, даже Москве.
Tatra T6 - удачный трамвайный вагон, к сожалению не получивший такого величия, как свой "дедушка" Т3. Многие наработки, конструкция, примененные на Т6 активно применяется при создании трамваев. Так, екатеринбургские разработчики трамвая 71-402 "СПЕКТР" брали за основу именно Т6. Таким же путем и пошли и днепропетровские конструкторы завода "Южмаш" при разработке трамвая К1.
На этом, на сегодня все.
Спасибо, что дочитали статью до конца! Подписывайтесь на канал, что бы не пропустить новые статьи.
Почитайте другие статьи о трамвайных вагонах: