Найти в Дзене
Транспортная планета

Tatra T6 - несбывшееся будущее московского трамвая

Оглавление

Сегодня поговорим о трамвайном вагоне Tatra T6, выпускавшимся чехословацким заводом "ЧКД Татра-Смирхов". Т6 должны были сменить на конвейере до это более 20 лет выпускавшуюся модель Tatra T3, такое произошло, но далеко не во всех городах. Например, в столице - в Москве, вплоть до 1987 года продолжали поступать устаревшие Т3, хотя ЧКД уже давно предлагал более современную модель. Но обо всем по-порядку.

г. Орел, ул. Пушкина, маршрут № 1, вагон Tatra T6B5SU
г. Орел, ул. Пушкина, маршрут № 1, вагон Tatra T6B5SU

История

С 1962 года ЧКД производил легендарный трамвайный вагон Tatra T3. Понятно, что к 1970-м годам конструкция Т3 устарела и требовался принципиально новый вагон. В 1972 ЧКД собрал опытный вагон Tatra T5. В отличии от Т3 он уже имел прямоугольный кузов, большие окна, но устаревшее оборудование. В 1976 году для СССР был создан вагон Tatra T5B5 с более широким кузовом и установкой современного электрооборудования - ТИСУ, но от серийных поставок Министерство коммунального хозяйства отказалось из-за большой ширины кузова и нестабильной работы ТИСУ. Серийное производство Т5 началось только в 1978 году в двухсторонней модификация для Будапешта.

В 1983 году завод разработал новую модель Tatra T6B5 - модификацию для городов СССР - первый из серии Т6. Вагон мало отличался от Tatra T5B5. Именно Т6В5 должен был поступать вместо Т3. Первый экземпляр проходил испытания в Праге, затем поступил в Краснопресненское депо Москвы. Работал на маршрутах до 2006 года, после чего был передан в музей. Второй вагон после испытаний в Праге, в 1984 году поступил в Москву, так же в Краснопресненское депо, где успешно проработал до 2001 года, после чего был переделан в грузовой, а с 2003 года использовался в качестве склада. Окончательно утилизирован в 2014 году.

Серийное производство Т6В5 началось только в 1985 году, вагоны пошли в города СССР: Тверь, Киев, Барнаул, Волгоград и другие. Но в Москву вагоны так и не поступали.

С 1988 года начинается производство модификации Tatra T6A2, В отличии от Т6В5 имеет более узкий кузов и предназначался для городов с колеей 1435, 1000 и 1009 мм. Поставлялись в ГДР, Болгарию и Венгрию. С 1991 года для городов Чехии начался выпуск Tatra T6A5. Кузов был аналогичен советским Tatra T6B5.

Производство Т6 на ЧКД было свернуто в 1999 году в связи с плачевным финансовым состоянием завода.

В 2001 году производство Т6 было возобновлено на новом чешском заводе Inekon. В 2003-2007 годах новые вагоны Tatra T6B5 поставлялись в Ижевск и Уфу.

Конструкция

Трамвай Tatra T6 имеет прямоугольный кузов из стальных прессованных и прокатных профилей. Кузов облицован стальной жестью. Отделка салона выполнена из ДВП. Двери - ширмовые (на ряде модификаций - раздвижные). Привод дверей - электромеханический. Имеется 3 дверных проема. Сиденья в салоне мягкие, расставлены по принципу: 2+1 (2 ряда напротив дверей и 1 ряд со стороны дверей). Отопление - электрическое, расположено по примеру салона. Освещение салона - люминесцентные лампы.

г. Орел, ул. Пушкина, маршрут № 1, вагон Tatra T6B5SU
г. Орел, ул. Пушкина, маршрут № 1, вагон Tatra T6B5SU
г. Орел, Гостиная ул., вагон Tatra T6B5SU
г. Орел, Гостиная ул., вагон Tatra T6B5SU
г. Орел, Гостиная ул., маршрут № 1, вагон Tatra T6B5SU
г. Орел, Гостиная ул., маршрут № 1, вагон Tatra T6B5SU
г. Курск, ул. Карла Маркса, маршрут № 4, вагон Tatra T6B5SU
г. Курск, ул. Карла Маркса, маршрут № 4, вагон Tatra T6B5SU
салон вагона Tatra T6B5SU
салон вагона Tatra T6B5SU

Серийные вагоны оборудовались ТИСУ с тяговым приводом TV3. В качестве токоприемника используется пантограф.

Модификации

С 1985 года (кроме 2 двух опытных 1983 г.) выпускалась модификация для городов СССР - Tatra T6B5SU. Вагон для колеи 1524 мм с широким кузовом (2500 м). Поступал в города СССР: Москва, Киев, Волгоград, Свердловск, Курск, Ижевск, Рига, Калинин, Тула, Горький, Владикавказ, Ульяновск, Липецк, Самару, Харьков, Запорожье, Ростов-на-Дону (колея 1435 мм), Воронеж, Орел, Новокузнецк, Ташкент, Минск. Производился до 1998 года.

г. Тула, кольц"Московский вокзал", маршрут № 9, вагон Tatra T6B5SU
г. Тула, кольц"Московский вокзал", маршрут № 9, вагон Tatra T6B5SU

В 1985 году построено 2 вагона Tatra T6A2. Вагоны имеют зауженный кузов и предназначены для колеи 1435 мм. Оба вагона работали в Дрездене.

с 1988 года начался выпуск вагонов для ГДР Tatra T6A2D. Как и предшественники имеют зауженный кузов и тележки для колеи 1435 мм. Поступали в Берлин, Лейпциг, Магдебург, Росток. Производились до 1990 года.

В 1989 году для Болгарии выпускалась модификация Tatra T6B5B с колей 1435 мм. Было выпущено 37 вагонов для Софии.

В 1990 году выпускалась модификация Tatra T6A2В для Софии с колей 1009 мм. Построено 40 вагонов.

В 1991 году строилась модификация Tatra T6B5K для КНДР. Вагоны с колей 1435 мм эксплуатируются в Пхеньяне.

С 1991 года производится модификация Tatra T6A5. Вагон имеют более широкий кузов (2500 м), ТИСУ и разработан специально для городов Чехословакии. Колея - 1435 мм. Поступали в Братиславу, Кошице, Остраву, Прагу, Брно. Построено порядка 300 вагонов.

г. Прага, ул. Миладе Горакове, маршрут № 20, вагон Tatra T6A5
г. Прага, ул. Миладе Горакове, маршрут № 20, вагон Tatra T6A5

В 1994-2003 годах сборка вагонов Tatra T6B5 велась в на заводе "Татра-Юг" в Днепропетровске, на Украине. Фактически вагоны не отличались от оригинальных. Поставлялись в Днепропетровск, Донецк, Запорожье, Одессу, Днепродзержинск, Киев, Запорожье, Николаев. Выпущено 38 вагонов.

В 1997 году для венгерского города Сегед была построена партия вагонов Tatra T6A2H. Рассчитаны на колею 1435 мм, имеют зауженный кузов и раздвижные двери. Выпущено 13 вагонов.

В 1998 году был построен опытный вагон Tatra T6A5.3. На нем были установлены тележки от Т3, а так же ТрСУ TV14. Из-за проблем в эксплуатации так и остался в единственном экземпляре.

В 1998 году построен 1 вагон модели Tatra T6C5. Вагон имет две кабины управления, двери с обоих сторон. Колея - 1435 мм. Работает в Штраусберге.

В 1999 году выпускалась модификация для Софии с колей 1009 мм - Tatra T6A2SF. Построено 17 экземпляров.

В 2003 году построено на заводе Inekon 10 вагонов Tatra T6B5-RA. Оборудованы ТрСУ TV-Progress. Работают в Ижевске.

В 2007 году на заводе Inekon производились вагоны Tatra T6B5-MPR. Оборудованы ТрСУ TV-Progress. 4 вагона эксплуатируются в Уфе.

***

Итак, переходим к выводам. Tatra T6 был большим шагом вперед по сравнению с Tatra T3. Во первых, если Т3 - это переработанный проект американского трамвая PРC 30-х годов, то Т6 - это уже полностью разработка чехов. На Т6 был применена экономичная система управления - ТИСУ, вместо дорогой и примитивной РКСУ, применявшейся на Т3. Кроме того, ТИСУ на Т6 была в разы качественней советских аналогов. Конечно, большим достоинством 6-ой Татры стали большие окна, просторный и теплый салон, трехрядная компоновка сидений и подрессоренные тележки, что давало более мягкий ход на Т6.

г. Тула, Епифанская ул., маршрут № 10, вагон Tatra T6B5SU
г. Тула, Епифанская ул., маршрут № 10, вагон Tatra T6B5SU

Даже с точки зрения пассажира, по личному опыту скажу, поездка на Татре Т6 более приятна и комфортна, чем на Т3. Ибо и ход трамвая мягче и салон более вместительный.

Так же хорошо о Татре Т6 отзываются как водители, так и обслуживающий персонал.

г. Тула, Епифанская ул., маршрут № 14, вагон Tatra T6B5SU
г. Тула, Епифанская ул., маршрут № 14, вагон Tatra T6B5SU

Данная статья называется "Tatra T6 - несбывшееся будущее московского трамвая". Почему же Tatra T6В5 не поступали в столицу, кроме двух опытных вагонов, которые вполне успешно отработали свой срок на маршрутах? Все дело в габаритах старых трамвайных депо, с узкими канавами. В них проходили только классические Т3, более широкие вагоны, в частности Т6 не влезали. Если же дя городов СССР Татры Т6 уже во всю поставлялись с 1985 года, то для Москвы продолжали идти классические Т3 по выше названной причине. С 1987 года поставки Т3 в СССР прекратились. В 1988 году завод производит 2 вагона новой модели Tatra T7B5. Они выполнены в зауженном кузове (как на вагонах Tatra T5), но имеют доработанные тележки, ручное (а не педальное, как на Т3 и Т6) управление, ТИСУ. В 1990 году 2 вагона Tatra T7B5 поступили в Москву, где прошли вполне удачную обкатку. На них в том числе и лишались проблема с габаритами старых депо. Еще 4 вагона поступили в 1993 году. Но от дальнейших закупок дорогой чехословацкой техники пришлось отказаться, она была уже не по зубам, даже Москве.

Tatra T6 - удачный трамвайный вагон, к сожалению не получивший такого величия, как свой "дедушка" Т3. Многие наработки, конструкция, примененные на Т6 активно применяется при создании трамваев. Так, екатеринбургские разработчики трамвая 71-402 "СПЕКТР" брали за основу именно Т6. Таким же путем и пошли и днепропетровские конструкторы завода "Южмаш" при разработке трамвая К1.

гДемидовская плотина, маршрут № 10, вагон Tatra T6B5SU
гДемидовская плотина, маршрут № 10, вагон Tatra T6B5SU
г. Тула, ул. Металлургов, маршрут № 10, вагон Tatra T6B5SU
г. Тула, ул. Металлургов, маршрут № 10, вагон Tatra T6B5SU
г. Нижний Новгород, Гордеевская ул., маршрут № 7, вагон Tatra T6B5SU
г. Нижний Новгород, Гордеевская ул., маршрут № 7, вагон Tatra T6B5SU
г. Курск, ул. Карла Маркса, маршрут № 1, вагон Tatra T6B5SU
г. Курск, ул. Карла Маркса, маршрут № 1, вагон Tatra T6B5SU
г. Курск, ул. Перекальского, маршрут № 4, вагон Tatra T6B5SU
г. Курск, ул. Перекальского, маршрут № 4, вагон Tatra T6B5SU
г. Екатеринбург, ул. 8 марта, маршрут № 27, вагон Tatra T6B5SU
г. Екатеринбург, ул. 8 марта, маршрут № 27, вагон Tatra T6B5SU
г. Екатеринбург, ул. 8 марта, маршрут № 1, вагон Tatra T6B5SU
г. Екатеринбург, ул. 8 марта, маршрут № 1, вагон Tatra T6B5SU
г. Екатеринбург, ул. Ленина, маршрут № 6, вагон Tatra T6B5SU
г. Екатеринбург, ул. Ленина, маршрут № 6, вагон Tatra T6B5SU
г. Екатеринбург, ул. Ленина, маршрут № 18, СМЕ из вагонов Tatra T6B5SU
г. Екатеринбург, ул. Ленина, маршрут № 18, СМЕ из вагонов Tatra T6B5SU
г. Екатеринбург, ул. 8 марта, маршрут № 1, вагон Tatra T6B5SU
г. Екатеринбург, ул. 8 марта, маршрут № 1, вагон Tatra T6B5SU
г. Екатеринбург, ул. Куйбышева, маршрут № 4, вагон Tatra T6B5SU
г. Екатеринбург, ул. Куйбышева, маршрут № 4, вагон Tatra T6B5SU
г. Прага, ул. Милады Горакове, маршрут № 25,  вагон Tatra T6A5
г. Прага, ул. Милады Горакове, маршрут № 25, вагон Tatra T6A5
г. Прага, ул. Милады Горакове, маршрут № 20, СМЕ из вагонов Tatra T6A5
г. Прага, ул. Милады Горакове, маршрут № 20, СМЕ из вагонов Tatra T6A5
г. Братислава, ул. Mostova, маршрут № 5, СМЕ из вагонов Tatra T6A5
г. Братислава, ул. Mostova, маршрут № 5, СМЕ из вагонов Tatra T6A5
г. Братислава, Rázusovo nábrežie, маршрут № 5, СМЕ из вагонов Tatra T6A5
г. Братислава, Rázusovo nábrežie, маршрут № 5, СМЕ из вагонов Tatra T6A5

На этом, на сегодня все.

Спасибо, что дочитали статью до конца! Подписывайтесь на канал, что бы не пропустить новые статьи.

Почитайте другие статьи о трамвайных вагонах: