Найти в Дзене

Четыре типа человеческих культур как основа духовно-ментальной культуры всех этнических общностей мира.

Наверное я не ошибусь, если предположу, что практически каждый человек сталкивается в течение своей жизни с явлениями, причин возникновения и существования которых он не понимает. Если это какие-то природные явления, то в этих случаях почти со стопроцентной уверенностью можно утверждать, что любознательный человек найдёт научную информацию о них в тех или иных авторитетных естественнонаучных источниках. В тех же случаях, когда люди сталкиваются с непонятными для них действиями людей иной этнической и/или конфессиональной принадлежности - в попытках дать этим действиям какое-то объяснение эти люди зачастую скатываются в различные измышления, базирующиеся на предубеждениях и антипатии и не имеющие ничего общего с настоящими причинами этих действий. Тогда как они - т.е. настоящие причины этих необъяснимых с точки зрения пытающихся найти им объяснение людей действий - действительно существуют и коренятся в таком понятии, которое можно обозначить словосочетанием "базовые критерии нравственности". О том, что это такое и в чём отличие базовых критериев нравственности в разных типах культур, мы и расскажем в настоящей статье.

Как мы знаем, на нашей планете существует множество этносов, говорящих на тысячах различных языков. Каждый этнос является единственной в своём роде, уникальной этно-культурно-языковой общностью - ярким мазком в многоцветной палитре этно-языкового разнообразия Земли. Каждому этносу присущи свои, свойственные только ему неповторимые особенности традиционной культуры (и даже очень близкие в культурно-языковом плане этнические общности при всей своей близости имеют свои уникальные индивидуальные характерные черты, например: русские и белорусы; татары и башкиры; коми-зыряне и коми-пермяки; чеченцы и ингуши; грузины, сваны
и
мегрелы; казахи и каракалпаки; шведы, норвежцы и датчане; чехи и словаки; сербы и черногорцы; фриулы, ладины и руманши; португальцы и галисийцы; и т.д.). Однако всё это разноцветное культурное многообразие укладывается в 4 (четыре) типа культур, выделяемых на основании того, что принимается в той или иной культуре в качестве базовых критериев нравственности. Давайте познакомимся с каждым из этих четырёх типов в отдельности.

Терские  казаки  в  традиционных  народных  костюмах
Терские казаки в традиционных народных костюмах

Эти четыре типа культур подразделяются на две неравные части по критерию ориентированности оценки совершаемых индивидом поступков:

I. Тип культуры с ориентацией на собственную внутреннюю оценку индивидом всех совершаемых им действий - это т.н. ~ "культура вины/совести";

II. Типы культуры с ориентацией на внешнюю оценку окружающими всех совершаемых индивидом действий - это такие типы культуры, как: ~ "культура стыда/обычаев"; ~ "культура ответственности"; ~ "культура страха";

Чем же эти четыре типа культур отличаются друг от друга? Рассмотрим их по порядку.

1. Культура вины/совести; её характеризуют следующие особенности:

~ базовым критерием нравственности в этой культуре выступает совесть, понимаемая как манифестация Бога/абсолютной истины в душе и сознании каждого индивида;

~ нравственным наказанием за допущенные ошибки/совершённые проступки являются угрызения совести и чувство вины, возникающие в душе индивида в результате несовпадения его действий с внутренними установками и нормами;

~ наказание за допущенную ошибку/совершённый проступок в этой культуре воспринимается как способ искупления вины;

~ у индивида в этой культуре существует возможность исправить допущенные ошибки, искупить плохие поступки, восстановить потерянную репутацию, вымолить прощение грехов; идеальным алгоритмом действий индивида в этой культуре считается императив: "поступай, как тебе подсказывает совесть - и будь, что будет", при этом поддержка действий индивида или отсутствие таковой со стороны окружающих не имеет решающего значения при принятии решения действовать или не действовать; т.е. в рамках этой культуры индивид осознаёт связь своей личности с Богом более сильной, чем её связь со своими семьёй, родом, этносом, государством - т.е. любым человеческим коллективом;

~ культура вины/совести - это индивидуалистическая личностная культура, в которой нравственные нормы абсолютны и обязательны к исполнению по отношению ко всем людям, а не только по отношению квоим".

Православное  богослужение  в  Грузии
Православное богослужение в Грузии

Греческие  православные  монахи  на  Афоне
Греческие православные монахи на Афоне
Литургия  в  Маланкарской  Церкви  Индии
Литургия в Маланкарской Церкви Индии
Католическая  литургия  на  Мальте
Католическая литургия на Мальте
Священники  Эфиопской  Церкви
Священники Эфиопской Церкви
Зороастрийское  богослужение
Зороастрийское богослужение
Поклонение  в  храме  бахаи
Поклонение в храме бахаи
Богослужение  в  буддийском  хуруле  в  Калмыкии
Богослужение в буддийском хуруле в Калмыкии
Джайнские  монахи
Джайнские монахи
Сикхи  молятся  на  фоне  Золотого  Храма  в  Амритсаре
Сикхи молятся на фоне Золотого Храма в Амритсаре

2. Культура стыда/обычаев; её характеризуют следующие особенности:

~ базовым критерием нравственности в этой культуре выступает стыд перед членами группы/семьи/рода/клана/племени, к которым принадлежит человек, совершивший ошибку/проступок;

~ нравственным наказанием за допущенные ошибки является порицание и презрение со стороны членов группы/семьи/рода/клана и т.д., к которым принадлежит индивид;

~ наказание за допущенную ошибку/совершённый проступок в этой культуре всегда связано с той или иной степенью поражения в правах/понижения статуса в рамках группы/семьи/рода/клана и т.д., членом которых является совершивший ошибку/проступок индивид (вплоть до изгнания из группы/семьи/рода/клана в отдельных случаях);

~ совершение ошибок и проступков в этой культуре считается безнравственным, поэтому людям в рамках этой культуры очень тяжело даётся признание своих ошибок, т.к. оно ассоциируется с "потерей лица" и понижением социального статуса в группе/семье/роде/клане и т.д.; поэтому совершённая ошибка/проступок становятся значимыми для совершившего их индивида только в тех случаях, если об этом узнали люди из группы/семьи/рода/клана, к которым принадлежит этот индивид; если об ошибке/проступке знают только чужие, а свои не знают - то совершённая ошибка/проступок не считается значимой, т.к. не влечёт за собой последствий для индивида в виде "потери лица" (т.е. в рамках этой культуры отсутствует абсолютный критерий оценки ошибок/проступков, совершённых индивидом);

~ в рамках культуры стыда/обычаев все индивиды должны соблюдать предписанные и одобряемые социумом строгие нормы поведения, открытое несоблюдение которых считается стыдным и позорным не только для отдельного индивида, который их не соблюдает, но и для всей группы/семьи/рода/клана, членом которых он является, и может иметь негативные последствия для группы/семьи/рода/клана в виде потери статуса в обществе;

~ культура стыда/обычаев - это клановая культура людей, в чьём мироощущении связь с тем или иным коллективом (семьёй/родом/кланом/племенем/этносом) превалирует над осознанием себя как автономной индивидуальной личности.

Синтоисты  молятся
Синтоисты молятся
Богослужение  в  даосском  храме
Богослужение в даосском храме
Церемония  в  конфуцианском  храме
Церемония в конфуцианском храме
Индуисты  молятся  в  храме  на  о. Бали
Индуисты молятся в храме на о. Бали
Мандейцы  за  молитвой
Мандейцы за молитвой
Праздничная  церемония  в  езидском  храмовом  комплексе  Лалыш  в  Ираке
Праздничная церемония в езидском храмовом комплексе Лалыш в Ираке
Иудеи  молятся  возле  Стены Плача  в  Иерусалиме
Иудеи молятся возле Стены Плача в Иерусалиме
Мусульмане  в  мечети
Мусульмане в мечети

3. Культура ответственности; её характеризуют следующие особенности:

~ базовым критерием нравственности в этой культуре выступает отрицательная оценка социумом нежелания индивида платить за последствия совершённых им ошибок и проступков, т.е. брать на себя ответственность за свои действия;

~ нравственным наказанием за ошибку/проступок в рамках этой культуры является осознание размера компенсации ущерба пострадавшей от совершённой индивидом ошибки/проступка стороне;

~ наказание за допущенную ошибку/проступок в рамках культуры ответственности всегда связано с возмещением ущерба пострадавшей стороне в принудительном порядке и не считается искуплением вины индивида, совершившего ошибку/проступок;

~ искупление совершённой ошибки/проступка и восстановление репутации индивида в рамках этой культуры - это полное возмещение всех нанесённых пострадавшей стороне материальных потерь/убытков и морального ущерба в денежном выражении; ошибка/проступок считается искупленной, если совершивший её индивид всё исправил за свой счёт и всё вернул к исходному состоянию (или сделал для этого всё возможное в имеющейся ситуации);

~ культура ответственности - это индивидуалистическая культура, в которой нравственная норма взятия личной ответственности за последствия всех совершённых индивидом действий или его бездействия поддерживается и одобряется социумом и оценивается им по критерию эквивалентности предоставленного индивидом материально-денежного возмещения - нанесённому ущербу.

Англиканская  литургия
Англиканская литургия
Лютеранское  богослужение
Лютеранское богослужение
Проповедь  в  реформатской  церкви
Проповедь в реформатской церкви
Методистское  богослужение
Методистское богослужение
Мормоны
Мормоны

4. Культура страха; её характеризуют следующие особенности:

~ базовым критерием нравственности в этой культуре является положительный результат любых действий индивида, выраженный поговоркой "не пойман - не вор": быть пойманным - это безнравственно, не быть пойманным - нравственно; в этой культуре любое действие индивида оценивается извне - властью посредством подчинённого ей репрессивного аппарата (спецслужб, силовых и контролирующих органов); общих критериев правильности/неправильности совершённых действий нет, они оцениваются только по критерию полезности/бесполезности/вредности их для власти, поэтому быть пойманным на чём-то, что в данный конкретный момент может быть расценено властью как угроза - чревато тем, что индивид может потерять очень многое - от свободы и здоровья до жизни своей и своих родных и близких;

~ нравственным наказанием в этой культуре является страх быть обвинённым/разоблачённым в совершении ошибки/проступка и подвергнуться жестоким наказаниям за их совершение;

~ наказание за совершённую ошибку/проступок в культуре страха всегда имеет назидательно-устрашающий характер с целью воздействия на других членов социума и в зависимости от тяжести совершённой ошибки/проступка может варьировать от понижения социального статуса индивида и членов его семьи до публичных казней с освещением этого во всех государственных СМИ;

~ искупления совершённой ошибки/проступка в культуре страха не предусмотрено - любая ошибка/проступок, совершённая индивидом, имеет необратимый характер и влечёт за собой неотвратимое наказание, а реабилитация индивида теоретически возможна только после его смерти;

~ культура страха - это культура тоталитарных сообществ с единообразным общественным мнением, формируемым властью с помощью мощной системы пропаганды, в которой мотивационным императивом поступков индивида является животный страх за жизнь, здоровье и свободу себя, своих детей, родственников и близких, и напрочь отсутствует мотивация высшего порядка (совесть, честь, долг и др.).

Жрец  вуду  из  Западной  Африки
Жрец вуду из Западной Африки
Вудуисты  из  Бенина
Вудуисты из Бенина
Жрец  вуду
Жрец вуду

Исторически сложилась такая ситуация, когда каждый из вышеописанных типов культуры функционировал в рамках одной или нескольких религиозных конфессий, чьи морально-нравственные установки были наиболее близки к базовому критерию нравственности того или иного типа культуры. Например, культура вины/совести была характерна для этносов, исповедовавших такие христианские деноминации, как несторианство, миафизитство, халкидонское православие и древлеправославие (старообрядчество), католицизм, а также такие религии, как зороастризм, бахаизм, буддизм, джайнизм и сикхизм; культура стыда/обычаев была свойственна последователям таких конфессий, как синтоизм, даосизм, конфуцианство, индуизм, мандеизм, езидизм, иудаизм, ислам; культура ответственности функционировала среди последователей различных деноминаций протестантизма - англикан, лютеран, кальвинистов (реформатов, пресвитериан и конгрегационалистов), методистов, баптистов, и др., а также среди мормонов (больше узнать о вышеперечисленных религиозных конфессиях можно из тематических статей, ранее размещённых на нашем канале):

Что касается распространения культуры страха, то она больше связана не с какой-либо религиозной конфессией (хотя местные формы вудуизма в таких странах Западной Африки, как Гвинея, Сьерра-Леоне, Либерия, Кот-д'Ивуар, Гана, Того, Бенин, юго-западная часть Нигерии, населённая народом йоруба - культивировали среди своих адептов именно этот тип культуры со всеми его характерными особенностями, держа их в состоянии постоянного страха с помощью тайных союзов, терроризировавших местное
население), а с
тоталитарными государствами, управляемыми диктаторскими режимами (примеры из современности: Камбоджа под управлением Пол Пота; КНДР под управлением династии Кимов; Иран под управлением аятолл; Афганистан под управлением признанной в РФ террористической организации Талибан, и др.).

Также необходимо отметить, что ни один из вышеописанных четырёх типов культуры никогда не существовал в чистом виде - в разных этнических культурах всегда имело место смешение двух или более типов культуры в разном соотношении друг с другом, вследствие чего можно говорить лишь о преобладании в той или иной этнической культуре основных характеристик одного из четырёх культурных типов.

Для лучшего понимания отличий в восприятии одной и той же ситуации представителями разных культурных типов ниже мы смоделируем знакомую, к сожалению, многим людям ситуацию - ДТП. Исходные данные ситуации следующие: ~ ДТП произошло в том же/не в том населённом пункте, в котором проживают его участники; ~ у обоих участников нет полисов страхования гражданской ответственности (условие в современных реалиях скорее фантастическое, но необходимое для моделирования ситуации); ~ в ДТП явно виноват один из его участников, вины второго в случившемся вообще нет. Итак, как же поведут себя в этой ситуации представители каждого из четырёх типов культуры?

Тип № 1: представитель этого культурного типа (культура вины/совести), виновный в случившемся ДТП, сразу признает свою вину и предложит второму участнику выяснить размер нанесённого его автомобилю ущерба на пригодной для этой цели СТО, после чего они договорятся о порядке возмещения ущерба.

Тип № 2: представитель этого культурного типа (культура стыда/обычаев), виновный в случившемся ДТП, будет вести себя по-разному в зависимости от наличия/отсутствия некоторых значимых факторов, а именно: ~ вариант А): виновник ДТП находился в автомобиле один, ДТП произошло не в том населённом пункте, в котором он проживает: в этом случае виновник ДТП с большой вероятностью не будет отрицать своей вины в случившемся, и ситуация сведётся к выяснению размера ущерба, причинённого автомобилю второго участника ДТП; ~ вариант Б): в автомобиле виновника ДТП находилась его супруга, или его родственники, или его друзья/знакомые: в этом случае виновник ДТП будет отрицать свою вину в случившейся ситуации и искать зацепки для того, чтобы свалить её на второго участника ДТП; в ход могут пойти угрозы, попытки запугать последствиями, ссылки на знакомства с высокопоставленными людьми, и т.п.; как крайне нежелательный, но всё-таки приемлемый вариант может быть озвучено предложение "разойтись по обоюдке"; ситуацию может переломить в пользу потерпевшей стороны только вызов дорожной полиции на место ДТП и оформление протокола; ~ вариант В): ДТП произошло в родном городе виновника: в этом случае алгоритм его действий такой же, как в варианте Б), однако в родном городе им будет задействован также и дополнительный рычаг воздействия на оппонента в виде нескольких друзей/братьев/знакомых, которых он сразу же вызовет по телефону к месту ДТП, и в этом случае давление на потерпевшую сторону будет гораздо более мощным.

Тип № 3: представитель этого типа культуры (культура ответственности), виновный в случившемся ДТП, может вести себя по-разному в зависимости от того, где оно произошло, а именно: ~ вариант А): ДТП произошло далеко от места жительства виновника в населённом пункте, в котором у него нет ни родственников, ни друзей, ни знакомых, и при этом он находился в машине один: в этом случае он признает свою вину в случившемся и на словах не будет против того, чтобы возместить нанесённый его действиями ущерб, но постарается ввести пострадавшую сторону в заблуждение посредством предоставления неправдивой информации о себе и/или данных по машине с целью избежать возмещения этого ущерба; ~ вариант Б): если ДТП произошло в родном городе виновника происшествия или же в населённом пункте, где у него имеются родственники/друзья/знакомые, или же с ним в машине в момент совершения ДТП находился кто-то из вышеперечисленных категорий людей - то в этом случае виновник ДТП признает свою вину и полностью возместит доказанный экспертами ущерб, нанесённый его действиями автомобилю потерпевшей стороны.

Тип № 4: поведение представителя этого типа культуры (культура страха) в случае его виновности в ДТП будет целиком и полностью зависеть от того, кто является потерпевшей стороной в этом ДТП: а) если его социальный статус высок и возможности его велики - то виновник может надеяться в лучшем случае на то, что с него возьмут в качестве возмещения ущерба столько, сколько сочтёт нужным потерпевшая сторона - и на этом его злоключения закончатся; в худшем же случае у него могут начаться другие проблемы, никак не связанные с ДТП; б) если же ситуация обратная (т.е. виновник ДТП имеет высокий социальный статус и большие возможности, а потерпевшая сторона имеет более низкий статус и меньшие возможности) - то "виновным" в ДТП становится именно потерпевшая сторона, а настоящий виновник становится "жертвой", на стороне которой - вся мощь государственной машины - правоохранительные органы, суд, прокуратура и т.д..

Всё вышеописанное в примерах относится только к алгоритму действий представителей каждого из культурных типов, но никак не относится к конкретике этих действий, которая зависит от общего уровня воспитанности и культуры каждого конкретного человека (например, интеллигентный человек - представитель культурного типа № 2 - будет поступать так, как описано в примере, но не будет при этом материться и сыпать угрозами в адрес оппонента и всей его родни; и т.д.).

Несмотря на то, что в настоящее время огромное множество людей отошли от религии и де-факто являются атеистами, которые не следуют предписаниям никакой религии, не читали вероучительных книг и не посещают церковь/мечеть/синагогу/хурул (или посещают пару раз в год на праздники) - остаточные морально-нравственные установки той религиозной конфессии и имеющего наиболее близкий к ним базовый критерий нравственности того типа культуры, на которых развивалась та или иная национальная культура - продолжают жить в каждом из людей на подсознательном уровне, выходя на первый план в тех или иных жизненных ситуациях и влияя на принимаемые решения и предпринимаемые действия, что необходимо учитывать всем людям при взаимодействии друг с другом.

Спасибо  за  прочтение!
Спасибо за прочтение!

Если вам понравилась статья, ставьте лайк, делитесь своими мыслями в комментариях и подписывайтесь на канал - будет интересно!

Читайте также:

и другие статьи на нашем канале.

Желаем вам приятного и познавательного чтения!

Если вы хотите поддержать автора, вы можете это сделать, нажав на ладонь с сердечком внизу справа. Спасибо!