Найти в Дзене

Монашество и аскетизм в религиях мира (часть 1 - даосизм и дхармические религии Азии)

В этой статье я хочу рассказать о феномене, существующем в большинстве религий мира - о монашестве/подвижничестве/аскетизме. Что же это такое и что оно собой представляет?

Монашество - это особый формат жизни верующих, следуя которому человек полностью посвящает себя достижению тех или иных духовных целей, провозглашаемых как конечные тем или иным религиозным учением; для достижения этих целей монашествующие принимают на себя различные аскетические обеты (безбрачия; целомудрия; нестяжания; нищеты; послушания духовному наставнику; молчания; уединения; странствования; отказа от определённых видов пищи; и др.), а также следуют различным духовно-мистическим практикам (практикуют молитвы, медитации, повторение имён Бога, радения, умное делание и др.); в разных религиозных конфессиях монашество имеет разные как внешние формы, так и внутреннее смысловое наполнение.

Свой рассказ я начну с даосизма - одной из т.н. даоцентрических религий Китая (о даосизме (а также о конфуцианстве) более подробно можно прочесть в тематической статье, ранее размещённой на нашем канале):

В даосизме с его плюралистической организационной структурой (насчитывается всего около 86 даосских религиозных теоретико-практических школ) наблюдается большое разнообразие акцентуаций разных школ на разных аспектах даосского учения как в области религиозной теории, так и в области религиозной практики (например, одни школы делают упор на изучение даосской алхимии (например, школы Сяньтянь, Лунмэнь и др.), другие - на изучение и практическое совершенствование гадательных практик по "И-Цзин" ("Книге перемен") и/или на экзорцизм (изгнание из человека злых духов) - например, школы Маошань, Шанцин и др., третьи - на изучение теории и практики традиционной даосской медицины и диетологии (например, школа Чжэнькунцзяо и др.), четвёртые - на совершенствование ритуалов и церемоний (например, школы Чжэнъи, Тайъи и др.), пятые - на медитацию и дыхательную практику цигун, оздоровительную гимнастику тайцзицюань (например, школа Цюаньчжэнь, и др.), и т.д.). То же самое можно сказать и о монашестве - в одних школах даосизма монашество является основой и краеугольным камнем их практической деятельности, тогда как в других оно вообще отсутствует как явление (например, в школе Чжэнъи монашества нет, а в школе Цюаньчжэнь монахи играют ключевую роль).

Даосский  монах
Даосский монах

Декларируемой конечной целью даосского монаха/монахини является следование Дао и слияние с ним как кульминация всего даосского
монашеского делания. Монахи и монахини в даосизме носят название
сю дао ши и делятся на 3 (три) категории - а) тянь ши ("небесные наставники") - это монахи высшей степени посвящения; они носят титулы: гао гун ("возвышенный достопочтенный" - высший монашеский ранг) и цзи цзю ("виночерпий" - более низкий монашеский ранг); при совершении священнодействий их роль заключается в произнесении заклинаний и в нахождении в состоянии углублённой медитации, тогда как саму литургическую службу - цзяо - совершают монахи средней степени посвящения - дао ши ("наставники пути"); цзяо служится на сакральном языке вэньянь, который на слух непонятен для носителей современного китайского языка; б) дао ши/у тоу ("наставники пути"/"черноголовые") - монахи средней степени посвящения; совершают литургические службы-цзяо высшим духовным силам (тогда как отправление культов низших божеств, совершение традиционных обрядов различной целевой направленности (изгнания демонов, обновления жизненных сил людей или плодородия земли, и т.д.) - является обязанностью гун ши ("светских наставников") - живущих в миру священнослужителей, которые имеют семьи и не являются монахами; они совершают службы и произносят молитвы и заклинания не на вэньяне, а на общеупотребительном китайском языке); в) фа ши ("наставники закона") - монахи-проповедники, ведущие странствующий образ жизни; они могут совершать все те же действия, что и гун ши.

Тянь  ши
Тянь ши

Монахом/монахиней в даосизме человек может стать после прохождения церемонии чуаньцзе ("принятие обета")/шоулу ("передача реестра"), к которой он/она может быть допущен/допущена только после прохождения соответствующей подготовки в даосском монастыре в статусе цзецзы ("ученика обета") в течение не менее чем 3 (трёх) лет. Церемонии принятия обетов предшествует коллективная исповедь кандидатов в монахи, в ходе которой они вслух называют свои грехи и каются в их совершении, после чего один из да ши ("великих наставников") зачитывает им правила, которые они должны будут соблюдать после принятия монашеских обетов, и каждый из цзецзы подтверждает свою решимость идти монашеским путём.

Дао ши
Дао ши

Церемония принятия обетов состоит из трёх этапов: 1. Принятие 10-ти
обетов "истинного человека" (чучжэнь ши цзе) - для мужчин, и 9-ти обетов "истинной женщины" (нюйчжэнь цзю цзе) - для женщин; 2. Принятие Великого обета Высшего предела (чжунцзи саньбай дацзе); этот этап может быть проведён не ранее чем через 3 (три) года после прохождения человеком 1-го этапа церемонии принятия обетов; 3. Принятие Свода 27 способов, состоящих из 10 неизмеримостей (фа букэ чэнлян); прохождение 3-го этапа становится возможным только не менее чем через 8 (восемь) лет после прохождения человеком 1-го этапа. Принятие обетов завершается церемонией "тайны алтаря" (митань) и обрядом "вручения свидетельства обета" (фафан цзеде), после которых "ученики обета" (цзецзы) официально становятся даосскими монахами (сю дао ши).

Даосская  литургическая  служба - цзяо
Даосская литургическая служба - цзяо

Монахи в даосизме следуют множеству ограничений и предписаний, регламентирующих их жизнь до мельчайших подробностей. Не вдаваясь в них, укажем лишь базовые запреты и предписания для монашествующих даосов; они примерно таковы: ~ безбрачие; ~ целомудрие; ~ запрет на лишение жизни любого живого существа; ~ запрет на употребление мяса; ~ запрет на употребление вина; ~ запрет на любое взаимодействие с противоположным полом (в том числе и мысли на эту тему), кроме совместных молитвенных служений в храме; ~ запрет выбирать более вкусную еду во время трапезы и пренебрегать менее вкусной и более простой пищей; ~ запрет на сон дольше 5-ти часов в сутки; ~ запрет на пустые разговоры и громкий смех; ~ запрет на владение избыточным количеством материальных вещей, стяжательство и обогащение (а также на мысли об этом); ~ запрет на ложь; ~ запрет на гнев; и др.. Имеется около 80-ти предписаний, направленных на развитие "внутреннего делания" монахов - различных техник медитации, с помощью которых они должны достичь "опустошённости сердца" посредством освобождения его от любых чувств, желаний и мыслей, и наполнения его пустотой и безмолвием. Также важным компонентом даосской аскезы выступает пост бигу, который заключается в полном отказе от употребления в пищу злаков в любом виде.

Даосский  монастырь  в  горах  Уданшань
Даосский монастырь в горах Уданшань
Даосский  монастырь  Байюнь-гуань  в  Пекине
Даосский монастырь Байюнь-гуань в Пекине
Даосский  монастырь  в  г. Чэнду
Даосский монастырь в г. Чэнду

На протяжении длительного времени важнейшую роль в даосизме играли монастыри. Даосские монастыри делятся на две категории: а) наследственные монастыри (цзысунь мяо); вся их собственность находится в частном владении и передаётся по завещанию от настоятеля к настоятелю; наследственные монастыри могут принимать "учеников обета" (цзецзы) для прохождения подготовки к церемонии принятия обетов, но не обладают правом проведения самой этой церемонии; известные наследственные монастыри - Цзысяо-гун (горы Уданшань), Улян-гуань (горы Цяньшань), Чжун-юэ-мяо (провинция Хэнань), и др.; б) открытые монастыри (шифан цзунлинь); вся собственность открытых монастырей принадлежит всей даосской общине; только открытые монастыри имеют право на проведение церемоний принятия обетов; известные открытые монастыри - Байюнь-гуань (г. Пекин), Тайцин-гун (г. Шэньян), Цинян-гун (г. Чэнду), Бэйдоу-гун (горы Яньданшань), и др.. Монастырь возглавляет настоятель (фанчжан) - высший арбитр, всеобщий наставник и хранитель традиций школы, а за всю практическую работу по управлению монастырём отвечает помощник настоятеля - смотритель (цзяньюань); третьей ступенью административной иерархии даосских монастырей являются "три инспектора" (саньду): ~ инспектор-эконом (дугуань), инспектор трапезной (дучу), и инспектор-каноник (дуцзян), отвечающие за финансы, состояние трапезной и за правильное исполнение ритуалов - соответственно; на более низкой ступени находятся "пять распорядителей" (учжу), а ещё на более низкой - "восемнадцать ответственных" (шиба тоу); каждый из них отвечает за определённый сегмент жизни монастыря. В настоящее время в Китае насчитывается более 1 500 действующих монастырей, и ещё более ста их имеется на Тайване, во Вьетнаме, в Сингапуре и в Малайзии. Ранее в даосизме было распространено также такое явление, как отшельничество, однако в период т.н. "культурной революции" в Китае в рамках борьбы с "тунеядством и асоциальным образом жизни" оно было уничтожено хунвэйбинами как явление, а многие отшельники (в т.ч. и очень преклонного возраста) были убиты или отправлены в "трудовые лагеря для перевоспитания".

Гао гун
Гао гун

Свой обзор я продолжу рассказом о монашестве в рамках такой религии, как индуизм (об индуизме более подробно можно прочесть в тематической статье, размещённой ранее на нашем канале):

Индуизм входит в число т.н. дхармических религий, основополагающими концепциями которых являются: а) сансара (круговорот рождений
и смертей, обусловленный поступками человека, совершёнными
им в этом мире, которые и являются основанием для его нового перерождения в облике камня, растения, животного - на земле, или же - в облике демона в аду или божества в райских обителях); череда таких перерождений происходит в соответствии с законом
б) кармы - воздаяния за совокупность поступков и намерений человека; закон кармического воздаяния обусловливает благие или дурные перерождения человеческой души после телесной смерти человека; в) дхарма - это очень многозначное
понятие в индуизме, но в рассматриваемом нами контексте оно означает
всеобщий и вечный миропорядок, удерживающий целостность мира и определяющий судьбу каждого отдельного человека, поведение, действия и образ жизни которого оцениваются в зависимости от их соответствия либо несоответствия
дхарме - т.е. соответствие ведёт к добру (к хорошим, благоприятным перерождениям), тогда как несоответствие - приводит ко злу (к дурным перерождениям). Декларируемой конечной целью верующего человека в индуизме является достижение мокши/нирваны - т.е. прекращения действия закона кармы и освобождения души человека от уз сансары посредством воссоединения индивидуальной души человека (атмана) с мировой божественной душой (Брахманом); в индуизме имеется много разных путей, средств и методов для достижения этой цели, и одним из таких путей и является путь аскезы (тапас), т.е. отшельническое и монашеское подвижничество.

Садху  из  Индии
Садху из Индии

Садху  из  Непала
Садху из Непала

Монахи в индуизме носят названия - садху/санньяси, и могут быть как отшельниками, ведущими уединённую жизнь в лесу (такие отшельники носят название ванапрастха), так и жизнь странствующего аскета - санньяси. В традиционном индуизме монахами и аскетами могли быть только мужчины; в неоиндуизме монахами могут быть как мужчины, так и женщины. На монахов и аскетов не распространяются варново-кастовые законы и предписания, жёстко структурирующие индийское общество - т.к. они больше не живут по законам материального мира. Также монашествующие могут подвизаться в стационарном монастыре - матхе/адхинаме, которым управляет рукоположенный (получивший духовное посвящение - дикшу - от своего предшественника) настоятель - ачарья/джияр, который осуществляет административно-управленческие функции; наставническо-преподавательские функции в монастыре осуществляют гуру. Санньясины принимают обеты отречения, которые включают: ~ безбрачие; ~ целомудрие (исключаются любые виды общения с женщинами: нельзя говорить с ними; нельзя слушать их речь; нельзя смотреть на них; нельзя находиться в их присутствии; нельзя думать о них); ~ отказ от владения любой материальной собственностью, кроме чаши для подаяний, двух комплектов одежды, и некоторых принадлежностей, необходимых для поддержания жизни (например, таких как очки, трость, костыли и т.п.); ~ отказ от любого взаимодействия с деньгами (их нельзя брать в руки и принимать в качестве милостыни); ~ отказ от получения удовольствия от еды и питья (нужно есть самую простую пищу в умеренных количествах исключительно с целью поддержания жизни); ~ отказ от любых личных отношений с другими людьми санньясина не может быть особых отношений с родителями, с родственниками, у него не должно быть друзей и приятелей - ко всем людям он должен относиться одинаково доброжелательно, с уважением и состраданием); ~ отказ от различения двойственности (санньясин должен одинаково (без эмоций) воспринимать удовольствие и боль, похвалу и порицание, обожание и ненависть); и т.д.. Кроме вышеперечисленных общих обетов, многие аскеты принимают также различные индивидуальные обеты - такие, как обет молчания, или обет наготы (такие аскеты всё время и во всех местах ходят без одежды), или обет длительного голодания (такие аскеты практически ничего не едят в течение, например - всего сезона дождей (а он длится от 1,5 месяцев на крайнем северо-западе Индии и до 5 месяцев - на юге п-ва Индостан), а всё это время пьют только подслащенную воду и изредка едят фрукты, и т.д.. Также очень важное место в аскетических монашеских практиках индуизма занимают разнообразные техники медитации - пребывание в определённых позах (асанах) в сочетании с особыми способами дыхания (пранаяма); повторение определённых звукосочетаний или слов - мантр - в определённом порядке; выпевание божественных имён (санкиртана), и т.д..

Садху
Садху
Садху
Садху

Монахи имеются во всех направлениях индуизма; друг от друга они отличаются цветом одежды, формой посоха, наносимыми на лоб символами, причёской и др. внешними особенностями (например, вишнуитские монахи бреют лицо и голову налысо, оставляя волосы (которые они заплетают в косичку) только на небольшом участке головы ближе к затылку, тогда как шиваитские садху не стригут волосы на голове и не бреют бороду и усы). Все аскеты и монахи живут на подаяния и пожертвования мирян, для которых материальная помощь монахам имеет очень важное значение как действие, улучшающее их карму.

Каши  Матх  в  г. Варанаси
Каши Матх в г. Варанаси
Белур  Матх
Белур Матх

Гокарна  Матх
Гокарна Матх
Шри  Кришна  Матха
Шри Кришна Матха

Каждое направление индуизма имеет монастыри (матхи), действующие в рамках той или иной духовно-философской и богословской традиции (сампрадаи), передающейся по цепи ученической преемственности (парампаре) от гуру к его преемнику и ученикам; ~ известные вишнуитские матхи: Шри Кришна Матха (штат Карнатака); Каши Матх (г. Варанаси); Гокарна Матх (штат Гоа); Паракала Матха (штат Карнатака); Мелукоте Матха (штат Карнатака); Белур Матх (штат Западная Бенгалия); и мн. др.; ~ известные смартские матхи: Шри Гаудападачарья Матх (штат Гоа); Читрапур Матх (штат Карнатака); Надувил Мадхом (штат Керала); и др.; ~ известные шиваистские матхи: Дхарумапурам Адхинам (штат Тамилнаду); Мадурай Адхинам (штат Тамилнаду); Горакхнатх Матха (штат Уттар-Прадеш); и мн. др..

Мелукоте  Матха
Мелукоте Матха

Далее мы рассмотрим ещё одну дхармическую религию, в которой аскетизм и монашество вообще являются базовой доктриной, на которой основывается всё вероучение. Это джайнизм (более подробно прочесть о джайнизме (а также о сикхизме) можно в соответствующей тематической статье, ранее размещённой на нашем канале):

Джайнизм без преувеличения является наиболее аскетической религией в мире. Его аскетические практики очень суровы даже для мирян, а уж о монахах (муни/яти/шраман) и говорить не приходится - вся их жизнь представляет собой непрерывный аскетический подвиг. Джайнизм делится на два направления, которые достаточно сильно отличаются друг от друга по многим аспектам вероучения и практики - шветамбаров ("одетые в белое") и дигамбаров ("одетые в пространство");

Джайнские  садхви (монахини)-шветамбарки
Джайнские садхви (монахини)-шветамбарки
Джайнские  монахи-шветамбары
Джайнские монахи-шветамбары

Между ними имеется также много отличий в теории и практике монашества, а именно: ~ дигамбары считают, что женщины не могут достичь мокши/нирваны - освобождения от круговорота рождений и смертей (сансары) - для этого они должны сначала родиться в мужском теле, поэтому дигамбары не признают и пути монашеского служения для женщин (тогда как шветамбары признают как возможность достижения женщинами мокши, так и их право на монашеское служение; монахини-шветамбарки носят название садхви); ~ каждый мирянин-мужчина, принадлежащий к дигамбарскому направлению джайнизма - в конце жизни должен стать монахом и уйти из жизни уже после прохождения обряда посвящения в монахи, тогда как у шветамбаров такое требование к мирянам-мужчинам не является обязательным к исполнению; ~ монахи-дигамбары не носят вообще никакой одежды, тогда как монахи и монахини - шветамбары носят одежду белого цвета, а также мухапатти - повязку из белой ткани, прикрывающую рот, с целью воспрепятствовать попаданию в рот мелких живых существ и их гибели; обуви не носят ни дигамбары, ни шветамбары; ~ монахи и монахини - шветамбары сбривают волосы на голове, тогда как дигамбары во время обряда посвящения в монахи выщипывают пинцетом все волосы на голове и на лице у посвящаемого в монахи человека; ~ монахи обоих направлений носят с собой чамара - специальную метёлку для того, чтобы при ходьбе мести перед собой дорогу с целью избежать случайного уничтожения какого-нибудь мелкого живого существа; ~ монахи обоих направлений процеживают сквозь ткань воду для питья (в ней могут быть неразличимые глазом живые существа); ~ монахи не могут пользоваться огнём в тёмное время суток во избежание гибели в нём налетевших на огонь насекомых; ~ монахи обоих направлений не употребляют в пищу никаких продуктов животного происхождения (ни мяса, ни рыбы, ни морепродуктов, ни яиц, ни молока и продуктов из него, ни мёда), не едят корнеплодов и зелени (т.е. тех частей растений, для получения которых нужно отнять жизнь у всего растения), а также плодов, мякоть которых по цвету напоминает мясо - земляники, вишни, малины, арбузов, томатов, и др.; ~ монахи не должны ничего делать, перемещаться, есть и пить в тёмное время суток, чтобы случайно не отнять жизнь у какого-нибудь живого существа; ~ монахи должны всё время бродить по стране и просить подаяние, не задерживаясь на одном месте более 3-х дней; ~ во время периода Чатурмасья (сезона дождей) монахи живут в монастырях (матхах) и получают пропитание от джайнов-мирян; сезон дождей является периодом особенно строгого поста для монахов - в это время они принимают пищу один раз в три дня, в остальное время только пьют тёплую воду в светлое время суток; ~ многие монахи на период сезона дождей принимают на себя обет молчания, большую часть времени посвящая медитации; ~ многие монахи, особенно монахи-дигамбары, в конце жизни практикуют саллекхана - постепенный отказ от пищи и воды до полного сухого голодания с целью контролируемого ухода из жизни ради сохранения достигнутого ими уровня освобождения от сансары.

Арахантгири  Джайн  Матх
Арахантгири Джайн Матх
Хумча  Басади
Хумча Басади

Некоторые известные джайнские монастыри в Индии: Мел Ситхамур Джайн Матх (штат Тамилнаду); Арахантгири Джайн Матх (штат Тамилнаду); Лаккавалли Джайн Матха (штат Карнатака); Хумча Басади (штат Карнатака); и мн. др..

Мел  Ситхамур  Джайн  Матх
Мел Ситхамур Джайн Матх

От джайнизма мы перейдём к ещё одной дхармической религии, которая является первой и древнейшей из мировых религий - буддизму (подробнее прочесть о буддизме можно в тематической статье, ранее размещённой на нашем канале):

Институт монашества чрезвычайно развит в буддизме всех направлений, являясь одной из его фундаментальных составляющих и имея свои отличительные черты и особенности в рамках каждого из направлений - тхеравады, махаяны, ваджраяны. Буддийские монахи и монахини сохраняют и распространяют учение Будды Шакьямуни и осуществляют руководство и наставление в вере мирян-буддистов, служат для них живым примером правильной жизни и "средством зарабатывания" кармических заслуг в результате совершаемых мирянами дел веры и благочестия в отношении них. Но в рамках каждого из направлений буддизма это происходит по-разному, а именно:

Молодой  буддийский  монах  из  Шри-Ланки
Молодой буддийский монах из Шри-Ланки
Монах  из  Тайланда
Монах из Тайланда
Монах  поклоняется  отпечатку  ноги  Будды; пик  Адама, Шри-Ланка
Монах поклоняется отпечатку ноги Будды; пик Адама, Шри-Ланка
Монах  перед  статуей  лежащего  Будды, Шри-Ланка
Монах перед статуей лежащего Будды, Шри-Ланка
Буддийские  монахи  из  Мьянмы
Буддийские монахи из Мьянмы
Тайские  буддийские  монахи  в  храме
Тайские буддийские монахи в храме

~ cогласно вероучению тхеравады нирваны может достигнуть только человек, родившийся в мужском теле и принявший обеты монаха полного посвящения - бхиккху; ни женщины, ни мужчины-миряне этого сделать не могут - для этого женщина должна в следующем перерождении родиться в мужском теле и стать монахом, а мужчина-мирянин - также должен принять монашеские обеты; других путей спасения для последователей тхеравады не существует. Традиция тхеравады предполагает двухэтапный процесс посвящения в монахи: на первом этапе человека посвящают в сан
саманера (послушника), с принятием им даша-шила (10-ти обетов послушника); это: ~ непричинение вреда живым существам; ~ непосягательство на чужую собственность; ~ целомудрие; ~ воздержание от лжи; ~ воздержание от употребления одурманивающих веществ; ~ воздержание от приёма пищи после полудня; ~ воздержание от развлечений; ~ воздержание от использования благовоний, косметики и украшений; ~ воздержание от сна на мягкой постели; ~ воздержание от принятия денег; в саманера может быть посвящён мальчик в возрасте не младше 8-ми лет; следующим этапом является посвящение (может быть осуществлено не ранее достижения саманерой возраста 20-ти лет) в сан бхиккху (монаха) посредством прохождения обряда упасампады (рукоположения), после чего новоиспечённый монах обязан следовать в своей жизни большому количеству (их более 227) правил, известных как Патимоккха, которые регламентируют поведение, внешний вид и взаимоотношения монаха с окружающими его людьми. В буддизме тхеравады изначально имелось как мужское, так и женское монашество, однако к началу XIII века женское монашество в странах распространения буддизма тхеравады (Шри-Ланке, Мьянме, Тайланде, Лаосе, Камбодже) постепенно сошло на нет и исчезло как явление. Для монахов-тхеравадинов образцом для подражания является архат (святой), полностью сосредоточенный на личном освобождении от сансары и достижении нирваны, т.к. согласно учению буддизма тхеравады продвижение по пути, ведущему к достижению нирваны является сугубо личным делом каждого отдельного человека. Монахи в традиции тхеравады не занимаются никаким трудом на земле и не готовят пищу в монастырях, а собирают милостыню (в том числе еду) среди мирян, долгом которых является разнообразное служение монахам взамен на получение вразумляющих поучений от них. В монашеских практиках больше всего времени уделяется медитации, тогда как внешней практике ритуалов и обрядовых действий уделяется значительно меньше внимания и времени. В странах распространения буддизма тхеравады также имеется традиция т.н. "временного монашества", когда многие юноши принимают духовные обеты на некоторый ограниченный срок и в течение определённого времени (например, в период длинных школьных каникул) живут в монастыре монашеской жизнью; это делается с целью заработать духовные заслуги для родителей и других близких родственников, а также получить знания в области буддийского вероучения и практики;

Буддийский  монастырь  в  Лаосе
Буддийский монастырь в Лаосе
Буддийский  монастырь  в  Бангкоке, Тайланд
Буддийский монастырь в Бангкоке, Тайланд
Буддийский  монастырь  в  г. Сиемреап, Камбоджа
Буддийский монастырь в г. Сиемреап, Камбоджа
Буддийский  монастырь  в  Мьянме
Буддийский монастырь в Мьянме

~ традиция махаяны и ~ традиция ваджраяны предполагают трёхэтапный процесс посвящения в монахи: на первом этапе - паббаджжа (на языке пали)/рабджунг (на тибетском языке) - который доступен для детей обоего пола, начиная с 6-летнего возраста - кандидат в монахи в дополнение к 5-ти обетам упасаки (мирянина) принимает ещё 3 (три) уже собственно монашеских обета, и получает монашеское облачение и чашу для подаяний; на втором этапе паббаджжа/рабджунг получает право на посвящение в саманера (гецул)/саманери (гецулма) (послушника/послушницу); в традиции махаяны это возможно не ранее достижения возраста 19-ти лет, тогда как в традиции ваджраяны это посвящение становится доступным для рабджунга уже в возрасте 14-ти лет; на этом этапе послушники принимают ещё 36 монашеских обетов. Третий, заключительный этап посвящения в бхиккху (гелонг)/бхиккхуни (монаха/монахиню) становится возможным для саманера (гецул)/саманери (послушника/послушницы) в возрасте 21-го года, после прохождения которого новоиспечённые монахи в традиции махаяны обязаны были соблюдать около 250-ти правил, а монахини этой традиции - около 354 правил, тогда как монахи традиции ваджраяны должны были следовать 258-ми правилам (в традиции ваджраяны линия передачи монашеских обетов полностью посвящённых монахинь (гелонгма) была прервана и утрачена, поэтому в буддийской традиции ваджраяны нет монахинь третьей ступени посвящения, а есть только послушницы первой (рабджунг) и второй (гецулма) ступеней). Особенностью монашеских традиций в буддизме как махаяны, так и ваджраяны является то, что большинство монахов не проходят обряда упасампады и не принимают монашеские обеты бхиккху (гелонг)/бхиккхуни, а остаются в сане саманера (гецул)/саманери (гецулма) - (послушников/послушниц). Это не в последнюю очередь связано с тем, что, в отличие от буддизма тхеравады, в буддизме махаяны и ваджраяны монашеству придаётся гораздо меньшее значение, и оно не является непременным условием достижения нирваны - её могут достигать также и особенно благочестивые и последовательно настойчивые в духовных практиках миряне, в том числе и женщины. Да и само принятие монашеских обетов полного посвящения в махаяне и ваджраяне не является конечной земной целью монашествующего, так же как и достижение нирваны перестаёт быть духовной целью для монаха махаянской традиции - такой целью для него становится достижение аннутара самьяк самбодхи (полного и окончательного просветления); для монахов традиции ваджраяны главной целью их практики является полное очищение своего сознания от загрязнений, которые препятствуют человеку узреть собственную истинную природу будды. Для достижения этих целей монахи традиций махаяны и ваджраяны практикуют следование по пути бодхисаттвы (бодхисаттва - это достигший просветления человек, который из-за безграничной любви и сострадания (махакаруны) к живым существам, мучающимся в круговороте рождений и смертей - добровольно отказался от ухода в нирвану ради бескорыстной помощи этим живым существам в обретении спасения), для чего следуют бодхисаттва-шила - принципам/наставлениям бодхисаттвы, которых в махаянской традиции насчитывается 10 (десять), а в традиции ваджраяны - 18 (восемнадцать). То есть просветление/познание собственной истинной природы будды для монахов описываемых традиций необходимо прежде всего для того, чтобы помочь спастись из круговорота сансары как можно большему количеству людей. Основной практикой и в буддизме махаяны, и в буддизме ваджраяны является медитация, конкретные формы которой в этих традициях могут значительно отличаться.

Молодые  буддийские  монахи  из  Китая
Молодые буддийские монахи из Китая
Китайские  буддийские  монахи  работают  на  монастырской  чайной  плантации
Китайские буддийские монахи работают на монастырской чайной плантации
Чжучи (настоятель  монастыря)  из  Китая
Чжучи (настоятель монастыря) из Китая
Медитация
Медитация
Вьетнамский  буддийский  монах
Вьетнамский буддийский монах
Японский  дзен-буддистский  монах
Японский дзен-буддистский монах
Китайские  буддийские  монахини
Китайские буддийские монахини
Буддийские  монахи  в  Корее
Буддийские монахи в Корее
Японский  буддийский  монах  с  чашей  для  подаяний
Японский буддийский монах с чашей для подаяний
Буддийские  монахи  из  Бурятии
Буддийские монахи из Бурятии
Буддийский  монах (гелонг) из  Тибета
Буддийский монах (гелонг) из Тибета
Тибетские  буддийские  монахини-гецулма
Тибетские буддийские монахини-гецулма
Монгольские  буддийские  монахи
Монгольские буддийские монахи
Тибетские  буддийские  монахи
Тибетские буддийские монахи

Буддийские монахи живут в монастырях, повседневной жизнью которых руководят настоятели (чаоават - в Тайланде; кхенпо - в Тибете; чжучи - в Китае; дзюсхоку - в Японии; и т.д.). Настоятель/настоятельница выполняет как
административно-организационные, так и духовно-наставнические функции в руководимом им/ею монастыре, а также взаимодействует с настоятелями других монастырей одного направления. В каждой стране традиционного распространения буддизма имеется множество действующих буддийских монастырей, внешний облик которых полностью соответствует принципам местной архитектуры.

Буддийский  монастырь  Гандантэкченлин  в  Улан-Баторе
Буддийский монастырь Гандантэкченлин в Улан-Баторе
Буддийский  монастырь  Эрдени-дзу  в  Монголии
Буддийский монастырь Эрдени-дзу в Монголии
Буддийский  монастырь  Амарбаясгалант  в  Монголии
Буддийский монастырь Амарбаясгалант в Монголии
Буддийский  монастырь  Сюанькун-сы  в  Китае (провинция  Шаньси)
Буддийский монастырь Сюанькун-сы в Китае (провинция Шаньси)
Буддийский  монастырь  в  г. Лхаса, Тибет
Буддийский монастырь в г. Лхаса, Тибет
Буддийский  монастырь  Санса  в  Корее
Буддийский монастырь Санса в Корее
Буддийский  монастырь  в  Тибете
Буддийский монастырь в Тибете
Буддийский  монастырь  в  Китае (провинция  Хунань)
Буддийский монастырь в Китае (провинция Хунань)
Буддийский  монастырь  Хорю-дзи  в  Японии
Буддийский монастырь Хорю-дзи в Японии
Буддийский  монастырь  Тоседай-дзи  в  Японии
Буддийский монастырь Тоседай-дзи в Японии

В каждой стране жизнь и служение буддийских монахов имеют свои особенности и отличия, обусловленные обычаями и менталитетом местного населения (пример 1: в Китае, Вьетнаме и Корее монахи не занимаются сбором милостыни из-за обусловленного конфуцианской этикой негативного отношения населения к людям, просящим подаяние, поэтому они нарушают запрет Виная-питаки для монахов на занятие сельскохозяйственным трудом и сами выращивают для себя пропитание на полях; пример 2: из-за суровых климатических условий в Тибете, Монголии, Бурятии и т.д. - монахи в этих местах употребляют в пищу мясо и носят дополнительную одежду, о которой не упоминается в Виная-питаке; и т.д.).

Иволгинский  дацан  в  Бурятии
Иволгинский дацан в Бурятии
Хурэ  в  г. Кызыл, Тыва
Хурэ в г. Кызыл, Тыва
Хурул  в  г. Элиста, Калмыкия
Хурул в г. Элиста, Калмыкия

И завершим мы наш обзор рассказом о существующем в рамках самой
молодой из
дхармических религий - сикхизма сикхизме (а также о джайнизме) можно более подробно прочесть в соответствующей тематической статье, ранее размещённой на нашем канале):

- военно-монашеском ордене нихангов/акали. Что же он из себя представляет?

Ниханги  из  Будха  Дал
Ниханги из Будха Дал

Ниханги  из  Тарна  Дал
Ниханги из Тарна Дал

Военно-монашеский орден нихангов/акали был создан сразу после смерти последнего живого гуру сикхов - Гуру Гобинда Сингха (1666 - 1708) его младшим сыном Фатехом Сингхом. Целью создания ордена была защита хальсы (сикхской общины), сикхских населённых пунктов и гурдвар (сикхских храмов) - от мусульманских властителей Империи Великих Моголов, которые настойчиво пытались захватить Пенджаб и обратить сикхов в ислам.

Ниханги  в  Золотом  Храме, г. Амритсар, штат  Пенджаб
Ниханги в Золотом Храме, г. Амритсар, штат Пенджаб

Главным и практически единственным занятием членов ордена нихангов/акали является разнообразная военная подготовка, которая включает в себя владение всеми видами традиционного холодного оружия - это чакры (метательные стальные круги с остро заточенным краем), кирпан, пеш-кабз, катар (виды кинжалов), тальвар, кханда, саиф (виды мечей), барча (копьё), дхал (круглый небольшой щит из шкуры буйвола и четырёх металлических пластин-накладок), и др., а также виртуозное владение верховой ездой. Этому они посвящают практически всё своё время. Также обязанностью нихангов является охрана каждой гурдвары (сикхского храма) - в любой из них всегда можно увидеть нескольких нихангов, которых трудно спутать с кем бы то ни было из-за очень характерного внешнего вида (они носят одежду, в которой комбинируются синий и жёлтый цвета, а также высокие тюрбаны и просто увешаны разнообразным холодным оружием). Ниханги не боятся ни полиции, ни военных, не признают законов светского государства и могут быть очень опасны, т.к. легко и без размышлений применяют холодное оружие.

Ниханг  охраняет  гурдвару
Ниханг охраняет гурдвару

Ниханги не могут владеть никакой собственностью, не могут иметь семьи и не могут жить стационарно на одном месте. Они также не могут заниматься производительным трудом с целью заработать себе на жизнь - это считается недопустимым унижением для членов ордена. Ниханги ведут странствующий образ жизни, перемещаясь в запряжённых быками больших крытых повозках, которые служат им домом, по территории, населённой сикхами, от одного населённого пункта к другому, иногда останавливаясь на несколько дней или недель в каком-то из них. Жители таких населённых пунктов считают своим религиозным долгом, исполнение которого очищает карму, обеспечивать нихангов всем необходимым для жизни - продуктами питания, тканями для одежды, кормом для лошадей и тяглового скота, и т.д.; все ниханги в повседневной жизни и во взаимоотношениях с внешним миром следуют правилам рахматнама, которые запрещают пить спиртное, курить табак и/или любые другие вещества, а также смотреть на женщин и разговаривать с ними. Однако в этих правилах отсутствует запрет на употребление шахиди дегх/сукха паршаад - заваренного на молоке каннабиса - чем ниханги иногда и пользуются, употребляя его для облегчения достижения состояния сосредоточенности при медитации.

Ниханг
Ниханг
Ниханг
Ниханг
Ниханг
Ниханг

Пополнение ордена нихангов происходит за счёт того, что некоторая часть
сикхских семей отдаёт своих сыновей на воспитание
нихангам в
качестве послушников, которых затем посвящают в члены ордена. Сам орден подразделяется на два возрастных кластера -
Будха Дал (в него входят члены ордена в возрасте старше 40 лет), и Тарна Дал (в него входят члены ордена моложе 40 лет); каждый из этих возрастных кластеров имеет собственный ритуальный барабан и знамя. Историческим и сакральным центром военно-монашеского ордена нихангов/акали является местечко Дамдама на юге штата Пенджаб, куда ежегодно собирается множество членов ордена на празднование главных сикхских праздников - Байсакхи (день рождения сикхской общины - хальсы; отмечается в апреле), Хола Мохалла (посвящён Гуру Гобинду Сингху; празднуется в конце февраля - начале марта), и Дивали (символизирует победу добра над злом и означает
начало нового финансового года в Индии; отмечается в конце октября - начале ноября), во время которых ниханги устраивают состязания в умении владеть оружием, джигитовку, скачки на лошадях и другие соревнования.

Ниханги  разных  поколений - из  Будха  Дал  и  Тарна  Дал
Ниханги разных поколений - из Будха Дал и Тарна Дал

Ниханги  на  празднике  Хола  Мохалла
Ниханги на празднике Хола Мохалла

В следующей статье на нашем канале мы расскажем о монашестве в авраамических религиях и в езидизме.

Спасибо за прочтение!

Если вам понравилась статья - ставьте лайк, делитесь своим мнением в комментариях и подписывайтесь на канал - будет интересно!

Если вы хотите поддержать автора, вы можете это сделать, нажав на ладонь с сердечком внизу справа. Спасибо!

Буддизм
2093 интересуются