Найти в Дзене

Во что верят в Поднебесной? Религии Китая - конфуцианство и даосизм.

В предыдущей статье:

мы познакомились с весьма своеобразной национальной религией японского народа - синтоизмом /синто. В этой статье я предлагаю вам узнать немного больше о религиозно-философских и этических системах Китая - конфуцианстве и даосизме.

Конфуцианство и даосизм - это разные, непохожие друг на друга философско-религиозные учения, которые, однако же, объединяют между собой несколько общих для обоих учений особенностей, а именно: а)"И-цзин" ("Книга перемен") - является общим для двух учений каноническим сакральным первоисточником-основой; б) Дао - одна из важнейших понятийных категорий в философии как конфуцианства, так и даосизма (хотя каждое из учений понимает её по-своему и даёт собственную развёрнутую трактовку этого понятия); наличие понятия Дао в обоих учениях позволяет применять в отношении них определение - даоцентрические; в) следование Дао - одна из главных целей, декларируемых обеими религиозно-философскими системами (но понимаемая и интерпретируемая ими совершенно по-разному); г) Тянь (Небо), Шан-ди (Яшмовый Владыка), ци (универсальная невидимая субстанция, наполняющая мир), дэ (благостная сила, добродетельная благодать), ян и инь (два противоположных начала) - общие категории в конфуцианстве и даосизме, интерпретация которых в той или иной степени специфична для каждого из этих учений; д) и конфуцианство, и даосизм - изначально возникли как философско-мировоззренческие системы, у истоков которых стояли конкретные исторические личности, концептуально сформулировавшие и организационно оформившие свои учения - Кун-цзы (Конфуций) - конфуцианство (жусюэ по-китайски), и Лао-цзы - даосизм (даоцзяо по-китайски). Оба учения представляют собой два пути развития древнекитайских изначальных мифологем и идеологем - общего истока
конфуцианства и даосизма. Что же из себя представляет каждая из этих философско-религиозных систем в отдельности? Начнём с конфуцианства.

"И-цзин" ("Книга  перемен")
"И-цзин" ("Книга перемен")

Итак, конфуцианство - это философско-этическое учение древнекитайского философа Кун-цзы (Конфуция - в европейском варианте произношения его имени), родившегося в г. Цюйфу на
территории нынешней китайской провинции Шаньдун и жившего в 551 - 479 гг. до н.э., которое к началу н.э. постепенно трансформировалось в
агностическую религию.

Кун-цзы (Конфуций)
Кун-цзы (Конфуций)

Каноническими источниками учения конфуцианства являются: "И-цзин" ("Книга перемен"), "Ши-цзин" ("Книга песен"), "Шу-цзин" ("Книга преданий"), "Ли-цзи" ("Книга церемоний"), "Чунь-цю" ("Вёсны и осени"; летопись), которые вместе составляют "У-цзинь" ("Пятикнижие"); также в состав канонических книг входят: "Лунь Юй" ("Беседы и суждения"), "Мэнцзы", "Да сюэ" ("Великое учение"), "Чжун юн" ("Срединное и неизменное"), которые вместе слагают "Сы шу" ("Четверокнижие").

Конфуцианский  храм  на  родине  Конфуция - в  г. Цюйфу
Конфуцианский храм на родине Конфуция - в г. Цюйфу

Основные категории, которыми оперирует конфуцианское философско-этическое учение, следующие: ~ Дао - путь, истина, обычай, мораль, правило; ~ дэ - благая сила, благодать, сила души, милость, благодеяние; ~ жэнь - человеколюбие; ~ и - долг; ~ ли - ритуал; ~ чжи - знание; ~ синь - искренность; ~ цай - талант, характер, натура; ~ сяо - почитание родителей, исполнение сыновнего/дочернего долга служения родителям; почитание предков; ~ ти - уважение и почтение к старшим; ~ чжун - верность, преданность, искренность, чистосердечие; ~ хэ - гармония, мир, согласие; ~ шунь - послушание, благонамеренность, покорность; ~ юн - храбрость, отвага, мужество; ~ саньганучан - "три устоя и пять незыблемых правил": подчинение подданного государю, сына - отцу, жены - мужу; человечность, справедливость, вежливость, разумность и верность; ~ цзюнь-цзы - благородный муж, совершенный человек, совершенномудрый человек, добродетельный человек, носитель высших моральных качеств; ~ сяожэнь - антипод цзюнь-цзы, низкий, малодушный, неблагородный, подлый человек; ~ сяокан - средний достаток в обществе, среднезажиточное общество; ~ чжунъюн - золотая середина; ~ чжэнмин - исправление имён, приведение названий в соответствие с сущностью предметов и явлений; и другие.

"Лунь Юй" ("Беседы  и  суждения")
"Лунь Юй" ("Беседы и суждения")

Одной из главнейших тем философских размышлений и построений конфуцианства являлась теория управления государством, в которой основное внимание уделялось соответствию правителя высоким стандартам цзюнь-цзы, на основании чего Тянь (Небо) наделяло такого правителя "небесным мандатом", или "мандатом на правление" - тянь мин, вследствие чего такой правитель/император становился "сыном Неба", и власть его освящалась Небом, которое и наделяло его дэ - благой силой, добродетелью, благодатью - которую он изливал на свою страну и на своих подданных, и тогда в Поднебесной царили порядок, мир и гармония.

Шан-ди (Яшмовый Владыка)
Шан-ди (Яшмовый Владыка)

Целью человека в конфуцианстве является приближение к уровню добродетели цзюнь-цзы - "благородного (совершенного) мужа", познавшего Дао. В конфуцианстве познание Дао происходит не мистически-эзотерическим путём, как в даосизме, а путём морально-этическим. Для последователя конфуцианства следование Дао заключается в исполнении следующих действий:

Церемония  в  конфуцианском  храме
Церемония в конфуцианском храме

а) следование ли (ритуалу); ритуал - это встреча небесного и земного, это особого рода символическое действо, позволяющее человеку познать себя в своей связи с Тянь (Небом); он существует абсолютно независимо от человека, он дан от природы как всякий естественный закон, на основе которого зиждутся универсальные нормы жизни и функционирования общества и человека в нём (это жэнь (человеколюбие), и (долг), чжун (преданность), синь (искренность), сяо (сыновняя/дочерняя почтительность), и др.), поэтому следование ритуалу приводит человека к процветанию и благоденствию, а игнорирование ритуала - приближает его гибель;

б) следование принципу чжэнмин (исправление имён); он представляет собой императив правильного построения формулировки любого понятия или названия явления или предмета в соответствии с его глубинной истинной сущностью, и дальнейшее корректное использование этих понятий и названий;

в) следование принципу чжи син (познание себя); он предполагает всестороннее и глубокое познание собственной природы, изначальной природы себя, а следовательно - и истинной природы всех вещей, так как, по словам последователя Конфуция философа Мэн-цзы - "все вещи находятся в нас"; чтобы познать внутренний смысл вещей, суть и логику их существования и развития - не нужно изучать именно вещи, достаточно внимательно изучить себя, выявить свою изначальную природу, заботиться о её сохранении и следовать ей; этим человек и осуществляет служение Тянь (Небу);

г) следование принципу чжунъюн (золотой середины); он предполагает осознание человеком меры всех своих поступков и устремлений и стремление к её соблюдению; например, если природное в человеке одолеет культурное - получится дикарь; если культура подавит в человеке всё природное - получится книжный червь и начётчик; и только тот человек, в ком природное и культурное начала уравновешены, может стать цзюнь-цзы - "благородным (совершенномудрым) мужем";

д) следование принципу сяо (почитание предков, исполнение сыновнего/дочернего долга перед родителями); он предполагает повиновение детей - родителям, почитание младшими старших, почтительность детей/младших по отношению к родителям/старшим родственникам и вообще к старшим; почитание умерших предков, которые являются связующим звеном между духами и миром живых людей;

Храм Неба  в  Пекине
Храм Неба в Пекине

Следование этим пяти принципам - это есть следование срединному пути, который и является путём Дао согласно конфуцианскому мировоззрению. Человек, неуклонно следующий срединным путём, по своим добродетельным качествам приближается к цзюнь-цзы ("совершенномудрому (благородному) мужу"), и соответственно - к следованию Дао.

Конфуцианский  храм
Конфуцианский храм

Что касается поклонения богам и духам в конфуцианстве, то оно есть, но занимает в конфуцианском учении достаточно скромное и второстепенное место, хотя различных богов и духов в количественном отношении достаточно много (например, одни из главных богов в пантеоне конфуцианства - это Шан-ди (Яшмовый Владыка), Юй-ван (Нефритовый Владыка), бог войны Гуань-юй, и т.д.; обожествлён и сам Конфуций, и все его известные ученики; в Китае есть много храмов, посвящённых Конфуцию, а также многим другим духам и божествам; в них совершаются различные культовые действия - жертвоприношения, чтение молитв и заклинаний, воскурение благовоний и т.д.); однако сам Конфуций говорил об этом так: "люди должны почитать богов, духов и души умерших, но при этом держаться от них подальше". В конфуцианстве считается, что мир богов и духов в принципе непознаваем для человека, поэтому человек должен, отдавая дань уважения и почитания духам, богам и умершим предкам и поклоняясь Небу, все свои усилия сосредоточить на познании внутренней природы человека и постижении и следовании срединному пути Дао в этом, а не в потустороннем мире.

Алтарь  предков  в  конфуцианском  храме
Алтарь предков в конфуцианском храме

В отличие от всех других религий, в конфуцианстве практически не уделяется никакого внимания эсхатологии (учении о конечном смысле земной истории); в нём нет священнослужителей/жрецов/монахов - все его ритуалы и церемонии всегда выполнялись и выполняются государственными чиновниками разного уровня и главами семей. С точки зрения религиоведения конфуцианство является скорее этико-моральным философско-практическим учением, нежели религией. Однако в традиционном китайском социуме конфуцианство выполняло все функции религии. Ему можно дать следующее определение: конфуцианство - это агностическое философско-религиозное этико-моральное учение, выполняющее все основные функции религии.

Интерьер  конфуцианского  храма
Интерьер конфуцианского храма

Ну а теперь настало время познакомиться с даосизмом - второй даоцентрической религиозно-философской системой Китая. Что же это такое?

Лао-цзы
Лао-цзы

Даосизм - это философско-религиозное учение, основные принципы которого были сформулированы древнекитайским философом Лао-цзы, родившимся в 604 г. до н.э. в государстве Чу (на территории нынешней китайской провинции Хэнань) и умершим предположительно в конце IV в. до н.э. в государстве Цинь (на территории нынешней китайской провинции Ганьсу).

Фрагмент  книги  "Дао дэ цзин" ("Книга  о  Пути  и  благой  силе")
Фрагмент книги "Дао дэ цзин" ("Книга о Пути и благой силе")

Основополагающим источником учения даосизма является произведение Лао-цзы - книга "Дао дэ цзин" ("Книга о Пути и благой силе"), явившаяся тем ядром, вокруг которого начало формироваться учение даосизма; другим не менее значимым источником даосского учения стала книга "Чжуан-цзы", автором которой является древнекитайский философ Чжуан Чжоу (369 - 286 гг. до н.э.). В дальнейшем (к V в. н.э.) сформировался обширный даосский канон, который включает в себя более 250 канонических текстов даосизма и носит название "Дао цзан" ("Сокровищница Дао"), и состоит из трёх тематических текстовых сборников - "Саньдун" ("Три вместилища"), каждый из которых посвящён определённой тематике: ~ "Дун шэнь" ("Вместилище духовного") - посвящён экзорцизму; ~ "Дун сюань" ("Вместилище сокровенного") - посвящён ритуалам; ~ "Дун чжэнь" ("Вместилище истинного") - посвящён медитации. Каждое из "вместилищ" состоит из 12-ти разделов: 1. "Бэнь вэнь" ("Основные письмена"); 2. "Шэнь фу" ("Духовные формулы"); 3. "Юй цзюэ" ("Нефритовые наставления"); 4. "Лин ту" ("Одухотворённые схемы"); 5. "Цун лу" ("Генеалогии и описания"); 6. "Цзе люй" ("Заповеди и предписания"); 7. "Вэй и" ("Правила этикета"); 8. "Фан фа" ("Практические методы"); 9. "Сян шу" ("Искусство образов"); 10. "Цзи чжуань" ("Сказания и повествования"); 11. "Цзань сун" ("Оды и гимны"); 12. "Бяо цзоу" ("Доклады и петиции"). Также в состав "Дао цзан" входят четыре приложения и несколько недаосских сочинений.

Даосский  храм  в  Чэнду
Даосский храм в Чэнду

Центральное место в даосской системе мироощущения занимает концепция Дао как первоначала всего, включая Небо и Землю, как источника происхождения Вселенной и всего, что её составляет. Дао не имеет противоположностей, оно вне понятий истинности и ложности, оно постоянно, вечно и неизменно. Дао - это ещё и "всеобщий управитель", блюдущий закон движения жизни невидимым и неощутимым образом, и всё совершается как бы само собой, направляемое благой силой - Дэ - к должному согласию и гармонии. Чтобы быть здоровым физически и нравственно, человек должен следовать своей естественной природе. т.е. не противодействовать Дао, а стремиться следовать ему и не втягиваться в круговорот погони за множеством различных полезных, приятных, нужных и красивых (либо же вредных и опасных) вещей, существующих в мире, т.к. такие стремления и действия человека - это следование страстям в чистом виде, что является "вэй" ("деянием"), которое замутняет сознание человека точно так же, как дыхание замутняет зеркало, и мир предстаёт сознанию такого человека в искажённом виде. Для того, чтобы воспринимать мир без искажения, человек должен культивировать в себе стремление следовать Дао не нарушая естественного природного порядка - цзы жань, контролируя свою плотскую природу и не замутняя сердце страстями. Это стремление есть противоположность "вэй" ("деянию") - "у-вэй" ("недеяние"), невовлечённость, спонтанность восприятия, созерцательная пассивность, в конечном итоге - слияние с Дао.

Даосский  храм  в  Пекине
Даосский храм в Пекине

В даосизме нет понятий, эквивалентных понятиям "добра" и "зла", существующим в религиях и философских системах Запада. Даосизм в этом вопросе опирается на концепцию "шуан шэн" (закон парных рождений), которая заключается в том, что все вещи и явления в мире существуют как противоположности друг другу, т.е. стоит только появиться добру - как тут же появляется и его противоположность - зло и насилие. Поэтому для последователя даосизма мысли о нравственности неактуальны, и все его устремления направлены на достижение состояния постоянной спонтанной готовности к любому "развёртыванию" мира перед ним. Однако существуют пять базовых требований, которых обязан безусловно придерживаться любой последователь даосизма, а именно: а) не убивать людей даже ради спасения собственной жизни; б) не злоупотреблять вином с целью замутить свой разум; в) не воровать чужие вещи ради собственного обогащения; г) не заниматься развратом ради получения наслаждения; д) не допускать расхождения велений сердца и произносимых слов и не вести пустых речей ради доказательства собственной правоты;

Даосский  монастырь  в  горах
Даосский монастырь в горах

Пантеон даосизма весьма обширен. Все божества и духи в даосизме делятся на "сянь тянь" ("прежденебесных", т.е. божеств и астральных сущностей), и "хоу тянь" ("посленебесных", т.е. бывших когда-то живыми людьми на земле). На верхней ступени пантеона находится Тянь-цзюнь (Небесный Владыка). За ним следуют "сань цин" - "Трое Чистых" (это Юаньши тяньцзунь (Изначальный небесный владыка); Юйхуан тяньцзунь (Небесный достопочтенный нефритовый император); Тайшан Лао-цзюнь (Высочайший владыка Лао, т.е. обожествлённый Лао-цзы), которые олицетворяют Небо, Землю, и Человека. Более низкое положение занимают божества: Шан-ди (Нефритовый император) - владыка небес и управитель человеческих судеб, Си Ванму (Владычица Запада) - хранительница врат жизни, Доу-му (Матушка Ковша) - покровительница врачей и алхимиков, Тай-и тяньцзунь (Небесный достопочтенный Великого Единого) - управитель мира мёртвых. И т.д..

Трое  Чистых
Трое Чистых

К наиболее почитаемым из числа "посленебесных" божеств относятся "ба сянь" ("восемь бессмертных") - это Люй Дунбинь, Ли Тегуай, Чжунли Цюань, Чжан Голао, Цао Гоцзю, Хань Сянцзы, Лань Цайхэ, Хэ Сяньгу (это шесть мужчин, один иньянжэнь (интерсекс-человек), и одна женщина); также почитанием пользуются Чжан Саньфэн, Ван Чунъян, Лю Хайчжань, Чэнь Сии; Гуань-ди, и т.д.. Также в даосском пантеоне имеется огромное количество "шэнь" (духов явлений или предметов), среди которых самыми популярными являются такие, как "туди-шэнь" ("дух земли") - дух-покровитель той или иной местности, "цзао-шэнь" ("дух очага") - дух-покровитель домашнего очага, и т.д.. Также имеются низшие духи - "гуй" и "хунь", которые больше всего по своим характеристикам напоминают то, что в европейской традиции называется призраками/привидениями.

Восемь  бессмертных
Восемь бессмертных

В даосизме имеется много различных направлений и школ, в которых акцент делается на каком-нибудь одном аспекте даосского учения и/или практики (например, есть школы, делающие акцент на познании даосской алхимии - как внешней (поиск составов для изготовления т.н. "пилюли бессмертия"), так и внутренней (контроль и управление первоэлементами "у-син" в своём организме); есть школы, делающие акцент на совершенствовании гадательных практик по "И-Цзин" ("Книге перемен") и практик изгнания злых духов; есть школы, основной упор делающие на изучении медицинских практик (акупунктуры, лечения с помощью препаратов, получаемых из минералов, растений и животных; даосских лечебных и оздоровительных диет, и т.д.); имеются также школы, основное внимание уделяющие медитации, или дыхательной практике цигун, или оздоровительной гимнастике тайцзицюань, или ритуалу и церемониям, и т.д.). Их все объединяет то, что они разными способами стремятся к достижению одной цели, а именно - овладению качествами т.н. "естественного человека" - т.е. человека, познавшего Дао и следующего ему.

Даосский  монах
Даосский монах

В даосизме есть институт монашества, имеются монастыри, а также многочисленные святые места - как природные объекты, так и древние храмы и кумирни, связанные с различными событиями истории даосизма. В такие места верующие даосисты периодически совершают паломничества для участия в храмовых молебнах и церемониях.

Спасибо за прочтение!

Если вам понравилась статья - жмите палец вверх, высказывайте своё мнение в комментариях и подписывайтесь на канал - будет интересно!

Если вы хотите поддержать автора, вы можете это сделать, нажав на ладонь с сердечком внизу справа. Спасибо!