Найти в Дзене

Синто - религия Страны восходящего солнца.

В предыдущей статье:

мы обзорно познакомились с большей частью распространённых в мире религий. В настоящей и последующих статьях мы более детально рассмотрим в отдельности каждую из религий, упомянутых в предыдущей статье.

Наш рассказ мы начнём с национальной религии японцев - синтоизма (синто - переводится как "путь богов"). Что же он собой представляет?

Тории - символ  религии  синто
Тории - символ религии синто

Синтоизм - это религия только японского народа. Синтоистом нельзя стать, им можно только родиться в Японии. Потому что всё, о чём повествуют священно-мифологические книги синто - "Кодзики" и "Нихонги" - это именно история Японии от момента возникновения мира и до 700 г. н.э., которая разворачивается от сотворения мира и деяний богов в период т.н. "эры богов" (в мифах она не определена в реальных временных рамках), которые являются непосредственными предками династии императоров Японии, хроники правления которых написаны как продолжение деяний богов, а сами императоры почитаются как имеющие статус ками - божества, т.к. ведут своё происхождение от верховного божества синто - богини Солнца Аматэрасу-о-миками.

Листы  из  "Кодзики"
Листы из "Кодзики"

Предметом поклонения и почитания в синтоизме являются божества-ками. К ним относятся и божественные предки японского народа, и духи гор, рек, огня, ветра, моря, камней, деревьев и т.д., и божества-покровители какой-либо местности, ремесла, или олицетворяющие те или иные человеческие добродетели; также это духи умерших предков, и вообще всех умерших людей. Ками незримо присутствуют везде и всюду и так или иначе участвуют во всех происходящих событиях.

Храм  Исэ-дзингу
Храм Исэ-дзингу

Догматика синтоизма в сравнении с другими религиозными системами разработана довольно слабо - в синто отсутствует какое-либо развитое учение о добре и зле, о грехе и воздаянии за него, о посмертной судьбе человека, и т.д.. Вместо этого имеется представление о чистоте и нечистоте (скверне) во всех аспектах этих понятий - физическом, моральном, ритуальном и экзистенциальном. Наиболее вредоносным для души человека считается экзистенциальное загрязнение - цуми (нарушение человеком ва - мировой гармонии и порядка, посредством ведения неправильного образа жизни и игнорирования исполнения своих семейно-родственных и общественных обязанностей, а также совершения экзистенциальных преступлений - инцеста с родителями/детьми, скотоложества, разрушения межей рисовых полей, и др.), за что человеку придётся расплачиваться после смерти, когда его душа отправится в Ёми-но Куни (Страну Мрака), где будет вести тягостное существование в окружении злых духов, пока полностью не очистится от скверны. В случаях более лёгких видов загрязнения - кэгарэ (а это все виды физического, морального и ритуального загрязнений: соприкосновение с грязной или застойной водой, мусором, гниющими или протухшими продуктами, экскрементами, кровью, гноем, ползающими насекомыми; посещение кладбищ, больниц, домов, в которых находится покойник или тяжело больной человек, или женщина, недавно родившая ребёнка, с момента рождения которого ещё не прошло 33 дней; нанесение обид или оскорблений другим людям, а также магакото - искривлённость, искажённость, т.е. все действия и поступки человека, противоположные понятию макото - прямота, истинность, искренность) - человек должен предпринять определённые очистительные ритуальные действия - сайкай, такие как:

Ритуальное  омовение  мисоги
Ритуальное омовение мисоги

А) иму - избегание загрязнения, воздержание от оскверняющих человека мыслей, слов и действий: человек должен воздерживаться от посещения кладбищ, домов, где находится покойник или недавно родившая ребёнка женщина, не должен ухаживать за больными или посещать больницы, должен воздерживаться от занятий сексом, от употребления мяса, алкоголя, мучных продуктов, воздерживаться от игры на музыкальных инструментах, от участия в судебных процессах, воздерживаться от употребления в своей разговорной речи слов, связанных со смертью, а также с судебными тяжбами, с буддизмом, и т.д.; раньше такой период воздержания от загрязнения (очищения после произошедшего с человеком осквернения) длился около месяца, в настоящее время он длится обычно не более трёх дней (для мирян); для священнослужителей - каннуси - этот период длится от девяти дней до одного месяца (причиной для него может быть не только осквернение, но также и ритуальное очищение в процессе подготовки священнослужителей к проведению мацури - храмового праздника, или же подготовка к проведению храмовой церемонии поклонения божествам-ками); с целью полного очищения от скверны и наибольшего приближения к состоянию макото (прямоте, истинности, должности) некоторые священнослужители используют практику маими - выполнения ритуалов поклонения ками в уединении от людей, в полном воздержании от любых видов осквернения, с соблюдением режима молчания (можно произносить только молитвы и ритуальные формулы);

Полное  ритуальное  омовение - мидзугори
Полное ритуальное омовение - мидзугори

Б) мисоги - это ритуальное омовение, которое заключается в полоскании рта и омывании рук водой; некоторые верующие совершают полное омовение - мидзугори - под струями водопада или выливая на себя ведро холодной воды из природного источника - ручья, колодца, родника, озера, реки и т.д.;

Ритуал  очищения - охараи
Ритуал очищения - охараи

В) охараи - проводится священнослужителем, который обмахивает то, что подлежит очищению - специальным ритуальным предметом - хараигуси, разгоняя таким образом злых духов; этот ритуал обычно проводится в храмах, но может быть проведен и вне храма при очищении какого-либо места, например - участка земли под строительство дома; очищаемые предметы или места также обрызгиваются водой и посыпаются солью с произнесением соответствующих ритуальных формул;

Все ритуальные действия синто подробно изложены и описаны в "Энгисики" - своде синтоистских обрядов, составленном в X в. н.э.;

Фрагмент  "Энгисики" - свода  синтоистских  обрядов  и  ритуалов
Фрагмент "Энгисики" - свода синтоистских обрядов и ритуалов

Важнейшим обрядом синтоистского ритуала является синсэн - жертвоприношение, которое заключается в подношении ритуальной пищи - воды, соли, фруктов, сладостей, лепёшек из рисовой муки, овощей, зелени, яиц, рыбьей икры, морской рыбы, сакэ - божествам-ками; также на специальных столбиках - гохэй - в храме перед алтарём развешиваются бумажные подвески, символизирующие пожертвованные храму ткани (император при посещении синтоистских храмов до сих пор жертвует настоящие ткани);

Подношение  ритуальной  пищи - синсэн
Подношение ритуальной пищи - синсэн

Центральной частью любой синтоистской храмовой церемонии является норито - сочетание молитв-обращений к ками и их прославлений с обращением к верующим с изложением соответствующего мифологического сюжета, связанного с данной церемонией, с перечислением подносимых даров и с краткой проповедью, поясняющей смысл проводимой церемонии;

Завершающим синтоистский ритуал действием является наораи - ритуальная совместная трапеза, в которой принимают участие все присутствующие на церемонии верующие; ритуальная пища, предложенная ками, выносится из алтаря и раздаётся верующим, которые через эту жертвенную пищу получают благословение от ками; это также символизирует единение людей и ками; такие трапезы, как правило, проводятся в специальных отдельных помещениях;

Все вышеописанные ритуально-церемониальные действия происходят в дзиндзя - храмах, которые представляют из себя комплекс из нескольких зданий и сооружений различного назначения:

Алтарь  в  синтоистском  храме
Алтарь в синтоистском храме

~ хондэн - главное строение, предназначенное для божеств-ками;

~ хайдэн - зал для молящихся;

~ тории - деревянное сооружение, напоминающее ворота; обычно располагаются за несколько десятков метров от входа в хондэн; между тории и хондэн располагаются под навесами специальные небольшие бассейны с водой - тэмидзуя - для совершения ритуального омовения - мисоги;

~ санросё - зал для уединения и молитвы;

~ синсэндзё - зал для приготовления священной ритуальной пищи;

~ хараидзе - зал/место для заклинаний и прорицаний;

~ кагурадэн - зал со сценой для ритуальных танцев;

~ симпо - хранилище для подношений верующих;

Ритуальные  танцы - кагура
Ритуальные танцы - кагура

В хондэн располагается алтарь, внутри которого находится синтай (дословно - "тело ками"), в котором постоянно или периодически пребывает душа божества-ками; это может быть меч, зеркало, ветка дерева, камень, или же просто деревянная табличка с именем данного ками; синтай хранится во внутреннем помещении хондэн и недоступен для глаз верующих; когда двери алтаря открывают во время проведения храмовых церемоний, место, где находится синтай, скрыто завесой.

Синтоистские священнослужители - каннуси - делятся на четыре ранга: гудзи - настоятели храмов; гонгудзи - помощники настоятелей храмов; нэги - старшие священнослужители; гонэги - младшие священнослужители четвёртого, самого низкого ранга; вплоть до революции Мэйдзи в 1868 г. священнические должности передавались по наследству от отца старшему сыну, поэтому в Японии было много древних кланов - сякэ - синтоистских священнослужителей (например, таких как Ёсида, Накатоми, Уса, Имбэ, Сирокава, и многих др.); женщины также могут быть каннуси (в настоящее время из примерно 20 000 синтоистских священнослужителей около 2 000 - женщины); также женщины выполняют обязанности мико - помощниц каннуси во время проведения храмовых церемоний и ритуалов. Синтоистских священнослужителей готовят два высших учебных заведения - синтоистские университеты Когаккан в Исэ и Кокугакуин в Токио.

Каннуси  и  мико
Каннуси и мико

Наиболее яркие, торжественные и пышные из всех синтоистских ритуалов и церемоний - это храмовые праздники-фестивали - мацури, которые проводятся в каждом храме один-два раза в году в определённые дни (у каждого храма они свои) и продолжаются по несколько дней. Смысл проведения мацури - это периодическое обновление связи между ками, которым посвящён тот или иной храм, и прихожанами этого храма и вообще всеми жителями близлежащей местности. Мацури обычно связаны с началом или окончанием сельскохозяйственных работ, со сбором урожая, или с каким-нибудь памятным историческим событием, имеющим отношение к божеству того или иного храма. Самым главным и самым древним мацури является Ниинамэсай - праздник Нового урожая риса. В нём принимает участие император, который подносит рис нового урожая божествам-ками неба и земли, выражая этим подношением свою и всего народа благодарность, после чего вкушает этот рис вместе со своими предками-ками. Ниинамэсай в старой Японии праздновали в каждой семье; он и сейчас празднуется во множестве храмов по всей стране и сопровождается священными ритуальными трапезами со множеством участвующих в них верующих. Одним из наиболее красочных действ при проведении мацури является шествие с паланкинами-омикоси, на которых установлены миниатюрные модели храма, украшенные шёлковыми шнурами и колокольчиками, маленькие тории, а внутри находится символ божества-ками; считается, что на время прохождения процессии дух ками из своего синтай переселяется в омикоси и на плечах верующих объезжает окрестности храма.

Шествие  с  паланкином-омикоси  во  время  проведения  мацури
Шествие с паланкином-омикоси во время проведения мацури

Для домашних молитв в домах верующих имеется домашний алтарь - камидана, представляющий собой деревянную конструкцию в виде полки, на которой располагается миниатюрное святилище - миягата, амулеты из храма Исэ, священное зеркало - санкё, деревянные таблички с именами предков, а также ветви вечнозелёного дерева сакаки; на специальную полочку ежедневно ставят подношения ками в виде воды, сакэ, соли, риса, иногда - фруктов и цветов. Камидана обрамляется жгутом из рисовой соломы - симэнава. Домашняя молитва и ритуал поклонения ками перед домашним семейным алтарём в синтоизме не регламентируются, кроме того, что молитвы нельзя произносить вслух (это может делать только священнослужитель).

Камидана - домашний  алтарь
Камидана - домашний алтарь

Как и во всей Восточной Азии, в Японии религиозный синкретизм, взаимопроникновение и тесное переплетение между собой разных религий - это обычное явление. Обычно всё в жизни японцев, что связано с рождением, взрослением, вступлением в брак - является зоной заботы и ответственности синтоизма, и японцы становятся прихожанами того или иного синтоистского храма после церемонии хацу-мия-маири, когда на 32-й день после рождения младенца-мальчика и на 33-й - младенца-девочки его/её относит в храм бабушка со стороны отца ребёнка, для представления божеству-покровителю этого храма и для введения нового члена в общину прихожан. После этого другими важными датами в жизни ребёнка являются его третий, пятый и седьмой дни рождения, а также день наступления совершеннолетия. Свадебная церемония также проходит в синтоистском храме. А вот всё, что касается смерти (отпевание усопшего, подготовка умершего к кремации, захоронение костей, поминки и дальнейшие поминальные молитвы и службы) - является в Японии зоной ответственности буддизма. Поэтому новорожденных японцев в этом мире встречают и ведут по жизни от одного значимого жизненного события к другому - синтоистские священнослужители-каннуси, а провожают в иной мир уже буддийские монахи.

Свадебная  церемония  в  синтоистском  храме
Свадебная церемония в синтоистском храме

Спасибо за прочтение!

Если вам понравилась статья - жмите палец вверх, делитесь своими мыслями в комментариях и подписывайтесь на канал - будет интересно!

Если вы хотите поддержать автора, вы можете это сделать, нажав на ладонь с сердечком внизу справа. Спасибо!