Найти тему

От древних ариев до наших дней: дхармические религии Индии и окрестностей (часть 2 - буддизм).

Итак - буддизм. Что мы знаем о самой древней из трёх существующих на сегодняшний день мировых религий? Я думаю (и большинство людей со мной согласится), что - не много, и в основном наши знания о буддизме разрозненны и обрывочны, что в общем-то и понятно - буддизм традиционно исповедовался народами Южной, Юго-Восточной, Восточной и Центральной Азии, и лишь в последние 60-70 лет стал проникать в Европу, Северную и Южную Америку, Австралию и Океанию вместе с иммигрантами из азиатских государств. Многие европейцы и американцы заинтересовались буддизмом, и в некоторых странах он занял прочные позиции среди исповедуемых тамошним населением религий. Что же он из себя представляет? Давайте же об этом узнаем.

Сиддхартха  Гаутама  под  деревом  Бодхи
Сиддхартха Гаутама под деревом Бодхи

Буддизм возник на территории Индостана, а точнее - в северо-восточной части обширной Индо-Гангской равнины. Его основателем является конкретная историческая личность - сын царя государства Шакья - Шуддходаны и его жены царицы Майи - принц Сиддхартха Гаутама. Он родился в 566 г. до н.э. в г. Лумбини (находится на территории нынешнего государства Непал), а отошёл в махапаринирвану в 486 г. до н.э. в г. Кушинагар (находится на крайнем северо-востоке территории нынешнего штата Индии Уттар-Прадеш).

Бхавачакра - колесо  сансары
Бхавачакра - колесо сансары

Осознав, что мир наполнен страданиями, болезнями, опасностями, и в конце человека ожидают лишь старость и смерть, принц Сиддхартха в возрасте 29 лет решил уйти от мира и посвятить себя поиску выхода из этой ситуации. В течение 6 лет он усиленно предавался аскетическим практикам и медитации, странствуя и живя подаянием, но в конце концов понял, что аскеза не ведёт к постижению истины. Тогда он решил погрузиться в созерцание и размышление. Он расположился под баньяном и дал обет не сходить с места до тех пор, пока не прояснит для себя тайну жизни и смерти. Проведя в медитации 49 дней, Сиддхартха Гаутама достиг Бодхи (Пробуждения), т.е. постиг высшую истину - Дхарму. Это случилось в день его рождения, когда ему исполнилось 36 лет. После этого он стал именоваться Буддой Шакьямуни (Пробудившимся из рода Шакья), а дерево, под которым он обрёл просветление, стало называться деревом Бодхи.

Монахи  в  трапезной, Камбоджа
Монахи в трапезной, Камбоджа

Свою первую проповедь Будда произнёс в г. Варанаси (Бенарес) - священном для индуистов месте на берегу реки Ганг. Она так и называется - Бенаресская проповедь. В ней он рассказал о двух крайностях, мешающих людям встать на путь спасения, ~ первая из которых - это жизнь в потакании своим плотским желаниям и в погоне за наслаждениями и удовольствиями, а ~ вторая - это жизнь в самоистязании и умерщвлении плоти; обе эти крайности делают жизнь человека, следующего одной из них - беспросветной, заурядной, неблагой и бесполезной, и следование им приводит лишь к страданиям, смерти и следующему за ней новому рождению в теле растения, животного, человека, демона или божества - и так бессчётное количество раз.

Монахи  перед  изваянием  Будды, Шри-Ланка
Монахи перед изваянием Будды, Шри-Ланка

Чтобы остановить колесо сансары (круговорот рождений, смертей и новых перерождений), человек должен осознать происходящее. Это помогают сделать возвещённые Буддой в его Бенаресской проповеди Четыре Благородных Истины, которые говорят о том, что: 1. Всё есть дукха (страдание, неудовлетворённость, тревожность, фрустрация, страх); 2. Причина дукхи - тришна (привязанность к жизни в любой её форме - к наслаждениям посредством органов чувств, к власти, к богатству, вообще к существованию в качестве своего отдельного и обособленного "я"); 3. Освободиться от дукхи возможно - для этого нужно прекратить действие её причины (тришны); 4. Это можно сделать с помощью Арья-аштанга-марга (Благородного восьмеричного пути), который включает: I. Правильное воззрение (постижение Четырёх Благородных Истин); II. Правильное намерение (принятие твёрдого решения следовать по пути спасения); III. Правильную речь (отказ от лжи, непристойности, грубости, клеветы и
пустословия);
IV. Правильное поведение (отказ от убийства живых существ, от воровства, от пьянства, от супружеской неверности); V. Правильный образ жизни (отказ от зарабатывания на жизнь с помощью профессий, причиняющих страдание живым существам); VI. Правильное усилие (приложение усилий для возникновения и поддержания возникших благих состояний - самоосознавания, концентрации, радости, спокойствия, умиротворения); VII. Правильное памятование (осознавание собственного тела, ощущений, ума и ментальных объектов с целью достижения непрерывной осознанности); VIII. Правильное сосредоточение (глубокая медитация с целью достижения состояния предельной степени созерцательности - самадхи);

Странствующий  монах, Япония
Странствующий монах, Япония

Кроме вышеперечисленных, общими для всех направлений и школ буддизма являются также следующие доктринальные положения: А) буддийская космология (представление о мироздании, о развитии вселенной, о перерождениях и местопребываниях существ; включает в себя пространственный и временной аспекты); Б) учение о пратитья-самутпада и карме - концепция причинности, разработанная для уяснения причин страдания и способов избавления от него; она сообщает о том, что в мире перерождений всё обусловлено: каждое явление является условием возникновения для какого-то другого явления и при этом само оно обусловлено иным явлением; эти условия при этом являются взаимовоздействующими друг на друга; в отличие от индуизма, в буддизме не существует никаких первопричин, как не существует и никаких абсолютных следствий - любая причина всегда является следствием относительно иного явления, а следствие - причиной, т.е. реально не существует ни причин, ни следствий, а существуют одни лишь условия; В) учение об анатмавада - т.е. концепция отрицания наличия дравьи (любой постоянно длящейся субстанциальной основы существования), иными словами - концепция
отсутствия неизменной и вечной души/самости (
атман) и обособленного "я" как средоточия личностной идентичности; утверждается, что каждый человек состоит из пяти скандх (совокупностей элементов, необходимых для формирования человеческой личности): рупа (телесного компонента), ведана (ощущений), санджня (распознавания), санскара (кармических импульсов), виджняна (сознания), которые после смерти человека разрушаются; Г) учение о кшаникавада - онтологическое учение в буддизме о мгновенности бытия; оно гласит о том, что в каждый момент времени появляются и сразу же мгновенно исчезают комбинации дхарм (наименьших и неделимых элементов бытия), из последовательной смены которых и состоит всё существование; каждая новая комбинация дхарм при этом является следствием предыдущей их комбинации в соответствии с учением о пратитья-самутпада (закон взаимозависимого возникновения); очень быстрая смена комбинаций дхарм создаёт для наблюдателя полную и всеобъемлющую иллюзию всамделишней реальности.

Тибетские  монахи
Тибетские монахи

Буддизм не отрицает существования богов, духов, демонов и других сверхъестественных сущностей, и не воспрещает своим адептам каким-либо образом им поклоняться (именно этим во многом и объясняется
привлекательность буддизма для самых различных народов, ведших совершенно разный образ жизни - буддизм не требовал от них коренной ломки их привычных жизненных установок, в том числе отказа от поклонения старым богам и духам с помощью привычных обрядов и ритуалов), но считает всё это бессмысленной тратой сил и времени по причине того, что все эти действия никак не приближают человека к главной цели любого буддиста - к освобождению из непрерывного круга перевоплощений и достижению
нирваны. Более того, буддизм считает, что все эти сущности, несмотря на свои сверхъестественные силы, точно так же как и люди подчинены действию закона кармы и не могут сделать главного - выйти за пределы непрерывного круга перевоплощений. Для этого им необходимо сначала родиться в человеческом облике, потому что только люди могут воспринять и осознать Четыре Благородных Истины и Благородный восьмеричный срединный путь спасения, проповеданные Буддой Шакьямуни.

Японские  монахи
Японские монахи

Буддизм, как и любая религия, базируется на вере. Но, в отличие от большинства других религий, буддисты верят не в Будду как в божество (с точки зрения буддизма, будд (пробуждённых) было и ещё будет очень много, и некоторые из них не менее значимы и авторитетны для верующих буддистов, чем Будда Шакьямуни - например, такие будды, как Амитабха, Вайрочана, Майтрейя, и другие), и не в какого-то одного бога или в каких-то многих богов (как мы знаем, боги так же как и все другие живые существа страдают в колесе сансары) - нет, буддисты верят в возможность достижения спасения посредством своих собственных усилий, прилагаемых каждым верующим в направлении следования путём истины, провозглашённым Буддой Шакьямуни, а также благодаря помощи будд и бодхисаттв. Опорой на этом пути для каждого верующего выступает концепция триратны (Трёх драгоценностей) - Будды (это Будда Шакьямуни, который возвестил людям Четыре Благородных Истины и показал Благородный восьмеричный срединный путь спасения, доказав своим примером, что человек может достичь бодхи (пробуждения, просветления), и нирваны (успокоения), и даже мокши (полного освобождения) своими собственными силами);

Фрагмент  "Типитаки"  на  языке  пали
Фрагмент "Типитаки" на языке пали

При этом человек руководствуется Дхармой - Законом (это смысловое ядро Вселенной, в соответствии с которым происходят все процессы внутри человеческих судеб, в жизни и обществе, где всё взаимосцеплено и взаимообусловлено), открытым и возвещённым людям Буддой Шакьямуни; этот Закон Будда сообщил своим ученикам в виде бесед, притч и поучений, и на первых порах они передавались в устном виде; только в I в. до н.э. они были записаны на языке пали и составили общебуддийский канон, известный как Типитака (Три корзины (закона/учения)), которая делится на три части: Виная-питака ("корзина устава"), Сутта-питака ("корзина поучений"), и Абхидхамма-питака ("корзина чистого знания"); в период прохождения по пути истины человек полагается на Сангху - общину верующих буддистов, носителей Дхармы, следующих по пути, открытому для людей Буддой Шакьямуни.

Монгольские  монахи
Монгольские монахи

В буддизме имеется огромное количество школ и традиций передачи учения, однако все они могут быть разделены на три основных ветви/направления, а именно: I. Тхеравада ("учение старейших")/хинаяна ("малая колесница"); II. Махаяна ("великая колесница"); III. Ваджраяна ("алмазная колесница"); каждое из этих направлений характеризуется своими отличительными особенностями, а именно:

Буддийский  храм  в  Баттамбанге, Камбоджа
Буддийский храм в Баттамбанге, Камбоджа

Тхеравада/хинаяна - сохраняет все основные характерные особенности раннего буддизма, являясь наиболее ортодоксальным из всех трёх направлений в современном буддизме. Эти особенности таковы: ~ возможность достичь нирваны или стать архатом (совершенным, святым) имеется только у монахов; ~ женщины, даже будучи монахинями - не могут стать архатами и/или достичь нирваны; для этого они сначала должны родиться в мужском теле и стать монахами; ~ миряне также не могут стать ни архатами, ни достичь нирваны - они могут лишь улучшать свою карму путём совершения добрых дел (долгом мирян является разнообразное служение монахам взамен на получение поучений от них) с тем, чтобы в одном из последующих перерождений стать монахами; ~ согласно тхераваде, продвижение по пути, ведущему к спасению - это личное дело каждого отдельного человека, т.е. каждый последователь тхеравады может привести к освобождению от сансары только лишь самого себя; ~ одной из основных практик, способствующих достижению спасения, в хинаяне является медитация, в то время как внешней практике (ритуалам, обрядовым и служебным действиям) придаётся гораздо меньшее значение; ~ хинаяна опирается на Палийский канон (Типитаку) в качестве главного священного текста, а палийский язык является для её последователей сакральным языком. Последователи хинаяны живут в таких государствах, как Шри-Ланка, Мьянма, Тайланд, Лаос, Камбоджа; также последователи тхеравады живут на о. Ява ( бадуи - этноконфессиональная группа в составе сундов ), на о. Ломбок (бодха - этноконфессиональная группа в составе сасаков), на юге Вьетнама (адепты школы Джетавана-вихара), в южной части провинции Китая Юньнань, и в Японии (последователи школы Риссю).

Алтарь  буддийского  храма  в  Тайланде
Алтарь буддийского храма в Тайланде

Махаяна - основными её отличительными особенностями являются: ~ опора на праджню (особую способность непосредственного восприятия реальности как она есть; особую трансцендентальную интуитивную мудрость); ~ важное значение придаётся каруне (состраданию людям и вообще всем живым существам); ~ одной из основных целей верующего становится бодхичитта (стремление к собственному пробуждению на благо всех живых существ); ~ следующим этапом продвижения человека по пути к спасению является махакаруна - безграничная любовь и сострадание к живым существам, что находит своё воплощение в бодхисаттве - достигшем просветления человеке, добровольно отказавшемся от ухода в нирвану ради помощи живым существам в обретении спасения; бодхисаттва следует путём шести парамит ("освобождающих действий", также "добродетелей", "совершенств"); ~ согласно махаяне, весь видимый существующий мир ("мир различений", сансара) является иллюзией (сновидением), порождённой активностью дхарм; ~ сансара и нирвана - тождественны, и являются лишь разными аспектами друг друга, т.к. истинная природа всех феноменов мира/дхарм - это есть шуньята (пустотность), которая также является и истинной природой Будды; исходя из того, что "все дхармы суть дхармы Будды" - в махаяне приходят к выводу, что любое живое существо является буддой, но пока не пробудилось к пониманию этого; ~ целью последователей махаяны является не достижение нирваны, а достижение аннутара самьяк самбодхи (полного и окончательного просветления); ~ основной практикой в махаяне является медитация в различных её видах; ~ по сравнению с хинаяной в махаяне монашеству придаётся гораздо меньшее значение, и оно не является непременным условием достижения спасения; некоторые миряне и женщины могут достигать даже более высоких уровней духовного постижения, чем многие монахи; ~ канон махаяны базируется на собственных текстах, таких, как "Аштасахасрика-праджняпарамита-сутра", "Ланкаватара-сутра", "Саддхарма-пундарика-сутра", "Вималакирти-нирдеша-сутра", "Аватамсака-сутра", и др.; ~ сакральными языками махаянистского канона являются санскрит и вэньянь. Последователи махаяны живут в таких государствах, как Сингапур, Вьетнам, Тайвань, Китай, Корея, Япония; также буддизм махаяны распространён среди неваров и тамангов в Непале.

Китайский  монах
Китайский монах

Ваджраяна - это тантрическое (эзотерическое) направление в буддизме, другим названием которого является гухья-мантраяна ("колесница тайной мантры"); её характерными особенностями являются: ~ получение учеником перед началом каждого этапа своего ученичества от своего гуру (наставника, учителя) специальной абхишеки ("омовение, окропление"), которая является обязательным и ничем не заменимым средством активизации возможностей ученика; ~ все тантрические учения подразделяются на четыре класса - крийя-тантра, чарья-тантра, йога-тантра и аннутара-йога, каждому из которых соответствует своя абхишека: каласабхишека (омовение водой из кувшина), гухьяабхишека (объяснение подробностей йогических практик по психотехнике), праджняабхишека (объяснение пустотной природы дхарм и личности человека), ваджрабхишека (тайная высшая инициация в "предельную истину"); ~ общими моментами в обучении для всех четырёх классов являются почитание и безоговорочное следование всем наставлениям гуру, а также медитация на выбранное гуру специально для конкретного ученика божество - йидам, которая и является сутью и красной нитью всего духовного пути последователя ваджраяны; ~ первые три этапа ученичества посвящены очищению сознания от загрязнений, мешающих человеку узреть собственную природу будды, тогда как четвёртый этап посвящён постижению высшего учения о природе ума и практическим методам его реализации; ~ основной задачей обучения на всех этапах является абсолютное устранение любых двойственных представлений из ума обучающегося - таких, как "хорошее" и "плохое", "привлекательное" и "отталкивающее", и т.д., для чего в процессе обучения используются упражнения и ритуалы, могущие вызвать у неподготовленного человека непредсказуемую реакцию, из-за чего они традиционно сохраняются в тайне от непосвящённых; ~ так же как и в буддизме махаяны, в ваджраяне достижение нирваны отступает на второй план, уступая место осуществлению идеала бодхисаттвы - быстрейшему достижению просветления с целью помощи в этом и другим живым существам; ~ одним из главных средств скорейшего достижения просветления в ваджраяне является тайная мантра, передаваемая гуру каждому из его учеников индивидуальным образом; повторение такой мантры в сочетании с особыми положениями тела (асана) и ритуальными жестами (мудра) - способно быстро пробудить природу будды у практикующего; ~ канон ваджраяны огромен и базируется на переводных (на классический тибетский язык и на другие языки) с санскрита индийских тантрических сутрах, которые делятся на две неравные части - Кангьюр ("Перевод Слова (Будды)") - состоит из 1 108 сутр, и Тэнгьюр ("Перевод Объяснений") - состоит из 3 357 сочинений. Последователи ваджраяны живут в Индии (в союзной территории Ладакх, в штатах Сикким и Аруначал-Прадеш), в Непале, в Бутане, в Китае (в автономных районах Тибет и Внутренняя Монголия, в исторической области Джунгария Синцзян-Уйгурского АР, в провинциях Юньнань (на северо-западе провинции), Сычуань (на северо-западе провинции), Ганьсу (на юго-западе провинции), Цинхай), в Монголии, в России (в республиках Бурятия, Тыва, Алтай, Калмыкия; в Иркутской области (территория бывшего Усть-Ордынского бурятского АО), в Забайкальском крае (территория бывшего Агинского бурятского АО), в Астраханской области), а также в Японии (последователи школы Сингон).

Монастырь  в  Лхасе, Тибет
Монастырь в Лхасе, Тибет

Буддизм в странах своего распространения дал удивительное многообразие форм архитектурных сооружений - ступ, пагод, храмов, а также всех видов искусства, поставленного на службу религиозным целям буддизма - скульптуры, живописи, графики, садово-паркового искусства, художественного оформления интерьеров, различных видов
прикладного искусства, каллиграфии, книжных миниатюр, ювелирного дела, разнообразных литературных жанров, и т.д..

Храм  Якусидзи  в  Наре, Япония
Храм Якусидзи в Наре, Япония

В буддизме имеется много праздников, посвящённых тем или иным историческим или мифологическим событиям в жизни Будды Шакьямуни и бодхисаттв и их деяниям, но праздников, общих для всех направлений буддизма и отмечаемых всеми буддистами мира - не так уж много. Главные из них - следующие: Весак - это день рождения Будды Шакьямуни; он отмечается в первый день майского полнолуния; День Паринирваны - день, в который физическое тело Будды Шакьямуни умерло, а он вошёл в состояние глубокой медитации и достиг полной нирваны (паринирваны); отмечается 15 февраля; День дхармы (Асалха пуджа; Чокор дучен) - день, в который Будда Шакьямуни произнёс свою первую (Бенаресскую) проповедь; он отмечается в июле; День Бодхи - день, в который Будда Шакьямуни достиг Пробуждения (Бодхи), сидя под деревом пипал (Ficus religiosa), после этого ставшим известным как дерево Бодхи; отмечается 8 декабря. В праздники у буддистов принято посещать храмы для участия в ритуальных праздничных церемониях; делать пожертвования монастырям и подношения монахам; совершать добрые дела.

Иволгинский  дацан, Бурятия
Иволгинский дацан, Бурятия

Вот такой он - буддизм, одна из трёх дхармических религий (ещё две - это джайнизм и сикхизм), вышедших из недр индуизма, но, в отличие от них, ставший первой мировой религией, которую начали исповедовать сотни миллионов людей во многих странах мира - как и
2 500 лет назад дающий людям надежду на спасение...

Буддийский  канон  на  монгольском  языке
Буддийский канон на монгольском языке

Спасибо за прочтение!

Если вам понравилась статья - жмите палец вверх, делитесь своими мыслями в комментариях и подписывайтесь на канал - будет интересно!

Если вы хотите поддержать автора, вы можете это сделать, нажав на ладонь с сердечком внизу справа. Спасибо!