Итак - буддизм. Что мы знаем о самой древней из трёх существующих на сегодняшний день мировых религий? Я думаю (и большинство людей со мной согласится), что - не много, и в основном наши знания о буддизме разрозненны и обрывочны, что в общем-то и понятно - буддизм традиционно исповедовался народами Южной, Юго-Восточной, Восточной и Центральной Азии, и лишь в последние 60-70 лет стал проникать в Европу, Северную и Южную Америку, Австралию и Океанию вместе с иммигрантами из азиатских государств. Многие европейцы и американцы заинтересовались буддизмом, и в некоторых странах он занял прочные позиции среди исповедуемых тамошним населением религий. Что же он из себя представляет? Давайте же об этом узнаем.
Буддизм возник на территории Индостана, а точнее - в северо-восточной части обширной Индо-Гангской равнины. Его основателем является конкретная историческая личность - сын царя государства Шакья - Шуддходаны и его жены царицы Майи - принц Сиддхартха Гаутама. Он родился в 566 г. до н.э. в г. Лумбини (находится на территории нынешнего государства Непал), а отошёл в махапаринирвану в 486 г. до н.э. в г. Кушинагар (находится на крайнем северо-востоке территории нынешнего штата Индии Уттар-Прадеш).
Осознав, что мир наполнен страданиями, болезнями, опасностями, и в конце человека ожидают лишь старость и смерть, принц Сиддхартха в возрасте 29 лет решил уйти от мира и посвятить себя поиску выхода из этой ситуации. В течение 6 лет он усиленно предавался аскетическим практикам и медитации, странствуя и живя подаянием, но в конце концов понял, что аскеза не ведёт к постижению истины. Тогда он решил погрузиться в созерцание и размышление. Он расположился под баньяном и дал обет не сходить с места до тех пор, пока не прояснит для себя тайну жизни и смерти. Проведя в медитации 49 дней, Сиддхартха Гаутама достиг Бодхи (Пробуждения), т.е. постиг высшую истину - Дхарму. Это случилось в день его рождения, когда ему исполнилось 36 лет. После этого он стал именоваться Буддой Шакьямуни (Пробудившимся из рода Шакья), а дерево, под которым он обрёл просветление, стало называться деревом Бодхи.
Свою первую проповедь Будда произнёс в г. Варанаси (Бенарес) - священном для индуистов месте на берегу реки Ганг. Она так и называется - Бенаресская проповедь. В ней он рассказал о двух крайностях, мешающих людям встать на путь спасения, ~ первая из которых - это жизнь в потакании своим плотским желаниям и в погоне за наслаждениями и удовольствиями, а ~ вторая - это жизнь в самоистязании и умерщвлении плоти; обе эти крайности делают жизнь человека, следующего одной из них - беспросветной, заурядной, неблагой и бесполезной, и следование им приводит лишь к страданиям, смерти и следующему за ней новому рождению в теле растения, животного, человека, демона или божества - и так бессчётное количество раз.
Чтобы остановить колесо сансары (круговорот рождений, смертей и новых перерождений), человек должен осознать происходящее. Это помогают сделать возвещённые Буддой в его Бенаресской проповеди Четыре Благородных Истины, которые говорят о том, что: 1. Всё есть дукха (страдание, неудовлетворённость, тревожность, фрустрация, страх); 2. Причина дукхи - тришна (привязанность к жизни в любой её форме - к наслаждениям посредством органов чувств, к власти, к богатству, вообще к существованию в качестве своего отдельного и обособленного "я"); 3. Освободиться от дукхи возможно - для этого нужно прекратить действие её причины (тришны); 4. Это можно сделать с помощью Арья-аштанга-марга (Благородного восьмеричного пути), который включает: I. Правильное воззрение (постижение Четырёх Благородных Истин); II. Правильное намерение (принятие твёрдого решения следовать по пути спасения); III. Правильную речь (отказ от лжи, непристойности, грубости, клеветы и
пустословия); IV. Правильное поведение (отказ от убийства живых существ, от воровства, от пьянства, от супружеской неверности); V. Правильный образ жизни (отказ от зарабатывания на жизнь с помощью профессий, причиняющих страдание живым существам); VI. Правильное усилие (приложение усилий для возникновения и поддержания возникших благих состояний - самоосознавания, концентрации, радости, спокойствия, умиротворения); VII. Правильное памятование (осознавание собственного тела, ощущений, ума и ментальных объектов с целью достижения непрерывной осознанности); VIII. Правильное сосредоточение (глубокая медитация с целью достижения состояния предельной степени созерцательности - самадхи);
Кроме вышеперечисленных, общими для всех направлений и школ буддизма являются также следующие доктринальные положения: А) буддийская космология (представление о мироздании, о развитии вселенной, о перерождениях и местопребываниях существ; включает в себя пространственный и временной аспекты); Б) учение о пратитья-самутпада и карме - концепция причинности, разработанная для уяснения причин страдания и способов избавления от него; она сообщает о том, что в мире перерождений всё обусловлено: каждое явление является условием возникновения для какого-то другого явления и при этом само оно обусловлено иным явлением; эти условия при этом являются взаимовоздействующими друг на друга; в отличие от индуизма, в буддизме не существует никаких первопричин, как не существует и никаких абсолютных следствий - любая причина всегда является следствием относительно иного явления, а следствие - причиной, т.е. реально не существует ни причин, ни следствий, а существуют одни лишь условия; В) учение об анатмавада - т.е. концепция отрицания наличия дравьи (любой постоянно длящейся субстанциальной основы существования), иными словами - концепция
отсутствия неизменной и вечной души/самости (атман) и обособленного "я" как средоточия личностной идентичности; утверждается, что каждый человек состоит из пяти скандх (совокупностей элементов, необходимых для формирования человеческой личности): рупа (телесного компонента), ведана (ощущений), санджня (распознавания), санскара (кармических импульсов), виджняна (сознания), которые после смерти человека разрушаются; Г) учение о кшаникавада - онтологическое учение в буддизме о мгновенности бытия; оно гласит о том, что в каждый момент времени появляются и сразу же мгновенно исчезают комбинации дхарм (наименьших и неделимых элементов бытия), из последовательной смены которых и состоит всё существование; каждая новая комбинация дхарм при этом является следствием предыдущей их комбинации в соответствии с учением о пратитья-самутпада (закон взаимозависимого возникновения); очень быстрая смена комбинаций дхарм создаёт для наблюдателя полную и всеобъемлющую иллюзию всамделишней реальности.
Буддизм не отрицает существования богов, духов, демонов и других сверхъестественных сущностей, и не воспрещает своим адептам каким-либо образом им поклоняться (именно этим во многом и объясняется
привлекательность буддизма для самых различных народов, ведших совершенно разный образ жизни - буддизм не требовал от них коренной ломки их привычных жизненных установок, в том числе отказа от поклонения старым богам и духам с помощью привычных обрядов и ритуалов), но считает всё это бессмысленной тратой сил и времени по причине того, что все эти действия никак не приближают человека к главной цели любого буддиста - к освобождению из непрерывного круга перевоплощений и достижению нирваны. Более того, буддизм считает, что все эти сущности, несмотря на свои сверхъестественные силы, точно так же как и люди подчинены действию закона кармы и не могут сделать главного - выйти за пределы непрерывного круга перевоплощений. Для этого им необходимо сначала родиться в человеческом облике, потому что только люди могут воспринять и осознать Четыре Благородных Истины и Благородный восьмеричный срединный путь спасения, проповеданные Буддой Шакьямуни.
Буддизм, как и любая религия, базируется на вере. Но, в отличие от большинства других религий, буддисты верят не в Будду как в божество (с точки зрения буддизма, будд (пробуждённых) было и ещё будет очень много, и некоторые из них не менее значимы и авторитетны для верующих буддистов, чем Будда Шакьямуни - например, такие будды, как Амитабха, Вайрочана, Майтрейя, и другие), и не в какого-то одного бога или в каких-то многих богов (как мы знаем, боги так же как и все другие живые существа страдают в колесе сансары) - нет, буддисты верят в возможность достижения спасения посредством своих собственных усилий, прилагаемых каждым верующим в направлении следования путём истины, провозглашённым Буддой Шакьямуни, а также благодаря помощи будд и бодхисаттв. Опорой на этом пути для каждого верующего выступает концепция триратны (Трёх драгоценностей) - Будды (это Будда Шакьямуни, который возвестил людям Четыре Благородных Истины и показал Благородный восьмеричный срединный путь спасения, доказав своим примером, что человек может достичь бодхи (пробуждения, просветления), и нирваны (успокоения), и даже мокши (полного освобождения) своими собственными силами);
При этом человек руководствуется Дхармой - Законом (это смысловое ядро Вселенной, в соответствии с которым происходят все процессы внутри человеческих судеб, в жизни и обществе, где всё взаимосцеплено и взаимообусловлено), открытым и возвещённым людям Буддой Шакьямуни; этот Закон Будда сообщил своим ученикам в виде бесед, притч и поучений, и на первых порах они передавались в устном виде; только в I в. до н.э. они были записаны на языке пали и составили общебуддийский канон, известный как Типитака (Три корзины (закона/учения)), которая делится на три части: Виная-питака ("корзина устава"), Сутта-питака ("корзина поучений"), и Абхидхамма-питака ("корзина чистого знания"); в период прохождения по пути истины человек полагается на Сангху - общину верующих буддистов, носителей Дхармы, следующих по пути, открытому для людей Буддой Шакьямуни.
В буддизме имеется огромное количество школ и традиций передачи учения, однако все они могут быть разделены на три основных ветви/направления, а именно: I. Тхеравада ("учение старейших")/хинаяна ("малая колесница"); II. Махаяна ("великая колесница"); III. Ваджраяна ("алмазная колесница"); каждое из этих направлений характеризуется своими отличительными особенностями, а именно:
Тхеравада/хинаяна - сохраняет все основные характерные особенности раннего буддизма, являясь наиболее ортодоксальным из всех трёх направлений в современном буддизме. Эти особенности таковы: ~ возможность достичь нирваны или стать архатом (совершенным, святым) имеется только у монахов; ~ женщины, даже будучи монахинями - не могут стать архатами и/или достичь нирваны; для этого они сначала должны родиться в мужском теле и стать монахами; ~ миряне также не могут стать ни архатами, ни достичь нирваны - они могут лишь улучшать свою карму путём совершения добрых дел (долгом мирян является разнообразное служение монахам взамен на получение поучений от них) с тем, чтобы в одном из последующих перерождений стать монахами; ~ согласно тхераваде, продвижение по пути, ведущему к спасению - это личное дело каждого отдельного человека, т.е. каждый последователь тхеравады может привести к освобождению от сансары только лишь самого себя; ~ одной из основных практик, способствующих достижению спасения, в хинаяне является медитация, в то время как внешней практике (ритуалам, обрядовым и служебным действиям) придаётся гораздо меньшее значение; ~ хинаяна опирается на Палийский канон (Типитаку) в качестве главного священного текста, а палийский язык является для её последователей сакральным языком. Последователи хинаяны живут в таких государствах, как Шри-Ланка, Мьянма, Тайланд, Лаос, Камбоджа; также последователи тхеравады живут на о. Ява ( бадуи - этноконфессиональная группа в составе сундов ), на о. Ломбок (бодха - этноконфессиональная группа в составе сасаков), на юге Вьетнама (адепты школы Джетавана-вихара), в южной части провинции Китая Юньнань, и в Японии (последователи школы Риссю).
Махаяна - основными её отличительными особенностями являются: ~ опора на праджню (особую способность непосредственного восприятия реальности как она есть; особую трансцендентальную интуитивную мудрость); ~ важное значение придаётся каруне (состраданию людям и вообще всем живым существам); ~ одной из основных целей верующего становится бодхичитта (стремление к собственному пробуждению на благо всех живых существ); ~ следующим этапом продвижения человека по пути к спасению является махакаруна - безграничная любовь и сострадание к живым существам, что находит своё воплощение в бодхисаттве - достигшем просветления человеке, добровольно отказавшемся от ухода в нирвану ради помощи живым существам в обретении спасения; бодхисаттва следует путём шести парамит ("освобождающих действий", также "добродетелей", "совершенств"); ~ согласно махаяне, весь видимый существующий мир ("мир различений", сансара) является иллюзией (сновидением), порождённой активностью дхарм; ~ сансара и нирвана - тождественны, и являются лишь разными аспектами друг друга, т.к. истинная природа всех феноменов мира/дхарм - это есть шуньята (пустотность), которая также является и истинной природой Будды; исходя из того, что "все дхармы суть дхармы Будды" - в махаяне приходят к выводу, что любое живое существо является буддой, но пока не пробудилось к пониманию этого; ~ целью последователей махаяны является не достижение нирваны, а достижение аннутара самьяк самбодхи (полного и окончательного просветления); ~ основной практикой в махаяне является медитация в различных её видах; ~ по сравнению с хинаяной в махаяне монашеству придаётся гораздо меньшее значение, и оно не является непременным условием достижения спасения; некоторые миряне и женщины могут достигать даже более высоких уровней духовного постижения, чем многие монахи; ~ канон махаяны базируется на собственных текстах, таких, как "Аштасахасрика-праджняпарамита-сутра", "Ланкаватара-сутра", "Саддхарма-пундарика-сутра", "Вималакирти-нирдеша-сутра", "Аватамсака-сутра", и др.; ~ сакральными языками махаянистского канона являются санскрит и вэньянь. Последователи махаяны живут в таких государствах, как Сингапур, Вьетнам, Тайвань, Китай, Корея, Япония; также буддизм махаяны распространён среди неваров и тамангов в Непале.
Ваджраяна - это тантрическое (эзотерическое) направление в буддизме, другим названием которого является гухья-мантраяна ("колесница тайной мантры"); её характерными особенностями являются: ~ получение учеником перед началом каждого этапа своего ученичества от своего гуру (наставника, учителя) специальной абхишеки ("омовение, окропление"), которая является обязательным и ничем не заменимым средством активизации возможностей ученика; ~ все тантрические учения подразделяются на четыре класса - крийя-тантра, чарья-тантра, йога-тантра и аннутара-йога, каждому из которых соответствует своя абхишека: каласабхишека (омовение водой из кувшина), гухьяабхишека (объяснение подробностей йогических практик по психотехнике), праджняабхишека (объяснение пустотной природы дхарм и личности человека), ваджрабхишека (тайная высшая инициация в "предельную истину"); ~ общими моментами в обучении для всех четырёх классов являются почитание и безоговорочное следование всем наставлениям гуру, а также медитация на выбранное гуру специально для конкретного ученика божество - йидам, которая и является сутью и красной нитью всего духовного пути последователя ваджраяны; ~ первые три этапа ученичества посвящены очищению сознания от загрязнений, мешающих человеку узреть собственную природу будды, тогда как четвёртый этап посвящён постижению высшего учения о природе ума и практическим методам его реализации; ~ основной задачей обучения на всех этапах является абсолютное устранение любых двойственных представлений из ума обучающегося - таких, как "хорошее" и "плохое", "привлекательное" и "отталкивающее", и т.д., для чего в процессе обучения используются упражнения и ритуалы, могущие вызвать у неподготовленного человека непредсказуемую реакцию, из-за чего они традиционно сохраняются в тайне от непосвящённых; ~ так же как и в буддизме махаяны, в ваджраяне достижение нирваны отступает на второй план, уступая место осуществлению идеала бодхисаттвы - быстрейшему достижению просветления с целью помощи в этом и другим живым существам; ~ одним из главных средств скорейшего достижения просветления в ваджраяне является тайная мантра, передаваемая гуру каждому из его учеников индивидуальным образом; повторение такой мантры в сочетании с особыми положениями тела (асана) и ритуальными жестами (мудра) - способно быстро пробудить природу будды у практикующего; ~ канон ваджраяны огромен и базируется на переводных (на классический тибетский язык и на другие языки) с санскрита индийских тантрических сутрах, которые делятся на две неравные части - Кангьюр ("Перевод Слова (Будды)") - состоит из 1 108 сутр, и Тэнгьюр ("Перевод Объяснений") - состоит из 3 357 сочинений. Последователи ваджраяны живут в Индии (в союзной территории Ладакх, в штатах Сикким и Аруначал-Прадеш), в Непале, в Бутане, в Китае (в автономных районах Тибет и Внутренняя Монголия, в исторической области Джунгария Синцзян-Уйгурского АР, в провинциях Юньнань (на северо-западе провинции), Сычуань (на северо-западе провинции), Ганьсу (на юго-западе провинции), Цинхай), в Монголии, в России (в республиках Бурятия, Тыва, Алтай, Калмыкия; в Иркутской области (территория бывшего Усть-Ордынского бурятского АО), в Забайкальском крае (территория бывшего Агинского бурятского АО), в Астраханской области), а также в Японии (последователи школы Сингон).
Буддизм в странах своего распространения дал удивительное многообразие форм архитектурных сооружений - ступ, пагод, храмов, а также всех видов искусства, поставленного на службу религиозным целям буддизма - скульптуры, живописи, графики, садово-паркового искусства, художественного оформления интерьеров, различных видов
прикладного искусства, каллиграфии, книжных миниатюр, ювелирного дела, разнообразных литературных жанров, и т.д..
В буддизме имеется много праздников, посвящённых тем или иным историческим или мифологическим событиям в жизни Будды Шакьямуни и бодхисаттв и их деяниям, но праздников, общих для всех направлений буддизма и отмечаемых всеми буддистами мира - не так уж много. Главные из них - следующие: Весак - это день рождения Будды Шакьямуни; он отмечается в первый день майского полнолуния; День Паринирваны - день, в который физическое тело Будды Шакьямуни умерло, а он вошёл в состояние глубокой медитации и достиг полной нирваны (паринирваны); отмечается 15 февраля; День дхармы (Асалха пуджа; Чокор дучен) - день, в который Будда Шакьямуни произнёс свою первую (Бенаресскую) проповедь; он отмечается в июле; День Бодхи - день, в который Будда Шакьямуни достиг Пробуждения (Бодхи), сидя под деревом пипал (Ficus religiosa), после этого ставшим известным как дерево Бодхи; отмечается 8 декабря. В праздники у буддистов принято посещать храмы для участия в ритуальных праздничных церемониях; делать пожертвования монастырям и подношения монахам; совершать добрые дела.
Вот такой он - буддизм, одна из трёх дхармических религий (ещё две - это джайнизм и сикхизм), вышедших из недр индуизма, но, в отличие от них, ставший первой мировой религией, которую начали исповедовать сотни миллионов людей во многих странах мира - как и
2 500 лет назад дающий людям надежду на спасение...
Спасибо за прочтение!
Если вам понравилась статья - жмите палец вверх, делитесь своими мыслями в комментариях и подписывайтесь на канал - будет интересно!
Если вы хотите поддержать автора, вы можете это сделать, нажав на ладонь с сердечком внизу справа. Спасибо!