Что большинство людей - жителей Европы, Северной и Южной Америки, Австралии и Океании, Восточной Азии, Африки к югу от Сахары - знают об исламе? Не сильно ошибусь, если предложу следующий перечень шаблонных представлений о нём: ~ мусульмане верят в Аллаха, не едят свинину и не пьют алкогольных напитков; ~ у мусульманских мужчин может быть по 4 жены; ~ мусульманские женщины носят хиджаб; ~ в мусульманских семьях много детей; ~ мусульмане делают обрезание; и т.д.. То есть - об исламе средний европеец/американец/россиянин/австралиец/новозеландец/житель ЮАР/Намибии/Анголы/Ботсваны/Замбии/Китая/Южной Кореи/Японии - знает очень мало. И это при том, что ислам в настоящий момент является второй после христианства (о христианстве больше можно прочесть в тематической статье, ранее размещённой на нашем канале):
по количеству последователей религией в мире (его исповедует около 1,8 млрд. человек, которые составляют большинство населения в 49 государствах мира), а мусульмане активно мигрируют в страны Западной Европы, Россию, Канаду, США, Австралию, Новую Зеландию, ЮАР, Чили, и даже в Южную Корею и Японию. Поэтому - пришло время узнать об исламе немного больше.
Итак, что же такое ислам? Ислам - это авраамическая монотеистическая религия откровения, основателем которой является пророк Мухаммед - 570 г. н.э. - 632 г. н.э., который в возрасте 40 лет получил первое откровение от Аллаха, ниспосланное ему через ангела Джабраила, а с 613 г. начал публичную проповедь в Мекке уже в качестве наби (пророка) и расуля (посланника) Аллаха. В течение примерно десяти лет после начала своей проповеди в Мекке у пророка Мухаммеда было достаточно немного последователей, но зато образовалось довольно много врагов - местных мекканских язычников-многобожников. Спасаясь от их преследований, пророк Мухаммед со своими последователями совершил переселение в г. Ясриб (который
позже был переименован в Аль-Мадинату-н-Набавийя (город Пророка), или просто Медина). Это произошло в 622 г. н.э. и ознаменовало начало мусульманского летоисчисления по исламскому лунному календарю - ат-таквиму-л-Хиджри. В Медине пророк Мухаммед вёл успешную проповедь ислама среди местных племён, объединив всё население Ясриба/Медины. В 629 году пророк Мухаммед возглавил армию из 10 тысяч новообращённых мусульман, которая направилась в сторону Мекки, и практически без сопротивления взяла её. Пророк Мухаммед умер в 632 году (его усыпальница находится в Медине, на территории Аль-Масджит ан-Набави (мечети Пророка) - и к этому времени всё население Аравийского полуострова уже было мусульманским.
Так что же это такое - быть мусульманином/мусульманкой? Прежде всего - это: I. Cледовать исламу (сознательно и добровольно подчиняться воле Аллаха и исполнять аркан ад-дин ("столпы религии"), которых всего пять: 1) Шахада (исповедание веры; выражается следующей формулой: "Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммед - посланник Аллаха");
2) Салят/намаз (ежедневная пятикратная молитва: фаджр - читается перед рассветом; зухр - читается сразу после полудня; аср - может читаться сразу после завершения времени полуденного намаза и до начала захода солнца; магриб - вечерняя молитва, совершается сразу после захода солнца; иша - ночная молитва, совершается в промежуток времени, который начинается через 1,5 часа после завершения вечерней молитвы и заканчивается непосредственно перед наступлением времени совершения предрассветной молитвы); 3) Закят (милостыня; выплачивается всеми взрослыми самостоятельными дееспособными мусульманами с различного движимого и недвижимого имущества, а также с доходов в размере 2,5%); 4) Саум/ураза (пост в месяц Рамадан; заключается в том, что все верующие (кроме больных, престарелых, путешествующих, беременных и кормящих женщин, солдат на войне) в течение светлого времени суток полностью воздерживаются от еды, питья, приёма лекарств, курения, а также от интимной близости с супругой/супругом; в течение месяца Рамадан верующие должны, кроме пятикратного ежедневного намаза, совершать дополнительный намаз - таравих; во многих арабских странах существует благочестивый обычай прочитывания Корана полностью в течение месяца Рамадан, каждый день читая по одному джузу (джуз - это 1/30 часть всего текста Корана); 5) Хадж (паломничество в Мекку в течение 12-го месяца исламского лунного календаря - Зу-ль-Хиджа; паломники во время хаджа находятся в состоянии ритуальной чистоты - ихрам'(а); в этом состоянии им запрещается убийство живых существ, нанесение вреда растениям (нельзя ломать или рубить деревья, срывать цветы, и т.д.), а также бритьё и стрижка волос и ногтей).
II. Также мусульмане должны иметь иман ("веру") и быть мумин'(ами) ("верующими"); то есть верить в аркан аль-иман ("столпы веры"), которых всего шесть: 1. Вера в существование и единственность Аллаха; 2. Вера в существование ангелов; 3. Вера в существование Священных Писаний, то есть книг, автором которых является Аллах - Корана, ниспосланного пророку Мухаммеду, и Священных Писаний, ниспосланных ранее другим пророкам - Мусе (Моисею), Давуду (Давиду), Исе (Иисусу); 4. Вера в существование пророков - Ибрахима (Авраама), Ицхака (Исаака), Якуба (Иакова), Мусы (Моисея), Давуда (Давида), Сулеймана (Соломона), Яхьи (Иоанна), Исы (Иисуса), и последнего пророка - "печати пророков" - пророка Мухаммеда; 5. Вера в существование Киямат'(а) - Судного дня, в который всё человечество будет разделено на две части: тех, которые в джаннат'(е) (раю), и тех, которые в джаханнам'(е) (аду); 6. Вера в существование кадар - божественного предопределения. III. Также любой мумин ("верующий") должен прилагать усилия, чтобы следовать ихсан'(у) - т.е. быть мухсин'(ом) - праведным человеком, творящим добро (проявлять свою внутреннюю веру во внешних поступках и действиях). Таковы три измерения исламской религии, к следованию которым должен стремиться каждый мусульманин. Также нельзя не упомянуть такое понятие, существующее в исламском вероучении, как джихад ("усилие") - борьба за веру, которое включает в себя: а) джихад сердца - борьбу с собственным несовершенством, своими страстями и пороками; б) джихад языка - одобрительные слова о богоугодном и порицающие слова - об
осуждаемом Аллахом; в) джихад руки - наказание за преступления, совершаемые против веры; г) джихад меча - вооружённая борьба с неверными, воюющими против мусульман и ислама; пророк Мухаммед называл джихад меча - "малым джихадом", а джихад сердца - "великим джихадом".
Как было отмечено выше, мусульмане верят в существование Священных Писаний, которые Аллах ниспосылал пророкам на протяжении всей истории человечества. Например, Аллах ниспослал пророку Мусе (Моисею) - Таурат (Тору), пророку царю Давуду (Давиду) - Забур (Псалтирь), и пророку Исе (Иисусу) - Инджиль (Евангелие). По мнению исламских богословов, оригиналы Таурата, Забура и Инджиля по разным причинам были утрачены и впоследствии, при восстановлении текстов подверглись тахриф'(у) - т.е. были искажены, поэтому для мусульман единственным действующим Священным Писанием и сакральным источником исламского вероучения является только Коран - предвечное и несотворённое слово Аллаха, последнее божественное откровение, ниспосланное последнему пророку - "печати пророков" Мухаммеду, и свидетельство истинности его пророчества.
Коран состоит из 114 сур (глав), каждая из которых состоит из аятов (стихов), общее количество которых составляет 6236. Все суры Корана делятся на полученные в период пребывания пророка Мухаммеда в Мекке с 610 г. по 622 г. (мекканские суры; всего их 86), и на полученные в период пребывания пророка Мухаммеда в Медине с 622 г. по 632 г. (мединские суры; их всего 28). Коран был записан со слов пророка Мухаммеда его сподвижниками. Так как Коран был ниспослан пророку Мухаммеду на арабском языке - только оригинальный арабский текст является сакральным Священным Писанием, а комментарии и толкования Корана на других языках относятся уже к Священному Преданию, в котором различают тафсир (толкование Корана), и сунну (рассказы о жизни, поступках и изречениях пророка Мухаммеда - хадисы, записанные со слов сподвижников пророка Мухаммеда, его жён и родственников); хадисы состоят из двух частей - иснад'(а) ("опоры"), т.е. перечисления имён всех пересказчиков того или иного хадиса, и матн'(а) - собственно текста; наиболее авторитетными и известными являются следующие сборники хадисов: 1.Сахих аль-Бухари; 2.Сахих Муслим; 3.Сунан Абу Давуд; 4.Сунан ат-Тирмизи; 5.Сунан ан-Насаи; 6.Сунан Ибн Маджа; 7.Муватта имама Малика; 8.Сунан ад-Дарими; 9.Муснад имама Ахмада.
Коран и сунна пророка Мухаммеда являются источниками шариата - комплекса правил, сведённых в единую систему, регулирующую все аспекты повседневной жизни мусульман во всех сферах - религиозной, морально-нравственной, бытовой, социальной, семейно-брачной, финансово-экономической, политической и т.д.. Все действия людей в любой сфере человеческой деятельности в соответствии с нормами шариата делятся на пять хукм ("категорий"): 1.Фард/ваджиб - обязательные действия (например, ношение женщинами хиджаба, закрывающего все части тела, кроме стоп, ладоней и лица - это фард; для мужчин фард'(ом) является закрытие тела от колен до пупка (колени и пупок не должны быть видны) и ношение головного убора); 2.Суннат/мустахабб - желательные действия (например, для женщин суннатом является ношение никаба (когда закрыта большая часть лица, а верхняя часть лица и глаза остаются открытыми); для мужчин суннатом является ношение необлегающей одежды, закрывающей всё тело, кроме стоп, кистей и лица); 3.Мубах - нейтральные - т.е. не предписанные и не одобряемые, но и не запрещённые и не порицаемые (например, употребление в пищу конины и/или ослятины - это мубах) действия; 4.Макрух - неодобряемые действия, которые могут быть танзих (нежелательные; например, курение и/или жевание табака - это танзих) или тахрими (запретные; например, курение анаши - это тахрими); 5.Харам - строго воспрещённые действия (например, употребление алкоголя - это харам, так же как употребление в пищу крови, свинины и мяса павших животных, а также мяса лягушек и змей; также харам'(ом) являются такие действия, как азартные игры, ростовщичество, и т.д.). Всё, что не является харам'(ом) - является халял'(ем), т.е. дозволенным в той или иной степени, хотя при этом некоторые из дозволенных действий могут относиться к категории макрух, т.е. неодобряемых. Шариат также включает в себя положения, относящиеся к религиозной догматике - акида, и этике - ахлак, таким образом представляя собой предначертанный Аллахом путь праведной жизни мусульманина/мусульманки, ведущий ко спасению.
Практические нормы шариата, регулирующие му'амалят (поведение людей в их торгово-экономических отношениях друг с другом, а также
с государством в лице его учреждений и институций), ибадат (исполнение людьми религиозных обязанностей и правил), мунакахат (действия людей при решении вопросов, связанных с семейно-брачными отношениями, а также с благотворительностью), укуба (вопросы наказаний за различные правонарушения) - изучаются фикх'(ом) - исламской юриспруденцией. Источниками правовых решений в фикх'(е) являются: 1. Коран; 2. Сунна; 3. Иджма (единодушное мнение и основанное на нём решение авторитетных богословов); 4. Кияс (суждение по аналогии).
Фикх функционирует в рамках религиозно правовых школ - мазхабов, которых в настоящее время насчитывается восемь: А) 4 (четыре) суннитских - ханафитский, маликитский, шафиитский, ханбалитский мазхабы; Б) 3 (три) шиитских - джафаритский, зейдитский, исмаилитский мазхабы; В) 1 (один) ибадитский мазхаб. Все мазхабы базируются на положениях той или иной школы калам'(а) - системы
рационалистического богословия, дающей догматам ислама толкование, основанное не на следовании мнениям религиозных авторитетов, а на системе рассуждений и доказательств, основанной на разуме и рациональных методах обоснований. Таких школ калам'(а) всего четыре - мутазилитская, ашаритская, матуридитская, асаритская.
Ислам не является однородным религиозным учением ещё с первого века своего существования в качестве самостоятельной религии. Раскол единой мусульманской уммы ("общины") произошёл после убийства в 661 г. халифа Али - последнего из четырёх Праведных халифов (эпоха Праведного халифата началась в 632 г. со смертью пророка Мухаммеда, когда духовное и светское руководство уммой (мусульманской общиной) перешло к первому Праведному халифу - тестю пророка Мухаммеда Абу Бакру ас-Сиддику (правил с 632 г. по 634 г.); после него вторым Праведным халифом стал Умар ибн аль-Хаттаб (время правления - 634 - 644 гг.); третьим Праведным халифом был Усман ибн Аффан (правил в 644 - 656 гг.); после него Праведный халифат возглавил Али ибн Абу Талиб (срок правления - 656 - 661 гг.) - последний из Праведных халифов. Именно разное понимание сути и смысла халифата разными частями мусульманской общины и стало причиной разделения ислама на отдельные направления. В религиоведении признаётся существование четырёх самостоятельных направлений в исламе - суннизма (суннитами являются около 83% всех мусульман мира), шиизма (шиитами являются около 15% всех мусульман), ибадизма (его исповедуют около 1% мусульман), и махдизма (его также исповедуют около 1% всех мусульман). Основные отличия между ними следующие: 1. Сунниты: ~ делают особый акцент на следовании сунне пророка Мухаммеда (его поступкам и его мнению, высказанному по поводу разных вопросов и ситуаций), отображенной в хадисах; ~ считают Коран несотворённым (полагают его не имеющей определённого начала во времени извечной речью Аллаха); ~ признают абсолютную достоверность шести крупнейших сборников хадисов, составленных Аль-Бухари, Муслимом, ат-Тирмизи, Абу Даудом, ан-Насаи и Ибн Маджи; ~ признают равнозначность четырёх религиозно-правовых школ - маликитского, шафиитского, ханафитского и ханбалитского мазхабов; ~ признают следующие догматические школы: асаритскую, ашаритскую, матуридитскую; ~ признают законность правления четырёх Праведных халифов - Абу Бакра, Умара, Усмана, и Али; ~ признают законным право претендовать на правление халифатом только людей из племени курайшитов (к этому племени принадлежал сам пророк Мухаммед и его ближайшие сподвижники, а также все Праведные халифы); в суннизме нет сект или особых течений.
2. Шииты: в отличие от суннитов, шииты признают единственным законным Праведным халифом только халифа Али, тогда как Абу Бакра, Умара и Усмана считают узурпаторами власти в халифате; шииты считают, что руководство уммой должно принадлежать не выборным лицам - халифам, а имамам - выбранным Аллахом людям из числа потомков пророка Мухаммеда по линии его дочери Фатимы и её мужа - Праведного халифа и первого имама Али ибн Абу Талиба. Шиитский вариант шахады (исповедания веры) отличается от её суннитского и ибадитского варианта (которые одинаковы) и выглядит так: "Свидетельствую, что нет богов, кроме Аллаха, и ещё свидетельствую, что Мухаммед - посланник Аллаха и Али - наместник Аллаха". Шиизм в процессе своего исторического развития дал много ответвлений и сект, но главным его направлением является иснаашаризм (имамизм), который признаёт существование 12 законных имамов, первым из которых был имам Али, вторым - старший сын Али и дочери пророка Мухаммеда Фатимы - имам Хасан ибн Али; третьим имамом был его брат - младший сын Али и Фатимы - имам Хуссейн ибн Али; четвёртым имамом был сын Хуссейна - имам Зайн-аль-Абидин; следующие имамы: Мухаммад аль-Бакир; Джафар ас-Садык; Муса аль-Казим; Али ар-Рида (имам Реза); Мухаммад ат-Таки; Али ан-Наки; Хасан аль-Аскари; и последний, 12-й имам - это Мухаммад аль-Махди - который в 872 г. ушёл в сокрытие, которое продолжается и поныне; согласно верованиям шиитов, сокрытие продлится до конца времён, когда скрытый имам - Махди - придёт на землю и наполнит её правосудием и миром. У шиитов действует собственный джафаритский мазхаб, и имеются свои сборники хадисов - ахбар. Шиизм подразделяется на умеренный шиизм, крайний шиизм, и крайнешиитские секты. К ~ умеренным шиитам относятся: а) шииты-иснаашариты- (имамиты-двунадесятники); б) зейдиты. К ~ крайним шиитам относятся: а) исмаилиты, которые делятся на мусталитов/бохра, и низаритов/ходжа; б) шейхиты; К ~ крайнешиитским сектам относятся: а) друзы; б) алавиты-нусайриты; в) алевиты; г) ахль-е-хакк (али-илахи); д) бекташи; е) шабаки; ё) зикри. Шиитский ислам, и в особенности его крайние ответвления, довольно далеко отошёл от вероучения и практики суннитского ислама. Шиизм разных направлений распространён в Иране, Ираке, Афганистане, Пакистане, Индии, Таджикистане, Азербайджане, Бахрейне, Кувейте, Саудовской Аравии, Йемене, Ливане, Сирии, Турции, Албании, Косово (но большинство (более 50%) населения шииты составляют только в Азербайджане, Иране, Ираке, Бахрейне, Йемене, и в Косово).
3. Ибадиты: ~ cчитают, что Коран сотворён Аллахом; ~ считают, что мусульмане не увидят Аллаха в раю (в отличие от суннитов и шиитов, которые считают наоборот), т.к. Аллах недоступен никаким органам чувств человека (в том числе и мистическому "сердечному" видению); ~ считают, что попавшие в ад мусульмане будут находиться там вечно (в отличие от суннитов, считающих, что для мусульман нахождение в аду ограничивается временем, достаточным для того, чтобы страданиями очиститься от грехов, после чего они попадают в рай); ~ в отличие от суннитов и шиитов, ибадиты признают законными Праведными халифами только первых двух из них - Абу Бакра и Умара; ~ ибадиты считают, что халифом может быть любой мусульманин, избранный уммой; ибадиты составляют большинство населения только в одной стране мира - в Омане; в других странах (в Марокко, Алжире, Тунисе, Ливии, ОАЭ, Йемене, Танзании) они являются незначительным религиозным меньшинством.
4. Махдисты: к ним относится секта ахмадие, которая отличается от всех других направлений ислама тем, что считает своего основателя Мирзу Гулама Ахмада - муджаддидом ("божественным реформатором веры") и Махди (Мессией); ахмадие
распространена в основном в Пакистане, Индии, Кении, Танзании, Великобритании и др. странах.
Как и во многих других религиях, в исламе помимо внешней, обращённой к большей части верующих экзотерической доктрины имеется ещё и внутренняя, предназначенная не для всех, тайная эзотерическая доктрина. Это суфизм. Суфизм/тасаввуф не является отдельным направлением в исламе, какими являются суннизм, шиизм и т.д.. Суфизм - это мистическое понимание целей религии и методов их достижения. Целью практикующего суфия является достижение состояния фана/бака ("небытие") - т.е. "возвращение к Аллаху" - растворение души в Абсолюте и осознание этого единства практикующим. Достижению этой цели способствуют все как теоретические, так и практические аспекты суфизма, а именно: а) организационная структура: все практикующие последователи суфизма являются членами того или иного суфийского тариката/ордена/братства, который возглавляется наставником - суфийским "старцем" (шейхом, пиром), настоятелем суфийской обители (ханака/завия/текке/рибат), который является обладателем баракат (божественной благодати); в обители живут ученики главы тариката, а также останавливаются странствующие дервиши; б) ступени восхождения к истине: все последователи того или иного суфийского шейха в зависимости от своего уровня овладения суфийской теорией и практикой делятся на следующие категории: ~ талибы (это начально-подготовительный уровень, или уровень шариата, т.е. безусловного следования шариатским установлениям во всех аспектах жизни желающего ступить на путь истины человека; символом этой ступени является чистая вода - без неё невозможна жизнь, но она мало что может дать человеку, кроме утоления жажды); ~ муриды (это вторая, послушническая ступень, уровень тариката; человек, ставший муридом, публично кается в грехах перед шейхом и членами братства и принимает обет всегда следовать "путём ищущих"; ставший муридом человек меняет свою одежду на хирку ("рубище"), которую ему вручает его муршид ("наставник"); с этого момента он обязан полностью отрешиться от собственной воли и стать в руках муршида "как труп в руках обмывателя мёртвых"; символом этой ступени является молоко); ~ арифы (это третья ступень - ступень "познающих", уровень марифата; на этой ступени человек сердцем (интуицией) познаёт единство Вселенной в её Творце - Аллахе, относительность понятий добра и зла, и т.д.; символом этой ступени является мёд); ~ инсан камиль (это последняя и высшая ступень восхождения суфия к Истине, уровень хакика; на этом этапе он начинает познавать мир посредством вспышек божественного озарения, границы его "я" размываются, и он сливается с Абсолютом и растворяется в Нём; символом этой ступени является вино). Для достижения всего вышеописанного суфии использовали различные способы концентрации и контроля сознания - зикр ("поминание"), который мог быть джахри ("громкий") - многократное повторение определённых молитвенных формул вслух (в некоторых суфийских братствах сопровождавшееся музыкой и особыми танцами - например, как у "кружащихся дервишей" тариката мевлевийя), или хафи ("про себя") - повторение таких молитвенных формул в уме; мухасаба ("баланс; точный расчёт") - самоконтроль поступков и помыслов; и др.. В
исламе имеется множество суфийских братств/орденов/тарикатов - кадирийя, идрисийя, шадилийя, накшбандийя, рифайя, тиджанийя, сенусийя, чиштийя, бадавийя, сулейманийя, муридийя, мевлевийя, исавийя, каландарийя, и других. До сравнительно недавнего времени для многих стран традиционного распространения ислама было характерно наличие в общественном пространстве городов этих стран дервишей - членов различных суфийских братств, ведших странствующий образ жизни, перемещаясь от одной ханаки/завии/текке к другой; они были легко узнаваемы по особой одежде и головным уборам, наличию специального посоха и кашкуля (чашки для подаяний). Влияние суфизма на т.н. "народный ислам" всегда было велико, тогда как со стороны официального ислама суфизм подвергался разнообразным гонениям и притеснениям на протяжении многих веков; особенно порицаем со стороны официального исламского духовенства был зиярат - практика почитания мазаров/макамов суфийских подвижников и чудотворцев - вали (ед. число)/авлия (мн. число), которые при жизни обладали карамат (сверхъестественными способностями) и являлись носителями баракат (божественной благодати).
В исламе нет священства в значении жречества, осуществляющего сакральные действия в освящённых храмах (каковое имеется как в иудаизме (коэны и левиты), так и в исторических христианских Церквах (несторианских, миафизитских, православных, католической) - хиротонисанные священники. Исламское духовенство - имамы квартальных мечетей, имам-хатибы соборных мечетей (джума-мечетей, в которых совершается пятничная полуденная коллективная молитва и читается еженедельная проповедь - хутба), а также муфтии (духовные лица, имеющие право давать разъяснения по применению норм шариата, а также выносить решения - фетвы - по религиозно-правовым вопросам в рамках того или иного мазхаба) - это избранные общиной верующих люди, имеющие соответствующую подготовку и образование. Функции и значение исламского духовенства более всего напоминают функции и значение раввинов в иудаизме и пасторов в протестантском христианстве.
В исламе мечеть не является храмом, который должен быть освящён для осуществления в нём различных священнодействий (например, как иерусалимский Храм (был разрушен римлянами в 70 г. н.э.) в иудаизме, или как любой церковный храм в исторических Церквах (несторианских, миафизитских, православных, католической) в христианстве). Мечеть - это "место совершения земного поклона", т.е. помещение, в котором верующие могут собираться для совершения коллективных молитв. В любой мечети имеются: ~ михраб - ниша, указывающая направление в сторону Каабы; ~ минбар - кафедра в соборных мечетях, с которой имам-хатиб произносит пятничную проповедь; ~ дикка - специальная платформа, стоя на которой, муэдзин (помощник имама) повторяет движения ведущего коллективную молитву имама, тем самым направляя действия молящихся верующих. Верующие перед началом молитвы должны произвести омовение, а перед входом в мечеть снять обувь. Мужчины молятся в главном зале, женщины в больших мечетях молятся на втором этаже (на внутреннем
балконе), в небольших - в соседнем помещении, отделённом от главного зала перегородкой.
Единственным объектом, который можно назвать действительно
сакральным, в исламе является Кааба (Аль-Ка'бату-ль-Мушаррафа ("Досточтимая Кааба"), или Аль-Бейту-ль-Харам ("Заповедный Дом"), или Бейту-Ллах ("Дом Аллаха") - здание, имеющее форму куба, сооружение которого было начато пророком Адамом, который сделал навес над священным Чёрным камнем; в дальнейшем строительство Каабы продолжили пророки Ибрахим (Авраам) и Исмаил, которым помогал ангел Джабраил. Кааба является киблой - ориентиром, к которому все мусульмане мира обращаются лицом во время совершения молитв. Кааба построена из гранитных блоков на мраморном фундаменте; в
её восточный угол на высоте 1,5 м вмонтирован аль-хаджар аль-асвад - священный Чёрный камень; снаружи стены Каабы покрыты кисвой - специальным покрывалом, изготовленным из шёлка чёрного цвета с вышитыми на нём золотыми нитями аятами из Корана; кисва меняется каждый год в 9-й день месяца Зу-ль-Хиджа; два раза в году проводится церемония омовения Каабы - за две недели до начала месяца Рамадан, и за две недели до начала хаджа; только в это время допустимо открывать дверь Каабы (и только для очень почётных гостей), ключи от которой со времён пророка Мухаммеда хранит семья Бану Шайба. Кааба расположена во внутреннем дворе главной мечети всех мусульман мира - Аль-Масджиду-ль-Харам ("Заповедная мечеть"); там же находятся и другие святыни ислама - колодец Замзам, холмы ас-Сафа и аль-Марва, Макам Ибрахима. Немусульманам запрещено находиться в Мекке и в Медине.
По сравнению с иудаизмом, а в особенности с христианством - в исламе не так много праздников. Главным мусульманским праздником является Ид аль-Адха/Курбан-байрам - праздник Жертвоприношения; в этот день приносятся в жертву животные (это может быть овца, корова, или даже верблюд) в память о событиях, описанных в Коране - когда пророк Ибрахим повиновался повелению Аллаха принести в жертву своего сына Ицхака, которого Аллах в последний момент заменил на ягнёнка; этот праздник отмечается 10-го числа месяца Зу-ль-Хиджа и празднование продолжается в т.н. дни ат-Ташрик ("дни бросания камней в шайтана") - 11-го, 12-го, и 13-го чисел месяца Зу-ль-Хиджа (день завершения хаджа). Вторым по значению праздником в исламе является Ид аль-Фитр/Ураза-байрам - праздник Разговения, который знаменует собой окончание поста в месяце Рамадан, которое отмечают 1-го числа месяца шавваль; в этот день верующие раздают нуждающимся закят аль-фитр ("милостыню завершения поста"). На 27-е число месяца Рамадан приходится Лайлат аль-Кадр - Ночь предопределения; именно в эту ночь началось ниспослание Корана пророку Мухаммеду; также считается, что именно в эту ночь Аллах принимает решение о судьбе каждого человека, с учётом его молитвенных просьб и благочестивого (или наоборот) образа жизни; эту ночь верующие традиционно проводят в молитвенном бдении, за чтением Корана, многие - в мечети. На 15-е шаабана приходится праздник Лайлат аль-Бара - Ночь творения; в эту ночь верующие читают особые молитвы за умерших, а также искупительные молитвы за себя, раздают садака - милостыню нищим, посещают гробницы праведников. На 27-е число месяца раджаб приходится праздник Аль-Исра ва-ль-Ми'радж - он посвящён памяти о чудесном ночном путешествии пророка Мухаммеда из Мекки в Иерусалим и его вознесению на небеса, где он встретился со всеми пророками, бывшими до него, и предстоял на их совместной молитве. Праздник Маулид ан-Наби - дату рождения пророка Мухаммеда, которая приходится на 12-е число месяца раби аль-авваля - празднуют последователи не всех мазхабов суннитского ислама и не все течения шиитского ислама. Шииты отмечают также дату рождения имама Али, которая приходится на 19-е число месяца Рамадан. В шиизме особое значение придаётся траурным дням, связанным со смертью пророка Мухаммеда (день смерти - 28-е сафара), имама Али (день смерти - 21-е Рамадана), дочери пророка Мухаммеда и жены имама Али - Фатимы (день смерти - 13-е число месяца джумада аль-ула); особенной траурной пышностью и размахом отличается Ашура - дни скорби и воспоминания мученической кончины имама Хусейна в 680 г.; Ашура приходится на первую декаду месяца мухаррам, когда по улицам городов и селений проходят траурные процессии под чёрными знамёнами, на площадях разыгрываются театрализованные мистерии, повествующие о смерти имама Хуссейна и предшествовавших ей трагических событиях; многие люди проводят эти дни в посте и молитвах; также у шиитов принято совершать в дни Ашуры паломничества к шиитским святым местам в города Кербела, Наджаф, Самарра - в Ираке, в Кум и Мешхед - в Иране.
Кроме обязательных действий (фард), которые являются "столпами ислама" (салят/намаз, закят, саум/ураза, хадж), для всех мусульман являются желательными (суннат) такие действия, как нафиль (дополнительные молитвы); садака (милостыня, а также любое
добровольное благодеяние, совершаемое ради Аллаха для своих ближних); дополнительные посты (в месяц мухаррам; каждый понедельник и каждый четверг (по лунному календарю); в дни полнолуний (13,14,15 числа) каждого месяца по лунному календарю; в первые 10 дней месяца Зу-ль-Хиджа; 9-11 числа месяца мухаррам; шесть дней в месяце шавваль); умра ("малое паломничество"; совершается не в месяц Зу-ль-Хиджа, предназначенный для совершения обязательного паломничества - хаджа, а в любое другое время).
Вот такой он - ислам, самая молодая из трёх ныне существующих мировых религий.
Спасибо за прочтение!
Если вам понравилась статья - жмите палец вверх, делитесь своими мыслями в комментариях и подписывайтесь на канал - будет интересно!