Найти в Дзене

Зороастризм - древнейшая пророческая религия, дожившая до наших дней.

В этой статье я расскажу об уникальной религии - зороастризме. Он уникален потому, что по происхождению и по набору изначальных мифологем и идеологем - это типичная народная религия ирано-арийских племён, очень близкая к ведической религии индоариев (больше о ведической религии и наследующей ей религии - индуизме можно прочесть
в тематической статье, ранее размещённой на нашем канале):

В то же время зороастризм - это религия откровения, в которой избранному Богом пророку были открыты основы мироустройства и концепция взаимоотношений человека и Бога. Зороастризм является политеистической религией, но при этом в нём сильна монотеистическая тенденция - все благие боги и духи являются эманациями верховного бога Ахура-Мазды. При этом зороастризм является типичной дуалистической религией, в которой все благие и созидательные явления, а также полезные вещи, растения и животные в мире являются результатом акта творения бога - Ахура-Мазды, а все плохое, злое и разрушительное - результатом зловредных действий его экзистенциального антипода - воплощающего абсолютное зло, изначально существующее в мире - злого духа Ангра-Майнью. В зороастризме человек выступает как имеющая свободу воли независимая личность, от осознанного выбора которой зависит, какая чаша весов перевесит во вселенском противостоянии добра и зла - то есть каждый человек является либо соработником Бога, либо же - его противником и экзистенциальным помощником духа зла. В зороастризме также имеется хорошо разработанная эсхатология (учение о конечных судьбах мира), которое оказало очень сильное влияние на эсхатологию всех более поздних по времени возникновения пророческих религий.

Фаравахар - символ  зороастризма  в  Накше-Рустам, Иран
Фаравахар - символ зороастризма в Накше-Рустам, Иран

Познакомимся же с зороастризмом более детально.

Пророк  Заратуштра
Пророк Заратуштра

Основателем зороастризма является пророк этой религии Заратуштра (предположительно 628 г. до н.э. - 551 г. до н.э.) из жреческого рода Спитама. Как и его предки, он также был жрецом традиционной ирано-арийской религии вплоть до 30-летнего возраста, когда неожиданно получил откровение от Ахура-Мазды - всеблагого Бога, создателя Неба и Земли и всего доброго, хорошего и полезного в мире. Заратуштре было открыто, что в мире есть не только силы добра, но и силы зла, и всеблагому Ахура-Мазде противостоит дух зла Ангра-Майнью; пророк
Заратуштра узнал, что Ахура-Мазда - создатель шести духовных первотворений - Амэша-Спэнта ("бессмертные святые"), которые являются эманациями Спэнта-Майнью ("святого духа") Ахура-Мазды; эти Амэша-Спэнта следующие: Воху Мана (на авестийском языке)/Бахман (на языке пехлеви) - (Благой помысел) - в материальном мире покровительствует домашнему скоту и благим животным; Аша Вахишта/Ардибехешт (Наилучшая истина) - покровительствует огню; Хшатра Вайрья/Шахривар (Желанная власть) - покровительствует металлам; Спэнта Армаити/Спандармаз (Святое благочестие) - покровительствует земле; Хаурватат/Хордад (Целостность) - покровительствует воде; Амэрэтат/Амордад (Бессмертие) - покровительствует благим растениям; эти шесть великих божеств призвали на служение Ахура-Мазде добрых божеств - ахуров, и добрых духов - язатов - из пантеона древнеиранской языческой религии, таких, как Апам Напат/Варуна, Митра, Веретрагна, Хварно, Хаома, Рашну, Вайю, Тиштрия, Ардвисура Анахита, Гэуш Урван, Сраоша, Аши, Атар, Аирйаман; каждый ахур или язат является олицетворением какого-нибудь действия или явления (например, Веретрагна - язат героизма и победы; Сраоша - язат совести и дисциплины; Митра - ахура справедливости и договора; Рашну - язат правосудия; и т.д.); также Заратуштре было рассказано о трёх эрах существования мира: 1. Бундахишн ("Сотворение основы"), во время которого Ахура-Мазда сначала всё создал в духовном (меног) виде, после чего придал всему этому вид материальный (гетиг), который оказался уязвимым для сил зла, которые в лице злого духа Ангра-Майнью и созданных им даэва (демонов) набросились на сотворённое благое и стали всё портить - сделали большую часть вод солёными, превратили тучные пастбища в безводные пустыни, испортили огонь дымом, и т.п.; это была вторая эра существования мира - 2. Гумезишн ("Смешение"), в которую мир стал представлять собой смесь добра и зла. Согласно откровению, полученному Заратуштрой от Ахура-Мазды, человечество имеет общее с благими божествами предназначение - победить зло и восстановить мир в его первоначальном - сразу после сотворения - благом виде; момент, когда это произойдёт, будет называться Фрашокэрэти/Фрашегирд ("Чудоделание"). После этого закончится вторая и начнётся третья эра - 3. Визаришн ("Разделение"), когда добро будет отделено от зла, которое будет окончательно уничтожено. В настоящее время человечество живёт в эре Гумезишн ("Смешения").

Священный  огонь  Аташ Бахрам  в  Йезде, Иран
Священный огонь Аташ Бахрам в Йезде, Иран

После смерти душа человека должна пройти суд на мосту Чинват,где судьями выступают ахура Митра и язаты Сраоша и Рашну - Митра возглавляет суд, а Рашну держит в руках весы, на которых взвешиваются мысли, слова и дела каждой души, совершённые ею за время земной жизни. Если добрых мыслей, слов и дел хоть на йоту больше, чем злых - душа проходит по широкому мосту Чинват, ведомая прекрасной девушкой - олицетворением собственной совести (даэна), и устремляется в Гаро Дмана (Дом Песни) - рай; если же зло перевешивает добро на весах справедливости Рашну - тогда мост Чинват превращается в острое лезвие клинка, а душу хватает страшная ведьма, которая утаскивает её в Друджо Дмана (Дом Лжи) - в ад; те немногие души, злые дела которых полностью уравновешиваются их добрыми делами - попадают в Мисван-гату (Место смешанных), где ведут мрачное и тягостное существование без радости и печали.

Зороастрийский  храм-агиари  в  Ахмедабаде, Индия
Зороастрийский храм-агиари в Ахмедабаде, Индия

После наступления Фрашокэрэти/Фрашегирда на земле родится Саошьянт (Спаситель), который вместе с Ахура-Маздой и всеми силами добра вступит в последнюю битву с силами зла под предводительством Ангра-Майнью; в этой битве силы добра одержат окончательную победу над злом, которое будет уничтожено; после чего все души, пребывающие в раю, аду и месте смешанных - воскреснут и получат тани-пасен ("будущее тело"), и предстанут перед Последним Судом, после чего все люди пройдут через огненную ордалию расплавленным металлом, которая для праведных покажется парным молоком, а нечестивые пособники зла сгорят в пламени. После этого Ахура-Мазда и шесть Амэша-Спэнта совершат последнее жертвоприношение - язну, и люди после этого будут счастливо жить в мире без зла.

Фаравахар - образ  фраваши
Фаравахар - образ фраваши

Для того, чтобы это произошло, верующие зороастрийцы должны в каждый момент своей жизни следовать аше (закону вселенской гармонии; истине, правде, добру) и вести жизнь ашавана - праведного
последователя
аши, прилагая усилия для накопления благих дел посредством добросовестного выполнения своего долга верующего, члена зороастрийской общины (анджомана), семьянина, труженника, и для борьбы с друдж (ложью, разрушением, деградацией, беззаконием, насилием) и её последователями - друджвантами, несущими в мир зло. Для этого они должны: ~ следовать правилу "трёх Х": хумата (благие мысли), хухта (благие слова), хваршта (благие деяния); ~ в сознательном
возрасте (в промежутке с 7 до 14 лет) стать зороастрийцем - пройти
обряд
седре-пуши/навджот, во время которого принимающий религию
мальчик/девочка должен/должна произнести
символ веры зороастризма - молитву Фраваране, и надеть седре (ритуальная одежда
в виде нательной рубашки, изготовленной из цельного куска белой
ткани и имеющей широкий ворот, очень короткие рукава и один
маленький кармашек (символическую копилку добрых мыслей, слов и дел) на груди; на седре имеется 9 швов в строго определённых
местах), после чего
мобед (cвященнослужитель) повязывает новому члену общины поверх рубашки священный шерстяной пояс кушти, имеющий в зороастризме такое же значение, как нательный крест - в христианстве; он символизирует как связь человека с Ахура-Маздой, так и связь всех зороастрийцев друг с другом; ~ почитать фраваши (предсуществующие души ещё не рождённых людей; души праведных - уже умерших и ещё живущих; души предков); ~ следовать главному нравственному правилу зороастризма: "Счастье тому, кто желает счастья другим"; ~ молиться пять раз в сутки - в каждый из гахов (гах - это период суток; в сутках пять гахов - соответственно, и пять обязательных молитв: хаван-гах (от рассвета до полудня); рапитвин-гах (от полудня до трёх часов пополудни); узерин-гах (от трёх часов пополудни до заката); аивисрутрим-гах (от заката до полуночи); ушахин-гах (от полуночи до рассвета), что является одной из главных обязанностей каждого зороастрийца; ~ регулярно принимать участие в главной храмовой службе зороастризма - язне, в процессе которой мобеды (священнослужители) символически воспроизводят первотворение мира Ахура-Маздой, и из сока эфедры, воды и молока приготовляют священный напиток - хаому, часть которой в качестве жертвы Ахура-Мазде возливают в священный огонь, а остальную часть дают пить присутствующим на службе верующим; ~ почитать священный огонь, являющийся видимым символом незримого Ахура-Мазды, и с этой целью принимать участие в храмовых ритуалах почитания огня; ~ хотя бы один раз в жизни пройти обряд полного ритуального очищения от скверны - барашнум, который проводится мобедом с участием священного животного зороастризма - собаки - в течение 9 дней и включает ежедневные шестиразовые омовения гмезом - специальной смесью из песка, коровьей мочи и воды, а после этого - омовение отдельно песком и водой, и многократное чтение особых молитв в присутствии собаки.

Зороастрийский  храм-аташкадех  в  Йезде, Иран
Зороастрийский храм-аташкадех в Йезде, Иран

Священным источником вероучения зороастризма является Авеста. Она написана авестийским алфавитом и традиционно подразделяется на Саде (тексты на авестийском языке без перевода на язык пехлеви; используются в литургических целях), Зенд-Авесту (тексты на авестийском языке с переводом на язык пехлеви), и Зенд (тексты только на языке пехлеви); Авеста состоит из пяти основных книг: Ясна (главной её частью считаются Гаты - гимны Заратуштры, посвящённые Ахура-Мазде, в которых излагаются основы вероучения зороастризма); Висперед; Видэвдат; Яшты; Хорде Авеста; и одной дополнительной - Сироза;, а также фрагментов не сохранившихся до наших дней других частей Авесты (основные из них - это Нирангистан; Пурсишниха; Хадохт-наск; Виштасп-яшт, и др.).

Авеста
Авеста

Зороастрийские богослужения совершаются в храмах (аташкадех/агиари), в которых в алтарном помещении в специальном бронзовом сосуде, по форме напоминающем вазу - аташдане, постоянно горит священный огонь - символ присутствия Ахура-Мазды. Самый старый непрерывно горящий в течение 1 547 лет священный храмовый огонь высшего ранга в настоящее время находится в аташкадехе города Йезд в Иране; он носит название Аташ Бахрам. Его горение постоянно поддерживает хирбад - младший священнослужитель аташкадеха, с помощью аташ-зохр - ритуального приношения огню в виде дров из благородных пород деревьев - сандаловых, миндальных, персиковых, абрикосовых, ореховых и др.. Зороастрийские священнослужители делятся на три категории - хирбад (младший священнослужитель, поддерживающий священный огонь и помогающий мобеду вести язну), мобед (священнослужитель любого зороастрийского храма, служащий язну), дастур (главный священнослужитель провинции). Священнослужители во время богослужения закрывают нос и рот белой завесой во избежание осквернения священного огня, а в правой руке держат барсом - ритуальный пучок прутьев.

Богослужение
Богослужение

По представлениям зороастрийцев, в мире всё делится на две категории - спэнта ("полезный, святой, растящий") и храфстра ("злой, вредный, разрушающий"). Таким образом делится всё - животные (например, собака, ёж, дикобраз, выдра, шакал, все виды домашнего скота, и др. - это спэнта; а саранча, муравьи, жабы и лягушки, змеи, хищные птицы, волки и др. - это храфстра), растения, явления природы, а также состояния человеческого организма (например, кровотечения, кровоточащие раны, менструации, процесс родов, болезненные состояния, сонливость, слабость, смерть - это храфстра, порождения Ангра-Майнью; здоровье, сила, энергичность, бодрствование, жизнь - это спэнта). Поэтому всё, что касается смерти - это скверна, и соприкосновением с мёртвым телом не должна оскверняться ни одна из чистых стихий - земля, вода, огонь, воздух. Отсюда происходят особенности зороастрийских погребальных ритуалов, а именно: трупы людей и собак выкладываются на дахмы - т.н. "башни молчания" (детские - в малом круге ближе к центру; женские - по среднему кругу; мужские - на внешнем круге башни; для трупов собак имеется отдельное место), где их объедают птицы-падальщики, после чего кости ссыпаются в оссуарий в центре дахмы; все манипуляции с трупами (обмывание, укладывание на похоронные носилки, перенос носилок к дахме и размещение и закрепление на ней, а также последующее ссыпание костей в оссуарий) выполняют насассалары - члены неприкасаемой касты мойщиков трупов и похоронщиков.

Зороастрийские  похороны  на  дахме - "башне молчания"
Зороастрийские похороны на дахме - "башне молчания"

В зороастризме нет монашества и постов - аскетизм совершенно чужд учению зороастризма. В пищу можно употреблять все виды благих/чистых животных (кроме собаки) и растений; нет и запрета на употребление вина. Также вступление в брак, рождение детей и воспитание их в зороастрийской вере является религиозным долгом каждого зороастрийца.

Обряд  седре-пуши/навджот
Обряд седре-пуши/навджот

В зороастризме нет течений или сект, он догматически един. Единственным исключением является мистическое течение илми-хшнум, имеющее небольшое число приверженцев среди индийских парсов; его учение заключается в том, что Авеста должна восприниматься на двух уровнях - как традиционно-обычном, так и тайно-возвышенном, который доступен лишь посвящённым.

Мобед  возле  священного  огня  в  храме
Мобед возле священного огня в храме

В зороастризме отмечается довольно много праздников, главными из которых являются: Новруз - день Нового года, который приходится на день весеннего равноденствия 21 марта; Фравард иган - 10-тидневный период поминовения фраваши - личных душ всех людей (уже умерших, ещё живущих и пока не рождённых), приходящийся на самый конец года; Патети - день покаяния и самоанализа, приходится на самый последний день календарного года; Садех/Адар-Джашан - праздник середины зимы, отмечается за 50 дней до Новруза; Хордад Сал - годовщина дня рождения пророка Заратуштры, отмечается 26 марта; Зардошт-но-Дисо - годовщина смерти пророка Заратуштры, отмечается 26 декабря; также отмечаются сезонные календарные праздники - гаханбары и джашаны, посвящённые Ахура-Мазде, его первотворениям - шести божествам Амэша-Спэнта ("бессмертным святым"), а также некоторым другим ахурам и язатам, почитаемым в зороастризме.

Празднование  гаханбара  в  Иране
Празднование гаханбара в Иране

Зороастрийцы, начиная с VII в. н.э., когда ислам начал свою экспансию в мире - постоянно подвергались гонениям и притеснениям со стороны как правителей исламских государств, в которых им приходилось жить, так и со стороны обычных верующих мусульман, что привело как к постоянному уменьшению численности зороастрийской общины в Иране, так и к тому, что часть иранских зороастрийцев в VIII в. н.э. переселилась на территорию современной Индии, где они поселились в населённых пунктах Санджан, Ванканер, Варнав, Анклесар, Броч, Навсари, Камбей, Сурат на территории нынешнего штата Гуджарат, а ещё позднее большинство зороастрийцев переселились из этих населённых пунктов в г. Мумбаи (Бомбей) в штате Махараштра. Той части зороастрийцев, которая осталась в Иране, удалось закрепиться в наиболее удалённых от политического центра страны местах и наладить там хоть какое-то подобие нормальной религиозно-общинной жизни, хотя с регулярной периодичностью зороастрийцы Ирана подвергались нападениям мусульман, а также попыткам насильственной исламизации со стороны мусульманских правителей, что очень мешало нормальному существованию зороастрийской общины. Несмотря на всё это, зороастрийцы Ирана жили в сёлах Ганатйасан, Исмаилабад, Джупар и в зороастрийском квартале города Керман на территории нынешнего иранского остана Керман, и в сёлах Майбод, Тафт, Ардакан, Хасанабад, Туркабад, Шарифабад, Маджра, Калантар, Эламабад, Эсматабад, а также в зороастрийском квартале города Йезд на территории нынешнего иранского остана Йезд, и в зороастрийском квартале города Исфахан; в XIX веке большинство зороастрийцев переселилось из мест своего традиционного проживания в столицу Ирана - г. Тегеран.

Зороастрийский  храм-аташкадех  в  селении  Маджра, Иран
Зороастрийский храм-аташкадех в селении Маджра, Иран

И в Иране, и в Индии зороастрийцы были известны как отличные земледельцы, и особенно садоводы и огородники. Также они пользовались заслуженным уважением в коммерческих кругах как люди, в абсолютной степени верные данному слову и чрезвычайно честные и порядочные в делах, поэтому с зороастрийцами охотно сотрудничали и мусульмане, и иудеи, и индуисты, и джайны, а со времени прихода в Индию Британской империи - и англичане. Это позволило зороастрийским общинам значительно улучшить своё материальное положение, что выражалось в неуклонном росте уровня образования, здравоохранения и социальной защищённости всех членов зороастрийской общины как в Индии (там дела шли особенно хорошо в силу большей степени свободы и безопасности, доступной зороастрийцам в Британской Индии), так и в Иране (там в сравнении с Индией успехи были намного скромнее в силу того, что зороастрийцы Ирана подвергались гораздо большему давлению со стороны мусульманских властей Ирана, чем их индийские единоверцы со стороны властей Британской Индии). В настоящее время в Иране проживает около 27 000 зороастрийцев-гебров, в Индии - около 73 000 зороастрийцев-парсов, и в других странах мира - Пакистане, Великобритании, Канаде, США, Австралии, Сингапуре, Шри-Ланке, Гонконге - ещё около 22 000 человек. Везде, где они живут - зороастрийцы являются весьма зажиточными людьми, имеющими высокий уровень образования и хорошую высокооплачиваемую профессию или собственный бизнес. В Индии зороастрийская община занимает первое место по размеру доходов на душу населения по сравнению с другими конфессиями страны. Также зороастрийцы дали странам своего проживания много талантливых бизнесменов, учёных, политиков, военных, артистов, музыкантов, писателей и общественных деятелей - и это несмотря на свою крайнюю малочисленность. Множество крупных предприятий в Индии, Пакистане, Сингапуре, Иране, Великобритании, Австралии и Канаде принадлежит зороастрийцам. При этом зороастрийские бизнесмены постоянно принимают самое активное участие во множестве благотворительных проектов - образовательных, медицинских, социальных, охватывающих отнюдь не только и не столько зороастрийские общины, сколько все слои общества стран своего проживания - в полном соответствии с главным принципом зороастрийской религии - триадой доброй мысли, доброго слова и доброго дела.

Парсы-новобрачные
Парсы-новобрачные

Спасибо за прочтение!

Если вам понравилась статья - жмите палец вверх, делитесь своими мыслями в комментариях и подписывайтесь на канал - будет интересно!

Наш канал предлагает вашему вниманию статьи не только по теме религиоведения, но также статьи и на другие интересные темы, а именно:

~ расы и расообразующие признаки человека:

и др.;

~ этнография:

и др.;

~ лингвистика:

и др.;

~ живая и неживая природа:

и другие статьи на нашем канале.

Заходите по ссылкам, читайте и комментируйте!

Желаем вам приятного и познавательного чтения!

Если вы хотите поддержать автора, вы можете это сделать, нажав на ладонь с сердечком внизу справа. Спасибо!