Итак, вот мы и подошли к знакомству с авраамическими религиями. Напомню, что к ним относятся иудаизм, христианство, ислам, мормонизм, бахаизм, и некоторые другие. Их все объединяет фигура Авраама (1812 г. до н.э. - 1637 г. до н.э.) - родоначальника многих народов, первого еврея, человека, с которым Бог заключил завет, состоящий в том, что Бог даст Аврааму множество потомков, которые станут родоначальниками множества народов, взамен чего Бог потребовал от Авраама не иметь никаких иных богов, кроме Бога, и неукоснительно исполнять волю Божию: "...ходи предо Мною и будь непорочен" (Быт. 17.9-11). Именно с этих событий, описанных в ТаНаХ(е)/(Ветхом Завете) - и начинается история возникновения и развития всех авраамических религий, в итоге приведшая к тому, что две из них - христианство и ислам - со временем стали крупнейшими мировыми религиями, последователями которых являются миллиарды людей, принадлежащие к сотням разных народов, населяющих все обитаемые континенты Земли и множество различных государств, на них расположенных. Именно авраамические религии в конечном
итоге и определили духовно-ментальный "портрет" современной человеческой цивилизации, поэтому значение их для человечества трудно переоценить.
Первой авраамической религией, сформулировавшей концепцию единобожия и ставшей фундаментом для возникновения всех других религий этого типа, является иудаизм. Что же он из себя представляет?
Иудаизм - это этническая, первая в человеческой истории монотеистическая авраамическая религия откровения (пророческая), основателем которой является Авраам - 1812 г. до н.э. - 1637 г. до н.э., с которым Бог заключил брит (союз, договор, соглашение, завет), который состоял в том, что Авраам должен целиком довериться Богу и полностью изменить свою жизнь - т.е. по сути начать её заново, став родоначальником нового народа - евреев; вот как этот момент описывает Священное Писание: "...ты будешь отцом множества народов, и не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам..." (Быт. 17.4-5); символом этого союза Бога и человека становится обрезание: "И сказал Бог Аврааму: ...Сей есть завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя: да будет у вас обрезан весь мужеский пол. Обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами" (Быт. 17.9-11). Авраам чётко исполнил указание Бога и сделал обрезание себе (ему тогда было 99 лет), своему сыну от наложницы Агари - Измаилу (которому тогда было 13 лет), а также всем своим родственникам и домочадцам мужского пола. Так появился еврейский народ и его религия - иудаизм.
Так во что же верят иудеи? Это смог сформулировать Рабби Моше бен Маймон (Рамбам) - 1135 - 1204 гг. - выдающийся еврейский богослов-талмудист, раввин, философ и кодификатор законов Торы: 1. Есть Бог-Творец - причина всего сущего; 2. Есть только один Бог, и Он нераздельно един; 3. Бог бестелесен и свободен от всех свойств материи; 4. Бог абсолютно вечен, ничто не существовало до Него - Он первый и последний; 5. Только Бог достоин поклонения; 6. Пророчества существуют, и все слова пророков - истинны; 7. Величайшим пророком был, есть и будет Моисей; 8. Вся Тора, которая находится сейчас в нашем распоряжении - это та же самая Тора, которая была дана нашему учителю Моисею; 9. К Торе, Устной и Письменной, ничего не следует прибавлять и от неё ничего не следует убавлять - эта Тора не будет заменена и никогда не будет никакой другой Торы от Творца; 10. Бог знает все дела людей и все их мысли, как написано: "Который создал сердца их всех, Который понимает все их действия" (Пс. 33:15); 11. Творец вознаграждает тех, кто соблюдает Его заповеди, и наказывает тех, кто их нарушает; величайшая награда - будущий мир, и жесточайшее наказание - лишение жизни в будущем мире; 12. Мессия - царь Израиля из дома Давида и от семени Соломона - непременно придёт, но срок его прихода неизвестен; 13. Мёртвые воскреснут в то время, в которое это будет угодно Творцу.
В иудаизме Бог, в зависимости от контекста Его упоминания в свете проявления Им тех или иных качеств, может называться разными именами - Яхве (в храмовую эпоху иудаизма это имя произносилось лишь единожды в году в день Йом-Кипур только первосвященником в Святая Святых Храма); Адонай; Эль; Элохим; Шаддай; Цваот (Саваоф); Эхье; Элион; hа-Шем; Шхина. Каждое из этих имён выражает определённое божественное качество, например - Саваоф - это Господь воинств; Элохим - это проявление божественной справедливости; Шхина - это божественное присутствие, а также проявление божественного милосердия и прощения; и т.д..
Главным каноническим источником вероучения иудаизма является ТаНаХ - Тора (Хумаш - Пятикнижие Моисеево)+Невиим (Пророки)+Ктувим (Писания); Тора состоит из пяти т.н. законоположительных книг: Берешит (В начале), Веэлле Шемот (И вот Имена), Ва-йикра (И воззвал), Бэ-мидбар (В пустыне), Элле hа-Дварим (Вот Слова). Невиим состоит из книг Ранних пророков (6 книг), и из книг Поздних пророков, которые подразделяются на книги Больших пророков (3 книги) и Малых пророков (12 книг). Ктувим - это ещё 13 книг. Всего ТаНаХ содержит 39 книг, написанных на древнееврейском языке (отдельные части некоторых книг написаны также на библейском арамейском языке, но их немного). Это т.н. Письменная Тора. Кроме оригинального древнееврейского текста, существуют также таргумы - переводы на библейский западноарамейский язык (хасмонейский и галилейский таргумы), и на восточноарамейский язык (вавилонский таргум).
Кроме письменной, имеется ещё т.н. Устная Тора - это комментарии к Торе Письменной. Устная Тора состоит из Мишны (Повторение), которая разделена на 63 трактата, группирующихся в 6 разделов: I. Зераим (Посевы) - состоит из 11 трактатов, рассматривающих законы, постановления, молитвы и т.д., имеющие отношение к земледелию; II. Моэд (Праздники) - содержит 12 трактатов, регламентирующих жизнь народа в дни праздников; III. Нашим (Жёны) - состоит из 7 трактатов, посвященных браку и семье; IV. Незикин (Повреждения) - содержит 10 трактатов о гражданском и уголовном праве; V. Кодашим (Святыни) - посвящён жертвоприношениям и состоит из 11 трактатов; VI. Тохорот (Очищения) - составлен из 12 трактатов и освещает вопросы всех видов очищений. Следующим разделом Устной Торы является Тосефта (Дополнение), которая содержит дополнения и пояснения к Мишне и составлена в структурно-смысловом соответствии с ней. Дальнейшим развитием Устной Торы является Гемара (Завершение) - комментарии на Мишну, которые подразделяются на галахические (относящиеся к религиозно-правовым нормам и предписаниям ритуального характера в иудаизме, а также всё, что в других правовых системах подпадает под действие законов уголовного, гражданского, административного, семейного, корпоративного и обычного права), и агадические (это поучения, рассказы, афоризмы, легенды, исторические предания, нравоучительные истории и наставления, притчи, басни, байки, различные повествования в форме парабол, гипербол и аллегорий религиозно-этического характера, и т.д.; т.е. агадой является всё, что не относится к галахе). Мишна, Тосефта и Гемара вместе составляют то, что называется Талмуд.
В иудаизме имеется два варианта Талмуда, написанные в разные периоды времени и на разных вариантах арамейского языка - Талмуд Йерушалми (Иерусалимский Талмуд; написан на западноарамейском языке) и Талмуд Бавли (Вавилонский Талмуд; написан на восточноарамейском языке). Между ними есть значительные расхождения как по содержанию (например, в Иерусалимском Талмуде большое внимание уделяется той части законов Торы, которая связана с землёй и сельским хозяйством, тогда как в Вавилонском Талмуде этой теме уделяется достаточно мало внимания; и т.д.), так и по форме (Иерусалимский Талмуд зачастую фрагментарен, плохо упорядочен и очень труден для чтения и восприятия даже опытных талмудистов, тогда как Вавилонский Талмуд гораздо более структурирован и более тщательно отредактирован). Во всех случаях, когда два варианта Талмуда противоречат друг другу, приоритет отдаётся выводам, представленным в Вавилонском Талмуде. Талмуд любого издания всегда состоит из 2947 листов, или 5894 страниц, на каждой из которых напечатан всегда один и тот же определённый текст. К талмудической литературе относятся также мидраши. Мидраш (Толкование) - это особый вид иудейской эгзегетической литературы, нацеленный на глубокое проникновение в дух Торы и вдумчивое толкование коренных положений иудейской религии; как и Гемара, подразделяется на две части: мидраш-галаха (религиозно-правовая и законодательная часть) и мидраш-агада (морально-этическая и назидательная часть). Очень важное значение для иудаизма имеет также книга Шулхан Арух (Накрытый Стол) - кодекс практических положений иудейского закона - Галахи, который признаётся всеми направлениями раббанитского иудаизма по причине его универсальности (в нём даётся как галахическая практика в русле сефардской традиции, так и практики ашкеназов); он состоит из четырёх томов: 1. Орах хайим (Путь жизни) - законы повседневной жизни (порядок молитв, соблюдение шабата, посты и праздники); 2. Йоре Де'а - законы кашрута, гиюр, траур, законы ритуальной чистоты, благотворительность; 3. Эвен hа-Езер (Камень помощи) - законы о браке и семье; 4. Хошен hа-Мишпат (Наперсник судный) - законы гражданского права, имущественные споры, финансовая ответственность, судопроизводство и порядок привлечения свидетелей.
Иудеи верят, что вся Тора - и Письменная, и Устная - была передана пророку Моисею Богом на горе Синай, но каждая её часть
проявлялась в наиболее подходящее для этого время.
В иудаизме, кроме асерет адиброт - 10-ти заповедей, полученных пророком Моисеем на горе Синай и начертанных на Скрижалях Завета, имеется 613 мицвот - заповедей, которые даны людям в Торе. Они делятся на две неравные части - 248 предписанных действий и 365 запрещаемых действий. Выполнение мицвот обязательно для девочек с 12 лет и для мальчиков с 13 лет - после наступления ритуального совершеннолетия - бат-мицва и бар-мицва соответственно.
Иудеям предписывается ежедневно совершать обязательные молитвы три раза в день - утром, днём и вечером. Шахарит (утренняя молитва) может быть прочитана в течение 3 часов после восхода солнца; утренняя молитва в будние дни совершается с тфилином (кожаные коробочки с написанными от руки молитвами внутри, закрепляемые на лбу и на плече левой руки с помощью кожаных ремешков) и с надеванием талита - молитвенного покрывала. Минха (послеполуденная молитва) может начинать читаться через полчаса после полудня и до захода солнца. Маарив (вечерняя молитва) может начинать читаться не раньше, чем за час с четвертью до захода солнца. Молитвы могут быть прочитаны как индивидуально, так и в миньяне (кворум из 10 совершеннолетних (старше 13 лет) мужчин; всегда предпочтительнее чем индивидуальная молитва). Утренние и вечерние молитвы начинают с произнесения молитвы Шма Исраэль. Всё вышеописанное является обязательным только для мужчин; женщинам достаточно молиться один раз в день, они не могут использовать тфилин и талит, молитва Шма Исраэль для них также необязательна (хотя у ашкеназов женщины её традиционно читают). Ежедневные и субботние молитвы собраны в сидур тфила ("порядок молитв"), или просто сидур - молитвеннике. В шаббат, кроме вышеперечисленных, читаются также дополнительные молитвы. Шаббат является еженедельным днём отдыха, который начинается в пятницу незадолго до захода солнца и длится до наступления темноты в субботу вечером. В шаббат иудеям запрещается совершать действия, которые подпадают под определение 39 мелахот (работ); шаббат начинается семейной вечерней трапезой, перед началом которой хозяйка дома возжигает свечи, произнося при этом благословения, а хозяин дома произносит кидуш (благословение над чашей с вином) и мохци (благословение над хлебом).
Все продукты питания в иудаизме подразделяются на кошер ("пригодный") - продукты, разрешённые к употреблению, и трейф ("раненый") - запрещённые к употреблению продукты; к кошерным видам животных и птиц, мясо которых разрешено употреблять в пищу при условии того, что животное или птица были забиты в соответствии с требованиями шхита - ритуального забоя, осуществляемого специально обученным человеком - шохетом, относятся все парнокопытные жвачные животные, а также все виды домашней птицы и дичи (кроме хищных птиц); также к кошерным относятся виды рыб, имеющие плавники и чешую; единственным видом кошерных насекомых является саранча; запрещено употребление в пищу животных, имеющих различные ранения, травмы, явные физические дефекты, а также и внутренние изъяны (их наличие определяет шохет после убоя); также запрещены к употреблению в пищу кровь, жир с некоторых органов, седалищные нервы и т.д.; также запрещены к употреблению любые морепродукты - устрицы, мидии, гребешки, кальмары, осьминоги, крабы, лангусты, омары, раки, креветки, трепанги и т.д.; мясные и молочные продукты не могут употребляться в пищу совместно и должны готовиться и храниться в разной посуде.
В иудаизме большое внимание уделяется соблюдению, поддержанию и восстановлению ритуальной чистоты. С этой целью используется погружение в микве - специальный искусственный водоём, наполняемый водой либо из естественных источников, либо же - дождевой водой, поступающей в микве самотёком. В микве погружаются с целью ритуального очищения после ночных поллюций, после полового акта, после менструации, после родов, после контакта с трупом или могилой, перед прохождением гиюра, а также еженедельно перед шаббатом (обычай, принятый во многих хасидских общинах), и т.д.. Также одним из важнейших составляющих общей ритуальной чистоты человека является поддержание состояния отсутствия греха в его повседневной жизни, чему служит тшува - покаяние, которое выражается в осознании греха, раскаянии в его совершении, исповедание греха (перед Богом - если грех был совершен между человеком и Богом; перед людьми - если грех был совершен против других людей), молитва об искуплении, действия, направленные на исправление греха (например, во исправление греха лжи следует всегда говорить только правду), воздержание от совершения того же греха, если вновь предоставится возможность его совершить; наиболее благоприятным временем для покаяния является месяц элул, а также праздничный период месяца тишрей - Рош hа-Шана и Йом-Кипур.
Ритуально требуемой одеждой соблюдающих иудеев являются головной убор (для мужчин: кипа - у всех; чёрные шляпы - у ортодоксов; штреймель (меховые шапки) - у хасидов; шудра (головной платок, повязываемый в виде тюрбана) - у йеменских евреев; для женщин: митпахад (головной шарф), снуд (капюшон для удержания и покрытия волос), шейтель (парик), шляпа, и т.д.); к ритуальной одежде мужчин относятся также талит и талит катан/арба канфот, с прикреплённой к каждому из углов специальной бахромой - цицит (талит в основном надевают на время утренней молитвы и в синагоге в шаббат и в праздники (хотя йеменские евреи носят его повседневно), талит катан часто носят ежедневно под одеждой.
После разрушения в 70 г. н.э. Второго Храма в Иерусалиме у иудеев нет храмов и священнослужителей, нет жертвоприношений и других сакральных действий. Религиозная жизнь иудейских общин последние 2000 лет была сосредоточена в синагогах (бейт кнессет - "дом собраний") - в них совершались богослужения, происходил годовой
цикл публичного чтения Торы, отмечались все иудейские праздники, а также такие события в жизни человека, как брит мила (обрезание), бат-мицва/бар-мицва (религиозное совершеннолетие), хупа (бракосочетание), и т.д.. В любой синагоге имеются - арон hа-Кодеш ("ковчег Святыни") - шкаф, в котором хранится свиток Торы; бима - ограждённое возвышение для чтения свитка Торы со столом для его
размещения; нер тамид ("вечный свет") - лампада или светильник, постоянно горящий перед арон hа-Кодеш; рядом помещается каменная или бронзовая плита с выгравированными на ней Десятью заповедями.
В иудаизме в его храмовый период имелись две касты священнослужителей - коэны (священники) - потомки брата пророка Моисея - первосвященника Аарона по отцовской линии, которые совершали храмовые жертвоприношения, и левиты (помощники священников) - потомки Левия, сына Иакова и Лии, которые играли на музыкальных инструментах и пели псалмы во время богослужений в Храме, помогали коэнам при совершении жертвоприношений, а также были храмовой охраной и поддерживали в нём чистоту и порядок; в настоящее время значение священнических каст в иудаизме невелико, хотя некоторые церемонии и ритуалы и сейчас могут производиться только ими, например - биркат коханим (священническое благословение) и пидьон хабен (выкуп первенцев), совершаемые коэнами, и омовение рук коэнов перед благословением, совершаемое левитами; коэны первыми вызываются при чтении Торы, за ними вызываются левиты. В синагогальный период существования иудаизма религиозной жизнью общины руководил раввин - духовный лидер, учитель, предстоятель (шац) общины в синагогальной общей молитве, знаток Торы и Талмуда, прошедший процедуру семиха - рукоположения другими раввинами. В богослужении также принимает участие хаззан (кантор) - вокалист с хорошим голосом и знаток иудейской литургики. Габбай/шамаш - синагогальный казначей, ответственный также за поддержание синагоги и прилегающей к ней территории, а также местного еврейского кладбища в порядке, и оказывающий помощь раввину при проведении богослужений. Также важное место в жизни кагала (еврейской общины) занимали такие люди, как даян - судья бет-дина (иудейского галахического суда); моэль - человек, который делает брит мила (обрезание) младенцам; шохет - специалист ритуального забоя кошерных животных и птицы; софер - переписчик; свитки Торы, молитвы, вкладываемые в тфилин и в мезузу, а также гиттин (разводные письма) должны быть написаны только софером от руки. В синагогах мужчины и женщины молятся раздельно - мужчины в главном зале, а женщины на балконе или за мехица - перегородкой, разделяющей общий зал на мужскую и женскую части. В синагогах ашкеназов и сефардов Европы прихожане сидели на скамьях или на стульях, тогда как в синагогах сефардов Северной Африки и в синагогах евреев-мизрахим (арабских стран Ближнего Востока) и тейманим (йеменских) прихожане сидели на покрытом коврами полу (в
синагогу входили без обуви).
В иудаизме достаточно много праздников: Песах - посвящен памяти об исходе евреев из Египта; в течение 8 дней месяца нисана евреи не едят хамец (квасные продукты), вместо квасного хлеба едят мацу (пресный хлеб); Шавуот - посвящен дарованию Торы Моисею на горе Синай Богом, приходится на 6-й день месяца сиван; Суккот (Кущей) - отмечается в память о 40 годах хождения по пустыне на пути к Земле Обетованной; в этот праздник евреи живут во временных павильонах/шалашах/хижинах в течение 7 дней и ночей; праздник Суккот завершается праздником Симхат Тора (Ликование Торы), который знаменует завершение годового цикла публичного чтения Торы в синагогах и начало нового; Рош hа-Шана - это праздник Нового года в иудаизме; в это время в синагогах принято трубить в шофар (бараний рог); это также начало 10-тидневного периода покаяния и искупления - подготовки к Йом Кипур (День Искупления), во время которого верующие одеваются во всё белое и весь день проводят в синагогах - соблюдают полный пост (не едят и не пьют), исповедуются в грехах, каются и молятся; Пурим - отмечается 14 числа месяца адар и посвящён избавлению персидских евреев от заговора Амана, стремившегося их уничтожить; в Пурим принято радоваться и веселиться; Ханука - празднуется 8 дней с 25 дня месяца кислев и посвящён повторному освящению Храма после его осквернения язычниками-селевкидами. Также в иудаизме есть дни постов - кроме уже упомянутого дня Йом Кипур это также день Тиша Б'Ав (9-е ава) - ~ в этот день Бог сообщил людям, что те, кто вышел из египетского плена, не войдут в Землю Обетованную; ~ в этот день был разрушен Первый Храм (вавилонским царём Навуходоносором в 586 г. до н.э.), а евреи были угнаны в вавилонский плен; ~ в этот день был разрушен Второй Храм (римским императором Титом в 70 г. н.э.), а для евреев началась эпоха галута (рассеяния); ~ в этот день было подавлено восстание Бар-Кохбы и разрушен город Бейтар, при этом уничтожено около 600 тысяч евреев; ~ в этот день римский наместник Тиний Руф в 135 г. н.э. приказал распахать место, на котором стоял Храм, а также его окрестности; поэтому в этот день иудеи соблюдают самый строгий пост в течение 25 часов (ничего не едят и не пьют), в синагогах читают книгу Иова, сидят только на земле, и т.д.. Также днями поста являются 17-е таммуза, 10-е тевета, и цом Гедалия (3-е тишрея).
Наряду с официальным экзотерическим учением и культом в иудаизме также существует эзотерическое оккультно-мистико-гностическое учение - каббала ("восприятие; принятие"). Оно направлено на дешифровку божественного откровения, зашифрованного в тексте Торы (который имеет четыре уровня понимания, а именно: ~ пшат - простое, непосредственное понимание текста; ~ ремез - намёк; ~ драш - толкование; ~ сод - тайна), с помощью различных способов, доступных только посвящённым. Каббала подразделяется на умозрительную (каббала июнит), которая состоит из двух разделов: маасэ берешит и маасэ беркаба, и прикладную (каббала маасит). Главными книгами каббалы являются - "Сефер йецира" (Свиток создания), "Сефер hа-Бахир" (Свиток яркого света), и "Зоhар" (Блеск). Очень кратко (насколько это возможно) суть каббалы: в основе всего сущего лежит единый Бог, воля которого находит выражение в буквах, в числах и в словах; мироздание зиждется на 10 первых числах и 22 буквах и 3-х первоэлементах (огонь, вода, воздух); существует 10 сефирот (это очень ёмкое понятие - это и "пути премудрости", и "самоопределения Бога", и "умопостигаемый свет Бога", и "сферы", и т.д.), представляющих собой синтез 10 чисел, 10 сфер, 10 аристотелевских категорий: венец, мудрость, ум, милость/великодушие, крепость/суд, красота/великолепие, торжество, слава/величие, основание, царство. Сефироты являются основной универсальной формой всякого бытия во Вселенной, которая состоит из четырёх миров разного уровня: а) Мира сияний (находится в совершенном единстве с Богом; б) Мира творений (это область идей и живущих ими чистых духов); в) Мира создания (это область душ, или живых существ); г) Мира делания (это область материальных явлений, т.е. физический мир); материальный мир соединяется с божественным миром посредством человека, который принадлежит сразу к трём мирам, а целью каждого человека является "выучить свой урок" (выполнить предначертанную каждому функцию на земле), для чего душа и воплощается в материальном мире в человеческом теле, после чего душа с помощью постижения каббалы может достичь состояния гмар тиккун ("конечное исправление"; "окончание я" - т.е. полное слияние с Творцом) - она перестаёт воплощаться в физическом мире - что и является конечной целью изучения каббалы.
Иудаизм подразделяется на две неравные части - неталмудический и талмудический (раббанитский). К неталмудическому иудаизму относятся: а) самаритяне - в качестве священного канонического Писания они признают только Тору, или Хумаш (Пятикнижие Моисеево), и Книгу Иисуса Навина, не признавая ни остальные две части ТаНаХ(а) - Невиим и Ктувим, ни, тем более - Талмуд; б) караимы - признают только ТаНаХ (Ветхий Завет), но не признают Талмуд; в) фалаша/хайманот - не признают Талмуд, у них отсутствуют некоторые общеиудейские праздники - такие, как Пурим и Ханука, и имеются собственные праздники, которых нет в общеиудейском календаре, например - Сигд; это единственное направление в современном иудаизме, где имеется институт монашества (фалашские монахи могут быть как отшельниками, так и живущими в монастырях монахами - монкоса, или странствующими благочестивыми молитвенниками - дебтера); г) бней-исраэль - маратхские евреи Индии, которые в силу изоляции от всех других групп евреев на протяжении веков не имели доступа к нормативному иудаизму; после репатриации в Израиль они полностью восприняли нормативный раббанитский иудаизм. К направлениям талмудического иудаизма относятся: 1) ортодоксальный иудаизм, который, в свою очередь, делится на: а) литваков/миснагдим - классических ортодоксов, сосредоточенных на глубоком изучении ТаНаХ(а) и Талмуда; б) хасидов - последователей мистического направления, основанного на непосредственном переживании присутствия Бога и общения с ним, а также на следовании установлениям и поучениям ребе/цадика - религиозного наставника; в) сефардских ортодоксов - иудейских традиционалистов из восточных групп евреев - сефардов, мизрахим, тайманим, лахлухов, и т.д. г) религиозных сионистов/датиим леумим/хардалим - сочетают ортодоксальный иудаизм с активной прогосударственной произраильской позицией; 2) консервативный иудаизм - имеет гораздо более либеральный подход ко всем аспектам иудаизма, например - признаёт за женщинами возможность молиться в миньяне, надевать во время молитвы талит и тфилин, а некоторые консервативные общины допускают для женщин возможность быть раввинами; 3) реформистский иудаизм - имеет очень либеральный подход ко всему, начиная от языка богослужений (приемлет богослужения на национальных языках - английском, французском, немецком и т.д.) и заканчивая признанием для женщин возможности служения раввином, а также символичность/необязательность галахических установлений иудаизма.
В настоящее время в мире насчитывается около 15 миллионов человек, в той или иной степени связывающих себя с иудаизмом, которые расселены в очень многих странах мира, хотя более 80% их проживает в двух государствах - Израиле и США. Несмотря на свою немногочисленность, евреи играли и играют очень важную роль во многих направлениях человеческой деятельности - в науке, политике, экономике и финансах, бизнесе, искусстве, литературе, общественной деятельности в странах своего проживания.
Спасибо за прочтение!
Если вам понравилась статья - жмите палец вверх, делитесь своими мыслями в комментариях и подписывайтесь на канал - будет интересно!