Найти в Дзене
True Islam

Что такое «Ахлю-Сунна»? Это мазхаб или течение? Гомогенна ли внутри себя «Ахлю-Сунна»?!

Гомогенна ли внутри себя «Ахлю-Сунна»?!  Добавьте описание
Гомогенна ли внутри себя «Ахлю-Сунна»?! Добавьте описание

Отвечает на вопрос профессор, доктор теологических наук Мехмет Хайри Кырбашоглу (Prof. Dr. Mehmet Hayri Kırbaşoğlu)

Кажется, около месяца или тому назад, на кафедре теологии университета Газиантеп, у нас прошел симпозиум на тему «Актуальные ценности Сунны».

Я выступал там, в качестве приглашенного гостя и тема моей презентации была как-раз на эту тему.

Данный симпозиум был записан и выложен в YouTube, категорически советую найти эту запись и просмотреть. В презентации, я приводил схемы и диаграммы, которые вы можете также использовать. Моя схема выглядела следующим образом:

1. Во-первых, я нарисовал большой круг, внутрь которого, я вписал 5 (пять) малых кругов. Большой круг – это все Исламское наследие, произведенное за 15 (пятнадцать) столетий всеми мусульманами, то есть, это – макро круг, включающий в себя все.

2. Во-вторых, 5 (пять) мини кругов, вписанных внутрь одного большого, это нижеуказанные:

  • Ахлю-Сунна;
  • Шииты;
  • Ибадиты;
  • Зейдиты;
  • Мутазилиты;

3. Все эти мини круги, в свою очередь делятся на более мелкие ответвления, которые мы можем обозначить, как нано кружочки.

Большой круг – это все Исламское наследие, произведенное за 15 (пятнадцать) столетий всему мусульманами.
Большой круг – это все Исламское наследие, произведенное за 15 (пятнадцать) столетий всему мусульманами.

Если, отдельно рассмотреть «Ахлю-Сунну», то тогда разместите внутрь круга «Ахлю-Сунны» 10 (десять) малых кружочков, в которые нужно вписать следующие:

  • четыре мазхаба в фикхе: Ханафиты, Шафииты, Маликиты и Ханбалиты;
  • два мазхаба по Каламу: Ашариты и Матуридиты;
  • Захиритский мазхаб, будет седьмым.
  • Ахлю-хадис, будет восьмым.
  • Суфизм, будет девятым.
  • Исламские философы, будут десятым ответвлением. Потому что, и философы являются Суннитами, например, такие, как: Ибн Рушд.
В определение «Ахлю-Сунны» входят все 10 (десять) вышеприведенных ответвлений.
В определение «Ахлю-Сунны» входят все 10 (десять) вышеприведенных ответвлений.

Получается, что в определение «Ахлю-Сунны» входят все 10 (десять) вышеприведенных ответвлений. Термин «Ахлю-Сунна» является зонтиком, который покрывает все эти ответвления.

Мы точно можем сказать, что термин «Ахлю-Сунна» не является обозначением какого-то мазхаба, то есть, «Ахлю-Сунна» – является общим названием течения.

Шииты аналогично, делятся внутри себя на несколько ответвлений:

  • Имамиты (Имамия), также их называют Джафариты (Джафария);
  • Друзы;
  • Нусайриты (Алавиты в Сирии);
  • Исмаилиты (например, присутствуют в Таджикистане);

Все эти ответвления, существуют и сегодня.

Справка: В Турции есть Алевиты (Aleviler), однако, Алевиты Турции вообще НЕ являются Шиитами, и не тождественны Алавитам (Нусайритам) Сирии. Алевиты Турции, по сути происходят из Суфийских корней. О них будет отдельная статья, от эксперта.

Мутазилиты также, делятся внутри себя на отдельные ответвления:

  • Мутазилиты Басры;
  • Мутазилиты Хорасана;
  • Мутазилиты Куфы;
  • Мутазилиты Багдада;

Мутазилиты, имели много ответвлений на географической основе и между ними были нюансы.

Ибадиты – также, подразделяются внутри себя на географической основе.

  • Ибадиты Омана;
  • Ибадиты Северной Африки;

И так далее, и тому подобное.

Соответственно, 5 (пять) главных подгрупп внутри всего Исламского наследия являются лишь – обобщающим термином, которые как «зонтик» укрывают множество других ответвлений. Фазлур Рахман Малик – называл эту концепцию «umbrella concept».

Справка: Фазлур Рахман Малик (21 сентября 1919 – 26 июля 1988) – один из самых известных мусульманских ученых-модернистов XX столетия.

«Ахлю-Сунна» – это просто обобщающее понятие, которым обозначают иногда противоречащие друг-другу понимания.

Например, междоусобные распри между Суннитами, иногда могут быть куда большими и куда более кровопролитными, чем раздоры между Суннитами и Шиитами.

В качестве примера, можно указать на факт: в 4-5 веках по Хиджре (с 913 по 1106 год), в Багдаде – Ашариты и Ханбалиты воевали между собой.

Даже сегодня, Салафиты, категорически НЕ считают Ашаритов и Матуридитов – за мусульман.

Соответственно, термин «Ахлю-Сунна», как я уже сказал, очень общее и обобщающее название, общие черты которого даже сегодня оспариваются.

Например, в свете новых исследований, многие ученые считают, что «Мутазилиты – являются частью Ахлю-Сунны»!

Появился такой научный тезис, что Мутазилиты являются ответвлением «Ахлю-Сунны», и я лично считаю, что данный тезис достоин подробного изучения.

Потому что, самыми первыми, кто стал защищать Ислам от критики других учений и верований были – Мутазилиты!

Что защищали Мутазилиты в теологических диспутах с представителями других конфессий и языческих религий?!

В первую очередь, они защищали «Таухид», то есть, существование Единого Бога!

Потом, они защищали институт пророчества (нубувват).

Потом, они защищали божественность Корана. Впервые в Исламском мире, именно Мутазилиты писали трактаты в защиту божественности Корана, то есть то, что послание отправлено Аллахом.

Помимо этого, первыми, кто защищал «хадисы» опять-таки были Мутазилиты, в противоположность тому, что нам о них неверно говорили. Наоборот, именно Мутазилиты первыми написали труды в защиту хадисов.

Соответственно, мы видим, что по всем основным моментам Мутазилиты, не особо отличаются от Суннитов, и разделяют одинаковые убеждения, есть только несколько различий по менее существенным темам. В свете этого, Мутазилитов можно причислить к «Ахлю-Сунне».

Более того, некоторые Ориенталисты (Востоковеды) говорят о Мутазилитах следующее: «Мутазилиты – это школа, целью которой была защита Суннитских убеждений».

Что все это нам показывает?!

Все это указывает нам, что между мазхабами нет четких границ, многие мазхабы соприкасаются между собой, иногда перекрываются между собой, плавно перетекая из одного в другое.

Между мазхабами есть серые зоны, где соседствующие мазхабы имеют что-то общее.

Резюмируя: «Ахлю-Сунна» – это общее и очень обобщающее название, и не является мазхабом.

Соответственно из указанных 10 (десяти) ответвлений «Ахлю-Сунны», ни одна из них не может (и не имеет права) представлять «Ахлю-Сунна» в одиночку.

Ханафиты – не имеют права заявлять, что именно они представляют «Ахлю-Сунну».

Шафииты – не имеют права заявлять, что именно они представляют «Ахлю-Сунну».

Ханбалиты – не имеют права заявлять, что именно они представляют «Ахлю-Сунну».

Маликиты – не имеют права заявлять, что именно они представляют «Ахлю-Сунну».

Ахлю-хадис – также не имеют права заявлять, что именно они представляют «Ахлю-Сунну».

Никакое из 10 (десяти) ответвлений «Ахлю-Сунны», не может и не имеет права заявлять подобное.

«Ахлю-Сунной» – мы можем лишь назвать их всех в совокупности, все они вместе являются «Ахлю-Сунной» и это лишь общее название.

Ehlisünnet bir mezhep ya da fırka mıdır? | Prof. Dr. Hayri Kırbaşoğlu

P.S: Данная статья, является текстовым изложением, вышеуказанного видео, опубликованного на канале "Dini Cevaplar" (Ответы на теологические вопросы).

Справка: Мехмет Хайри Кырбашоглу (Mehmet Hayri Kırbaşoğlu) окончил факультет теологии Университета Анкары в 1978 году, и защитил докторскую там же в 1983 году. В 1985-1987 годах преподавал в Университете Имама Мухаммада ибн Сууда (Саудовская Аравия), 1987 году вернувшись стал доцентом кафедры в Университете Анкары. В 1986 – 1988 годах работал в Министерстве по делам Религии Турции в качестве консультанта. В 1977 году стал профессором. В 2011-2012 годах преподавал на Кафедре Шариата и Исламских наук Университета Катара (Катар). На сегодняшний день продолжает преподавать в Университете Анкары.
Вы также можете посетить его личный сайт: http://www.hayrikirbasoglu.net/
В котором, опубликованы множество его работ, его лекций на Турецком, Английском и Арабском языках.

Дополнительно от автора блога:

Зейдиты (или Зайдиты) – которых многие причисляют к Шиитам, на самом деле, мало чего имеют общего с Шиитами. Это совершенно другой мазхаб, со своей доктриной, своим правом и убеждениями. О них, позже будут отдельная статья, просто знайте, они не Шииты.

На этом все, спасибо за прочтение.

Три самые важные, который спасут ваш Ахират:

Возможно, вам будут интересны следующие статьи:

О том, как извратили Исламский фикх «формализмом». Дозволенный обман в фикхе.
True Islam23 декабря 2022

Статьи касающиеся женщин и мужчин

Интересные статьи с ответами на вопросы

Серьёзные статьи для раздумий

Не забывайте подписываться на канал!

Ваша подписка, будет вкладом на распространение настоящего Ислама, и вкладом на очищение Ислама от искажений и фальсификаций!

Напоминаю всем, канал НЕ преследует цели монетизации или извлечения какой-либо выгоды. Монетизация – никогда НЕ будет подключена.

Если, вы видите какую-либо рекламу, то она НЕ имеет отношения к каналу, это вставки самого Дзена.

Понравилась статья?

Сделайте репост в Твиттере, поделитесь с друзьями и родственниками в Whatsapp, Телеграмм и Инстаграм.

Не забывайте!

Запрет плохого и побуждение к хорошему, является фарзом для каждого мусульманина!