Найти тему
True Islam

Что такое Каза (судьба), Кадар (предопределение) и Суннатуллах (сунна Аллаха), согласно Корану?

Разъясняет данные термины профессор, доктор теологических наук – Ильхами Гюлер (Prof. Dr. İlhami Güler).

Данная статья является текстовым изложением телепередачи «Священный путь», ведущая программы: Пелин Чифт (Pelin Çift), гость программы: профессор Ильхами Гюлер (İlhami Güler).

Ведущая: Добро пожаловать уважаемый Ильхами Гюлер, спасибо что пришли. С вами в первую очередь мы обсудим «Суннатуллах» (Сунну Аллаха). Конечно же, в первую очередь, нам нужно будет очертить границы данного термина. Что же такое «Суннатуллах»? Что мы должны понимать под этим значением?

Ильхами Гюлер: За последние сто (100) лет во всех книгах, написанных на Турецком языке, термин «Суннатуллах» принято переводить как – «Законы мироздания (Физические законы Вселенной)». Однако, это неверное осмысление данного термина. Такое осмысление не отражает смысл данного термина по Корану.

После этого, некоторые историки и социологи рассмотрели данный термин через призму социологии и истории, и осмыслили как – «Исторические законы». Однако и эта интерпретация не отражает истинный смысл данного термина.

Когда, мы изучаем смысл данного термина в Коране мы видим, что «Суннатуллах» означает – «Каза и Кадар», именно в том смысле, в котором мы их применяем в Турецком языке.

«Суннатуллах» – это, взаимосвязанные отношения между Всевышним Аллахом и рабом Божьим, поступки которого основаны на полной свободе воли. То есть, в рамках Корана это такой термин, который основан на том, что все поступки людей основаны на их свободном волеизъявлении и Всевышний Аллах вступает в взаимосвязь с людьми свободными в своих поступках и в своем выборе.

Настоящий смысл термина «Суннатуллах» в Коране выражен следующим образом: законы (нормы) Аллаха, регулирующие взаимоотношения Всевышнего Аллаха в течении исторических процессов, как глобально с человечеством, так и индивидуально с каждым человеком по отдельности.

Слова «сунна» означает «закон», «порядок», «продолжать». Отсюда, «Суннатуллах» - означает некие законы (нормы), которым следует Всевышний Аллах во взаимоотношениях с всем человечеством и с каждым человеком по отдельности. То есть, как Всевышний Аллах входит в нашу жизнь и по каким правилам Он присутствует в нашей жизни, как Он нам отвечает, это такие неизменные нравственные законы установленные самим Всевышним Аллахом! Согласно Корану, полное значение термина «Суннатуллах» описано именно так.

Однако, к большему сожалению, когда мы читаем печатную литературу мы видим, что данный термин интерпретирован неверно. Поэтому, наши зрители должны относится к данному термину очень осторожно, чтобы не понять его неверно.

Ведущая: Хорошо, а можем ли на конкретных примерах, показать, что охватывает данный термин, а что нет? Например, «подъемная сила воды» входит в это понятие?

Ильхами Гюлер: Нет! Физические законы или то что мы называем физическими константами (законами мироздания) в Коране отображаются глаголом слова «Кадар», то есть термином «такдир» (однокоренное слово).

К большому сожалению, в Турецком языке, когда мы говорим: «Кадар», люди понимают это как «некое предопределенное» со стороны Всевышнего для раба Божьего, в их взаимоотношениях.

Однако, когда мы обращаемся к Корану, мы видим, что в Коране слово «такдир» (в форме глагола), которое является однокоренным для слова «кадар» (в форме существительного) и которое мы используем в значении «судьба», на самом деле используется для обозначения: физических, биологических и химических законов мироздания. Для физических законов, меры которых предопределены Аллахом и неизменны.

Ведущая: Это хорошо, что мы подняли данную тему, потому что, когда мы ищем определение термину «Суннатуллах», нам выходят именно, такие определение, которые по-вашему неверны.

Ильхами Гюлер: Да, к сожалению все эти определения неверны. В последние сто лет «Суннатуллах» неверно интерпретируют как физические законы мироздания, однако, это неверное определение.

Чуть лучше разбирающиеся, дали такое определение как «исторические законы», однако и это определение неверно, потому что, когда мы говорим «исторические законы», мы подразумеваем определение данное в 19 веке, согласно которому, есть некие неизменные детерминистские исторические законы, и эти законы были обозначены как «Суннатуллах».

Однако, это верно лишь отчасти. Потому что, «Суннатуллах» – это такие законы, где инициатива изначально идет от людей свободных в своем волеизъявлении, где, согласно морально-нравственным действиям людей Всевышний Аллах отвечает им соответственно их поступков.

Ведущая: Хорошо, давайте тогда более четко определим, чтобы было понятно. Как работает «Суннатуллах» в индивидуальном порядке?

Ильхами Гюлер: Если, брать индивидуально, то «Суннатуллах» в Коране выражается следующими условными правилами:

«если, вы сделаете так, то Мы поступим так»

Данный принцип, в своем тафсире Корана, я перевел как «тому кто и если», то есть, более развернуто:

«Тому кто поступит так-то, то Мы (в ответ) поступим так-то»

«Если вы поступите так-то, то Мы (в ответ) поступим вот так-то»

Обратите внимание!

«Суннатуллах» (Сунна Аллаха), условная система, она работает условно. Самое важное здесь, то что: «воля Всевышнего Аллаха, привязана к воле человека». Если, обратите внимание, это прямо противоположно классическому пониманию «Кадар» (Судьба, фатализм).

В классическом определении «Кадар» (в смысле судьбы, фатализма), все якобы заранее предопределено (назначено) Аллахом, якобы, от человека ничего не зависит. Якобы, наша воля, привязана к воле Аллаха, якобы, мы лишь действуем по заранее написанному сценарию.

Однако, когда мы обращаемся к Корану, мы ясно видим, что это не так!

Согласно Корану, «воля Всевышнего Аллаха, привязана к воле человека». Мы видим сотни примеров этому в Коране.

Все предельно ясно, в Коране говорится: «если, вы поступите так, то, Мы (в ответ) поступим так». Например, в одном аяте Корана, говорится следующее: «если, вы вернетесь… то, и, Мы вернемся…»

Сура Исра, 8
8. (И Мы сказали:) Возможно, ваш Господь помилует вас (после второго раза, если вы покаетесь). Но если вы вернетесь (к греху), то и Мы вернемся (к наказанию вас). Мы сделали Ад местом заточения для неверующих.
Ссылка: https://azan.ru/tafsir/al-Isra

Или в Коране говорится: «тому, кто будет муттаки, тому кто будет делать хорошее, тому, и Мы будем делать хорошее или давать такие-то блага».

Сура Шура, 23
23. Этим (Раем и его благами) Аллах радует Своих верующих рабов, совершавших хорошие поступки. Скажи (неверующим, Мухаммад): «Я не прошу у вас за это (доведение послания) никакой награды, кроме доброго отношения ради нашего родства (все курайшиты были родственниками друг другу)». Кто совершит благое, тому Мы увеличим его (многократно). Поистине, Аллах — Прощающий (грехи), Благодарный.
Ссылка: https://azan.ru/tafsir/ash-shura/23

На самом деле наш народ, прекрасно отобразил это в своем народном творчестве. Наш народ понял и переварил свободу волеизъявления, я хочу, вам привести два конкретных примера.

Первое народное выражение:

«Как слепой смотрит на Аллаха, так и Аллах смотрит на слепого»

(Kör Allaha nasıl bakarsa, Allah’ta köre öyle bakar).

Кто здесь, смотрит первым?

Смотрит первым – слепой! Всевышний Аллах корректирует свой взгляд в зависимости от взгляда слепого.

Здесь, и выражено применение «Суннатуллаха» (Сунна Аллаха) в отношении индивидуума.

Второе народное выражение, это цитата из маршрутки (Долмуш).

Я хочу, привести это выражение, которое, я часто встречал в маршрутках, вы знаете, водители, часто украшают свои автобусы различными крылатыми фразами. Итак, вторая цитата такова:

«Беды не ниспосылаются на Раба Божьего пока Аллах не предпишет их, Аллах не предписывает беды пока Раб Божий не собьётся с пути (не накликает беды своими поступками)»

(Kula bela gelmez Allah yazmayınca, Allah bela yazmaz kul azmayınca)

Обратите внимание, здесь все опять подчинено первоначальной воле Раба Божьего!

Сперва, Раб Божий сбивается с пути (восстает) и творит беспредел и только потом, в ответ на такие поступки Всевышний ниспосылает на него беды и несчастья.

Соответственно, согласно Корану, «судьба» она описывается именно вот таким образом, в противоположность классическому пониманию, где якобы, мы лишь марионетки, и все заранее известно.

Ведущая: Понятно, тогда используя ваш метод, есть такое народное выражение «Пока Аллах не захочет, лист с дерева не падет» (Allah istemezse, yaprak düşmez), получается, эта фраза выражает классическое понимание «судьбы» как фатальность?

Ильхами Гюлер: Да

Ведущая: Но, такой фаталистический взгляд неверный!

Ильхами Гюлер: Да, неверный!

Ведущая: Хорошо, у меня такой вопрос, исходя из ваших утверждений. Получается, при сотворении всех живых существ (людей), когда мы появляемся на свет, души у всех людей изначально одинаково чистые, незапятнанные, одинаковые по качеству? Потому что, после рождения каждый человек будет думать по-своему, все будут разными.

Ильхами Гюлер: Конечно, в начале все одинаковые. С рождения все чистые. Даже хадис есть такой: «все рождаются в фитра (естественном состоянии)». Потом, в течении своей жизни, своим выбором, своим свободным волеизъявлением определяют свою жизнь и изменяются.

«Каждый человек рождается в своём естественном состоянии (фитра), и только потом его родители делают из него иудея, христианина или огнепоклонника»
«Сахих» аль-Бухари, том 2, книга 23, хадис 441.

Однако, в этом вопросе, есть некоторые важные моменты, на которые, мы должны обратить внимание. Есть такая книга писателя социолога Али Шариати «Четыре зиндана (тюрьмы) человека»

Али Шариати (23 ноября, 1933 — 19 июня 1977) — иранский левый социолог и революционер, один из наиболее известных и влиятельных социологов религии. Известен как один из самых оригинальных и талантливых иранских мыслителей XX века, и как один из идеологов Исламской революции.

Согласно, Али Шариати, четыре тюрьмы человека (человечества) это:

1) История

2) Общество

3) Природа

4) Эго человека

Если, вы обратите внимание на ваше окружение или на себя, то, вы непременно узрите, что, все что случается с человеком, будь то позитивное или негативное, в особенности, негативное (беды и несчастья), на самом деле происходят из этих четырех тюрем.

Беды приходят (происходят) либо от природы (катаклизмы), либо из истории (беды, происходящие из исторических процессов), либо из общества (где, живет человек), либо из его эгоизма и себялюбия.

Когда, мы говорим эго, мы имеем ввиду его привычки и характер, который человек сам себе выковал. Если, не ошибаюсь есть такая цитата Гераклита «Характер – это, судьба человека». То есть, если, вы выкуете свой характер, то, ваш характер становится вашей судьбой. Ваши постоянные привычки, определят вашу жизнь.

Геракли́т Эфе́сский (др.-греч.; родился около 544 года до н. э., Эфес, Азия — умер около 483 года до н. э., там же) — древнегреческий философ, создатель первой исторической или первоначальной формы диалектики.

Вот эти четыре тюрьмы, на самом деле, являются четырьмя «предопределениями» (кадар).

Однако, какими «предопределениями» (кадар) они являются?

Это НЕ предопределённое со стороны Аллаха!

Это «предопределённые факторы», которые сформировались в ходе исторического процесса, и которые могут быть изменены людьми, это такое «предопределенное» из которого человек может выбраться!

Например, посмотрите в прошлое, в ретроспективе на 100-200 лет назад. Мы видим, что за последние 100-200 лет, люди с помощью науки, знаний и технологий, смогли обуздать «природу», взять ее под свой контроль, соответственно, человечество избавило себя из первой тюрьмы.

Аналогично, многие нации (общества) смогли освободить себя из второй тюрьмы – «тюрьмы истории». У каждого общества, есть некий культурный багаж, культурный код – «традиции, устои», и некоторые общества смогли преодолеть это.

На индивидуальном уровне люди по отдельности, и на общественном уровне, человек и общество, подвергая себя самокритике, исправляя свой характер и свои недостатки, могут освободить себя от негативного культурного бэкграунда.

Или, например, каждый человек по индивидуальности, используя свой характер, свою силу воли, может преодолеть свою родную культуру и традиции общества, из которого он происходит.

Эти четыре тюрьмы являются в переносном смысле нашей «судьбой», нашим «предопределением», однако человек используя свою силу воли, может освободить себя от уз всех этих четырех тюрем.

Однако, большинство людей НЕ могут освободить себя из этих тюрем и к большому сожалению, все беды и несчастья произошедшие из этих тюрем, ошибочно приписывают Всевышнему Аллаху.

Люди в силу невежества все несчастья и беды интерпретируют так: «Что поделать, значит на это воля Аллаха», что, категорически неправильно!!!

Ведущая: Я хочу спросить, разве здесь не кроется несправедливость? Вы рассказали о четырех факторах, о четырёх тюрьмах. Если, мы представим их как некий лабиринт. Получается, у кого-то очень простой лабиринт. Он рождается в хорошей стране, в хорошей семье, в таких отличных условиях, что, в итоге, ему дается легко обрести верный путь, прийти к истине. Даже, можно сказать, его изначально так воспитывают (верующим). В противоположность этому, некто другой, может родится где-то в захолустье на краю света, может без отца или матери, в совершенно других условиях!

Ильхами Гюлер: Да, да, я понял ваш вопрос. Я верю, что Всевышний Аллах, когда будет судить человека на том свете, то, Аллах будет судить каждого человека, исходя из его условий жизни, потому что, справедливость требует этого.

Также, я верю, что, на самом базовом уровне, у Аллаха есть некоторые базовые требования, исполнения которых, он ждет от любого человека, из каких-бы исторических или социальных условий человек не происходил бы. То есть, Всевышний ожидает выполнения базовых вещей от разумного совершеннолетнего человека, который умеет критически мыслить и использует свой разум (мышление).

Таковые требования очень простые, они не обязательно включают в себя все детали религии. Например, по моему мнению, первое требование Аллаха от человека это: «вера в единственного Создателя, Творца».

Аллах, может спросить это, у человека любой культуры или любого исторического периода.

Второе базовое требование на мой взгляд, это «быть честным, правильным». Не вести себя злобно и бесчестно против других людей, человечества, не попирать права чужих. Это самые простые базовые нравственные ценности.

Всевышний Аллах допросит по этим базовым требованиям каждого человека, из каких тюрем бы он не происходил, и в каком бы историческом периоде он бы не жил.

По всем остальным требованиям, спрос, будет согласно тому, что этому человеку было дано в этой жизни.

Однако, еще раз подчеркиваю из всех этих предопределённых тюрем, человек может выйти, это зависит от него самого. Человек, применяя критическое мышление, силу воли, свободу волеизъявления может преодолеть узы этих тюрем. В нас есть потенциал необходимый для избавления себя из тюрьмы эгоизма, из тюрьмы общества, из тюрьмы истории и тюрьмы природы.

Всевышний Аллах создал каждого человека со способностями достаточными для преодоления данных тюрем.

Ведущая: Значит, чтобы претворить эти способности в жизнь нужно применить разум и критическое мышление?

Ильхами Гюлер: Да, определенно да. Всевышний Аллах этого от нас и ожидает. Это и есть наши испытания. Аллах дал каждому человеку достаточные способности для мышления.

Человек должен задуматься: «Кто я?», «Куда я иду?» «Каковы должны быть мои отношения с обществом?».

Всевышний Аллах, ожидает от каждого человека, которому он дал разум и свободу воли, что, он будет вопрошать себя такими вопросами.

Если же, человек не выполнит эти базовые требования, то, на том свете Всевышний Аллах спросит с него обязательно, таково мое мнение.

Ведущая: То, что вы сказали очень важно, получается, образование очень важно. Всю свою жизнь человек обязан задавать вопросы, сомневаться, подвергать критике свои убеждения.

Ильхами Гюлер: Да конечно, если, вы не будете задавать вопросы, то вы не сможете выйти из четырех тюрем.

Ведущая: И, наверное, нахождение истины путем сомнений и вопросов будет гораздо ценнее в итоге, верно?

Ильхами Гюлер: Абсолютно верно. Если вы не будете сомневаться, вы не сможете изменить себя. Тогда, если вы родитесь в Индии вы останетесь Буддистом. Если уродитесь в Греции, то будете Христианином Ортодоксального толка. Если вы родитесь в Иране, то станете Шиитом. Если родитесь в Турции, то будете Суннитом.

Если вы НЕ сомневаетесь и не задаете вопросы, все эти четыре веры будут одинаково истинными (для их представителей).

Все рады, все хорошо, но, разве все так хорошо?

В Коране это подчеркивается аятом, что если не задаваться вопросами, если не искать истину путем сомнений и поиска ответов, то все будут рады тому что имеют.

Сура Рум, 32
32. (Не будьте) из тех, кто разделил свою религию на секты, каждая из которых радуется тому, что имеет.
Ссылка: https://azan.ru/tafsir/ar-Rum?ayatParam=32

Каждая теологическая группа или течение, рада и довольствуется своими теологическими догмами.

Да, это отражает реальность. Однако, это неверно, неправильно!

Правильное отношение – это когда каждый человек сомневается в истинах, навязанных ему обществом из которого он происходит и путем сомнений и поиска ответов приходит в итоге к истине.

Ведущая: Хорошо, а сомневаться и задавать вопросы, это только в теологическом поле или во всех сферах жизни?

Ильхами Гюлер: Во всех сферах жизни. Я в особенности, хотел это подчеркнуть в рамках нашей темы – «свободы волеизъявления». Потому что, большинство людей с которыми я пересекался в моей жизни имеют неверные представления.

Например, самый простой пример, давайте возьмем землетрясения.

В Турции землетрясения – большая проблема. Однако, в Японии, в не менее сейсмоопасной стране землетрясения НЕ превращаются в беду национального масштаба, потому что, они заранее предприняли все необходимые меры у них высокие стандарты строительства и новые технологии для преодоления землетрясений.

В противоположность этому в Турции каждое землетрясение превращается в катастрофу национального масштаба.

В том, что землетрясение в Турции превращается в катастрофу лежат ранее указанные факторы: тюрьма общества и тюрьма истории.

У нас есть общественные и исторические недостатки, эти недостатки и являются причиной наших бедствий и несчастий.

Однако, когда в нашей стране случаются катастрофы, наше общество, почему-то сразу спешить переложить всю вину и всю ответственность за произошедшее со своих плеч на Всевышнего Аллаха!

Наш народ говорит: «Это Аллах так пожелал!» «На все воля Аллаха!» «Что, же поделать, видать сбылась воля Аллаха»

Ничего подобного!

Все это происходит, лишь только, потому что, мы до сих пор погрязли в тюрьме общества и в тюрьме истории. Мы не смогли выйти из своих тюрем.

Однако, Япония, вышла из этих тюрем. Когда у них случаются 9-бальные землетрясения по шкале Рихтера, эти землетрясения у них НЕ превращаются в масштабные бедствия.

Сами подумайте, разве может Аллах относится по-разному к Японцам и к Туркам?

На самом деле, я думаю, вот это тема, является основной темой нашего разговора.

В нашем обществе, циркулируют неверные убеждения. Все природные стихийные бедствия у нас воспринимаются как «Кадар» (предопределение, судьба).

Все стихийные бедствия, мы почему-то, сразу воспринимаем как «Кадар» Творца (то, что оно якобы предопределено Аллахом).

Однако, это не так!

Как мы сказали, «Кадар» это, – физические законы. Птицы летают, дожди проливаются на землю, тектонические разломы – разламываются и вызывают землетрясения.

Это законы природы. Аллах, создал природу и наш мир таким образом.

Это НЕ предопределение (кадар) от Аллаха, в его неверном понимании. Как будто, Аллах, манипулирует событиями, и определяет заранее для какой-то местности, времени, и народа – землетрясение. Это неправильное и неверное представление.

Аллах, НЕ предписывает кому-то землетрясения, просто Аллах изначально установил, что в линиях тектонических разломов, может накапливаться энергия, которая затем может высвободится землетрясением.

Ведущая: Однако, разве иногда Аллах не отправляет бедствия в целях наказания общества или народа?

Ильхами Гюлер: Да, в священных писаниях это есть, об этом говорится. Однако, это совсем другой вопрос, там описаны сверхъестественные ситуации.

Ведущая: То есть, мы не можем перенести это в наши дни?

Ильхами Гюлер: Нет, нет. Там были сверхъестественные ситуации. Я вам описываю с Корана, обычно, было так: к народу или общине ниспосылался пророк, который долгое время проповедовал им истину, и бедствия ниспосылались им в наказание только после неимоверного упрямства данного народа, который отказывался раз за разом принять истину. Подобные события, как наказание народа Лота, это сверхъестественные ситуации.

Если, не брать во внимание, эти сверхъестественные ситуации, то история течет знакомым нам образом.

В природе есть стихийные бедствия, они могут случаться в силу земных факторов, это нормально, люди должны предпринимать меры против бедствий. Когда, вы НЕ предпринимаете меры против стихийных событий, они в итоге превращаются в катастрофы.

Например, в Турции очень большая смертность шахтеров в результате взрывов и обвалов в шахтах, однако, это смертность проистекает из их халатности. В Европе также есть шахты, однако, процент смертей там гораздо ниже.

Сели и оползни, опять-таки больше всего случаются в Турции.

Почему?

Потому что, русла рек у нас неправильно эксплуатируются или НЕ заграждаются плотинами.

Трансформация стихийных событий в катастрофы, происходят по причине того, что мы не смогли выйти из четырех тюрем: тюрьмы истории, общества, природы и человеческого эго.

Это НЕ предопределение (Кадар) от Аллаха какой-то стране, обществу, местности или индивиду. Упаси Боже, от такого неверного восприятия.

То есть, Аллах, НЕ направляет специально землетрясение, типа:

«А, не ниспослать ли Мне, землетрясение таким-то людям, посмотрю, что они будут делать, молится Мне или роптать на Меня?»

Упаси Боже! Нет, нет и еще раз нет!

Ведущая: Хорошо, а давайте поговорим о «Кадар» в смысле «Судьбы» относительно человека. Что входит в судьбу (кадар) человека? Дата рождения и дата смерти, это что-то предопределённое? Это судьба?

Ильхами Гюлер: Я вам скажу более четко и ясно. Я думаю, что время смерти (аджал) каждого человека НЕ предопределено Всевышним Аллахом! Это НЕ предопределено!

Аджа́л (араб. — рок, время) в исламском вероучении — неизбежное окончание срока жизни, отпущенного каждому живому существу (в частности, человеку) Аллахом. Тема аджала регулярно обсуждается в раннем каламе вместе с темой ризка (средств к существованию)].

Ведущая: Интересно. А почему, вы так думаете?

Ильхами Гюлер: Потому что, Всевышний Аллах предопределил срок жизни человека, как всего человеческого рода в целом, то есть, предопределил в смысле «кадара».

То есть, сколько проживет максимально человеческий род при идеальных условиях и при самом лучшем состоянии здоровья?!

Ведущая: В среднем наверное 80 лет.

Ильхами Гюлер: Нет, максимально, 100 лет, есть случаи достижения 120 лет.

Ведущая: Но, до 150-ти лет еще никто не дожил.

Ильхами Гюлер: Да, верно. Всевышний Аллах предопределил для каждого биологического вида максимальный предел жизни, и, это есть предопределенное от Аллаха, можно сказать «судьба».

А все остальные смерти различных индивидуумов в рамках одного биологического рода НЕ являются предопределенными. То есть, время смерти каждого человека зависит от него самого, от того как он относился к своему здоровью, от его питания, от его здоровья, от условий его жилища, от исторического периода, в котором он жил, общества, в котором он жил и так далее.

Я приведу вам статистику, эту статистику я взял от ЮНИСЕФ. Средняя продолжительность жизни в Европе в Средние века составляла всего – 17 (семнадцать) лет.

Весь средневековый период, люди в Европе в среднем жили 17 (семнадцать) лет. Младенческая смертность, войны и эпидемии косили народ.

Однако, какова средняя продолжительность жизни Европейцев сейчас, вы знаете?!

В наше время их средняя продолжительность жизни – 75 – 80 лет. В Турции в последние 50 лет, средняя продолжительность жизни у нас повышается, с 50 лет до 60 лет, сейчас мы приближаемся к 65 годам.

Это научные данные!

Ведущая: Хорошо, я не спорю с вами. Однако, бывает и подобные случаи. Например, вы решаете поехать куда-то, и вдруг случается что-то что не должно было случится…

Ильхами Гюлер: Не говорите «случилось, то, чего не должно было случится», потому что, случается!

Раз такое случилось, значит оно случается, значит оно может случится! Это одно из многих возможностей, а, значит оно может случится. Там, где, каждый действует по своей свободе воли, по своему свободному волеизъявлению, там многое может случиться.

Ведущая: Даже, если на это был мизерный шанс?

Ильхами Гюлер: Да, даже если, на это был мизерный шанс, тем не менее, любая гипотетическая возможность, даже самая маленькая может случится. Это реальность жизни!

Ведущая: Однако, мысль о том, что каждому «заранее отпущен срок жизни», «заранее предопределен срок жизни» успокаивает людей.

Ильхами Гюлер: Да как наркотик, такое убеждение работает, и вас успокоит, облегчить вашу боль и восприятие потери.

Ведущая: В противном случае, у нас появляется много «ах, если бы».

Ильхами Гюлер: Нет, если вы будете постоянно говорит «ах, если бы», тогда, вы не сможете принять адекватные меры предосторожности против опасностей нашей жизни. Европа, перестала это делать, и сейчас они в среднем живут до 80 лет.

Давайте, я вам приведу еще одну статистику, для примера.

Младенческая смертность в Северной Европе составляет – 7 (семь) смертей младенцев на 1000 (тысячу) деторождений. В Южном полушарии, младенческая смертность возрастает до 350 – 400 смертей на 1000 (тысячу) деторождений.

Разве, Всевышний Аллах, дает младенцам из богатых и развитых стран Северной Европы больше жизни, чем младенцам из неразвитых стран Южного полушария?

Разве, Аллах отпускает длинный срок жизни (аджал) младенцам из развитых стран, и отпускает совсем короткий срок жизни (аджал) бедным младенцам из бедных и неразвитых стран?

Ничего подобного!

Упаси Боже, заявлять такое, это клевета в адрес Аллаха.

Поэтому, когда, мы рассматриваем практические отголоски предопределенного (кадар), я выражаюсь предельно ясно, например, есть такие понятие как: «Ризк» и «Кисмет».

Ризк – в Коране ризком называются средства существования, которые Аллах даёт человеку.
Кисмет – в Исламе неизбежность, предопределение, полная предрешенность Аллахом всех событий в мире, судеб людей.

Аллах, НЕ раздал и НЕ распределил «Ризк» между всеми людьми заранее!

Вы знаете, понятие ВВП (Внутренний Валовый Продукт) для оценки экономики стран. ВВП развитых стран гораздо выше, чем ВВП развивающихся стран или стран третьего мира.

Если, вы принимаете неверное убеждения, что, якобы «Аллах, заранее распределил Ризк между всеми людьми», тогда, получается, что, якобы:

  • Аллах, распределил «Ризк», в виде ВВП в размере 20 894 Долларов США на человека – для каждого человека в США. (на 2022 год)
  • Также, Аллах, распределил «Ризк», в виде ВВП в размере 279 Долларов США на человека – для каждого человека в Эфиопии. (на 2022 год)

Если, вы верите, что Аллах, распределяет «Ризк», получается, тогда в бедности Эфиопии виноват Аллах?!

Ничего подобного!

«Ризк» – означает, что Всевышний Аллах наделил Землю всеми необходимыми ресурсами, для выживания всего рода Человеческого.

Однако, распределение этих общих ресурсов зависит от воли каждого человека, от его труда, от его сноровки, либо захвата ресурсов, либо кражи ресурсов и так далее, каждый пытается в силу своих способностей урвать кусок, так сказать.

Богатство или бедность, зависит только от самих людей.

Ведущая: Однако, есть и такое, Аллах говорит «терпите, Я люблю, терпеливых».

Ильхами Гюлер: Хорошо

Ведущая: Также есть понятие «тавакуль» (упование на Аллаха). У этих двух черт характера должно быть адекватное вознаграждение. Может ли Аллах вознаградить своего Раба, в ответ на его хорошие поступки?

Ильхами Гюлер: Здесь, важно не путать разные понятия. Богатство или бедность, это состояния связанные с свободой волеизъявления. Однако, Всевышний Аллах, предписывает или советует нам некие нравственные нормы, которым мы желательно должны следовать, когда мы богаты, или, когда мы бедны.

Например, Аллах говорит, если, вы бедны, тогда: не воруйте, не грабьте, не присваивайте чужое имущество, не завидуйте другим. Будьте терпеливы, продолжайте работать, чтобы увеличить свой Ризк, но, живите согласно нравственным нормам, не преступайте их. Если, вы будете следовать этим предписаниям, то, вы пройдете ваше испытание.

Также, Аллах говорит, если, вы вдруг разбогатели, в следствие исторических процессов, или по наследству, или вследствие общего развития вашей страны проживания, тогда, и в этом случае, для вас есть определённые предписания для успешного прохождения испытаний. Богатым, Аллах говорит: будьте благодарными (проявляете шукур), то есть, раздавайте из своего богатства и достатка бедным.

Испытания, для бедного и богатого разны.

Однако, все это НЕ означает что бедность или богатство предписывается заранее Аллахом!

Еще, один пример, больная тема любого общества — это рождение детей. Большинство неверное полагает, что, якобы Аллах планирует демографию общества!

То есть, якобы кому-то Аллах дает двух детей, кому-то пятерых, а, кому-то никого!

Ничего подобного!

Аллах, НЕ распределяет детей каждой семье!

Например, у моих родителей родилось 10 (десять) детей. Исходя из жилищно-гигиенических условий того периода, из этих 10 детей, пятеро умерли в раннем возрасте, а, оставшиеся 5 детей дожили до взрослой жизни.

У меня самого есть двое детей!

Поэтому, решение привести на этот свет очередного ребенка находится полностью в руках самих людей, и зависит только от их свободного выбора.

Аллах, НЕ определяет количество людей и демографическую ситуацию!

Ведущая: Однако, кому-то Аллах не дает детей или у кого-то не получается зачать!

Ильхами Гюлер: Нет, это неверно. Если, нет детей, значит у них какие-то проблемы со здоровьем, в наши дни наука может определить причину.

Ведущая: Нет, но, ведь иногда бывает, что и у женщины и мужчины нет проблем, тем не менее, они не могут зачать ребенка!

Ильхами Гюлер: Нет, нет, такого быть не может. Это невозможно!

Ведущая: Как невозможно, ведь есть бездетные семьи!

Ильхами Гюлер: Бездетные семьи есть, однако, если, исследовать их более тщательно на генетическом уровне, в итоге будут выявлены проблемы либо у женщины и в ее роду, либо у мужчины и в его роду.

Задумайтесь, разве Аллах может, ни с того ни сего, просто так, в адрес молодой созданной семьи сказать: «а, вам, Я, детей не дам, и в этом будет ваше испытание».

Ничего подобного! Такого нет.

Ведущая: То есть, вы говорите, что такие люди должны пробовать и пробовать, испытывать все методы по максимуму до достижения результата, и результат будет?

Ильхами Гюлер: Да, результат будет, или возможно не будет. Если, не будет, ты же не будешь роптать за это на Аллаха, значит, это твое испытание.

Ведущая: Хорошо, как же вы тогда разъясните следующее в этом контексте. Например, некоторые рождаются удивительно талантливыми, гениями с рождения! Как нам оценивать данное? Это награда Аллаха?

Ильхами Гюлер: Умственные способности раздаются Аллахом, всем в среднем одинаково. Однако, бывают гении. Я думаю, если, рассматривать человеческий род в целом и для рождения гениев, существуют некие правила, однако это редкость.

Одни из самых частых людских претензий в адрес Аллаха, это наши физические особенности.

Например, малый рост, или уродство (некрасивая лицо или фигура), люди говорят: «Что же поделать, Аллах создал меня таким!».

Категорически, нет! Ничего подобного!

Красота лица, физические особенности тела, рост – это НЕ распределяются Аллахом.

Посетите, Скандинавские страны к примеру, в среднем у них женщины достигают роста в 1,85 метра, а, в Турции сколько? (Улыбается)

Получается, Всевышний Аллах создает Шведок высокими ростом за метр восемьдесят, а, Турчанок ростом в метр шестьдесят?! (Улыбается)

Аллах, по-вашему, не возлюбил Турчанок, настроен против них?!

Упаси Боже, конечно нет!

Красота лица, рост, умственные способности, красивая фигура, или, замужество, обычно, девушки больше всего ропщут на «судьбу» в этом вопросе. Типа, я не вышла замуж, значит на мне «венец безбрачия», «у меня закрыта дорога к замужеству», «мой «кисмет» закрыт» и так далее – все это НЕ назначает Аллах.

Или, например, девушка выходит замуж за плохого мужа, за тирана, который ее побивает, и эта девушка говорит: «Ну что поделать, значит моя судьба (кисмет) такова, значит Аллах этого возжелал…»

Упаси Боже, ничего подобного!

Аллах, НЕ назначает подобное!

Ведущая: Хорошо, у меня тогда к вам следующий вопрос. Пророки! Как выбираются пророки, они избранные? Они заранее предопределены или нет?

Ильхами Гюлер: Это вопрос их готовности к пророчеству. Каждый пророк, до своего пророчества, своим свободным волеизъявлением, своими свободными поступками, свободным выбором – показал в своей жизни, некую качественную деятельность в морально-нравственном аспекте.

Аллах, оценивая их качественную деятельность, их эффективность, их морально-нравственные характеристики – выбирает среди некоторых самого лучшего для пророческой деятельности.

То есть, пророк не выбирается просто так, ради красоты его глаз.

Ведущая: Нет, нет, например, еще до рождения Хазрат Мухаммада, заранее было предопределено что он будет пророком Ислама!

Ильхами Гюлер: Хорошо, мы пришли к ключевому моменту понятия «Кадар» (в смысле предопределения, судьбы). Хорошо, что, ты спросила, мы обязательно должны были затронуть эту тему.

Народ, в своем большинстве, путает два разных понятия «Извечное знание Аллаха» и «Кадар» (предопределение)!

То есть, народ считает, что «извечное знание Аллаха» является причиной всего того, что случается с нами. Основа мазхаба «фаталистов», течения «Джебрие» лежит в этом.

«Раз, Аллах изначально знает, что со мной произойдет, значит это случится со мной»

Нет, ничего подобного!

Смотрите, наши классические ученые, еще тогда, четко описали и определили это, они пишут следующее:

«Знания Аллаха, НЕ являются причиной того что случится с нами, просто, Аллах определил и изобразил это»

Как это понимать?

Чтобы было понятней нашим зрителям, давайте, приведу такой пример. Как вы знаете, любой квалифицированный астроном, заранее может определить времена Солнечных и Лунных затмений! Причем, может определить за множество лет в перед, проведя расчеты.

Теперь, можно ли сказать, что: «Причиной Солнечных затмений, являются знания астрономов об этих затмениях»?

Нет, мы не может такое утверждать!

Мы заранее определили времена затмений, потому что, провели соответствующие расчеты.

В Коране все описано также. Я лично верю, что Аллах своим всеобъемлющим знанием, заранее знает все поступки всех людей на свете или что случится с каждым человеком по отдельности.

Извечное всеобъемлющее знание Аллаха, это – достоверно и неоспоримо. Однако, я, также, четко и ясно вывожу из Корана, что, наша свободная малая воля идет впереди, а, знания Аллаха идут позади.

То есть, Аллах знает это, потому что, наше свободное волеизъявление и свободный выбор будут именно такими. Знания Аллаха, НЕ являются движущей причиной или триггером для нашего соответствующего поступка. Знания Аллаха, НЕ заставляют нас поступать как мы поступили.

Однако, к большому сожалению, народ в своем большинстве всегда интерпретирует «Кадар» (в смысле предопределения) именно в таком неверном понимании, дескать: «Раз Аллах знает о моих поступках заранее, значит, я должен буду поступать именно так», что неверно!

Ведущая: Хорошо, у меня такой вопрос, мы не можем предвидеть будущее, однако, нам нужно принять важное решение в жизни, которое повлияет на нашу жизнь и для принятия столь важного решения у нас нет каких-то данных, на которые мы могли бы опереться, проанализировать. В такой ситуации, сколько бы мы не задумывались или не пытались бы анализировать, в итоге, все равно, нам придется сделать тот или иной выбор. Допустим, в итоге мы принимаем некое решение, есть ли в этом случае роль «судьбы» или «рока», некоего «предопределения»?

Ильхами Гюлер: Нет, никакого предопределения в этом нет.

Ведущая: Но, ведь при принятии решения, мы НЕ всегда можем учесть все факторы, что в итоге все равно нам неизвестно!

Ильхами Гюлер: Все равно! То что вы не видите будущее не меняет ситуации. Это не судьба (не предопределение).

Ведущая: Но, ведь что-то нас заставляет сделать выбор. Иногда мы выбираем путь иррационально, потому что, в тот момент, у нас нет возможности или данных для рационального осмысления и осознанного выбора. Иногда мы просто говорим: «да будет так, и идем этим путем»

Ильхами Гюлер: Да, иногда природа выбора пути именно такова, однако, мы не можем обозначить это судьбой или предопределением. Если, мы обозначим наш выбор как «кадар» (предопределение), тогда, получается, нам придется сказать: «Аллах, нас направил на какой-то путь, заставил нас выбрать одну из альтернатив!».

Нет, ничего подобного!

Ведущая: Как же такие случаи? Например, человек в последний момент предчувствуя что-то не садится на самолет, который в итоге падает и разбивается!

Ильхами Гюлер: Хорошо, такие случаи могут произойти. Однако, я хочу кое-что добавить касательно этого вопроса.

Я уже говорил, что действия Аллаха привязаны к нашим действиям. Сперва, мы делаем какой-то шаг, и, затем Аллах в ответ на наши шаги, отвечает нам.

В Турецком языке есть такое прекрасное выражение, когда, кто-то избегает какой-то опасности или несчастья без ущерба для себя, про такого говорят:

«Наверное, он ранее раздал садаку (добровольное пожертвование)»

(Verilmiş sadakası vardır)

Комментарий от автора блога:
Здесь, имеются ввиду хадисы, которые рассказывают нам что садака, спасает человека от бед и несчастий.
Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Спешите с милостыней! Поистине, беда не может перешагнуть через нее»
Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Милостыня мусульманина удлиняет его жизнь, ограждает от плохой смерти и Аллах удаляет от него посредством милостыни гордыню и высокомерие» (ат-Табарани, ат-Тирмизи)

Действенность истины, отраженной в данном выражении, подтверждено многолетним опытом, и, на мой взгляд верно.

На мой взгляд, механизм данного может быть таковым: если вы, в своих отношениях с Аллахом, в течение жизни, всегда принимали правильные решения и действовали в направлении воли Аллаха, то, в некие критические моменты вашей жизни, Аллах также может вмешаться в ход событий вашей жизни и как-то помочь вам.

Ведущая: Тогда и касательно Ризка (удела) можно сказать аналогичное?

Ильхами Гюлер: В Ризке, также могут происходить такие моменты. Например, в своей жизни я переживал такое, как вы это подметили.

В Коране говорится: «раздавайте из своего имущества бедным и нуждающимся, а, Аллах, возвратит (возместит) вам в кратном размере».

Я такое пережил в своей жизни, когда, я раздавал действительно нуждающимся, то, Аллах одаривал меня Ризком, откуда, я и не ожидал.

«Суннатуллах» (в смысле судьбы), вот как раз это и есть. Как я ранее говорил, «Суннатуллах» – это такие законы, где инициатива изначально идет от людей свободных в своем волеизъявлении, где, согласно морально-нравственным действиям людей Всевышний Аллах отвечает им соответственно их поступков.

Вмешательство Аллаха в критические моменты нашей жизни, происходит в рамках «Суннатуллаха».

Где-то, я совершил какой-то шаг или действие, которое понравилось Всевышнему и в ответ, на мое действие Всевышний может вмешаться в мою жизнь и помочь мне.

У каждого человека без исключений, есть подобные частные отношения с Всевышним Аллахом. Однако, такое вмешательство человек может увидеть если, только, он будет следит за этим, будет в осознанном состоянии. Я верю, что, если человек настроится на довольство Аллаха, то, он сможет узреть такие вмешательства или помощь от Аллаха.

Я верю, что «Кадар» (в смысле судьбы) НЕ является чем-то скрытым. Я уже в начале нашего разговора сказал, что слова «Кадар» в смысле «судьбы или рока» – неверно!

«Кадар» – в Коране используется для обозначения физических законов и констант нашей Вселенной.

Правильный термин для обозначения «Судьбы», это – «Суннатуллах» (Сунна Аллаха).

«Суннатуллах», это – нравственные законы (нормы) Аллаха, регулирующие взаимоотношения Всевышнего Аллаха, с человечеством в целом, так и с каждым человеком по отдельности. Настоящее определение «судьбы» — вот это и есть.

«Суннатуллах», это – не что-то скрытное, не поддающееся пониманию. Нет, наоборот, оно вполне поддается пониманию. Если, люди, постараются уследить за своими взаимоотношениями с Всевышним, тогда они четко это увидят.

«Я сделал так-то, и, Всевышний ответил мне так-то»,

«Я совершил такую-то ошибку, и Всевышний сделал так-то».

Я верю, что правильное понимание «судьбы» именно такое. В противном случае, мы скатимся к фатализму (джебрие), где, все плохое и хорошее для нас, уже якобы предопределено в извечности.

Перекладывать все плохое и хорошее, что с нами случается на Всевышнего Аллаха, на мой взгляд, является наветом на Всевышнего Аллаха. К большому сожалению, большая часть нашего народа так и делает.

Потому что, это легко!

Когда, вы перекладываете свою ответственность на Всевышнего, что вы делаете?

Вы снимаете с себя всю ответственность за свою леность, безалаберность и безразличие!

Вы говорите: «Что же поделать-то, видать такова моя судьба», и НЕ берете на себя ответственность.

Что у нас говорят, о тех, кто сел в тюрьму?

«Пусть его спасет Аллах» (Allah kurtarsın)!

Ведущая: «Узник судьбы» (Kader mahkumu)!

Ильхами Гюлер: Вот, видите. Ничего подобного! Никакой связи с судьбой нет.

И подобного этому, в нашей жизни много: трагедии, несчастья, трудности, боль и переживания, однако, у всего этого, обязательно есть объективные причины. Если, мы начнем внимательно изучать истоки наших проблем, то, мы сможем понять причины их возникновения и добыть разумные и логические разъяснения им.

Однако, мы бежим от всего этого!

Не хотим смотреть правде в глаза!

Например, представьте себе мать, которая потеряла своего трехлетнего ребенка. Когда, такая мать говорит себе: «Этого ребенка дал Аллах, и забрал Аллах», ей легче себя успокоить, ей легче пережить свою боль.

Ведущая: Однако, не все в руках людей. Есть, такие болезни с которыми человек рождается и в итоге умирает.

Ильхами Гюлер: Да, может быть. Однако, мы должны знать и понимать, что даже в таких случаях, есть осязаемые причины этому, есть разумные разъяснения этому.

Когда, мы понимаем причины проблемы, мы можем предпринять меры для устранения таких проблем.

Однако, если, мы будем называть это «судьбой в кавычках» и будем перекладывать всю ответственность за это на Всевышнего, причем это явный навет на Него, тогда, все это будет продолжатся и далее.

На мой взгляд, разница между «развитым обществом (человеком) и неразвитым обществом (человеком)» лежит в этом!

Развитый (разумный) человек, видит проблему, вычисляет ее причины, предпринимает меры для ее устранения, старается предотвратить проблему заранее.

У неразумного человека, появляется проблема, которую он не решает и не старается понять ее причины, далее, проблема превращается в трагедию, в гангрену. Нерешенная проблема, как гнилое здание обрушается на неразумного человека и такой человек находясь под обломками здания, под завалом говорит: «Что же поделать, видно судьба!» и перекладывает всю ответственность с себя на Всевышнего!

Ведущая: У нас заканчивается время, нам нужно подвести итоги. Большое вам спасибо. Резюмируя, мы разумные люди, Всевышний благословил нас разумом, и мы должны использовать этот дар по назначению и не прекращать развивать себя.

Ильхами Гюлер: Опираясь на свой разум и критические мышление, мы должны взять всю ответственность за нашу жизнь, в свои руки.

Ведущая: Конечно, вера (иман) это такая штука, что каждый в итоге приходит к тому во что он верит. Однако, мы должны помимо веры использовать и свой разум.

Ильхами Гюлер: Раз вы затронули тему веры (иман). Можно, я кое-что добавлю насчет этого.

Смотрите, согласно Корану, сама по себе вера (иман) не является ценностью. В Коране есть такой аят:

Сура Бакара, 93
93. И Мы взяли с вас обещание и воздвигли над вами гору: «Держитесь крепко того, что Мы даровали вам, и слушайте (слова вашего Господа)». Они же сказали: «Слушаем и ослушаемся». Их сердца впитали любовь к тельцу из-за их неверия. Скажи (им, Муххамад): «То, что приказывает вам ваша вера, скверно, если вы вообще верующие».

«То, что приказывает вам ваша вера, скверно» – как это понимать?

В Турецком обществе, у нас такая мода, такое убеждение: «вот, это твой иман (вера), раз у тебя есть иман (вера), значит все, проблем нет».

Нет, ничего подобного!

Когда мы обращаемся к Корану, мы видим, что Коран полон от начала до конца, критикой в отношении имана (веры), чтобы мы обрели «правильный иман», и ответственность за это возложена на нас.

Обладать верой (иманом) само по себе недостаточно!

Важно, иметь «правильный иман» (правильную веру, Таухид), и это и есть настоящая ценность.

В Турецком общество есть такое, частое выражение, используемое в разговоре: «Я уважаю твою (вашу) веру».

Нет, ничего подобного!

Священный Коран не уважает просто «веру» саму по себе!

Важно знать, во что ты веришь, и почему ты веришь!

По каким причинам ты веришь?

Если, у тебя нет разумных причин, то, извини меня. Если, ты не приводишь разумные и логические причины для своей веры, то, такую необоснованную веру, я уважать не буду.

Поэтому, обратите внимание!

Священный Коран, Всевышний Аллах НЕ уважает веру Иудеев, Христиан и Мушриков, наоборот, Коран максимально жестко их критикует.

Почему?

Потому что, причины (обоснования) их веры слабые.

Поэтому, мы должны быть внимательны в этом вопросе. Когда, кто-то говорит: «Я верю», «Моя вера», мы сразу же включаем режим «уважения чужой веры», типа: «Это, твоя вера, хорошо, уважаем…»

Как будто «вера», это что-то четкое, как неизменный параметр, как «пол». Вы, например, женщина, я мужчина, или вы иудейка, а, я мусульманин или вы «алавит», а, я «суннит». Вот также «вера» воспринимается нами как четко заданный параметр.

Нет, ничего подобного!

Вера, это - выбор!

Ваша вера (иман) может быть выбором наших предков. У нас есть право сомневаться, у нас есть право вопрошать!

Вы должны сомневаться в вашей вере, вы должны вопрошать! Чтобы в итоге, прийти к истинной вере!

Kaza, Kader ve Sünnetullah Üzerine - Prof. Dr. İlhami Güler

Постскриптум: Данная статья. является текстовым изложением вышеприведенной ТВ-программы.

Ильхами Гюлер – родился в 1959 году в Тортуме. Высшее теологическое образование получил в 1980 – 1985 годах на Теологическом факультете Университета Анкары. В 1987 году начал свою научную работу аспирантом в Теологическом факультете Университета Анкара на кафедре "Калам". Докторскую диссертацию писал и защитил в 1985 – 1991 годах.
В 1992 – 1993 годах углубленно изучал Арабский язык в Университете Каира в Египте, где также проводил свои пост-докторские изыскания. В 1997 году стал доцентом, а, в 2004 году стал профессором в своем университете. В 2007 году провел один год в Лондоне для изучения английского языка и проведения научных работ. С 1997 по 2009 год был одним из учредителей журнала "Исламият". С тех пор, занимается писательством статей в различные журналы, выступает в ТВ программах по приглашениям, выступает лекциями на различных конференциях.
В данный момент, Ильхами Гюлер, продолжает свою преподавательскую деятельность в своем "альма матер", женат и является отцом двух детей.
У Ильхами Гюлера, есть свой сайт, где размещены большинство его трудов и статей.
Ссылка на его сайт: https://www.ilhamiyyat.com/

Касательно, данной темы, советуем вам прочесть, и эту статью:

Не забывайте подписываться на канал!

Ваша подписка, будет вкладом на распространение настоящего Ислама, и вкладом на очищение Ислама от искажений и фальсификаций!

Возможно, вам будут интересны следующие статьи:

О том, как извратили Исламский фикх «формализмом». Дозволенный обман в фикхе.
True Islam23 декабря 2022

Статьи касающиеся женщин и мужчин

Интересные статьи с ответами на вопросы