Статья написана на основе научной статьи «О (степени) обязанности грудного вскармливания для матерей и институте кормилец в Шафиитском юридическом праве» за авторством Мехмета Азиза Яшара. Ссылка на статью, будет приведена в конце.
1. О степени обязанности кормления грудью
Все факихи, сходятся в едином мнении в том, что грудное вскармливание для матери ребенка является нравственным обязательством, в независимости от того замужем ли она за отцом ребенка или нет. Опять же, нет никаких разногласий в том, что в случаях необходимости грудное вскармливание для матери является – «ваджиб» и юридическим обязательством, как, например, когда маленький ребенок не берет чужую грудь в период грудного вскармливания (первые два года) или при отсутствии кормилицы.
Ваджиб – исламский правовой термин, означающий, что исполнение конкретного религиозного предписания необходимо, синоним термина фард (фарз).
Разногласия среди факихов, возникли только для случаев – вне жизненно необходимых ситуаций, то есть, «если есть возможность нанять кормилицу для младенца, обязана ли тогда родная мать кормить грудью или нет?» (10).
Согласно Маликитскому мазхабу, за исключением благородных женщин, не желающих кормить своей грудью, грудное вскармливание новорожденного для матери ребенка является «ваджиб» и юридическим обязательством, при условии действия брачных уз. Родная мать – не имеет права отказаться от этого обязательства без уважительной причины. Если мать будет отказываться исполнять свой долг, в этом случае, к ней применяют юридические санкции (11).
Другие мазхабы (Шафиитский, Ханафитский, Ханбалитский) посчитали, что если нет необходимости (то есть, ЕСТЬ возможность нанять кормилицу), то грудное кормление новорожденного для матери является «мандуб» и не несет в себе юридических обязательств. Вышеуказанные мазхабы посчитали, что за грудное вскармливание ребенка полную ответственность несет отец (12). Отец ребенка, при этом не имеет права давить на мать, пока он не окажется в безысходной ситуации (13).
Мандуб – в терминологии фикха желательное, но не обязательное действие, оставление (не выполнение) которого не порицается.
Разногласия факихов, восходят к различной интерпретации следующего аята Корана, который содержит в себе предписание касательно грудного кормления: «Матери должны кормить своих детей грудью два полных года, если они хотят довести кормление грудью до конца».
Бакара, 233
233. Матери должны кормить своих детей грудью два полных года, если они хотят довести кормление грудью до конца. А отец ребенка обязан обеспечивать питание и одежду матери, согласно установленному (принятому обычаем и согласно своим возможностям). На человека не возложено больше его возможностей. Нельзя использовать ребенка для причинения вреда его матери и его отцу. На наследника (отца возложены) такие же обязанности.
Если они (родители) пожелают отнять ребенка от груди, посоветовавшись и придя к (взаимному) согласию, то на них не будет греха.
Если вы захотите нанять кормилицу для ваших детей, то на вас не будет греха, если вы заплатите ей, согласно установленному (договору — не уменьшая и не задерживая выплату). Бойтесь Аллаха и знайте, что Аллах видит все, что вы делаете.
Ссылка: https://azan.ru/tafsir/al-Bakara/233
В статье приведена лишь часть аята, мы здесь приводим полный текст аята
Согласно Маликитам, которые защищают мнение, что родная мать обязана кормить свое дитя грудью, проходящее в аяте слово «يرضعـن/ пусть кормят» выражено в императивной (повелительной) форме и подчеркивает обязанность. Данный приказ (повеление) направлено на всех родивших матерей, без разницы будь они замужем или разведены (14), и доносит до нас неоспоримую обязанность грудного вскармливания для них (15). То есть, имеются в виду все матери, которые все еще замужем за отцом ребенка или уже нет (то есть, развелись).
Маликиты, однако освободили от этой обязанности женщин благородного происхождения по решению «маслахата» (16), а также женщин, разведенных талаком «ат-талак аль-баин» ссылаясь на аят проходящий в суре Талак: «Если они (после родов) кормят грудью (ваших детей) для вас, то давайте им вознаграждение» (17).
Сура Талак, 6
6. Селите их (женщин, с которыми вы развелись) там, где вы живете сами, — согласно вашему достатку. Не причиняйте им вреда, стесняя их (чтобы вынудить уйти из дома). Если они (разведенные женщины) беременны, то содержите их, пока они не родят ребенка. Если они (после родов) кормят грудью (ваших детей) для вас, то давайте им вознаграждение. Призывайте же друг друга к благому! Если же возникнут трудности (и супруги не могут прийти к согласию), то пусть он (муж) наймет другую (женщину) для кормления (его ребенка).
Ссылка: https://azan.ru/tafsir/at-talyak/6
В статье приведена лишь часть аята, мы здесь приводим полный текст аята
Согласно Маликитам, такие женщины ( то есть, разведенные по талак аль-баин и благородного происхождения) находятся в статусе чужих женщин и имеют право отказать в кормлении грудью (18). Маликиты считают, что кормление грудью своего ребенка прямая юридическая обязанность матери, поэтому, пока продолжается их брак, мать не имеет требовать оплаты за кормление грудью от отца ребенка. В конце концов, требовать оплату за работу или действия, которое является обязательным для требующего, с точки зрения шариата не является дозволенным.
Помимо этого, Маликиты считают, что, так как, при браке содержание матери ребенка полностью возлагается на отца ребенка, соответственно, выдвигать к нему дополнительные материальные требования не является дозволенным (19). В случае, если брак завершился полным разводом (талак аль-баин) или смертью отца ребенка (то есть мужа), то в этом случае, в требовании оплаты за грудное кормление ребенка от отца ребенка или его родственников, с точки зрения шариата нет ничего предосудительного. Аналогично этому, так как женщины благородного происхождения не несут юридическую обязанность выраженную в кормлении младенца грудью, соответственно при желании, они имеют право требовать от мужа (отца ребенка) оплату за грудное вскармливание (20).
Согласно Шафиитским факихам, хотя выражение «يرضعــن/пусть кормят» используется в смысле приказа, рассматриваемый приказ относится к причине, а не к обязательству (21). Потому что, если бы грудное вскармливание ребенка было бы для матери – «ваджиб», тогда было бы сказано «кормление грудью ребенка лежит на матери». То есть, тогда это было бы уточнено, аналогичному тому как сказано в аяте:
«А отец ребенка обязан обеспечивать питание и одежду матери» (Бакара 2/233).
Также в другом аяте, Всевышний Аллах предписывает:
«Если, у вас будут проблемы касательно грудного вскармливания (если, отец не имеет возможности или мать не хочет кормить своей грудью), тогда ребенка пусть кормит другая женщина (Талак 65/6)».
Как следует из аята, если бы грудное вскармливание было обязательным для матери, отцу не разрешалось бы нанимать другую женщину в качестве кормилицы, для таких случаев, когда: у отца нет материальной возможности нанять кормилицу или когда родная мать отказывается кормить грудью своего ребенка; в этом случае, обязанность кормить грудью была бы возложена на мать. Поскольку, об этом не идет и речи, получается, что родная мать не обязана кормить ребенка грудью (22). Аналогично этому, аят:
«Если они (после родов) кормят грудью (ваших детей) для вас, то давайте им вознаграждение (Талак 65/6)»
указывает на то, что родная мать ребенка не обязана кормить грудью (23).
Согласно Шафиитскому мазхабу, мать имеет право требовать оплату за грудное кормление ребенка, включая оплату и за «либе» (колострум), в любом случае. Однако, в случаях острой необходимости, когда ребенок не берет в рот чужую грудь или отец не имеет возможности найти кормилицу, в этом случае, кормить грудью для матери ребенка является «ваджиб», что показывает на противоречивость выводов в Шафиитском мазхабе.
Потому что, не дозволяется требовать оплату за действие (работу) которое является ваджибом. Шафииты, защищали это противоречивое мнение согласно аналогии (кияс), потому что, согласно их мазхабу: «дозволено продавать еду за деньги, голодающему в очень трудном положении» (24). Эту сравнительную аналогию они разъяснили следующим образом:
Если голодающий и одновременно находящийся в очень трудном материальном положении (без денег) человек умрет от голода, то хозяин еды (который требовал деньги в обмен на еду) не является ответственным за его смерть! Аналогично этому, если младенец умрет по причине отсутствия грудного кормления, то за смерть младенца такая мать НЕ несет ответственности (25).
Комментарий от автора блога: То есть, Шафииты считают, что если родная мать ребенка будет требовать деньги за кормление, а у отца ребенка не будет возможности оплаты и по этой причине ребенок будет голодать и умрет, то мать НЕ виновата.
Ханафиты посчитали, что обязанность матери кормить грудью является лишь моральным долгом, а не юридическим обязательством, и в этом плане они разделяют мнение с Шафиитами. А утверждая, что мать НЕ может требовать плату за грудное вскармливание, они разделяют мнение с Маликитами (26).
Ханбалиты, касательно этой темы разделяют мнения Шафиитов (27).
Как мы упоминали ранее; научными исследованиями было доказано, что для здорового и правильного развития новорожденного ребенка, в питании не существует альтернативы грудному молоку.
Помимо этого, утверждение, что грудное вскармливание ребенка родной матерью с психологической точки зрения имеет много плюсов, является неоспоримым фактом.
Научные данные показали, что грудное вскармливание укрепляет духовную связь между матерью и ребенком.
Также, было замечено, что дети, вскормленные материнским молоком, в более поздние периоды жизни показывают более высокий интеллект (IQ) и эмоционально более стабильны, чем дети, вскормленные другими питательными веществами (28).
Кроме того, поскольку структура грудного молока меняется постепенно в соответствии с этапами развития ребенка; молоко кормилицы или другие заменяющие грудное молоко вещества могут не адаптироваться к состоянию ребенка. Следовательно, это может вызвать различные проблемы со здоровьем у ребенка (29).
Учитывая эти и подобные ситуации, мы считаем более справедливым возложить на родную мать ответственность за грудное вскармливание своего ребенка, за исключением случаев, когда у нее нет молока, или она страдает заболеванием, которым она опасается заразить ребенка, или если она разведена в результате развода (30).
Соответственно, можно считать, что точка зрения Маликитского мазхаба по этому вопросу является предпочтительной.
Однако, мы считаем, что Маликиты делая исключения для благородных женщин поступают неправильно, соответственно эту часть их иджтихада мы отвергаем. Потому что, когда речь идет о здоровье и благополучии ребенка нельзя делать исключения основываясь на происхождении женщин (31).
Более того, непонятно каким боком грудное вскармливание якобы вредит благородству женщины, соответственно, нет никаких основ для исключения благородных женщин.
Хадис передаваемый от пророка (с.а.с) подчеркивает нам это:
«…Во сне я увидел группу женщин, чьи груди были искусаны/разорваны змеями. Когда я спросил, в чем заключалось их преступление, мне ответили, что это были женщины, которые избегали грудного вскармливания своих детей…» (32).
Хадис от пророка (с.а.с)
Мухаммад бин Абдиллах аль-Хаким ( умер в 405/1014), аль-Мустадрак аляс-Сахихайн, thk. Mustafa Abdulkâdir Atâ, (Beyrut: Dâru’l-Kütübi’l-İlmiyye, 1411/1990), 2: 228.
Еще один важный момент, который следует учитывать, заключается в том, что матери, независимо от того, разведенные они или нет, имеют приоритет перед кормилицами, когда дело касается грудного вскармливания их родных детей. Если матери хотят кормить своих детей грудью, их мужьям не разрешается отделять их от детей и отдавать кормилице. В конце концов, родные матери более сострадательны и милосердны к своим детям, чем кто-либо другой. С другой стороны, разлучение маленького ребенка с его матерью, определенно наносит вред его матери. Такое поведение запрещено ясным аятом:
«Нельзя использовать ребенка для причинения вреда его матери и его отцу.» (Бакара 2/233).
Такие правила действительны, если только мать не выйдет замуж за кого-то другого. Потому что, это подтверждается хадисом от пророка (с.а.с) сказанным им одной женщине:
«Пока ты не вышла замуж за другого, у тебя больше прав на своего ребенка» (33)
Хадис от пророка (с.а.с)
Сулейман бин аль-Ашас Абу Давуд (умер в 275/888), Сунан Абу Давуд, (Beyrût: el-Mektebetü’l-Asriyye, ts.), “Talâk”, 36.
В этом отношении, состоялось единогласие факихов (34).
Однако, возникли разногласия, для случаев: когда кормилица согласна кормить грудью бесплатно, а родная мать ребенка при этом требует оплату; или, когда родная мать требует еще большую оплату, чем кормилица.
Маликиты, как это уже было приведено выше, считают, что требовать оплату за грудное вскармливание могут только: разведенные матери или женщины благородного происхождения. Согласно мнению Маликитов, при случаях, когда родная мать не просит больше чем кормилица, предпочтение следует отдавать матери (35). В противоположных случаях, можно предпочесть кормилиц родной матери.
Ханбалиты считают также, что пока родная мать не просит больше чем кормилица, то предпочтение следует отдавать матери; в противоположных случаях дозволено предпочитать кормилиц (36).
Ханафиты и Шафииты, касательно этого вопроса посчитали, что можно предпочесть кормилиц родной матери без привязки к каким-либо условиям и это является абсолютным дозволением (37).
2. Об институте кормилиц
Кормилица в книгах по фикху обычно проходит под словом «зи’р (ظـر)» (38). Слово «зи’р» , в словарях используется в таких значениях как: забота о чужом ребенке, проявление близости к нему и кормление его грудью (39).
В терминологии фикха, это – женщина, кормящая грудью чужого ребенка (платно или бесплатно) (40).
В том, что отцу ребенка разрешено нанимать кормилицу помимо матери, для кормления грудью своего ребенка, в случае необходимости за определенную плату, нет разногласий среди ученых. Причины этому следующие:
Сура Бакара, 233
«Если вы захотите нанять кормилицу для ваших детей, то на вас не будет греха, если вы заплатите ей, согласно установленному (договору — не уменьшая и не задерживая выплату)»
Как видно, Всевышний Аллах ясно говорит нам в аяте, что нет ничего плохо или предосудительного в найме кормилицы.
Институт кормилиц и практика найма кормилиц существовала до Ислама, а с приходом Ислама подобная практика не была запрещена. Согласно риваятам, передается, что сам пророк (с.а.с) был отдан в свое время кормилице, а также, передается, что он нанимал кормилицу для своего сына Ибрагима (41).
Легитимность договора найма кормилицы (Договора с кормилицей) привязана к следующим обязательным условиям:
- Должен быть определен конкретный срок грудного кормления; потому что, оплата за грудное кормление напрямую зависит от срока.
- Ребенок, подлежащий для грудного вскармливания должен быть рассмотрен кормилицей; потому что, требование оплаты может меняться в зависимости от возраста ребенка.
- Должно быть определено место кормления; потому что, кормилица может кормить как у себя дома, так и в доме отца ребенка, что означает необходимость компенсации расходов на проезд.
- Кормилица обязательно должна знать, на какую оплату она рассчитывает (43).
- В случае, если кормилица замужняя, то согласие мужа кормилицы обязательно!
Соответственно, замужней кормилице не разрешается кормить грудью чужого ребенка без разрешения мужа, независимо от того оплачивается ли ее услуга или нет. По этой причине, договор на грудное вскармливание, заключенный женщиной без разрешения мужа, может быть аннулирован (44).
Основными факторами, приводящими к аннулированию (разрыву) договора о грудном вскармливании, являются (54):
- отсутствие разрешения от мужа для замужней кормилицы;
- когда ребенок не берет грудь кормилицы;
- когда ребенок берет грудь, однако его сразу вырывает, что в его желудке не остается молока;
- кормилица, оказывается воровкой или проституткой;
- семья ребенка переезжает в другое место;
- кормилица заболевает;
- ребенок умирает;
- грудное молоко прекращается.
КОНЕЦ!
Статья: Şâfiî Hukuk Düşüncesinde Annenin Süt Emzirme
Yükümlülüğü ve Sütannelik Uygulaması, Mehmet Aziz YAŞAR.
Прямая ссылка: https://dergipark.org.tr/en/download/article-file/473504
Все что, написано выше это прямой перевод части статьи Мехмета Азиза Яшара.
Примечание от автора блога:
На этом, я решил остановится, хотя статья, взятая за основу, все еще продолжается и там идет детальный разбор:
Что собственно является объектом договора? Только само молоко или предполагается также и уход за ребенком? Или речь идет об уходе за ребенком, а молоко является просто частью договора? Или речь идет только о молоке, а если нужен и уход за ребенком, тогда это должно регулироваться отдельным договором.
Затем обсуждаются условия применительно к кормилице: Может ли кормилица быть девственницей или нет? Сколько ей должно быть полных лет? Статус, людей с признаками обоих полов (настоящий гермафродит), могут ли они быть кормилицами? Или кормилицами могут быть только женщины?
В Исламе, есть родство, возникающее в результате кормления грудью, далее идет разбор юридических нюансов, того, кто кому становится родственником и почему, что из этого вытекает и так далее…
Такие подробности и нюансы не являлись моей целью, поэтому, я ограничиваюсь на этом, однако теологи или имамы, могут сами подробно изучить статью, если им это нужно или интересно.
Список использованной литературы автором статьи (нумерация, приведена как в статье):
10. Абдуллах бин Ахмед Ибн Кудама аль-Макдиси (v. 620/1223), аль-Мугни, (y.y., Mektebetü’l-Kahire, 1388/1968), 8: 250; Рамли, Нихаят-уль-мухтадж, 7: 222; Komisyon, аль-Мавсуатуль-Фикхие, 22: 239. Вахба бин Мустафа аз-Зухайли, аль-Фикхуль-Ислами ва Адиллетуху, (Dımaşk: Dâru’l-Fikr, ts.), 10: 7274.
11. Халиль бин Исхак аль-Малики (v. 776/1374), ат-Тавдих фи Шерхи Мухтасариль-Фери ли Ибниль-Хаджиб, thk. Muhammed b. Abdilkerîm Necîb, (y.y., Merkezu Nüceybûye li’l-Mahtûtâti, 1429/2008), 5: 160.
12. Рамли, Нихаят-уль Мухтадж, 7: 222.
13. Абдулмалик бин Абдиллах аль-Джувайни (v. 478/1085), Нихаят-уль Матлаб фи Дирает-иль Мазхаб thk. Abdulazîm Muhammed ed-Dîb, (y.y., Dâru’l-Minhâc, 1428/2007), 25: 541; Мухаммад Наджиб аль-Мути (v. 1406/1985), Такмилет-уль-Маджму Шарх-уль Мухаззаб, (y.y., Dâru’l-Fikr, ts.), 18: 312; Яхъя бин Шараф ан-Навави (v. 676/1277), Равдат-ут-Талибин ва Умдат-уль Муфтин, thk. Zuhayr eş-Şâvîş, (Beyrut: el-Mektebü’l-İslâmî, 1412/1991), 9: 88.
14. Муфассиры впали в разногласия касательного того, что имеется в виду под словом «الوالــدات». Некоторые факихи посчитали, что так как слово «الوالــدات» проходит в аяте после аята о разводе, они заявили, что слово означает «املطلقــات/разведенных женщин». А другие, в противоположность им заявили, что это слово означает женщин, находящихся в браке (никах), потому что, согласно их мнению, в продолжении аята в отношении отца ребенка сказано «وكســوتهن/одежду (матери)». Известно, что обеспечение одеждой разведенных женщин не является обязанностью для отца их общего ребенка. Некоторые муфассиры посчитали, что слово «الوالدات /матери» охватывает всех матерей, будь они рзаведены или все еще в браке. Мухаммад Али ас-Сабуни, Равай-уль Баян Тафсиру Аят-уль Ахкам, (Dımaşk: Mektebetü’l-Gazalî 1400/1980), 1: 353.
15. В конце концов, все матери издавна, считали кормление грудью новорожденного своей прямой обязанностью и брали на себя эту ответственность не вопрощая и без чьих-либо просьб. Влияние подобных традиций на религиозные постановления является неоспоримым фактом, как и влияние условий, выдвигаемых в договорах. По этой причине Маликиты посчитали, что слов «يرضعــن/пусть кормят» нельзя считать простым предложением (на свой выбор); поэтому, неверно освобождать матерей от такой важной обязанности, как кормление грудью.
16. До того, как пророк (с.а.с) был послан посланником, благородные женщины НЕ кормили грудью своих детей. Когда наш пророк (с.а.с) прибыл со своей пророческой миссией, он не стал трогать этот обычай и оставил как есть. Имам Малик, поэтому вывел такое решение. Мухаммад бин Ахмад бин Абу Бакр аль-Куртуби (v. 671/1272), аль-Джами ли Ахкам-иль Куран (Tefsiru’l-Kurtubi), thk. Ahmed el-Berduni-Ibrahim Etfis, (Kahire: Daru’l-Kutubi’l-Mısriyye, 1384/1964), 3: 712.
17. Абу Мухаммад Абдулваххаб бин Али Абу Мухаммад аль-Кади (умер в 422/1031), аль-Исраф аля Нукети Месаиль-иль Хилаф. thk. Habib b. Tahir, (y.y., Daru Ibn Hazm, 1420/1999), 2: 809; Zuhayli, el-Fıkhu’l-Islami, 10: 7274.
18. Али бин Мухаммад аль-Лахми (умер в 478/1085), ат-Табсира, thk. Ahmed Abdulkerim Necib, (Katar: Vizaretu’l-Evkaf ve’s-Suuni’l-Islamiyye, 1932/2011), 5: 2175-2176.
19. Абдулваххаб аль-Кади, аль-Мауна аля Мазхаби Алим-уль-Медине (аль-Имам Малик бин Анас), (Mekke: el Mektebetu’t-Ticariye, ts.), 935. Ayrıca bkz. Алауддин Абу Бакр бин Масуд аль-Касани (умер в 587/1191), Бада‘и ас-Сана‘и фи Тартиб аш-Шара‘и, (y.y., Daru’l-Kutubi’l-Ilmiyye, 1406/1986), 4: 41; Абдуллах бин Махмуд аль-Мовсили (умер в 1284/683), аль-Ихтияр фи Таалиль Мухтар, (Kahire: Matbaʽatu’l-Helebi, 1356/1937), 4: 10.
20. Мухаммад бин Ахмад бин Арафа ад-Дасуки (умер в 1230/1815), Хасиет-ут Дасуки ала-с-Шархиль-Кабир, (y.y., Daru’l-Fikr, ts.), 2: 525; Зухайли, аль-Фикх-уль Ислами, 10: 7277.
21. Абдулвахид бин Исмаил аль-Руяни (умер в 502/1108), Бахр-уль Мазхаб (фи Фуру-иль-Мазхаби-с-Шафии), thk. Tarik Fethi es-Seyyid, (y.y., Daru’l-Kutubi’l-Ilmiyye, 1430/2009), 11: 504.
22. Мутии, Такмилат-уль Маджму, 18: 313.
23. Ибрахим бин Исхак аш-Ширази (умер в 476/1083), аль-Мухаззаб филь-Фикхи-ш-Шафии, (Beyrût: Dâru’l-Kütübi’l-İlmiyye, ts.), 3: 162; Зухайли, аль-Фикх-уль Ислами, 10, 7274; Мустафа аль-Хынн и другие, аль-Фикх-уль Манхаджи аля Мазхаб-иль-Имам-аш-Шафии, (Dımaşk: Dâru’l-Kalem, 1413/1992), 4: 204-205.
24. При таком случае, передать (отдать) еду является ваджиб, однако при этом нет обязательства отдавать еду за бесплатно. Владелец еды, вправе требовать оплаты за свою еду. Тоже самое действительно и для кормящей женщины.
25. Ахмад бин Мухаммад бин Хаджар аль-Хайтами (умер в 974/1566), Тухфет-уль Мухтадж фи Шарх-иль Минхадж, (Mısır: el-Mektebetü’t-Ticâriyye, 1357/1983), 8:350; Мухаммад бин Ахмад аш-Ширбини (умер в 977/1569), Мугни-ль Мухтадж иля Марифети Маани Альфаз-иль Минхадж, (Beyrût: Dâru’l-Kütübi’l-İlmiyye, 1415/1994), 5: 187;
26. Али бин Абу Бакр аль-Маргинани (умер в 593/1197), аль-Хидая фи Шархи Бидает-иль Мубтади, thk. Tallâl Yusuf, (Beyrût: Dâru İhyai’t-Turâsi’l-Arab’î, ts.), 2: 291; Бурхануддин Махмуд бин Ахмад аль-Ханафи (умер в 616/1219), аль Мухит-уль Бурхани филь-Фикхин-Нумани, thk. Abdulkerim Sâmi el-Cündî, (Beyrut: Dâru’l-Kütübi’l-İlmiyye, 1424/2004), 3: 564; Мухаммад Амин бин Омар Ибн Абидин (умер в 1252/ 1836), Радд-уль Мухтар аля Дурур-иль-Мухтар, (Beyrût: Dâru’l-Fikr, 1992/1412), 3: 618.
27. Ибн Кудама, аль-Мугни, 8: 250.
28. Комиссия, Türkiye’ye Özgü Besin ve Beslenme Rehberi, (Ankara: 2015), 61-65; http://jinekoloji.com/anne-sutunun-bebege-6-psikolojik-faydasi (Erişim tarihi: 19.12.2017).
29. Ahmed Muhammed Kenʽân, el-Mevsûʽatü’t-Tıbbiyye el-Fıkhiyye, (Beyrut: Dâru’n-Nefâis, 1420/2000), 483484.
30. Абдулкарим Зайдан, аль-Муфассал фи Ахкам-иль-Мара валь-Бейт-иль-Муслим фи-ш-Шариат-иль Исламия, (Beyrut: Müessesetü’r-Risâle, 1413/1993), 9: 480.
31. Некоторые факихи сказали, что “грудное вскармливание для младенца, все равно что нафака (содержание) для взрослого” и защищали мнение, что грудное вскармливаение является неотъемлемым правом младенца. Konuyla ilgili olarak bkz. Şirâzî, el-Muhezzeb, 3: 162.
32. Мухаммад бин Абдиллах аль-Хаким (умер в 405/1014), аль-Мустадрак аля-с-Сахихайн, thk. Mustafa Abdulkâdir Atâ, (Beyrut: Dâru’l-Kütübi’l-İlmiyye, 1411/1990), 2: 228.
33. Сулейман бин аль-Ашас Абу Давуд (умер в 275/888), Сунан Абу Давуд, (Beyrût: el-Mektebetü’l-Asriyye, ts.), “Talâk”, 36.
34. Касани, Бада‘и ас-сана‘и, 4. 40; Ибн Кудама, аль-Мугни, 8:250; Хайтами, Тухфат-уль Мухтадж, 8: 350; Ибн Абидин, Радд-уль Мухтар, 3: 619-620.
35. Дасуки, Хашиету-д Дасуки, 2: 526.
36. Мухаммад бин Ахмад бин Абу Муса аш-Шариф (умер в 428/1036), аль-Иршад иля Себили-р Решад, thk. Abdullah b. Abdilmuhsin et-Türkî, (y.y., Müessesetü’r-Risâle, 1419/1998), 326.
37. Хайтами, Тухфат-уль Мухтадж, 8: 350; Алауддин Мухаммад бин Али аль-Хаскафи (умер в 1088/1677), ад-Дурру-ль-Мухтар Шарху Танфиру-ль-Абсар ва Джаами-ль Бихар, thk. Abdulmünʽim Halîl İbrahim, (y.y., Dâru’l-Kütübi’l-İlmiyye, 2002/1423), 264; ayrıca bkz. Hilal Duman, “İslam Hukukunda Annenin Çocuğunu Emzirmesinin Hükmü”, Diyanet İlmi Dergi 40, sy. 1 (2006): 100-102.
38. Маргинани, аль-Хидая, 3: 239; Яхъя бин Абу-ль Хайр аль-Имрани (умер в 558/1163), аль-Баян фи Мазхаб-иль-Имам-аш-Шафии, thk. Kâsım Muhammed en-Nûrî, (Cidde: Dâru’l-Minhâc, 2001/1421), 12: 154; Шихабуддин Ахмад бин Идрис аль-Карафи (умер в 684/1285), ez-Zahîre, (Beyrût: Dâru’l-Garbi’l-İslâmî, 1994/1915), 5: 408; Мансур бин Юнус аль-Бухути аль-Ханбали (умер в 1051/1641), Кашшаф-уль-Кынаан Матни-ль Икна, (y.y., Dâru’l-Kütübi’l-İlmiyye, ts.), 5: 485.
39. Ибн Манзур, Лисан-уль Араб, 4: 514.
40. Мухаммад бин Абу-ль Фатх аль-Баали (умер в 709/1309), аль-Матла, thk. Mahmud el-Arnauût, Yâsîn Mahmud el-Hatîb, (y.y., Mektebetü’s-Sevâdî li’t-Tavzi, 1423/2003), 317.
41. Абу Яла Ахмад бин Али аль-Мовсили (умер в 307/919), Муснад Абу Яла, thk. Hüseyin Selim Esed, (Dımaşk: Dâru’l-Me’mûn li’t-Türâs, 1404/1984), 7: 202.
43. Мутии, Такмилат-уль Маджму, 15: 30; Абдуррахман бин Мухаммад ан-Наджди (умер в 1392/1972), Хашиету-р-Равд-иль-Мурабба, (y.y., 1397/1978), 5: 300.
44. Мутии, Такмилат-уль Маджму, 15: 29; Komisyon, аль-Мавзуат-уль Фикхие, 1: 294.
54. Комиссия (коллегия авторов), аль-Мавзуат-уль Фикхие, 29: 152-153.
Дополнительно от автора блога и его субъективное мнение:
Я лично согласен с выводами автора и также считаю, что единственно верный иджтихад из всех это – Малакитский, с некоторыми оговорками.
То есть, «грудное вскармливание младенца матерью ребенка» является прямой обязанностью матери, что в религиозном выражении для нее будет – «ваджиб». А оговоркой, в данном случае будет, то что, мы НЕ разделяем мнение Малакитов, о том, что якобы это обязанность не распространяется на «благородных женщин».
Все остальные мазхабы вывели неверные решения! Поэтому, мы их отвергаем.
На этом канале, мы постоянно призываем не зацикливаться на мазхабном фанатизме. В каждом мазхабе, есть ошибочные иджтихады. Наша задача, состоит в переосмыслении наследия всех мазхабов и выбрать из них наилучшие иджтихады или вывести новые, если все старые – неверны.
Все иджтихады мазхабов согласно Турецкому теологу Али Акыну делятся на три категории:
- Неверные иджтихады, которые были неверны изначально.
- Неактуальные иджтихады, которые потеряли свою актуальность в свете изменения или исчезновения первопричин (с изменением истории, обычаев).
- Верные иджтихады, которые были верны тогда и все еще верны сейчас.
Так вот, иджтихады Ханафитского, Шафиитского и Ханбалитского мазхабов в отношении грудного вскармливания были неверны изначально!
Давайте порассуждаем в общем об институте кормилиц!
На мой взгляд, в целом это скорее Арабский обычай, а не предписание всем мусульманам, мы можем вывести только общую рекомендацию о том, что: «если у родной матери нет молока, дозволено нанять кормилицу, если такая есть».
Потому что, ни у какого другого народа такого обычая не было.
Почему так получилось?
Потому что, во времена Джахилии среди Арабов шли бесконечные гражданские войны известные как «Аийям-уль-Араб». В следствие чего, природный баланс мужчин и женщин установленный Всевышним Аллахом в размере 50% на 50%, был нарушен. В Арабском обществе того периода, женщин – натурально стало больше в ЧЕТЫРЕ раза, чем мужчин.
Именно отсюда происходит, ВРЕМЕННОЕ разрешение на многоженство, которое привязано к демографическим условиям, и НЕ является абсолютным разрешением на все времена для мужчин в Исламе!
Прочтите об этом здесь:
Именно отсюда происходит этот институт кормилиц, потому что, женщин стало много. У этих женщин НЕ было никаких прав, экономически они НЕ были самостоятельны и НЕ были защищены. Возможно, поэтому некоторым из них пришлось от безысходности торговать своим грудным молоком в ущерб своему ребенку!
Молоко – у большинства женщин вырабатывается ровно настолько, насколько нужно одному ребенку. Получается, кормилица – недокармливает своего ребенка в угоду чужому.
Более того, Арабы того времени, отдавали ребенка кормилицам не на время кормления, а как в интернат, то есть на 2-3 года, где ребенок жил с кормилицей в ее семье, вдали от своих родных. Скажем, «рос не в городе, а в отдаленных горных районах».
В этом, иногда заключался вопрос безопасности, так как разные племена находились в состоянии перманентной войны. Вполне логично обезопасить ребенка отдав его на воспитание другому племени, которое с никем не воюет.
Поэтому, на мой взгляд, в целом это Арабский обычай, не имеющий отношения к Исламу.
Вам не следует путать «шариат» с «религией», именно так поступал Хазрат Омар (р.а.) и это также является пониманием Имама Азама Абу Ханифы.
Об этом можете прочесть здесь:
Если вы (некоторые псевдо-Исламские необразованные блогеры, женского пола), возразите: «Нет, вы не правы. Кормить ребенка – НЕ является нашей обязанностью, точка!»
В этом случае, я для вас подчеркну несколько моментов:
a) Даже, НЕ считающие это прямой обязанностью Ханафиты, Шафииты и Ханбалиты, все равно обязывают женщину кормить грудью, если ее муж НЕ смог найти кормилицу.
В наш век, никакая женщина НЕ согласится вскармливать своим грудным молоком чужого ребенка. Такое, практически не реально. На территории СНГ, нет такого обычая и так не принято.
b) Во-вторых, даже если кормилица найдется, скорее всего она будет замужняя, а для замужней кормилицы обязательно – согласие ее мужа!
Вряд ли муж кормилицы, согласится на такое.
c) А если, кормилица будет не замужем?! Сами посудите, кормилица не замужем, однако, при этом родила ребенка и готова кормить вашего?!
Если, такая кормилица НЕ в разводе и родила своего ребенка вне брака, то у такой кормилицы будет сомнительная репутация. Вы же прочли выше, что даже если кормилица просто «воровка», то с такой договор аннулируется.
d) В-четвертых, почему Ханафиты, Шафииты и Ханбалиты считали, что за кормление грудным молоком несет ответственность отец?!
Потому что, дети переходили к отцам в случае развода!
В обществе Джахилии и в Арабском обществе в период Ислама – дети на 100% принадлежат отцам и остаются с ними.
Если, вы ратуете за неверные шариатские иджтихады и считаете, что «вы – не обязаны кормить грудью», тогда, вы также должны не возражать тому, что при случае развода «детей – вам не видать» и не прятаться за Светские законы вашей страны. Как говорят «назвался груздем – полезай в кузов».
Как вы видите, даже если вы все равно будете ратовать за неверные иджтихады, то шанс их применения на практике – нулевой!
Писать о пользе грудного молока для детей я не буду, просто приведу вам ссылку:
Прочтите, что говорит наука и вы поймете кощунственность и циничность, утверждающих, что «они – НЕ обязаны кормить грудью»!
Данное мое обращение, направлено на псевдо-Исламских женщин-блогеров, или как их называют по-модному «инфлюенсеров», которые НЕ имеют как профессионального теологического образования, так и академического психологического образования.
Однако, при этом позиционируют себя как «Исламских психологов», консультируют людей, берутся решат их семейные проблемы, проводят сомнительные курсы и обучения, и при каждом удобном случае, сознательно подчеркивают: «А вы знаете, что в Исламе женщина не обязана кормить грудью?!» В общем, распространяют свое невежество в массы.
Я часто слушаю разных теологов, поэтому YouTube постоянно рекомендует мне все видео на Исламскую тематику. Так получилось, что в моих рекомендациях вышли интервью с очень популярными «якобы Исламскими психологами», которые очень известны в России и во всем СНГ.
Однако, когда я прослушал их, я ужаснулся их невежеству, в том смысле, что они говорят такие вещи, которые – на 100% противоречат Корану!
Коран – говорит одно, а они – прямо противоположное!
Я запланировал статью на эту тему, где разберу пару примеров.
Не поймите меня – неправильно!
Я – не против производительного труда женщин!
Здесь, были размещены статьи, которые описывают женщин и защищают их права, согласно Корану.
В этом блоге, мы (я лично и теологи, чьи статьи я перевожу) НЕ делим женщин и мужчин.
Мы НЕ возвеличиваем мужчин, приписывая им несуществующие права!
Аналогично, мы НЕ унижаем женщин – принижая их статус!
Однако, мы всегда будем защищать – Коран!
Если, какие-то блогеры любого пола будут распространять противоречащие Корану – установки, то мы будем таких критиковать.
Этим, я хочу подчеркнуть, что сейчас все прямо повернулись на этих курсах по психологии.
В любой социальной сети, везде встречаешь этих – «инфоцыган», которые продают «успешный успех» и рецепты «счастья и богатства без усилий».
Неудивительно, что и около Исламская тематика, также подверглась нашествию таковых.
Возможно, у вас есть иммунитет против таких, может вы привились!
А если – нет?
Если, вы НЕ знаете об Исламе ничего или имеет поверхностные сведения, что тогда будет?
Вы поверите, первому же человеку, вы посмотрите на такого: «аха, вот он (она) наверняка знает про Ислам все, потому что: у него такия (чалма) на голове; у него длинная борода; у него джубба; у нее хиджаб и абайя».
Вы должны понять, что нельзя доверять одежде, а нужно оценивать – содержание!
Судьей в этом вопросе, может выступать только Коран!
Коран – это ваша «прививка» против Ширка, против противоречащих Исламу неверных установок (верований, принципов).
Когда, вы будете читать Коран, а единственно верное чтение, это – чтение перевода Корана (чтение с пониманием смысла)!
Тогда, вы сразу поймете, когда тот или иной блогер, говорит вещи, которые противоречат Корану.
Да одарит Всевышний Аллах мусульман – сознательностью!
Мира вам и процветания!
Возможно, вам будут интересны следующие статьи:
Статьи касающиеся женщин и мужчин
Интересные статьи с ответами на вопросы
Серьёзные статьи для раздумий
Не забывайте подписываться на канал!
Ваша подписка, будет вкладом на распространение настоящего Ислама, и вкладом на очищение Ислама от искажений и фальсификаций!
Благодаря вашим подпискам, Дзен будет рекомендовать статьи большему числу людей, соответственно, это будет и вашим вкладом в общее дело.
Напоминаю всем, канал НЕ преследует цели монетизации или извлечения какой-либо выгоды. Монетизация – никогда НЕ будет подключена.
Если, вы видите какую-либо рекламу, то она НЕ имеет отношения к каналу, это вставки самого Дзена.
Платформа Дзен – бесплатно позволяет вести блог, однако, они вставляют свою рекламу за это, к блогу, такая реклама НЕ имеет никакого отношения, я НЕ получаю ничего.
Прося подписаться на канал, я лишь хочу, чтобы Дзен рекомендовал канал как можно большим людям, чтобы они могли познакомиться с настоящим Исламом!