Найти тему
True Islam

Культ «Бухари» – поклонение Сахиху Бухари в Османской империи и в наши дни!

Данная статья написана на основе научной статьи, опубликованной на платформе Dergipark (платформа для публикации научных работ в Турции). Статья называется «Бухариханство в научной традиции Османской империи», за авторством Мустафа Джелиль Алтунташ.

В научной традиции Османского государства, мы видим, что чтение определенных книг и обучение этим книгам при мечетях, было очень важным для подготовки класса улема и обучения учеников, а, также для воспитания общества того времени. Традиция обучения при мечетях идет с раннего периода Ислама, и непрерывно продолжалось испокон веков. Османское государство продолжило эту традицию.

Любая научная работа, изучающая религиозное представление общества Османского периода, будет неполноценной без изучения влияния таких книг, как: Бухари-Шариф, Шифа-и-Шариф и Маснави-и-Шариф.

Обозначение вышеуказанных книг словом «Шариф», уже показывает нам, какую важность и ценность Османское общество придавало данным книгам. Из вышеуказанных книг, самую большую важность и распространение получила книга «Бухари Шариф». Преподаваемая с самого раннего периода в Османских медресе «аль-Джами-ус-Сахих», в поздние периоды, настолько распространилась, что превратилась в основную книгу Османской империи. Более того, прочно вошла в традицию, как книга, которую нужно читать везде и всегда. Изначально «Сахих Бухари» читали во всех медресе и центральных мечетях, позднее ее стали читать во всех ханаках и усыпальницах (суфийских тарикатах), потом ее начали читать в неблагоприятные и трудные периоды времени с целью удачи и притяжения благодати (бараката). Традиция чтения «Сахиха Бухари» на удачу и на благодать, была подхвачена и продолжена армией и многими государственными учреждениями.

«Сахих Бухари» в Северной Африке

Французский арабист Эварист Леви Провансаль, перевел и опубликовал «Сахих Бухари» на Французском языке в 1928 году в Париже. Он в своей научной статье (брошюре): «Изучение Сахиха Бухари в Магрибе», пишет, что:

  • в Марокко, при наступлении важных событий делают не только полный хатм (полное прочтение) Корана, но, также читают и «Сахих Бухари»;
  • самого Имама Бухари в Марокко называют, не иначе как «Раис – всех мусульман по хадисам»;
  • во всех центральных мечетях Марокко и в особенности в мечети Кайруан, есть научные кружки, обучающие Сахих Бухари;
  • Султан Марокко Исмаил ибн Шариф, создал отряд ополчения из чернокожих рабов называемый «Абид-уль Бухари», которые дают присягу на «Сахихе» Бухари. Помимо этого, султан выдал этому отряду один экземпляр «Сахиха» Бухари и приказал всегда носить с собой данный экземпляр, даже в походах впереди войска, подобно «Ковчегу завета» Израильтян.

Также, Эварист Леви Провансаль доводит до нас, что в Марокко существует такое поверье:

«Любой, кто откроет «Сахих» Бухари на могиле какого-либо авлия (святого), прочтет первый попавшийся на глаза хадис, и призывая покровительство всех рави (передатчиков) данного хадиса и пророка (с.а.с) помолится и попросит что-то, через, некоторое время, увидит, что его желание исполнилось».

Эварист Леви Провансаль в своей научной статье указывает, что в Марокко, традиция чтений Бухари заканчивается в священные три месяца, и, что по окончанию чтений проводятся торжественные праздники. Согласно его сведениям, чтения Бухари начинались в первый день Раджаба, продолжались весь месяц Шабан, и на 27-ой день месяца Рамазан (Рамадан) завершались торжеством под названием «Ночь Хытма» или «Хытаму аль-Бухари» или «Ляйлят-уль Саб», как, ее называют в народе. Когда, помощник (Сарид) главного имама, управляющего чтением, читает последнее предложение последнего хадиса «Субханаллахи ва бахамдихи субханаллах-аль азим», все присутствующие встают на ноги и громко повторяют, данное предложение 101 раз. После этого, все присутствующие на чтении, вместе читают отрывки из трудов «Касида аль-Бурда» и «Касида аль-Хамзия» имама аль-Бусири.

Каси́да аль-Бурда (араб. «Поэма мантии») — хвалебная ода на исламского пророка Мухаммеда, написанная выдающимся египетским суфием, имамом аль-Бусири.

Когда, эти чтения, называемые «тазаккарат» заканчивают, все читающие и главный имам управляющий чтением, проводят праздник в доме у главного имама.

Ибн Ияс (умер в 1524 году) в своем труде «Бадаи аз-Зухур» пишет, что в месяц Рамазан (Рамадан) 1505 года в Египте был проведен «хатм» Бухари, и, это было проведено в шатре султана в его саду. Он передаёт нам, что и ранее в дворце Султана проводили регулярные хатмы Бухари, и по окончанию чтений, кадиям и алимам дарились торжественные халаты. Со временем, эту традицию забыли, но полные чтения Бухари продолжались в мечети цитадели, последнее чтение Бухари было проведено в шатре Султана и на этом завершилось.

Также, в 1798 году с целью предотвращения вхождения Наполеона Бонапарта в город Каир, в мечети аль-Азхар провели полный хатм Бухари. Аналогично, хатм Бухари проводился 12 сентября в 1902 году для предотвращения распространения холеры. Также, источники передают, что, когда начались Балканские войны, шейх аль-Азхара собрал алимов и повелел им повернувшись к кибле прочесть «Сахих Бухари» и затем сделать дуа (мольба) для победы войска Османской империи.

Традиция чтения и проведения торжеств после чтения Сахиха Бухари, традиция давать клятвы на Сахихе Бухари из Северной Африки; традиция чтения Сахиха Бухари для предотвращения бед, болезней и во время войны для удачи – из Андалусии, в период Османской империи, была позитивно воспринята как в народе, так и в ученой среде и была продолжена.

Бухариханство в Османской империи

В конце книги «Сахих аль-Бухари», упоминается персидское слово, глагол «хан» со смыслом «читающий, чтец, призывающий», отсюда, было выведено новое слово «Бухарихан» означающее «читающий Бухари», которое стало официальным обозначением в Османском государстве для обученных специализированных людей, читающих Бухари при мечетях и мавзолеях.

Бухариханы – выбирались из числа «дарсиям», которые, в свою очередь, выбирались из числа закончивших медресе. Дарсиямы – сдавали специальные экзамены, успешно сдавшие становились учителями при мечетях и преподавали там ученикам фикх, тафсир и хадисы.

Отсюда, выходит вывод, что «Бухариханами» не могли стать случайные люди, наоборот, они выбирались из числа людей, получивших образование в медресе и сдавших специальные экзамены.

Места, где проводились чтения «Сахиха Бухари»

1) Мечети

Самым частым местом для чтений Сахиха Бухари, были – мечети. В особенности, мечеть «Хырка-и Шариф» в г. Стамбуле.

В Османских архивах, есть документы, согласно, которым хатмы Бухари проводились регулярно в Медине, позднее султан назначил специального чтеца (Бухарихана) и для Мекки, жалованье которого было 1 500 куруш в год. Абу Ула Мардини пишет, что около 20 алимов близких к Султану, также читали «Бухари Шариф» в мечетях. Например, Арапгили Аббас Эфенди во главе команды из 10 человек читал Бухари каждый день, кроме вторника и пятницы в мечети Фатих. Эта же команда из 10 человек, читали Бухари по вторникам и пятницам в мечети Султана Селима.

Во всех торжественных мечетях Стамбула, всегда проводились чтения «Бухари Шарифа» с государственной поддержкой и организацией. Самые главные мечети были: Мечеть Хагия София и ее библиотека, мечеть Фатих, мечеть Сулеймание.

Кроме Стамбула в источниках упоминается, что чтения Бухари проводились при мечетях и святынях в таких городах, как: Мекка и Медина, Керкюк, Багдад, Дамаск, Сивас, Измир и Бурса.

Когда, Наполеон начал свой Египетский поход и Османские войска начали проигрывать, один из местных отправляет Султану письмо, в котором пишет, что ради победы над Наполеоном, нужно раздать садака (пожертвования) бедным, и также делать хатмы Бухари, желательно, 1 полный хатм Бухари раз в 10 дней.

В Османской империи было много реликвий, о которых верилось, что они дошли до нас от пророка (с.а.с) и его окружения. Одним из таких реликвий был «Хырка-и Шариф», якобы кафтан, который носил сам пророк (с.а.с), этот кафтан хранили в особой комнате, но, что примечательно, рядом с этим кафтаном также хранили копию «Сахиха» Бухари!

В архиве Стамбульского Муфтията, есть архивная тетрадь под названием «Сахиби-и Джихет-и Дарсиямлар», в которой, перечисляются около 90 (девяноста) Бухариханов. В этой же тетради упоминаются места, где постоянно читали Бухари-Шариф: Мечеть Нуросмание, мечеть Хагия София, мечеть Баб-ы Фатва, мавзолей Хамидие, мавзолей Накшидил Валиде Султан, мечеть Валиде, мечеть Бешикташ, мавзолей Меджидие, мавзолей Султан Мустафа, мечеть Хырка-и Шариф.

2) Библиотеки

3) Ставки войск

Во времена военных действий и военных походов, Бухари-Шариф читали при ставках войск и региональных мечетях, ради победы мусульманского войска над врагами. Например, перед войной с Русским царством в Бурсе каждые два дня в неделю делали хатм Сахиха Бухари.

Когда, Россия объявляла войну Османской империи, высшее руководство страны отдало приказ делать хатмы (чтения) «Бухари-Шариф» и «Шифа-и Шариф» ради достижения победы.

4) Мавзолеи (святыни)

5) Государственные учреждения

Высшим органом в Османской империи, после самого Султана был «Баб-ы Али» – дворец Садразама (главного визиря), где, также, всегда и постоянно читался Бухари-Шариф, специальный Бухарихан на жаловании сидел и постоянно делал хатм Сахиха Бухари.

6) При открытиях «Дар-уль Ахадис»

После, прочтения «Сахиха» Бухари от начала до конца, читали специальное дуа (мольбу) – Дуа хатма Бухари-Шариф, где, последние предложения были такими:

«О, Всевышний, отправь на головы наших врагов все несчастия и раздоры. В войнах же, НЕ одаривай их победами!»

Резюмируя: По всей Османской империи, во всех главных городах государства, в главных мечетях, каждого из этих городов, всегда проводились чтения «Сахиха» Бухари. При этом, для этих целей существовал специальный класс людей, которые отбирались по критерию образования из числа закончивших медресе, и все они были на государственном содержании.

Важно подчеркнуть для чего и с какой целью проводились эти чтения.

«Сахих» Бухари – читали в трудные времена, в особенности, во время войн, пандемий, засух и природных катастроф, чтобы удалить от себя бедствия и достичь удач и побед на фронте.

Статья, составлена и написана, но основе частей, взятых с оригинальной статьи, оригинальную статью вы можете скачать или прочесть, по нижеуказанной ссылке.
«Osmanlı İlim Geleneğinde Buhârîhânlık», Mustafa Celil ALTUNTAŞ
Ссылка: https://dergipark.org.tr/tr/download/article-file/604260

Дополнительные интересные факты о чтении «Сахиха Бухари».

Из воспоминаний Атыфа Хусейна Эфенди, о том, что делал Султан Абдулхамит Хан II-ой, во время первой мировой войны.

«Что мы еще можем, кроме дуа? Всегда читаю Бухари-Шариф. Вот-вот закончу один полный хатм, иншаллах, Всевышний примет нашу дуа» (стр. 266)
«Я молюсь ради безопасности нашей страны, ради избавления мусульман от этих несчастий. Как только пройдет моя болезнь, опять, начну читать Бухари….
Во время сражения за Чанаккале, я, все время читал Бухари. Всевышний, тогда спас и защитил нас. Он, сделает это и еще раз.» (стр. 388)
Источник: Книга «Танец с волками Султана Абдулхамита», Мустафа Армаган. (Mustafa ARMAĞAN – Abdülhamid’in Kurtlarla Dansı)
Ссылка: https://millivesunni.wordpress.com/2018/03/18/buhar-i-serifcanakkale-ve-uluhakan/

Как мы видим, сложился целый культ Бухари!

Мусульмане, поклоняются ему и его книге, отодвинули Коран в сторону, отодвинули пророка (с.а.с) в сторону – делают хатмы Бухари, ради удачи, ради победы, ради избавления от несчастий!?

Вы, конечно, можете возразить: «ну, что было, то было, сейчас-же, такого нет!»

А, вот и нет, это, происходит и в наши дни!

Например, джамаат «Исмаил Ага», члены, которого относят себя к ответвлению Халидия Накшбандийского тариката, после недавних землетрясений в Турции объявили о таком чтении.

Представитель и медийный шейх этого тариката, Джуббели Ахмет Ходжа, со своего аккаунта в Твиттере, сделал такое приглашение:

-2
«Ради прекращения землетрясений, и в особенности, для удаления всех бедствий от Стамбула и Исламских земель, приглашаем всех мусульман на хатм Бухари-Шарифа, который, будет проведен после пятничного намаза в мечети Махмут Эфенди Шариф»
Ссылка: https://twitter.com/c_ahmethoca/status/1628406687043358720?s=20

Как вы думаете, поможет ли предотвратить Землетрясение хатм Сахиха Бухари?

В Казахстане, Узбекистане, Кыргызстане и Таджикистане есть обширные сейсмоопасные зоны, может ДУМ этих стран нужно взять на вооружение такой уникальный метод?!

Никаких затрат, никаких проверок качества строительных работ, ничего не надо, только прочти хатм Сахиха Бухари и все! (Сарказм!)

Вы, конечно, можете возразить: «ну, нельзя всех грести под одну гребенку, это, какой-то тарикат в Стамбуле, большинство мусульман НЕ такие!»

А, вот и нет!

Хорошо, возможно, в других Исламских странах НЕ читают хатмы Бухари, ради чего-либо, но, ведь «Сахих Бухари» все равно ВНЕ критики!

Ведь, статус у «Сахиха» Бухари такой незыблемый, что его вообще нельзя критиковать, там якобы «абсолютно все хадисы, верные на 100%»!

Разве, не так?!

Разве, это НЕ поклонение?!

Разве, это НЕ сотворение себе кумира (идола)?!

Приведу, вам два примера, двух религиозных деятелей, которые свято ВЕРЯТ в Бухари!

Первый из них, очень известный проповедник – Закир Найк.

Причем, его, очень активно пропагандируют в Русскоязычном Интернете, есть множество YouTube каналов, где переведены и размещены ролики с его участием.

Закир Найк – свято и люто верит в Бухари, он даже не допускает мысли, что в Бухари могут быть слабые или недостоверные хадисы.

Послушаем его:

Вопрос: Являются ли все хадисы из Сахиха Бухари, достоверными? Почему Сахих Бухари такой уникальный?
Ответ: Да, все хадисы из Сахиха Бухари, достоверные! Там проходит 6 563 хадиса, и все они – достоверные!
Можно ли, их сравнивать с Кораном?!
Что же касается, Бухари – это, самая достоверная книга, среди всех книг по хадисам. Хадисы, являются словами пророка (с.а.с), некоторые из них дошли "слово в слово", а, некоторые дошли до нас смыслом, но, другими словами. Сахабы, запоминали слова пророка (с.а.с), затем табиины, после них таба-и табаины, после них другие по цепочке передатчиков. Поэтому, эти хадисы не такого уровня...
Коран – это, самый высший уровень (надежности), это слова Аллаха. Хадисы, это слова пророка (с.а.с), и, если это «сахих» хадисы, мы должны верить в них, следовать им, но, Коран – номер один, следом идут хадисы.
Среди, ученых Суннитов есть иджма (консенсус), что после книги Аллаха, то есть после Корана, следующая по достоверности книга – Сахих Бухари.
Из всех книг по хадису (Кутуб ас-Ситта), только Сахих Бухари и Сахих Муслима, аутентичные на 100% (все хадисы, в этих книгах достоверные).

Хронометраж от начала до 4 мин 40 сек.

Примечание: Мы приводим Закира Найка, лишь, как объект критики, и никому НЕ советуем читать его, слушать его или следовать его пониманию Ислама! Его понимание Ислама - НЕ верное!

Второй из них, проректор Египетского Университета Исламской культуры «Нур-Мубарак» в г. Алматы – Кайрат Курманбаев

Кайрат Курманбаев, аналогично, верит в святость и непогрешимость Бухари, и, в аутентичность всех хадисов в Сахихе Бухари.

Кайрат Курманбаев говорит, цитирую:

«Когда, вы читаете хадис и видите, что хадис приведен в Сахихе Бухари, знайте, что данный хадис является словами пророка (с.а.с) на 90 – 100%! Нет, никакого сомнения, в том, что, это слова пророка (с.а.с). У Сахиха Муслима – уровень достоверности аналогичный. Также, и Муватта Имама Малика, все хадисы там, по тексту (по смыслу) на 100% сахих.»

Хронометраж с 32 мин 16 сек.

Я вам, привел двух очень разных преподавателей.

Закир Найк – живет в Саудовской Аравии, спонсируется властями этой страны, продвигает их понимание Ислама.

Кайрат Курманбаев – живет в Казахстане, защищает понимание Ислама от ДУМ Казахстана (которое не отличается от понимания Ислама ДУМ Турции, и стран СНГ).

Однако, это никак НЕ мешает этим двум разным религиозным деятелям одинаково «верить в святость и непогрешимость Бухари».

Для них – «Сахих» Бухари и «Сахих» Муслима, все равно что – откровения, да, они этого в открытую НЕ говорят, но их оценка достоверности данных книг говорит само за себя.

С их слов, мы видим, что «де факто» их отношение именно такое, они канонизируют – Бухари и Муслима!

Разве, это не Поклонение Бухари?!

Разве, это НЕ приравнивание Сахиха Бухари и Сахиха Муслима – Корану, книге Аллаха?!

Дальнейшие выводы делать вам.

Вы сами должны решить, правильно ли такое отношение и насколько оно соответствует Исламу, насколько оно соответствует научным критериям?!

P.S. Оба, упомянутых мною религиозных деятелей, НЕ сомневаются ни в одном хадисов Сахиха Бухари или Сахиха Муслима.

Мы же приведем два простых примера (две статьи), которые на основании исторических фактов полностью опровергают два конкретных хадиса из Бухари и Муслима, просто для примера.

Касательно, Бухари и Муслима советуем вам прочесть нижеприведенную статью.

В этой статье профессор теологии из Турции Мехмет Хайри Кырбашоглу, повествует, о, том, что Бухари и Муслима критиковали и в ранние времена, например, такие ученые как Даракутни и Фахруддин ар-Рази.

"Сахих Бухари", безусловно важная книга, однако, ставить ее выше критики и сравнивать с Кораном нельзя, это большая ошибка!

При этом, наличие недостоверных хадисов, никак не означает, что их следует полностью отрицать!

Полно отрицание хадисов - неправильно!

По данной теме, советуем прочесть статью «Достоверные хадисы и сунну отвергать нельзя».

Вы наверное слышали, что в России суд запретил «Сахих Бухари». Вот ссылка об этой новости:

Скандал вокруг «Сахих аль-Бухари»: в Татарстане запрета на произведение нет

Я не нашел, по каким именно причинам запретили «Сахих Бухари», но, я уверен, что именно, по причине ложных и недостоверных хадисов в этом сборнике, хотя бы, например, якобы, достоверный хадис о возрасте замужества Хазрат Айшы, который полностью противоречит историческим фактам.

В Исламе нет педофилии, как и нет ранних браков, если, исторически были, то, только в нарушение норм Ислама.

Поэтому, перед мусульманами стоит важная задача, очистить все своды хадисов от ложных и недостоверных хадисов.

Прежде всего «Сахих Бухари» и «Сахих Муслима», потому что, даже в этих сборниках полно недостоверных хадисов, которые не имеют ничего общего с настоящим Исламом.

Конечно, в этих сборниках есть и достоверные хадисы! Поэтому полностью отвергать хадисы, также неправильно.

Исламской умме, нужно еще раз переосмыслить все историческое наследие по хадисам и очистить своды хадисов от ложных и недостоверных хадисов.

Не забывайте подписываться на канал!

Ваша подписка, будет вкладом на распространение настоящего Ислама, и вкладом на очищение Ислама от искажений и фальсификаций!

Возможно, вам будут интересны следующие статьи:

О том, как извратили Исламский фикх «формализмом». Дозволенный обман в фикхе.
True Islam23 декабря 2022

Статьи касающиеся женщин и мужчин

Интересные статьи с ответами на вопросы