С чем у большинства людей ассоциируется такое название, как Карибское море? А с вот этим: приключенческий сериал "Пираты Карибского моря" с Джонни Деппом в главной роли; приключенческие романы о капитане Бладе пера Рафаэля Сабатини; рабство; пиратство; плантации сахарного тростника, табака и кофе; ром; сигары; ликёр "Кюрасао"; вуду; зомби; музыкальные жанры - калипсо, меренге, бачата, сальса, зук, мамбо, сока, регги; группа "Бони М"; Генри Морган; Боб Марли; Фидель Кастро; Усэйн Болт; морские круизы; популярные места отдыха на живописных островах с яркой тропической природой, окружённых коралловыми рифами; гостеприимные, весёлые и немного ленивые местные жители; и т.д.. В общем и целом, реальность всему этому примерно соответствует чуть менее, чем полностью.
Но это всё про недавнюю историю и про сейчас. А когда-то - до 1492 г., когда Христофор Колумб (Кристобаль Колон в испанском оригинале), идя на своих каравеллах в Индию, "вдруг" оказался в Америке - на островах Карибского моря жили совсем другие люди, и жили они совсем иначе. А кто и как там тогда жил - мы и расскажем в нашей статье.
Однако прежде чем начать наш рассказ о коренных насельниках островов Карибского моря и окрестностей, мы вкратце представим нашим читателям само место действия - острова Карибского моря. Итак, предметом настоящего обзора являются следующие острова и их группы (даны с юго-запада на северо-восток): ~ Подветренные Малые Антильские о-ва (о-ва Лос-Монхес; п-ов Парагуана (он же - о. Коро - примыкающий/приливно-отливный остров, соединённый с материком узким песчаным намывным перешейком - т.н. томболо); о. Аруба; о. Кюрасао; о. Бонайре; о-ва Авес; о-ва Лос-Рокес; о. Орчила; о. Ла-Тортуга; о. Бланкилья; о-ва Лос-Эрманос; о. Маргарита; о. Кубагуа; о. Коче; о-ва Лос-Тестигос); ~ о. Тринидад и о. Тобаго; ~ Наветренные Малые Антильские о-ва (о. Гренада; о-ва Гренадины; о. Сент-Винсент; о. Барбадос; о. Сент-Люсия; о. Мартиника; о. Доминика; о. Мари-Галант; о. Гваделупа-Бас-Тер; о. Гваделупа-Гранд-Тер; о. Дезирад; о. Монтсеррат; о. Антигуа; о. Барбуда; о. Невис; о. Сент-Кристофер; о. Синт-Эстатиус; о. Саба; о. Сен-Бартельми; о. Сен-Мартен; о. Ангилья; о. Сомбреро); ~ Виргинские о-ва (о. Анегада; о. Вёрджин-Горда; о. Тортола; о. Сент-Джон; о. Сент-Томас; о. Санта-Крус; о. Вьекес); ~ Большие Антильские о-ва (о. Пуэрто-Рико; о. Мона; о. Гаити; о. Гонав; о. Тортю; о. Ямайка; о. Куба; о. Пинос; прилежащие к о. Куба мелкие острова - арх. Хардинес-де-ла-Рейна; арх. Лос-Канарреос; арх. Сабана; арх. Камагуэй); ~ Каймановы о-ва (о. Гранд-Кайман; о. Литл-Кайман; о. Кайман-Брак); ~ Багамские о-ва (о-ва Тёркс; о-ва Кайкос; о. Грейт-Инагуа; о. Литл-Инагуа; о. Маягуана; о. Аклинс; о. Крукед-Айленд; о. Самана; о. Лонг-Айленд; о-ва Хументос; о. Рам-Ки; о. Грейт-Эксума; о. Сан-Сальвадор (этот остров - первая американская земля, на которую ступил Христофор Колумб); о-ва Эксума; о. Кэт; о. Эльютера; о. Нью-Провиденс; о. Андрос; о-ва Бимини; о. Грейт-Абако; о. Литл-Абако; о. Гранд-Багама); ~ о-ва Флорида-Кис.
Эти острова и архипелаги имеют различное геологическое происхождение - например, такие острова, как о. Куба, о. Гаити, о. Ямайка, о. Пуэрто-Рико, о. Тринидад, о. Тобаго, о. Барбадос и др. - это платформенные острова; большая часть Малых Антильских о-вов - это субдуктивно-вулканические о-ва вулканических островных дуг, а такие островные архипелаги, как Лос-Рокес, Авес, Лос-Тестигос, часть Багамских о-вов, о-ва Флорида-Кис - имеют биогенное (коралловое) происхождение (больше узнать об островах можно из тематической статьи, ранее размещённой на нашем канале):
Для всех вышеперечисленных островов характерен тропический пассатный климат с разным количеством выпадающих осадков в зависимости от расположения того или иного острова (например, на о-вах Флорида-Кис выпадает 1 027 мм осадков в год, на о. Куба - в среднем около 1 200 мм в год, на о. Гаити - 1 482 мм в год, на о. Пуэрто-Рико - 1 521 мм в год, а на о. Ямайка - 885 мм в год; в северной части Багамских о-вов среднегодовое количество осадков составляет 1 426 мм, а в южной части Багамских островов, а также в северной части Виргинских о-вов выпадает всего лишь 476 мм осадков; на Гваделупе выпадает 1 616 мм осадков в год, на о. Сент-Люсия - 1 828 мм, а на о. Барбадос - 1 260 мм; на о. Тринидад осадков выпадает 1 901 мм; их количество резко уменьшается в западном направлении - на о. Маргарита выпадает 645 мм осадков в год, на о. Кюрасао - 602 мм, на о. Бонайре - 463 мм, и на о. Аруба - 432 мм, а на о. Коро (он же - п-ов Парагуана) осадков выпадает всего лишь 320 мм в год. Растительный покров большинства островов представлял собой типичную саванну - на равнинах и низменностях, тропические сухие листопадные леса - на подветренных частях горных массивов и отдельных гор, и тропические вечнозелёные леса - на наветренных горных склонах; на Подветренных Малых Антильских островах - Коро, Аруба, Кюрасао, Бонайре, Маргарита, Кубагуа, Коче, Орчила, Ла-Тортуга и др., более мелких, а также на островах южной части Багамского архипелага (о. Грейт-Инагуа, о. Литл-Инагуа, о-ва Тёркс, о-ва Кайкос) и в северной части Виргинских о-вов (о. Анегада, о. Вёрджин-Горда) основным типом растительного покрова были сухие кустарниковые саванны, характеризующиеся разреженностью растительного покрова и разнообразием колючих суккулентов. Значительную часть берегов большинства описываемых островов покрывали мангровые заросли. Горы (там, где они есть) характеризуются гораздо большим количество осадков по сравнению с равнинами и низменностями (например, в горах на северо-востоке о. Тринидад ежегодно выпадает около 3 800 мм осадков; и т.д.) - больше узнать о климате нашей планеты можно из тематической статьи, ранее размещённой на нашем канале:
Фауна описываемых островов достаточно специфична - в её составе мало наземных видов, а те, которые имеются, в большинстве своём являются эндемиками (например, хутии нескольких видов - эндемики Больших Антильских и Багамских островов; щелезубы - кубинский и гаитянский - эндемики о. Куба и о. Гаити соответственно; кубинский крокодил и кубинский древесный удав - эндемики о. Куба; копьеголовая змея - эндемик Малых Антильских островов; истреблённая в XVI в. нелетающая сипуха - эндемик о. Андрос, входящего в состав Багамских о-вов; и т.д.). Кроме эндемиков, на расположенных близко к материкам островах и архипелагах имелось некоторое количество материковых видов - например, енот-крабоед и флоридский подвид белохвостого оленя - на о-вах Флорида-Кис; енот-крабоед - на Багамских о-вах и на о. Барбадос; агути - в южной части Наветренных Малых Антильских о-вов (это о. Гренада, о-ва Гренадины, о. Сент-Винсент, о. Барбадос, и о. Сент-Люсия); и т.д.. Исключением из вышеописанной ситуации являются о. Тобаго и особенно - о. Тринидад, которые ввиду своего близкого расположения к континентальной Южной Америке характеризуются богатым видовым составом наземной фауны (например, на о. Тобаго водятся такие южноамериканские материковые виды, как обыкновенный опоссум, девятипоясный броненосец, ошейниковый пекари, краснохвостый олень, енот-крабоед, агути, очковый кайман, несколько видов пресноводных черепах; а на о. Тринидад перечень таких видов ещё более внушителен: это три вида опоссумов, пака, агути, длиннохвостый дикобраз, краснохвостая белка, два вида муравьедов, девятипоясный броненосец, оцелот, тайра, енот-крабоед, выдра, ошейниковый пекари, краснохвостый олень, два вида обезьян, два вида кайманов и один вид крокодилов, анаконда, и т.д.). Орнитофауна, в отличие от фауны наземных животных, достаточно разнообразна по видовому составу как птиц, жизнедеятельность которых связана с сушей, так и морских и прибрежных птиц.
В отличие от наземной, морская фауна описываемого региона была очень богата - в прибрежных акваториях были распространены различные виды двустворчатых, брюхоногих и головоногих моллюсков, разнообразные виды ракообразных, большое количество видов рыб, а также несколько видов морских черепах, острорылый крокодил (один из двух видов крокодилов (второй - это гребнистый крокодил), способных жить в солёной морской воде и плавать в открытом море), карибский тюлень-монах (истреблён к середине ХХ в.), вест-индский ламантин, а также различные виды китов и дельфинов.
Таковы были природно-климатические условия, флора и фауна на островах Карибского бассейна на момент прибытия туда европейцев в 1492 г..
Европейцы встретили на островах многочисленное местное население. Кто же населял эти острова в конце XV - начале XVI веков? Мы расскажем об этом ниже.
Острова Карибского бассейна начали заселяться людьми очень давно. Так, наиболее ранние археологические свидетельства присутствия людей, датируемые примерно 8 000 г. до н.э., были обнаружены на о. Тринидад, который был заселён охотниками, собирателями и рыболовами с материковой части Южной Америки. Остальные острова Карибского бассейна (не все, а такие, как о. Куба, о. Гаити, о. Мона, о. Пуэрто-Рико) были заселены значительно позже, а именно - не ранее чем около 4 000 г. до н.э.; далее в период между 4 000 г. до н.э. и 550 г. до н.э. были заселены и многие другие острова Карибского бассейна - такие, как о. Тобаго, о. Маргарита, о. Коче, о. Кубагуа, о. Ла-Тортуга, о. Орчила, о. Бонайре, о. Кюрасао, о. Аруба, о. Коро, о. Барбадос, о. Гренада, о. Сент-Винсент, о. Мари-Галант, о. Гваделупа, о. Монтсеррат, о. Антигуа, о. Барбуда, о. Сент-Томас, о. Вьекес, о. Санта-Крус, Флорида-Кис, и т.д.. Люди, заселившие все эти острова в вышеобозначенный период времени, в хозяйственно-культурном отношении были охотниками, собирателями и рыболовами, которые не знали ни гончарства, ни ткачества. Откуда - из Северной, Центральной или Южной Америки - шло заселение вышеперечисленных островов, современная наука обоснованного и подтверждённого однозначного ответа дать не может; есть несколько рабочих гипотез, которым для принятия одной из них в качестве доказанной фактологическим материалом теории как раз этого фактологического материала и не хватает...
Следующие этапы заселения островов Карибского бассейна пришлись на период времени между 500 г. до н.э. и 1250 г. н.э.. Эти миграции осуществлялись из северной части южноамериканского континента людьми, говорившими на языках аравакской языковой семьи, практиковавшими подсечно-огневое земледелие и знавшими гончарство и ткачество, и состояли из нескольких миграционных волн. В этот период были заселены такие острова, как Ямайка, северные и южные Виргинские о-ва, о-ва Гренадины, о. Сент-Люсия, о. Мартиника, о. Доминика, о. Сент-Кристофер, о. Синт-Эстатиус, о. Саба, о. Сен-Бартельми, о. Сен-Мартен, о. Ангилья, о. Сомбреро, Багамские о-ва, а также все острова, ранее заселённые охотниками, собирателями и рыболовами, которые были в большинстве своём уничтожены новыми поселенцами, а остатки их - вытеснены на окраины больших островов, где они продолжали вести свой бродячий
образ жизни охотников, собирателей и рыболовов.
Последний этап заселения затронул только южные Наветренные Малые Антильские острова, а также о. Тобаго и частично - о. Тринидад. Этот этап начался на рубеже XII и XIII веков и известен как карибская экспансия: говорившие на языках карибской языковой семьи индейские сообщества начали осуществлять организованные вооружённые нападения на аравакское население вышеуказанных островов с целью захвата жизненного пространства; для этого они полностью физически уничтожали всех мужчин в возрасте старше младенческого, и порабощали женщин. К моменту начала европейской колонизации карибы таким образом полностью заместили аравакское население на таких островах, как о. Тобаго, о. Гренада, о-ва Гренадины, о. Барбадос, о. Сент-Винсент, о. Сент-Люсия, о. Мартиника, о. Доминика, о. Мари-Галант, о. Гваделупа, о. Монтсеррат, а также частично заселили о. Тринидад (его северо-восточную часть); лежащие к северо-западу от о. Монтсеррат Малые Антильские о-ва, а также Виргинские о-ва в XV в. подвергались постоянным нападениям со стороны карибов, что обусловило постепенный отток аравакского населения с этих островов на Большие Антильские о-ва - Пуэрто-Рико, Гаити и Кубу. Процесс карибской экспансии был прерван началом европейской колонизации островов.
Итак, кто же конкретно жил на островах Карибского бассейна на момент открытия Нового Света Христофором Колумбом? Об этом мы и расскажем далее.
В расовом отношении население всех островов Карибского бассейна принадлежало к амазонской малой расе в составе американоидной большой расы.
Что касается этнической принадлежности обитателей описываемых островов, то она была следующей: на о-вах Коро, Аруба, Кюрасао, Бонайре - жил народ какетио; к востоку от них, на о-вах Ла-Тортуга, Кубагуа, Коче, Маргарита - жил народ гуайкери; остров Тринидад населяли народы непуйя, шебайя, яо; яо жили также на о. Тобаго. Все Наветренные Малые Антильские о-ва от о. Гренада на юге до о. Монтсеррат на севере занимал народ калинаго, а северную часть Наветренных Малых Антильских о-вов и Виргинские о-ва населял народ иньери. Остров Пуэрто-Рико, большую часть о. Гаити и крайнюю восточную часть о. Куба занимал народ таино; на о. Гаити, в северной его части, жили также народы сигуайо и макорис, а на крайнем юго-западе этого острова - на п-ове Тибурон и на близлежащем о. Гонав проживали сибонеи, которые составляли основное население острова Куба и были единственным народом, проживавшим на о. Ямайка; на о. Куба, кроме таино на востоке и сибонеев на всей остальной части острова, жили гуанахатабеи, которые занимали северо-западную часть Кубы, а также близлежащий о. Пинос и о-ва архипелага Лос-Канарреос. На Багамских о-вах жил народ лукайо, а на о-вах Флорида-Кис жили индейцы кайо.
Лингвистическая ситуация на островах Карибского бассейна была следующей: народы яо и калинаго говорили на языках карибской языковой семьи; народы какетио, непуйя, шебайя, иньери, сигуайо, макорис, таино, сибонеи, лукайо - говорили на языках аравакской семьи, а народы гуайкери, гуанахатабеи и кайо говорили на изолированных языках, родственные связи которых неизвестны (больше узнать о родстве языков можно из тематической статьи, ранее размещённой на нашем канале):
Основой системы жизнеобеспечения всех (за исключением гуанахатабеев и кайо) рассматриваемых этносов было подсечно-огневое земледелие в том или ином его формате (например, у таино главными выращиваемыми культурами были кукуруза и маниока, тогда как у гуайкери преобладало выращивание многолетних плодовых растений, а выращивание маниоки играло второстепенную роль; и т.д.) - т.е. все они относились к хозяйственно-культурному типу ручных (мотыжных) земледельцев жаркого пояса. Кукурузу в качестве главной культуры выращивали только таино и сибонеи, у всех остальных народов главной культурой была маниока. Кроме этих двух основных культур, выращивали также фасоль, тыкву, батат, перец, томаты, арахис, хлопчатник, табак, а также различные местные плодовые культуры. У всех рассматриваемых этносов земледелие (кроме первичной подготовки участка земли под посевы) было исключительно женским занятием, кроме индейцев таино, у которых весь цикл возделывания кукурузы - от выжигания участка леса и очистки его от несгоревших остатков деревьев до посадки, последующего ухода за посевами и сбора урожая - производился только мужчинами; женщины к выращиванию кукурузы не допускались, однако это касалось только кукурузы - все остальные культуры выращивались женщинами. Из домашних животных аравакским народам Больших и Малых Антильских о-вов были известны только собаки и морские свинки. Большое значение в обеспечении продуктами питания у всех народов имело морское прибрежное собирательство, объектами которого были черепашьи яйца и различные виды двустворчатых и брюхоногих моллюсков, в изобилии живших на мелководье коралловых рифов вокруг островов; в море также ловили ракообразных (крабов, лангустов, омаров, креветок), головоногих моллюсков (осьминогов, каракатиц, кальмаров), а также занимались рыболовством - как речным (на крупных островах), так и морским - прибрежным и в открытом море. Охота имела гораздо меньшее значение, и основными её объектами были морские животные - острорылый крокодил, несколько видов морских черепах, карибский тюлень-монах и вест-индский ламантин, разные виды дельфинов, а также некоторые виды морских птиц; сухопутная охота также практиковалась, однако на большей части описываемых островов для неё имелось слишком мало объектов (это такие животные, как агути, игуаны (на Малых Антильских о-вах), енот-крабоед (на Багамских о-вах), крупные грызуны хутии (на Больших Антильских о-вах и на Багамских о-вах), кубинский крокодил и кубинский древесный удав (на о. Куба), белохвостый олень и енот-крабоед (на о-вах Флорида-Кис), а также различные виды птиц (в т.ч. попугаев). Исключением являлись острова Тринидад и Тобаго, на которых, как было отмечено выше, имелось много видов наземных и древесных животных, в том числе ценных охотничьих видов - таких, как ошейниковый пекари, краснохвостый олень, девятипоясный броненосец, крупный грызун агути, очковый кайман (на о. Тобаго), краснохвостый олень, два вида обезьян, пака, агути, дикобразы, два вида муравьедов, ошейниковый пекари, три вида кайманов, анаконда, и т.д. (на о. Тринидад) - что делало наземную охоту важной составляющей хозяйственной деятельности местного населения.
Что касается таких этнических общностей, как гуанахатабеи и кайо, то они земледелия не знали, для них был характерен бродячий уклад жизни и основой их системы жизнеобеспечения было прибрежное морское собирательство и рыболовство, дополняемые охотой на ламантинов, тюленей-монахов, морских черепах и крокодилов - т.е. они принадлежали к хозяйственно-культурному типу собирателей-рыболовов жаркого пояса (больше узнать о хозяйственно-культурных типах и об укладах жизни можно из тематических статей, ранее размещённых на нашем канале):
Основными земледельческими орудиями народов островов Карибского бассейна были мотыга и сажальный кол. Все земледельческие этносы описываемых островов владели такими домашними ремёслами, как гончарство (без гончарного круга), ткачество, плетение, резьба по дереву, а также умели обрабатывать самородное золото методом холодной ковки. Керамическая сковорода - бурен - использовалась для приготовления главного блюда местной кухни - лепёшек из маниоковой муки (её получали в результате сложного многоэтапного процесса обработки корнеклубней маниоки, занимавшего от начала до конца - то есть до получения муки - до десяти дней); гончарство было женским занятием, так же как и ткачество - индейские женщины сучили нити из волокна хлопчатника, из которых затем ткали различные необходимые бытовые предметы - например, гамаки - хамака, в которых люди спали и/или просто отдыхали в течение дня, сумки, а также предметы одежды - набедренные повязки, головные повязки, и др.. Также женским занятием было приготовление красок различных цветов для нанесения на лицо и тело в ритуально-церемониальных целях, что имело очень важное значение в общественной жизни всех рассматриваемых индейских этнических общностей.
Из волокна агавы плели корзины (общеупотебительны и очень популярны были плетённые корзины-столики - матуту, которые, как следует из их названия, использовались как для хранения и переноски чего-либо, так и в качестве столика для индивидуального приёма пищи), циновки, рыболовные сети, и вили верёвки; плетение корзин, циновок и сетей, а также изготовление верёвок было мужской работой, как и работа с деревом - возведение традиционных жилищ - боио, изготовление лодок - каноа, предметов мебели - таких, как церемониальные скамейки вождей - духо, оружия - луков, стрел, дротиков, палиц и др., изображений духов-покровителей человека - семи, и т.д..
Традиционные каноэ изготавливались мужчинами из цельных стволов таких местных деревьев, как сейба, или капоковое дерево, и цедрела душистая, достигающих в высоту 60-70 м. Такие деревья валили с помощью огня и затем выдалбливали каменными топорами и выжигали внутри, а снаружи шлифовали песком, смешанным с ракушками. Такие каноэ достигали длины до 18 м и могли брать на борт более 50 человек. Эти каноэ предназначались для торговых и военных экспедиций на другие острова. Для рыболовства использовались каноэ значительно меньших размеров - длиной от 3 м до 5 м, способные взять на борт не более 5-7 человек.
Основными видами оружия (и боевого, и охотничьего) были луки и метательные дротики, которые метали с помощью копьеметалки. Чисто боевым видом оружия была палица. Каменные топоры использовались только в качестве хозяйственных инструментов, а также в церемониально-ритуальных целях.
Так как основным продуктом жизнеобеспечения большинства этнических общностей островов Карибского бассейна была маниока, то очень важное значение имело всё, что было связано с её обработкой и приготовлением (на фото ниже - каменная тёрка для измельчения корнеклубней маниоки):
В отличие от аравакских и карибских этносов, в конце XV в. составлявших большинство населения Больших и Малых Антильских о-вов, о-вов Тринидад и Тобаго, Виргинских и Багамских о-вов, жившие в западной части о. Куба, на о. Пинос и на о-вах Лос-Канарреос гуанахатабеи, и жившие на о-вах Флорида-Кис и арх. Сабана кайо земледелия не знали, навыками гончарства и ткачества не владели, и основой их жизнеобеспечения являлось морское собирательство в сочетании с рыболовством и охотой на морских животных и птиц. Они вели кочевой образ жизни, в качестве жилищ используя пещеры или же делая лёгкие заслоны от ветра и навесы, крытые пальмовыми листьями. Гуанахатабеи говорили на языке, который был абсолютно непонятен всем остальным индейцам о. Куба, говорившим на языках аравакской языковой семьи. Предположительно (из-за слишком малого объёма данных для сравнительного анализа), их язык был родствен языку индейцев кайо и языкам коренных этносов южной половины п-ва Флорида - майяка, токобага, аис, майяими, хеага, калуса, текеста, которые, также как и индейцы кайо и гуанахатабеи, не занимались земледелием, а были собирателями-рыболовами жаркого пояса; идентичность некоторых изготовленных из раковин моллюсков предметов быта и инструментов - сосудов для питья, топоров, долот, скребков и др. - у индейцев южной половины п-ва Флорида и у индейцев кайо и гуанахатабей - позволяет предполагать их северное (с п-ва Флорида) происхождение, в отличие от южного (с материка Южной Америки) происхождения всех остальных индейских этносов, в конце XV в. населявших острова Карибского бассейна.
Между разными островами велась довольно интенсивная меновая торговля; с этой целью совершались длительные торговые экспедиции (например, на о. Антигуа находилось крупное месторождение кремня - минерала, использовавшегося для изготовления различных бытовых предметов и орудий труда, оружия, ритуальных погребальных кремневых ядер, а также для добывания огня; на о. Антигуа совершались регулярные торговые экспедиции с очень многих как близлежащих, так и весьма отдалённых от него островов с целью получить у местных жителей кремень в обмен в основном на различные продукты питания - зерно кукурузы, маниоковую муку и лепёшки из неё, сушёную рыбу и мясо моллюсков, а также на различные тканые и плетёные изделия, и т.д.). У индейцев, населявших небольшие по размерам острова и состоявшие из них архипелаги - такие, как Багамские о-ва, Виргинские о-ва, Подветренные и Наветренные Малые Антильские о-ва - были распространены морские экспедиции на другие острова, совершавшиеся с различными хозяйственными целями (например, такие экспедиции ежегодно совершались с некоторых Виргинских и Малых Антильских островов на о. Саба в период времени с февраля по июль - в сезон массового размножения малого буревестника с целью сбора его яиц и птенцов). Также у аравакских народов были распространены и военные экспедиции на другие острова с целью захвата продовольственных запасов, лодок, хозяйственного инвентаря и рабов для использования их труда в своём сельском хозяйстве. Что же касается карибов, которые начали свою экспансию на Наветренные Малые Антильские о-ва с конца XII в., то они придерживались иной военной стратегии, а именно: начав своё продвижение на острова с территории, расположенной в дельте реки Ориноко, они за период с 1190 г. по 1490 г. - т.е. за 300 (триста) лет смогли частично захватить о. Тринидад (не смогли захватить его полностью из-за его обширной территории и дремучих лесов, её покрывавших, что сделало возможным длительное и ожесточённое сопротивление коренных жителей-араваков - народов непуйя и шебайя, которых карибы так и не смогли ни завоевать, ни истребить до появления на острове европейцев), и полностью - о. Тобаго, о. Гренада, о-ва Гренадины, о. Барбадос, о. Сент-Винсент, о. Сент-Люсия, о. Мартиника, о. Доминика, о. Мари-Галант, о-ва Гваделупа, о. Дезирад, о. Монтсеррат. При этом карибы нападали внезапно сразу большими силами; если не удавалось победить противника с наскока, они отступали, но повторяли свои нападения через некоторые промежутки времени непрерывно до тех пор, пока не побеждали, после чего всех мужчин побеждённого селения/группы селений в возрасте старше младенческого они уничтожали физически (при этом имел место ритуальный каннибализм, когда победители съедали вождей и лучших воинов побеждённого врага), а женщин всех возрастов и младенцев мужского пола оставляли в живых; женщины становились рабынями и наложницами победителей, а мальчиков победители растили как своих собственных детей. В результате такой практики у островных карибских народов - яо и калинаго - сложилась интересная языковая ситуация, когда женщины между собой и со своими малолетними сыновьями (их забирали от матерей в возрасте 5 (пяти) лет, и далее они воспитывались мужчинами) говорили на своём женском языке - калипонау, который относился к аравакской семье языков, тогда как мужчины друг с другом, а также женщины с мужчинами говорили на языке, входившем в состав карибской семьи языков; при этом карибский язык мужчин, на протяжении столетий подвергавшийся субстратному воздействию женского аравакского языка, со временем (к моменту начала контактов с европейцами) стал по сути смешанным карибско-аравакским языком с преобладанием в нём аравакской лексики (больше узнать о смешанных языках можно из тематической статьи, ранее размещённой на нашем канале):
В конце XV в. карибы регулярно совершали нападения на араваков-иньери, населявших Наветренные Малые Антильские о-ва к северу от о. Монтсеррат и Виргинские о-ва, и на араваков-таино, населявших о. Пуэрто-Рико, однако европейская колонизация остановила карибскую экспансию на северо-запад.
Что касается общественного устройства описываемых этносов, то у разных
этносов оно сильно отличалось. Наиболее высокого уровня оно достигло у таино на о. Пуэрто-Рико, о. Гаити и на крайнем юго-востоке о. Куба, где население на момент первых контактов с европейцами находилось уже на начальной стадии развития классового общества - оно было организовано в специфические территориально-административные образования - вождества, во главе которых стояли наследственные вожди - касики; имело место социальное (в большей степени) и имущественное (в меньшей степени) неравенство, закреплённое наследованием; касики занимались также эксплуатацией чужого труда на своих полях и огородах - прежде всего труда рабов, ставших таковыми вследствие попадания в плен. Во время войн оперативное управление осуществлял выборный военный вождь - убуту, чьи распоряжения, связанные с военными действиями, имели приоритет над распоряжениями касика, если они касались именно военных действий. Очень важную роль играли различные церемонии, которыми закреплялись те или иные договорённости, достигнутые между касиками или убуту разных вождеств (например, при заключении различных союзов, договорённостей о совместных военных, торговых или разведывательных экспедиций и т.п. - это всегда отмечалось церемониальной игрой в мяч на специальных площадках - бати; площадка для игры в мяч имелась практически в каждом селении таино); также в подобных мероприятиях всегда принимал участие жрец и врачеватель - бохики, который обеспечивал поддержку высших сил всем этим мероприятиям с помощью определённых сакрально-ритуальных действий.
Такие аравакские этносы, как иньери, сибонеи, лукайо, макорис, сигуайо - находились на более низком уровне общественного устройства, а именно - на стадии разложения родо-племенной организации социума; у них ещё не было сформировавшейся наследственной племенной верхушки, и вожди были выборными - они избирались на племенном совете прямым открытым волеизъявлением, и точно так же могли быть смещены; такие вожди руководили родом или группой родственных родов, но их повседневная жизнь и быт, в отличие от описанных выше касиков таино, практически не отличались от жизни и быта рядовых членов рода, и в социально-экономическом плане они также мало чем отличались от основной массы своих сородичей.
У таких карибских народов, как яо и калинаго, общественное устройство характеризовалось как типичная военно-племенная демократия, в которой "первую скрипку" играл именно военный вождь, а гражданский вождь по отношению к нему находился в явно подчинённом положении, т.к. основным источником жизнеобеспечения этих карибских народов были именно военные нападения на араваков, с помощью которых обеспечивалась значительная часть потребностей яо и калинаго в продовольствии, в хозяйственном инвентаре, в плавсредствах, а также постоянно улучшалась демография посредством включения захваченных аравакских женщин в процесс собственного воспроизводства; также именно захваченные в плен аравакские женщины составляли основную часть рабочей силы на полях и огородах калинаго и яо, и т.д..
Общественное устройство индейцев гуайкери, гуанахатабей и кайо было ещё более простым - они жили небольшими общинами, состоящими из нескольких родственных семей; эти общины были автономны в организации своей повседневной жизни и деятельности и взаимно экзогамны; текущее руководство осуществлялось старейшинами, во время военных действий его осуществлял выборный военный вождь.
Для брачных отношений всех описываемых этносов был характерен в основном моногамный брак с часто встречающейся полигинией у касиков, для которых брак являлся прежде всего способом установления союзнических отношений с тем или иным племенем, родом или семейным кланом; поэтому у некоторых касиков могло быть до тридцати жён. У людей более низкого ранга обычно бывало по 2-3 жены, а простые общинники жили в подавляющем большинстве в моногамных браках. Брак
носил выкупной характер - был обязателен выкуп либо отработка за жену. Для всех описываемых аравакских этносов была характерна та или иная степень бытовой сегрегации полов - мужчины большую часть времени проводили отдельно от своих семей и вообще от женщин в мужском общественном доме - карбе, где они занимались различными видами работ (плели корзины и циновки, изготавливали оружие и хозяйственный инвентарь, вили верёвки, общались и отдыхали; еду им приносили женщины - каждая своему мужу и сыну/сыновьям; женщины и мужчины всегда ели отдельно друг от друга и в разное время. У карибов яо и калинаго брак был в общих чертах схож с брачными отношениями араваков, кроме одной важной характерной особенности, а именно: у каждого мужчины-кариба имелось по несколько аравакских рабынь-наложниц, дети от которых рабами уже не считались, а были такими же свободными карибами, как их отцы; для межполовых отношений у карибов был характерен жёсткий патриархат, выражавшийся в тотальной сегрегации полов и в отсутствии у женщин права на владение любым имуществом (больше узнать о формах традиционного брака у разных этносов нашей планеты можно из тематической статьи, ранее размещённой на нашем канале):
Для аравакских этносов были характерны возрастные инициации юношей и девушек, отмечавшие достижение ими половой зрелости и переход из социальной группы детей в социальную группу взрослых мужчин и женщин; инициация у таино заключалась в трёхнедельном строгом посте, во время которого испытуемые практически ничего не ели, а только пили воду и лёгкий ферментированный напиток из маниоковой муки. После прохождения поста испытуемым публично наносились с помощью зубов агути глубокие царапины по всему телу, вызывавшие обильное кровотечение; задачей испытуемых было перенести всё это без внешних реакций на боль. Инициацией руководил бохики - местный жрец и целитель, который призывал духов-покровителей - семи - на каждого юношу и каждую девушку, прошедших инициацию, и свидетельствовал, что духи вошли во взаимодействие со своими новыми подопечными. После прохождения инициации всё население деревни принимало участие в общественных мероприятиях, устроенных по этому случаю, на которых люди пели, танцевали и радовались.
Ввиду того, что коренное население островов Карибского бассейна первым встретилось с европейскими колонизаторами и было очень быстро ими уничтожено, этнографическая наука располагает достаточно ограниченным набором фактологического материала по этим этносам, что затрудняет доказательное подтверждение той или иной гипотезы заселения этих островов. Генетический ДНК-анализ останков коренного населения рассматриваемых островов доколумбового периода показывает связь островитян в большей степени с человеческими популяциями Южной, и в меньшей степени - Центральной и Северной Америки. Преобладающие же элементы материальной и нематериальной культуры (возделывание маниоки и способы её переработки; возделывание батата; морские свинки в качестве
домашних животных; типы традиционных каноэ; традиции ритуального каннибализма; и т.д.), как и данные лингвистики (это касается только аравакских и карибских островных этносов, а также народа гуайкери) говорят нам о происхождении островных араваков, карибов и гуайкери с континента Южной Америки. Однако другие культурные особенности, бывшие характерными для индейцев таино, демонстрируют явную связь с культурой Мезоамерики (выращивание кукурузы мужчинами (что было присуще только цивилизованным социумам доколумбовой Центральной Америки - ольмекам, майя, тольтекам, сапотекам, ацтекам; у всех других народов обеих Америк это было сугубо женским занятием); наличие специфической игры в мяч, имевшей, как и у народов Мезоамерики, прежде всего ритуально-церемониальный характер; характер обработки камня при изготовлении каменных орудий и инструментов; и т.д.). И наконец, материальная культура индейцев гуанахатабей и кайо имела множественные элементы сходства с материальной культурой жителей южной части п-ва Флорида, бывших, как и два вышеупомянутых этноса, собирателями-рыболовами жаркого пояса. Лично я разделяю гипотезу ряда кубинских учёных о том, что первоначально Большие Антильские острова, а также Виргинские о-ва были заселены примерно около 4000 г. до
н.э. собирателями-рыболовами с континента Северной Америки, а именно - с южной части п-ова Флорида; другая часть собирателей-рыболовов примерно в тот же период времени заселила Подветренные и большую часть Наветренных Малых Антильских островов из континентальной Южной
Америки. В последующем, когда араваки - ручные (мотыжные) земледельцы в период после 500 г. до н.э. начали расселяться с северного побережья Южной Америки на Малые Антильские о-ва, а затем и на Большие Антильские о-ва, они уничтожили и/или вытеснили (и лишь в незначительной степени - ассимилировали) собирателей-рыболовов с мест их традиционного проживания. К моменту начала контактов с европейцами собиратели-рыболовы сохранились только на о. Куба (в её крайней западной части - к западу от нынешней Гаваны), о. Пинос/Хувентуд, и о-вах архипелага Лос-Канарреос - народ гуанахатабей, и на о-вах архипелага Сабана и о-вах Флорида-Кис - народ кайо; они сохраняли свой традиционный уклад жизни и почти не вступали в контакты со своими восточными соседями - аравакскими земледельцами сибоней, ведя замкнутый образ жизни бродячих прибрежных собирателей-рыболовов, живших небольшими разрозненными группами численностью не более 30-50 человек. В отличие от них, аравакские этносы, населявшие Большие и Малые Антильские о-ва, Виргинские о-ва, Багамские о-ва - поддерживали постоянные и разнообразные - торговые, сакрально-ритуальные, брачные и союзнические (с целью организации совместного отпора карибам) - связи с ближними и дальними островами на всей территории/акватории своего проживания. Карибы же, одержимые идеей захвата всё новых островов и всё большего количества аравакских пленников для устроения масштабных каннибальских пиршеств, и всё большего количества аравакских рабынь-наложниц - главной своей задачей и основным видом деятельности сделали захватническую войну; они не вступали ни в какие переговоры и в договорные отношения с араваками - они их методично уничтожали физически, отнимая у аравакских мужчин жизнь, а у аравакского народа иньери в целом - отнимая само его существование как этноса, делая его женщин рабынями-наложницами, рожавшими детей от поработителей-карибов, которые (дети) воспитывались уже как обычные карибские дети и уже считали себя карибами. На момент контакта с европейцами карибы уже полностью господствовали на о. Тобаго и на Наветренных Малых Антильских о-вах от о. Гренада на юге до о. Монтсеррат на севере включительно. Северная часть Малых Антильских о-вов к концу XV в. обезлюдела - из-за беспрерывных нападений карибов жившие там араваки-иньери покинули их и переселились на Виргинские о-ва и на о. Пуэрто-Рико, а карибы ещё не основали на этих островах своих постоянных поселений, ограничиваясь их использованием в качестве перевалочной базы при осуществлении своих набегов дальше на северо-запад - на Виргинские о-ва, на о. Пуэрто-Рико и на крайнюю восточную оконечность о. Гаити. Жители Подветренных Малых Антильских о-вов имели регулярные контакты с жителями северного побережья континента Южной Америки, осуществляя разнообразную меновую торговлю с материковыми племенами и вступая с ними в брачные отношения. В общем и целом можно констатировать тот факт, что большинство населявших в конце XV в. острова Карибского бассейна этносов находились между собой в тесном и разнообразном взаимодействии, в культурном отношении образуя Карибско-островную культурно-историческую область, которая характеризовалась достаточно большой степенью межэтнической культурной диффузии входящих в неё этнических общностей и одновременно - чёткими отличительными от всех других культурно-исторических областей, располагавшихся на обоих американских континентах, чертами. Её уникальность заключается в том, что народы, заселившие острова Карибского бассейна, продвигались с континента Южной Америки на север, неся с собой культурные характеристики насельников Амазонии - такие, как возделывание маниоки, как разведение морских свинок, как использование гамака, как система традиционных верований, и т.д.; при этом они в процессе своих продвижений в северном направлении встречались и вступали в контакты с более ранними переселенцами на острова, в том числе и с североамериканского континента - собирателями-рыболовами типа гуанахатабеев и кайо. Также можно отметить значимые мезоамериканские влияния на культуру некоторых этносов описываемой культурно-исторической области, которая по сути являлась действующим культурным мостом между двумя американскими континентами на протяжении многих сот лет. Всё это и сформировало тот культурно-исторический облик населения островов Карибского бассейна, который застали и частично зафиксировали для нас в своих описаниях участники экспедиции Х. Колумба и последующих испанских экспедиций в Новый Свет.
Если вам понравилась статья, ставьте лайк, делитесь своим мнением в комментариях и подписывайтесь на канал - будет интересно!
Читайте также:
и другие статьи на нашем канале.
Желаем вам приятного и познавательного чтения!
Если вы хотите поддержать автора, вы можете это сделать, нажав на ладонь с сердечком внизу справа. Спасибо!