Найти в Дзене

Острова, плывущие в океане (часть 3-я: Там, где Азия встречается с Океанией - этносы Восточной Индонезии).

Что такое Юго-Восточная Азия? Многие скажут - странный вопрос, и будут не совсем правы. Почему? Сейчас расскажу.

В политическом смысле в состав Юго-Восточной Азии включают такие государства, как Мьянма (бывшая Бирма), Таиланд, Лаос, Камбоджа (бывшая Кампучия), Вьетнам, Малайзия, Сингапур, Бруней, Индонезия, Тимор-Лесте (бывший Восточный Тимор), и Филиппины. Однако кроме государственной принадлежности существуют и иные критерии, служащие основанием для отнесения тех или иных территорий к той или иной географической области. И если мы захотим определить территории, относящиеся к Юго-Восточной Азии не на основании их государственной принадлежности, а, например - на основании этно-культурно-лингвистической идентичности их автохтонного населения, то у нас получится, мягко говоря, несколько другая картина, а именно: к Юго-Восточной Азии будут отнесены такие китайские провинции или их части, как: провинция Юньнань (кроме её северо-запада), крайний юг провинции Сычуань, большая часть провинции Гуйчжоу (кроме её севера), западная и южная части провинции Хунань, юго-восточная половина провинции Цзянси, южная часть провинции Фуцзянь, а также провинция Гуандун, о. Хайнань, Гуанси-Чжуанский АР, и о. Тайвань; кроме этого, в состав Юго-Восточной Азии будут включены такие штаты Индии, как Мизорам и Нагаленд, а также крайняя восточная часть штата Аруначал-Прадеш к юго-востоку от реки Лухит и индийская союзная территория Андаманские и Никобарские острова. А вот шесть провинций Индонезии, которые располагаются в западной половине о. Новая Гвинея - не войдут в состав Юго-Восточной Азии по причине того, что о. Новая Гвинея входит в состав Океании.

Физическая  карта  Юго-Восточной  Азии
Физическая карта Юго-Восточной Азии

Что касается островной части Юго-Восточной Азии, то здесь также имеются свои нюансы. Дело в том, что на основании таких критериев, как геологическое прошлое и сформировавшийся на его основе видовой состав флоры и фауны острова Юго-Восточной Азии можно разделить на три неравные части, а именно: А) острова, которые в течение последнего ледникового периода, когда уровень Мирового океана был значительно ниже по сравнению с нынешним - были частью древнего континента Сундаленд и отделились от него примерно 12 000 лет назад, когда уровень океана повысился - это такие острова, как о. Тайвань, о. Хайнань, о. Суматра, о. Ява, о. Калимантан, о. Палаван, о. Бали, о. Бангка, о. Белитунг, о. Мадура, и др., более мелкие острова; флора и фауна этих островов мало отличаются от флоры и фауны материковой части Юго-Восточной Азии (например, на этих островах встречаются (или встречались в недавнем прошлом до того, как были истреблены человеком) такие азиатские виды животных, как слоны, носороги, тигры, леопарды, дымчатые леопарды, медведи, тапиры, олени, различные виды диких свиней, обезьяны, и т.д. - те или иные виды на тех или иных островах (например, слоны имеются на о. Суматра и о. Калимантан; тигры водятся на о. Суматра, о. Ява и водились на о. Бали; дымчатый леопард водился на о. Тайвань; чепрачный тапир водится на о. Суматра; носороги водятся на о. Ява и на о. Суматра; леопард встречается на о. Ява; и т.д.); Б) Филиппинские острова (кроме о. Палаван) не были частью континента Сундаленд, от которого их отделяли неширокие проливы, вследствие чего некоторые азиатские материковые виды животных смогли попасть на эти острова (например, такие, как буйвол тамароу, филиппинский пятнистый олень, филиппинский замбар, три вида диких свиней, филиппинский шерстокрыл, или кагуан, филиппинский долгопят, или сирихта, макак-крабоед, и др.); В) о. Сулавеси, Малые Зондские острова (кроме о. Бали), о-ва Талауд, о-ва Сангихе, о-ва Сула, арх. Бангай, о. Кобаэна, о. Муна, о. Бутунг, Молуккские острова (кроме о. Вайгео, о. Салавати, о. Мисоол, о-вов Ару, которые были частью древнего континента Сахул) - были отделены проливами как от Сундаленда и Филиппин, так и от Сахула, никогда не являлись частью какого-либо континента и представляют собой переходную зону между флорой и фауной Азии и Австралии - здесь встречаются как плацентарные (большая часть из которых - эндемики, не встречающиеся больше нигде), так и сумчатые млекопитающие, характерные для Австралии, Тасмании, Новой Гвинеи и вышеуказанных островов, бывших частью древнего континента Сахул), водятся попугаи какаду и произрастают такие характерные представители австралийской флоры, как различные виды эвкалиптов, и т.д..

В  зелёном  цвете  показаны  острова, входящие  в  группу  В)
В зелёном цвете показаны острова, входящие в группу В)

Однако основной тематикой нашего канала является всё-таки этнография, поэтому мы не будем заострять внимание наших читателей на флоре и фауне островов Юго-Восточной Азии, а перейдём к рассказу об очень своеобразной культурно-исторической области (далее - к.-и. о.) островной Юго-Восточной Азии, которая в общих контурах практически совпадает с вышеописанными островами группы В) - Восточноиндонезийской культурно-исторической области.

В состав Восточноиндонезийской к.-и. области входят следующие острова и архипелаги: Малые Зондские о-ва ( о. Бали, о. Ломбок, о. Сумбава, о. Сумба, о. Флорес, о. Ломблен, о. Пантар, о. Алор, о. Ветар, о. Тимор, о. Роти, о-ва Саву), о. Сулавеси, о. Салаяр, арх. Бангай, о-ва Сангихе, арх. Сулу, южное побережье о. Минданао, о-ва Талауд, Молуккские о-ва (о. Моротай, о. Хальмахера, о. Бачан, о. Оби, о-ва Сула, о. Вайгео, о. Салавати, о. Батанта, о. Мисоол, о. Буру, о. Серам, о. Амбон, о-ва Банда, о-ва Ватубела, о. Романг, о-ва Лети, о-ва Дамар, о-ва Танимбар, о-ва Кай, о-ва Ару), и др., а также северо-западное побережье о. Новая Гвинея от г. Мамберамо до г. Модови, п-ов Бомберай, п-ов Чендравасих, о. Япен, о. Биак, о. Супиори, о. Нум, и о. Нумфор.

Большая  часть  Восточноиндонезийской  к.-и. области - о. Сулавеси, Малые  Зондские  о-ва (кроме  территории  Тимор-Лесте), Молуккские  о-ва - обозначена  красным  цветом; территории  Тимор-Лесте, полуостровной  части  о. Новая  Гвинея  с  прилегающими  островами, о-ва  Сулу  и  южное  побережье  о. Минданао - показаны  в  сером  цвете
Большая часть Восточноиндонезийской к.-и. области - о. Сулавеси, Малые Зондские о-ва (кроме территории Тимор-Лесте), Молуккские о-ва - обозначена красным цветом; территории Тимор-Лесте, полуостровной части о. Новая Гвинея с прилегающими островами, о-ва Сулу и южное побережье о. Минданао - показаны в сером цвете

В отличие от большей части Больших Зондских и Филиппинских островов, в населении рассматриваемой к.-и. области заметное место занимал папуасский языковой компонент, распространённый не только на о. Новая Гвинея, но и на ряде Малых Зондских и Молуккских островов. Это объясняется тем, что древний континент Сахул (это будущий континент Австралия и такие крупные острова материкового происхождения, как о. Тасмания и о. Новая Гвинея) начал заселяться людьми современного вида примерно 50 000 лет назад; расселение шло с континента Сундаленд именно через острова рассматриваемой к.-и. области: волны переселенцев сменяли одна другую, и процесс человеческих миграций не останавливался на протяжении тысячелетий. Первыми из людей современного вида здесь появились представители негритосской малой расы в составе веддо-австралоидной большой расы (их потомками являются нынешние андаманцы на Андаманских о-вах и аэта на Филиппинах) - они были охотниками и собирателями и предположительно говорили на языках, родственных современным андаманским. Позднее новая волна переселенцев прокатилась через Сундаленд, преодолела неширокие проливы между материком и островами, после чего часть этой волны расселилась на островах рассматриваемой к.-и. области, но основная
масса двинулась дальше на юго-восток и добралась до континента Сахул, в том числе и до его крайнего юга - нынешнего о. Тасмания; эти люди принадлежали к нескольким малым расам в составе
веддо-австралоидной большой расы и говорили на языках, предположительно родственных современным австралийским и папуасским языкам, а также вымершим вместе со своими носителями тасманийским языкам. Примерно 6 000 лет назад на островах Восточноиндонезийской к.-и. области впервые появляются переселенцы-австронезийцы - австралоиды по расовой принадлежности, говорившие на австронезийских языках, умевшие обрабатывать землю и выращивать некоторые огородные и садовые культуры, а также разводившие свиней, кур и собак для употребления в пищу; большая часть их не задержалась на островах рассматриваемой к.-и. области, а продолжила свой путь далее на восток - через северное побережье о. Новая Гвинея к островам северо-западной Ближней Океании, но некоторая часть их осталась на Малых Зондских и Молуккских островах. Ещё несколько последовательно сменявших друг друга волн переселенцев - как австронезийцев, так и австроазиатов - по языковой принадлежности, и монголоидов - по расовой принадлежности докатывались до восточноиндонезийских островов и оседали там, вступая в разнообразное взаимодействие друг с другом, что в период Нового Времени (после 1500 г. н.э.) и привело к формированию на этих островах той расово-этно-культурно-языковой мозаики, с которой мы и познакомим наших читателей в настоящей статье.

Серым  цветом  показана  конфигурация  древних  континентов  Сундаленд  и  Сахул, более  светлым  обозначена  конфигурация  современных  континентов  и  островов
Серым цветом показана конфигурация древних континентов Сундаленд и Сахул, более светлым обозначена конфигурация современных континентов и островов

Итак, кто же населял острова Восточноиндонезийской к.-и. области в XVI - XIX вв.? Начнём с расовой принадлежности этого населения.

Большая часть проживавших там этносов относились к южноазиатской переходной (между монголоидной и веддо-австралоидной расами) малой расе в составе монголоидной большой расы, а меньшая часть - к восточноиндонезийской переходной (между веддо-австралоидной и монголоидной расами) малой расе в составе веддо-австралоидной большой расы. Обе эти малые расы - переходные между монголоидной и веддо-австралоидной большими расами, однако в первом случае преобладающим является комплекс расообразующих признаков, характерный для монголоидной расы (представители южноазиатской малой расы преобладали
на Малых Зондских о-вах, на о. Сулавеси, на о. Минданао и на о-вах Сулу), а во втором случае - характерный для
веддо-австралоидной расы (представители восточноиндонезийской малой расы преобладали на Молуккских о-вах) - в фенотипе местного населения. Население северо-запада о. Новая Гвинея относилось к папуасско-меланезийской малой расе в составе веддо-австралоидной большой расы.

Балийцы - типичные  представители  южноазиатской  малой  переходной  расы
Балийцы - типичные представители южноазиатской малой переходной расы
Тиморцы - типичные  представители  восточноиндонезийской  малой  переходной  расы
Тиморцы - типичные представители восточноиндонезийской малой переходной расы
Аэта - типичные  представители  негритосской  малой  расы
Аэта - типичные представители негритосской малой расы
Люди  народа  бахам - типичные  представители  папуасско-меланезийской  малой  расы
Люди народа бахам - типичные представители папуасско-меланезийской малой расы

(больше узнать о расах и расообразующих признаках можно из тематических статей, ранее размещённых на нашем канале):

Лингвистическая картина Восточноиндонезийской к.-и. области на момент первых контактов с европейцами была достаточно пёстрой, что свидетельствует о бурной истории народов, населявших эти острова. Здесь были распространены прежде всего различные австронезийские языки, а именно: на южном побережье о. Минданао и на о-вах Сулу говорили на языках филиппинской ветви калимантанской зоны австронезийских языков; на языках этой же зоны, но её сангихе-минахасской ветви говорили на о-вах Сангихе, о-вах Талауд, и на севере о. Сулавеси - п-ве Минахаса; на языках сулавесийской ветви говорили на остальной части о. Сулавеси, а также на западных Малых Зондских о-вах - о. Бали, о. Ломбок и западной части о. Сумбава. На восточных Малых Зондских о-вах (в т.ч. на восточной половине о. Сумбава), а также на большей части Молуккских о-вов говорили на языках центрально-малайско-полинезийской зоны австронезийской языковой семьи, а на юго-восточном побережье о. Хальмахера и на о. Мисоол, о. Кофиау, о. Салавати, о. Батанта, о. Гам, и о. Вайгео, а также на части северо-западного побережья о. Новая Гвинея и на о. Супиори, о. Биак, о. Нумфор, о. Нум и на части о. Япен - говорили на языках южнохальмахерско-западноновогвинейской ветви восточно-малайско-полинезийской зоны австронезийской языковой семьи. В северной части о. Сумбава, в центральной и восточной частях о. Тимор, на о. Пантар, о. Алор, о. Оби, о. Биса, о. Бачан, о. Мандиоли, о. Касирута, о. Кайоа, о. Макиан, о. Тидоре, о. Тернате, большей части о. Хальмахера, о. Моротай, в центральной части о. Япен, а также на большей части п-овов Чендравасих и Бомберай на о. Новая Гвинея - говорили на различных папуасских языках. Следует отметить, что австронезийские языки Восточноиндонезийской культурно-исторической области в той или иной степени (на западных островах - в меньшей, на восточных островах - в большей) характеризуются фонетическими
и грамматическими особенностями, наличие которых свидетельствует о субстратном воздействии на них папуасских языков

-9
Красным  цветом  обозначены  папуасские  языки, бежевым  цветом - австронезийские  языки
Красным цветом обозначены папуасские языки, бежевым цветом - австронезийские языки

(больше узнать о языковом субстрате, адстрате и суперстрате можно из тематической статьи, ранее размещённой на нашем канале):

Конфессиональная ситуация в рассматриваемой культурно-исторической области отличалась сложностью, что было обусловлено целым рядом факторов, а именно: находясь на самом что ни на есть перекрёстке морских путей из западной части Азии в восточную её часть, рассматриваемая к.-и. область с давних времён подпала под влияние индианизированных в конфессионально-культурном плане (господствующими религиями в них были индуизм и/или буддизм) торгово-феодальных государств Западной Индонезии - таких, как Матарам (716 г. н.э. - 1016 г. н.э.), Кедири (1045 г. - 1222 г.), Сингасари (1222 г. - 1292 г.), Маджапахит (1293 г. - 1520 г.), которое выражалось в различных формах зависимости тех или иных островов от вышеперечисленных государств (от простой уплаты дани до вхождения в состав государства). Начиная с XV века с арабскими купцами с Ближнего Востока на острова проникает ислам, который в короткое время становится весьма популярным среди части местного населения и принимается в качестве государственной религии рядом местных княжеств. А начиная с XVI в. европейские государства начинают брать под свой контроль острова рассматриваемой нами к.-и. области с целью получения прямого доступа к центрам производства и торговли т.н. "морскими специями" - чёрным перцем, гвоздикой, мускатным орехом, корицей и ванилью; так Филиппины стали колонией Испании, а о. Флорес, о. Солор, о. Адонара, о. Ломблен, о. Пантар, о. Алор, о. Атауро, о. Тимор - колониями Португалии; остальные острова рассматриваемой к.-и. области вошли в состав Голландской Ост-Индии. Европейские христианские - католические и протестантские - миссионеры хорошо делали своё дело, поэтому уже с XVII века на многих островах появились целые народы, ставшие полностью христианскими. При этом многие этнические общности, особенно жившие во внутренних частях некоторых крупных островов, до самого последнего времени (до начала ХХ века) продолжали придерживаться своих местных традиционных верований, и только ближе к середине прошлого века стали последователями ислама или христианства. Более детально конфессиональная карта Восточноиндонезийской к.-и. области выглядела примерно следующим образом: ~ индуизма в его шиваитской форме придерживались балийцы - на о. Бали и в западной части о. Ломбок, и небольшая группа сасаков - на о. Ломбок; ~ буддизма в форме тхеравады/хинаяны придерживались т.н. бодха - этноконфессиональная группа в составе сасаков на о. Ломбок; ~ ислама суннитского направления придерживались такие народы, как маранао, магинданао, сангилы, таусоги - на южном побережье о. Минданао; сулу, самаль, яканы - на о-вах Сулу; бугисы, макасары, саданги, мандары, горонтало, лаки, мори, часть томини - на о. Сулавеси; муна и часть бутунгов - на о. Муна и о. Бутунг; большая часть сасаков - на о. Ломбок; сумбаванцы, тамбора и часть бимов - на о. Сумбава; часть сумбанцев - на о. Сумба; часть бачанцев - на о. Бачан; тидорцы, тернатцы - на о. Тидоре и о. Тернате соответственно; часть галело и тобела - на о. Хальмахера; часть амбонцев - на о. Амбон; и др.. ~ христианства в форме католицизма придерживались: висайя - на юго-восточном побережье о. Минданао; замбоангцы - в юго-западной части о. Минданао; энде, наге, нгада, сикка, лио, часть манггараев - на о. Флорес, большая часть солорцев - на о. Солор, пантарцев - на о. Пантар, алорцев - на о. Алор, часть атони, тетумов, бунак - на о. Тимор, большая часть ротийцев - на о. Роти; христианства в форме протестантизма (в большинстве случаев - кальвинизма в его реформатском изводе) придерживались минахасы, большая часть болаанг-монгондоу, часть балантаков, бунгку, лаков, тораджей - на о. Сулавеси; большая часть сангирцев и талаудцев - на о-вах Сангихе и о-вах Талауд соответственно; большая часть амбонцев - на о. Амбон; часть серамцев, буруанцев, сула - на о. Серам, о. Буру, и о-вах Сула - соответственно; некоторая часть населения зап. полуостровов о. Новая Гвинея и прилегающих к ним островов также придерживалась протестантизма в его кальвинистской форме. Также в составе большинства из вышеперечисленных народов продолжали сохраняться группы людей, которые оставались приверженцами своих местных традиционных верований (например, в составе балийцев, в основной своей массе придерживавшихся шиваитского индуизма, сохранялась этноконфессиональная группа балиага, которая продолжала следовать своим доиндуистским традиционным анимистским верованиям и практикам; и т.д.).

Религиозная  ситуация  в  островной  Юго-Восточной  Азии: зелёным  цветом  обозначены  мусульмане, оранжевым - индуисты, красным - христиане-католики, синим - христиане-протестанты;
Религиозная ситуация в островной Юго-Восточной Азии: зелёным цветом обозначены мусульмане, оранжевым - индуисты, красным - христиане-католики, синим - христиане-протестанты;

Следует также отметить наличие в Восточноиндонезийской к.-и. области такого явления, как кастовая структура социума - у балийцев (их общество подразделялось на четыре касты, которые соответствовали системе четырёх варн в Индостане, но без деления на профессиональные джати), а также наличие там такой статусно-профессиональной этно-кастовой группы, как морские кочевники-баджао (больше узнать о кастах можно из тематических статей, ранее размещённых на нашем канале):

Одним из основных занятий и главным источником пропитания для жителей Восточноиндонезийской к.-и. области было ручное (мотыжное) земледелие, которое на разных островах и у разных народов достаточно сильно отличалось. Можно выделить несколько его типов, а именно: 1. подсечно-огневое земледелие океанийского типа, которое подразделялось на
два подтипа, с преобладанием того или другого в зависимости от природных условий в местах проживания людей:
1а) главной культивируемой культурой была саговая пальма (Metroxylon sagu), а основным и наиболее важным продуктом - сердцевина её стволов - саго (в среднем одна пальма даёт около 250 кг саго раз в 10 лет), которую после очистки и обработки употребляют в пищу как крахмалосодержащий продукт (содержит около 75% - 90% углеводов) в основном в виде т.н. папеды - тягучей беловатой массы, по виду напоминающей крахмальный клейстер, которую едят с различными соусами в качестве гарнира к мясу, рыбе и овощам; этот подтип был распространён прежде всего на заболоченных землях входящей в состав рассматриваемой к.-и. области территории о. Новая Гвинея, большей части Молуккских о-вов и на низменных переувлажнённых территориях о. Сулавеси;

Саговые  пальмы
Саговые пальмы
Так  выглядит  папеда - блюдо  из  саго
Так выглядит папеда - блюдо из саго

1б) главными выращиваемыми культурами являлись различные корне- и клубнеплоды (таро, ямс, маниока, батат); этот подтип был также распространён в западной части о. Новая Гвинея, на прилегающих к ней островах, на части Молуккских о-вов и на части о. Сулавеси, но на более засушливых территориях с меньшим количеством выпадающих осадков; для обоих подтипов типа 1 было характерно наличие таких домашних животных, как свиньи, куры и собаки;

Клубни  таро
Клубни таро
Ямс
Ямс
Маниока
Маниока
Батат
Батат

2. подсечно-огневое земледелие юго-восточноазиатского типа, где главной выращиваемой культурой являлся суходольный рис (этот тип был распространён на части Молуккских о-вов, во внутренних горных районах о. Сулавеси, на некоторых из Малых Зондских о-вов, и т.д), а набор домашних животных был таким же, как и для предыдущего типа (кроме народов, исповедовавших ислам - они не имели собак, а вместо свиней разводили коз);

Так  растёт  суходольный  рис  на  о. Сулавеси
Так растёт суходольный рис на о. Сулавеси
Блюдо  балийской  кухни  из  риса
Блюдо балийской кухни из риса

3. постояннооседлое ручное земледелие жаркого пояса - главной культурой был суходольный рис, в составе домашних животных кроме свиней/коз, кур и собак имелись также буйволы, владение которыми носило ритуально-престижный характер, т.к. они не использовались на сельхозработах (этот тип был характерен для населения восточной части Малых Зондских о-вов, внутренней равнинной и предгорной частей о. Сулавеси, для жителей восточной половины о. Сумбава, а также для населения южной части о. Минданао). На островах западной части рассматриваемой к.-и. области был распространён тип пашенного земледелия влажных тропиков, где главной выращиваемой культурой был заливной рис, а поля обрабатывались с использованием тягловой силы крупного рогатого скота (например, на о. Бали, на о. Ломбок, на о. Сумбава для вспашки рисовых полей использовали одомашненных бантенгов, мясо которых также употребляли и в пищу); на о. Сумбава также разводили лошадей местной породы для продажи на другие острова. Для жителей внутренних лесистых частей крупных островов важное значение имела также охота на различных сухопутных животных и птиц (например, на о. Сулавеси и о. Бутунг местные жители охотились на аноа/карликового буйвола - эндемика этих островов, а на о. Буру и о-вах Сула, а также на о. Сулавеси население охотилось на бабируссу - местный эндемичный вид свиней, на кускусов, крыланов, и т.д.), а на побережье большое значение имело также рыболовство и береговое собирательство различных морепродуктов.

Террасовые  поля  заливного  риса  на  о. Бали
Террасовые поля заливного риса на о. Бали
Бантенг  на  о. Бали
Бантенг на о. Бали

Как и все народы австронезийского происхождения, этносы рассматриваемой к.-и. области были искусными кораблестроителями и умелыми и бесстрашными мореходами - на своих пераху/винта - судах с аутригером/балансиром (в ходу были суда как с односторонним, так и с двусторонним балансиром) и лепа - судах без аутригера с вынесенными за пределы собственно лодки носовой и кормовой палубами - они регулярно совершали торговые и промысловые плавания не только в акватории Восточноиндонезийской к.-и. области, но и в водах, омывающих Большие Зондские о-ва, Филиппинские о-ва, материковую Юго-Восточную Азию, и т.д.. Представители таких этносов, как бугисы, макасары, бутунги, селаяры и др. с целью добычи трепангов уже с начала XVII в. регулярно посещали северное побережье Австралии от п-ва Кимберли и п-ва Арнемленд на западе до п-ва Кейп-Йорк и о-вов Торресова пролива на востоке, а также южное побережье о. Новая Гвинея, где вступали в разнообразное взаимодействие с местным населением.

Пераху  с  о. Минданао
Пераху с о. Минданао
Макасарская  лепа  с  о. Сулавеси (на  борту  предположительно  есть  австралийские  аборигены, т.к. красно-чёрно-жёлтый  флаг  на  главной  мачте - это  флаг  аборигенов  Австралии; а  флаг  на  корме - индонезийский)
Макасарская лепа с о. Сулавеси (на борту предположительно есть австралийские аборигены, т.к. красно-чёрно-жёлтый флаг на главной мачте - это флаг аборигенов Австралии; а флаг на корме - индонезийский)

Нахождение островов рассматриваемой культурно-исторической области на перекрёстке международных торговых путей обусловило раннее начало их колонизации европейскими государствами - Испанией, Португалией и Нидерландами, которая началась уже в первой половине XVI века. Совокупность этих факторов очень повлияла на этногенез значительной части народов Малых Зондских и Молуккских и др. островов. На основании критерия зависимости этногенеза того или иного народа от того или иного действующего фактора все этносы рассматриваемой к.-и. области можно подразделить на следующие группы:

1. Традиционные этносы - это те, чей этногенез происходил без заметного воздействия на него таких действующих факторов, как активная вовлечённость в процесс межрегиональной и/или международной торговли, сопровождавшийся смешением с переселенцами - представителями других этносов, и/или в процесс сотрудничества с европейской колониальной администрацией. Традиционные этносы находились на разном уровне социально-экономического и политического развития (например, такие народы, как аруанцы, биакцы, тораджи, буруанцы, кемаки, ламахолот, летийцы, вемале, алуне и др. - вели практически натуральное хозяйство, в котором торговля с соседями - ближними и дальними - использовалась для получения того, чего не могли вырастить/произвести сами; главной формой общественной организации была традиционная сельская община - негри, во главе со старостой - орангкай, подразделявшаяся на родственно-территориальные группы - фена; повсеместно был распространён такой элемент организации жизни социума, как мужские дома, в которых неженатые молодые мужчины проживали постоянно, а семейные мужчины проводили в них много времени, занимаясь различными делами; на о. Серам у народа вемале важное значение в традиционной организации жизни общества имел тайный мужской союз - Какихан; тогда как такие народы, как бугисы, макасары, балийцы, бима, сасаки, тамбора, сумбанцы, атони, ротийцы, маранао и др. - имели собственные государственные образования - княжества, султанаты, раджества - и были вовлечены в межрегиональную и международную торговлю (которая, однако, не выступала в качестве значимого действующего фактора их этногенеза); основой системы жизнеобеспечения было традиционное сельское хозяйство, рыболовство, а также различные ремёсла;

Биакцы
Биакцы
Пожилые  женщины  народа  мамбаи  играют  на  музыкальных  инструментах
Пожилые женщины народа мамбаи играют на музыкальных инструментах
Представители  народа  кемак
Представители народа кемак
Сасакский  оркестр  исполняет  традиционную  музыку
Сасакский оркестр исполняет традиционную музыку
Сасакская  пара  в  традиционной  одежде
Сасакская пара в традиционной одежде
Бугисские  девушки  в  традиционной  праздничной  одежде
Бугисские девушки в традиционной праздничной одежде
Тораджи
Тораджи
Макассары  исполняют  традиционный  танец
Макассары исполняют традиционный танец
Группа  женщин  народа  бима
Группа женщин народа бима
Пара  из  народа  маранао  в  традиционной  одежде
Пара из народа маранао в традиционной одежде

2. Торговые этносы - это те, чей этногенез происходил под определяющим воздействием межрегиональной и/или международной торговли пряностями, когда тот или иной торговый этнос формировался на основе того или иного коренного этноса, который смешивался с пришлыми торговцами - представителями других этносов - таких, как яванцы, мадурцы, макасары, бугисы, сумбанцы, малайцы, китайцы, арабы, и др.; для торговых этносов первостепенное значение имели выращивание на плантациях т.н. "морских пряностей" (чёрного перца, гвоздики, мускатного ореха, корицы, ванили) и оптовая торговля ими с китайскими, арабскими и европейскими купцами; занимались также традиционным ручным (мотыжным) земледелием, рыболовством, ловлей дюгоней и морских черепах и береговым морским собирательством; были также распространены различные ремёсла - ткачество, гончарство, плетение из листьев пандануса, изготовление нетканой материи - лаване (аналог океанийской тапы) из луба некоторых видов фикуса, кузнечество, судостроение, и т.д.; социальная организация была следующей: общество делилось на две экзогамные части по критерию происхождения - на "хозяев земли" (семьи, ведущие своё происхождение от коренных местных жителей) и "поздних пришельцев" (семьи, ведущие своё происхождение от пришлых торговцев-переселенцев), такое деление было следствием традиционного отслеживания происхождения своих предков по мужской линии до 9-го колена; также общество делилось на аристократию, свободных общинников и потомков рабов, с соответствующей разницей в правах и возможностях; важное значение имели надэтнические религиозно-политические союзы, в которые были объединены разные этносы на основании своего вероисповедания (исповедовавшие ислам этносы входили в улилима - "союз пяти", а придерживавшиеся христианства и/или местных традиционных верований этносы были объединены в улисива - "союз девяти"); к типичным торговым этносам относились такие, как добоанцы, тидорцы, тернатцы, гесерцы, батуаса, амбелаунцы, курцы, танимбарцы, кейцы, и др.;

Танимбарцы  исполняют  народный  танец
Танимбарцы исполняют народный танец
Народный  танец  в  исполнении  тернатцев
Народный танец в исполнении тернатцев
Тидорцы
Тидорцы
Добоанский  танец
Добоанский танец
Группа  гесерцев  в  традиционной  одежде  с  барабанами
Группа гесерцев в традиционной одежде с барабанами

3. Колониальные этносы - это те, чей этногенез происходил при участии и под непосредственным влиянием европейцев, колонизировавших острова рассматриваемой к.-и. области в период XVI - XIX вв.; к таким колониальным этносам можно отнести замбоангцев на западе о. Минданао, минахасов - на
северо-востоке о. Сулавеси, банданцев на о-вах Банда, и амбонцев - на о. Амбон и юго-западе о. Серам. Их этногенез происходил как процесс смешения трёх различных этнических компонентов (это не относится к минахасам, этногенез которых представлял собой процесс консолидации местных разрозненных традиционных племён, проходивший под мощным воздействием христианской религии и европейской (голландской) культуры; при этом физическое смешение с европейцами было весьма незначительным) - местного коренного этноса, иноэтнических переселенцев с других островов, и европейцев (испанцев в случае замбоангцев, голландцев - в случаях банданцев и амбонцев), и основывался на непосредственном участии формирующихся колониальных этносов в обеспечении выполнения задач, стоявших перед европейскими колонизаторами, таких, как: территориальная и политическая экспансия и противостояние местным государственно-территориальным образованиям, аннексия новых территорий, христианизация местного населения, борьба с пиратами и работорговцами, администрирование уже подвластных территорий, и т.д.. Представители колониальных этносов принимали во всём этом самое активное участие, отдавая своих детей в учреждённые европейской колониальной администрацией школы, нанимаясь в колониальную администрацию на государственную гражданскую и военную службу (начиная с XVIII в. представители колониальных этносов составляли непропорционально большую долю в общей численности управленцев среднего звена в гражданской администрации и низшего командного состава - в колониальных ВС), становясь священниками (католики) или пасторами (протестанты) и активно распространяя христианство среди этносов, придерживавшихся местных традиционных верований (при этом часть того или иного колониального этноса могла исповедовать ислам - например, больше половины банданцев и примерно 20% амбонцев и 9% минахасов были мусульманами). Колониальные этносы очень многое заимствовали из европейской культуры, в основной своей массе были гораздо более образованы по сравнению со всеми остальными этносами рассматриваемой к.-и. области, очень хорошо владели языком метрополии и пользовались целым рядом привилегий от европейских колониальных администраций. Социальная организация
колониальных этносов в целом практически ничем не отличалась от таковой, описанной для двух предыдущих групп: это сельские общины - негри, состоявшие из территориально-родственных групп - соа, образованных несколькими патрилинейными линиджами - мата рума; сельские общины объединялись по конфессиональному признаку, при этом соседствующие друг с другом общины разной конфессиональной принадлежности были объединены в территориальные союзы - пела, внутри которых поддерживали активное сотрудничество и взаимопомощь; при этом браки заключались только между людьми одного вероисповедания.

Замбоангцы
Замбоангцы
Группа  минахасов  с  оружием
Группа минахасов с оружием
Минахасы - военнослужащие  колониальных  ВС  Нидерландов
Минахасы - военнослужащие колониальных ВС Нидерландов

Минахасы  исполняют  народный  танец
Минахасы исполняют народный танец
Амбонцы - военнослужащие  колониальных  ВС  Нидерландов
Амбонцы - военнослужащие колониальных ВС Нидерландов
Амбонская  пара  в  традиционной  праздничной  одежде
Амбонская пара в традиционной праздничной одежде

Материальная культура народов Восточноиндонезийской к.-и. области при всём разнообразии локальных вариантов в основных своих чертах имела много общего (например, для подавляющего большинства этносов рассматриваемой к.-и. области было характерно прямоугольное в плане каркасно-столбовое наземное или на низких сваях (во внутренних областях островов) или свайное на высоких сваях (на побережье) жилище из дерева и бамбука, с двускатной крышей (у некоторых народов - например, у тораджей - крыши их традиционных домов имели особую оригинальную конструкцию), крытой пальмовыми листьями или травой и имеющей разнообразную конфигурацию у разных народов; одеждой служили: у мужчин - набедренная повязка или саронг, у женщин - саронг и блузка; также были очень похожи у всех описываемых народов средства передвижения по морю - лодки нескольких основных типов).

Традиционные  жилища  тораджей
Традиционные жилища тораджей
Традиционные  дома  в  балийской  деревне
Традиционные дома в балийской деревне
Традиционный  дом  минахасов
Традиционный дом минахасов
Традиционный  дом  маранао
Традиционный дом маранао

Несмотря на бросающуюся в глаза пестроту, разные этносы, населяющие Восточноиндонезийскую культурно-историческую область, обнаруживали явственную взаимную культурно-ментальную близость. Это было обусловлено влиянием ряда значимых факторов, действовавших на протяжении длительного периода времени в рассматриваемой к.-и. области, а именно:

А) острова рассматриваемой культурно-исторической области были как территорией торгового транзита из/в Восточной и материковой Юго-Восточной Азии в Индию, Персию, на Ближний Восток, в Восточную Африку и в Европу, так и территорией выращивания и торговли т.н. "морскими пряностями" (чёрным перцем, гвоздикой, мускатным орехом, корицей и ванилью), а также местом заготовок и продажи копры, черепаховых панцирей, трепангов, жемчуга, перламутра, сандалового дерева, кораллов и т.д. - в связи с чем между островами постоянно совершали передвижения торговцы и моряки, ловцы жемчуга и морских черепах, собиратели трепангов и кораллов, и т.д., которые часто выступали в качестве носителей и ретрансляторов тех или иных языковых, культурных, технологических и других новшеств, которые усваивались от них местным населением разных островов;

Б) острова рассматриваемой к.-и. области, начиная с VII в. н.э. в том или ином составе и в той или иной степени входили в сферу непосредственного влияния сильных государственных образований, располагавшихся на о. Ява, вследствие чего их население - во всяком случае жившее на побережье - подвергалось систематическому и разнообразному воздействию со стороны яванцев - купцов, представителей государственной администрации, военных и т.д., что откладывало свой отпечаток на их
культуру, внося в неё многие схожие составляющие - начиная с заимствованных элементов яванской материально-бытовой культуры (элементов одежды, блюд яванской кухни, и т.д.) и заканчивая заимствованиями слов и понятий из яванского языка и сюжетов из яванской мифологии и эпоса.

В) присутствие практически на всей акватории рассматриваемой к.-и. области морских кочевников-баджао, для которых эти воды и побережья омываемых ими островов являлись местами их традиционного проживания и кочевания; с оседлым населением прибрежных деревень баджао связывали тесные симбиотические взаимоотношения в парадигме "патрон - клиент", где в качестве патрона выступали поселения оседлых земледельцев и рыбаков, а в качестве клиента - группы совместно кочующих по морю семей баджао (больше узнать о морских кочевниках можно из тематической статьи, ранее размещённой на нашем канале):

Г) длительное пребывание всех этносов рассматриваемой к.-и. области в составе той или иной европейской колониальной империи (большая часть островов Восточноиндонезийской к.-и. области входила в состав Голландской Ост-Индии, меньшая часть - в состав Португальской и Испанской колониальных империй), что имело следствием не только распространение христианства в качестве основной религии среди многих местных народов, но и заимствование многих компонентов европейской как материально-бытовой, так и нематериальной культуры, и распространение их среди всех этносов рассматриваемой культурно-исторической области.

Подводя итог нашего обзора, следует отметить, что Восточноиндонезийская культурно-историческая область, с незапамятных времён являясь регионом-мостом, через который на протяжении тысяч лет осуществлялся транзит переселяющихся с материковой части Юго-Восточной Азии в Австралию
и Океанию сообществ людей, в конечном итоге стала той территорией, на которой для многих групп людей из разных переселенческих волн их путешествия окончились и началась новая жизнь на новом месте в окружении новых соседей и в разнообразном взаимодействии с ними. Результатом этого стало формирование очень пёстрого в расовом, этно-языковом и культурном отношении местного населения, разнообразие которого вышло на новый уровень после прихода на эти острова из внешнего мира новых религий - индуизма, буддизма, ислама и христианства, (больше узнать об этих
религиях можно из тематических статей, ранее размещённых на нашем канале):

после чего рассматриваемая культурно-историческая область окончательно сформировалась как классическая территория диффузии, где в постоянном разнообразном взаимодействии находились абсолютно разные по происхождению и разнородные в расовом (в Индонезийской к.-и. области чётко виден плавный переход от преобладающей на западных островах области южноазиатской малой переходной расы, у представителей которой монголоидные расообразующие признаки превалируют над веддо-австралоидными - к восточноиндонезийской малой переходной расе, у представителей которой веддо-австралоидные расообразующие признаки преобладают над монголоидными), языковом (папуасские по языковой принадлежности этносы расселены по всей территории рассматриваемой к.-и. области - от о. Моротай на севере до о. Тимор на юге, и от о. Сумбава на западе до о. Новая Гвинея на востоке; австронезийские по языковой принадлежности этносы расселены на территории рассматриваемой к.-и. области повсеместно, зачастую чересполосно с этносами, говорящими на папуасских языках), хозяйственно-культурном и конфессиональном (мусульмане, индуисты, буддисты, христиане-католики и христиане-протестанты, а также приверженцы местных традиционных верований зачастую жили в соседних деревнях или вообще чересполосно в одном населённом пункте) отношении этнические общности. Материально-бытовая и нематериальная культура этих этнических общностей обнаруживает множество характерных особенностей, сближающих её как с культурой народов, населяющих Большие Зондские о-ва, Филиппинские о-ва, о. Хайнань и о. Тайвань, так и специфические черты, сближающие их с населением западной части Океании - северо-западной Меланезии и западной части Микронезии, т.е. Восточноиндонезийская культурно-историческая область в культурном плане является областью, переходной между Юго-Восточной Азией и Океанией.

Спасибо  за  прочтение!
Спасибо за прочтение!

Если вам понравилась статья, ставьте лайк, делитесь своим мнением в комментариях и подписывайтесь на канал - будет интересно!

Читайте также:

и другие статьи на нашем канале.

Желаем вам приятного и познавательного чтения!

Если вы хотите поддержать автора, вы можете это сделать, нажав на ладонь с сердечком внизу справа. Спасибо!

Острова
2085 интересуются