Найти в Дзене
Любопытный дилетант

Подлинная история Земли. Как жизнь дошла до жизни такой

Оглавление
Подлинная история Земли | Любопытный дилетант | Дзен

Взгляды учёных на историю жизни на Земле со временем менялись довольно радикально. В самом начале развития палеонтологии вообще существовало мнение, что жизнь появилась чуть ли не внезапно, откуда ни возьмись, только в начале кембрийского периода, около 560 миллионов лет назад. Отсюда, собственно, и пошло выражение «кембрийский взрыв», означающее как будто бы внезапное появление почти современной жизни.

Перед появлением жизни Земля представляла собой весьма неприглядное зрелище.
Перед появлением жизни Земля представляла собой весьма неприглядное зрелище.

Мнение о том, что для появления жизни требуется много времени, поддерживается и её видимой сложностью — кажется, что для появления первого репликатора, после которого химическая эволюция сможет смениться биологической, требуются, по меньшей мере, миллиарды лет. Опровергнуть это утверждение довольно сложно — по понятным причинам полностью воспроизвести абиогенез в лаборатории вряд ли возможно.

Планета микробов

Остаётся только искать следы первых живых организмов методами палеонтологии. А это довольно сложно по двум причинам. Во-первых, первые живые организмы большими и твердыми точно не были, так что рассчитывать на их окаменелости мы вряд ли можем. Во-вторых, и в главных, земная кора постоянно обновляется, и пород старше миллиарда — полутора лет в ней очень мало.

Впрочем, и после е появления большую часть времени смотреть было не на что.
Впрочем, и после е появления большую часть времени смотреть было не на что.

Но определять наличие следов жизни можно и по химическим маркерам. И именно они показывают нам, что уже четыре миллиарда лет назад жизнь на Земле была, причём работала на современных химических принципах. То есть жизнь каким-то образом появилась чуть ли не сразу после окончания поздней метеоритной бомбардировки, и большую часть своей истории Земля была «планетой микробов», населённой исключительно одноклеточными организмами.

Время странной жизни

Но, так или иначе, а какое-то время назад сначала возникла эукариотическая клетка с ядром, внутри которой уютно и безопасно поселились митохондрии и хлоропласты — бывшие цианобактерии. А уже эукариоты смогли объединиться в настоящие многоклеточные организмы, что для прокариот по многим причинам оказалось невозможным. Сделали они это, по одной из версий, от холода, когда Земля покрылась льдом от полюсов до экватора.

Первые многоклеточные выглядели довольно странно.
Первые многоклеточные выглядели довольно странно.

Но первые земные организмы были в высшей степени странными. Настолько странными, что учёным не всегда удаётся понять, к какому царству эукариот они относятся — то ли к растениям, то ли к животным, то ли к грибам, то ли вообще к какому-то неизвестному, вымершему. Подвижных среди них было не слишком много, в основном они вели сидячий образ жизни. А твёрдых скелетов за ненадобностью вообще почти не было, так что учёным они известны только по не слишком многочисленным отпечаткам.

Дорога из моря

Но, так или иначе, Земля, в конце концов, оттаяла и перестала быть большим снежком, а странные создания, населявшие её к концу эдиакара, вымерли. Хотя, понятное дело, и не все — от кого-то же произошла современная жизнь. Так или иначе — примерно 560 миллионов лет назад начался тот самый знаменитый «кембрийский взрыв», когда возникло большинство современных типов, по крайней мере, животных. А вместе с ним начался и палеозой — время, когда жизнь, наконец, заполнила всю планету.

Позвоночные выбрались на сушу можно сказать, на всё готовенькое.
Позвоночные выбрались на сушу можно сказать, на всё готовенькое.

Важнейшей задачей для жизни в палеозое стало освоение суши, которая по большей части была безжизненной, если не считать вездесущих бактерий. Причём позвоночные — те, кто в первую очередь ассоциируется со словом «животные», всюду были последними, несмотря на своё современное доминирование буквально везде. Они поздно возникли, поздно вышли на сушу. Зато, проделав всё это, очень быстро сушу захватили, потеснив до того господствовавших членистоногих.

Парк пермского периода

Особняком в палеозое стоит пермский период, начавшийся около 300 миллионов лет назад и продлившийся порядка 50 миллионов лет. Именно тогда позвоночные, изобретя амнион — яйцо с водонепроницаемой оболочкой, стали независимыми от воды, по крайней мере, при размножении. Именно тогда позвоночные, точнее, часть из них — амниоты, разделились на две больших клады — синапсид и диапсид. Диапсиды дали начало целому букету ветвей, которых сейчас условно называют рептилиями и птицами. Ну а синапсиды стали предками владык пермского периода — звероящеров, и через них — млекопитающих.

Предки млекопитающих правили сушей, когда динозавры были только в планах.
Предки млекопитающих правили сушей, когда динозавры были только в планах.

Завершился же пермский период самым катастрофичным вымиранием в истории Земли — пермь-триасовым. Затронуло оно даже насекомых, которые не были подвержены вымираниям ни до, ни после перми. Есть гипотеза, что все массовые вымирания в истории вызваны вулканической активностью. Насчёт всех — это ещё не точно, а вот к Великому вымиранию это относится в высшей степени. Ведь именно тому времени мы обязаны гигантскими сибирскими траппами.

Эпоха динозавров

Ну а после Великого вымирания начался мезозой. Вообще-то он считается эпохой динозавров, но в полной мере это справедливо только для юрского и мелового периодов. Просто потому, что к началу Великого вымирания никаких динозавров и в помине не было, им предстояло сначала возникнуть. Как, впрочем, и остальным архозаврам. Что, собственно, и заняло у них почти весь триас, и, кстати, крокодилы успели первыми, но суши не захватили. Который, к слову, тоже закончился вымиранием, правда, и в половину не таким масштабным, как предыдущее и последующее.

Далеко не сразу динозавры стали гигантами.
Далеко не сразу динозавры стали гигантами.

Юра и мел же, к слову, были временем господства не только динозавров, но и рептилий вообще. Они, можно сказать, поделили планету — суша досталась динозаврам, небо — птерозаврам, а морями правил целый зоопарк водных рептилий. Ну и, конечно же, символом всей эпохи динозавров был тираннозавр — король королей мезозойской суши. Впрочем, все прочие животные, оставаясь в тени динозавров, тоже времени даром не теряли.

Закончился же мезозой, как это водится среди геологических эр, очередным, на этот раз мел-палеогеновым, вымиранием. И как раз оно сильнее всего подрывает гипотезу о безусловной виновности вулканов во всех вымираниях. Хотя бы потому, что началось оно с падения гигантского метеорита.

Триумф терпеливых

После же гибели динозавров и прочих владык мезозоя сушу, и не только её, унаследовали млекопитающие. В отличие от динозавров, которым для господства нужно было сначала возникнуть, млекопитающие позаботились об этом заранее, появившись почти одновременно с динозаврами и почти весь мезозой совершенствуя навыки выживания.

Млекопитающие захватили Землю очень быстро.
Млекопитающие захватили Землю очень быстро.

Так что когда динозавры, вымерев почти полностью, освободили множество экологических ниш, млекопитающие времени даром не теряли и захватили сушу почти моментально по геологическим меркам. Причём очень быстро они стали гигантами, породив целую мегафауну, и почти так же быстро придя к разуму, что так и не удалось динозаврам. Мегафауна, правда, довольно быстро принялась вымирать, и этот процесс продолжается и по сию пору.