После того, как пермь-триасовое вымирание истребило чуть ли не всех позвоночных и освободило очень много уютных местечек, переставших быть уютными для прежних обитателей, выжившие стали быстренько эволюционировать, стремясь их занять. Часть ранних архозавров постепенно становились динозаврами, а выжившие звероящеры, точнее, их часть — цинодонты, постепенно перевоспитывались в млекопитающих.
Потом динозаврам повезло, и они заняли господствующее положение. А млекопитающим не повезло, и им пришлось ждать своей очереди более 160 миллионов лет. Хотя далеко не все из нах были мелкими ночными крысками — иные были не прочь и закусить сочным динозавриком. Есть мнение, что млекопитающие не смогли сразу «захватить власть» потому, что они опоздали возникнуть.
Первые динозавры возникли уже 230 миллионов лет назад. А первые примитивные млекопитающие — маммалиаформы — всего около 200 миллионов лет назад. Но оказалось, что это не точно. Дело в том, что отличить останки млекопитающего от останков его предка — цинодонта — не так-то просто. В ископаемом виде сохраняются кости, которых, как известно, в главном отличительном признаке млекопитающих — молочных железах — просто нет. Поэтому отличать приходится, например, по зубам.
У подавляющего большинства млекопитающих зубы сменяются один раз в жизни — с молочных на постоянные. А вот звероящеры и рептилии меняли их всю жизнь, причём иногда не самым удачным образом. Не удивительно, что жившего 225 миллионов лет назад бразилодона поначалу всё же отнесли к цинодонтам. Однако после того, как накопилось достаточное количество его останков, учёные получили возможность заглянуть ему в зубы.
Выяснилось, что у бразилодона зубы всё же менялись один раз в жизни, а не всё время, как это было у цинодонтов. То есть по строению зубов зверёк всё же оказался маммалиаформом, а млекопитающие, получается, возникли гораздо раньше, почти одновременно с динозаврами.
По всей видимости, тогда ещё чешуйчатые динозавры и уже шерстяные млекопитающие просто разделили экологические ниши «по вертикали». Динозавры, облегчив скелет, получили возможность вырастать большими, хотя большими они все отнюдь не были. Ну а нашим предкам ничего не оставалось, как занять «нижний ярус» и терпеливо дожидаться прилёта Чиксулубского метеорита.