После долгой, очень долгой эры, когда жизнь на Земле была вообще не похожа ни на что из знакомого нам сегодня, после чуть менее, но всё же очень долгого пути на сушу, в пермском периоде биосфера уже совсем было стала похожа на современную. Позвоночные окончательно захватили сушу, часть из них избавилась от излишней привязанности к воде, став амниотами, которые, в свою очередь, разделились на две больших ветви — синапсид с одной парой височных отверстий и диапсид — с двумя.
Поначалу «власть» захватили синапсиды-звероящеры — предки млекопитающих. С современной точки зрения недостатков в их конструкции более чем достаточно, но это не мешало им процветать. До тех пока не случилась катастрофа — самое опустошительное в истории планеты пермь-триасовое вымирание. Мало того, что единый материк Пангея пошёл вулканическими трещинами и начал распадаться на части, так ещё и Солнце поддало жару. Давно отвыкшая от такого с собой обращения земная жизнь сильно удивилась и по большей части вымерла.
Но вымерла она не вся, иначе бы я это не писал, а вы не читали. Так что после Великого вымирания наступил не конец жизни, а всего лишь конец палеозоя. И начался мезозой, который по традиции называют «эпохой динозавров», хотя вообще-то в начале мезозоя, в раннем триасе, никаких динозавров ещё и в помине не было, им ещё только предстояло возникнуть.
Не было даже архозавров — большой группы, к которой, наряду с динозаврами, включая птиц, относятся ныне здравствующие крокодилы, былые конкуренты динозавров лагерпетиды и летавшие ещё до птиц птерозавры. Вот вся эта волынка — возникновение архозавров, разделение их на крокодилов, точнее, псевдозухий, и всех остальных, и окончательное формирование этих самых остальных, и заняло солидную часть триаса — первого из трёх периодов мезозоя, когда узнать в динозаврах будущих владык суши было довольно мудрено.
Собственно, псевдозухии отделились от остальных архозавров довольно рано. А вот общий предок динозавров и птерозавров совершенно карманных размеров бегал по земле всего 235 миллионов лет назад. И только ещё через несколько миллионов лет предки птерозавров залезли на деревья, а первые динозавры, оставшись на земле, встали на две ноги. Да-да, двуногость хищных динозавров — теропод, вовсе не продвинутый признак, как это считалось долгое время, а самый что ни на есть примитивный. Массивные птицетазовые гиганты опустились на четыре ноги довольно поздно.
Но не двуногостью единой жив динозавр. Чтобы стать теми гигантами, которых мы знаем по знаменитой франшизе «Парк юрского периода», динозаврам пришлось изрядно поработать над собой. Во-первых, чтобы в будущем вырасти в тех гигантов, которыми мы обычно представляем себе динозавров, им нужно было не только облегчить кости, но и сделать их прочными. К тому же, как мы узнали в начале XXIвека, покрыты перьями были отнюдь не только птицы. Ну а холоднокровным ящерам утепляющие наружные покровы не особенно нужны, так что теплокровностью динозавры тоже обзавелись. Правда, как это произошло, установить не так-то просто.
Но и вся эта коллекция приспособлений вовсе не гарантировала динозаврам «мирового господства». Звероящеры, хоть и утратили позиции после Великого вымирания, но окончательно со сцены не сошли, а почти одновременно с динозаврами эволюционировали в млекопитающих. А млекопитающие были мелкими безобидными зверушками далеко не все. Словом, динозаврам в какой-то мере просто повезло, да и вулканы очередной раз расстарались, подогнав очередное вымирание, правда, масштабов куда менее скромных, чем предыдущее и следующее.