Найти в Дзене
Любопытный дилетант

Захватить Землю динозаврам помогли вулканы

Динозавры, как и все архозавры вообще, возникли после Великого вымирания, но поначалу ничто в них будущих владык земной суши не напоминало. Первые динозавры были животными мелкими и невзрачными по сравнению с теми же крокодилами, но сначала они изобрели трубчатые кости, но потом они всё же дождались своего часа — им повезло. А в конце концов они и вовсе принялись ставить рекорды.

Вот примерно всё это разнообразие вулканы и породили.
Вот примерно всё это разнообразие вулканы и породили.

Но везение везением, а у всего есть свои причины. И вот как раз причиной «везения» динозавров оказались вулканы. В конце триаса, чуть больше 230 миллионов лет назад, в западной части будущей Северной Америки, начались массовые извержения вулканов, сделавшие климат на планете, мягко говоря, дождливым — дожди, почти не переставая, лили почти два миллиона лет.

Разумеется, дождик пошёл не потому, что планете от вулканизма грустно стало. Вулканы выбросили в атмосферу ни много ни мало около 5 тератонн углерода, углекислого газа резко стало много, из-за парникового эффекта климат изрядно потеплел, но и повлажнел, а море стало несколько более пресным.

Травоядных ходячих танков...
Травоядных ходячих танков...

Весь этот катаклизм, собственно, вызвал очередное, триасово-юрское, вымирание, которое и освободило место для динозавров. Ну и заодно для птерозавров, которые стали первыми летающими позвоночными, и для ихтиозавров с плезиозаврами, которые первыми из позвоночных вернулись в море, откуда вышли наши предки-рыбы.

Пахицефалозавры — двуногие, но при этом травоядные.
Пахицефалозавры — двуногие, но при этом травоядные.

Более того, все эти извержения были вовсе не одномоментными — в позднем триасе было как минимум четыре серии вулканических извержений, и каждая из них сопровождалась повышением уровня углекислоты в атмосфере, потеплением и увлажнением климата, в том числе потеплением пресных водоёмов. Ну и как следствие, водоёмы эти становились беднее кислородом и менее пригодным для дышащих жабрами животных.

Цератопсы, между прочим, тоже не только на танки с активной защитой бывали похожи.
Цератопсы, между прочим, тоже не только на танки с активной защитой бывали похожи.

Причём такое происходило повсюду в мире — дожди создавали огромные постоянные лужи, вода из которых в конечном итоге попадала не в реки, впадавшие в океан, а в озёра и болота. В итоге за пару миллионов лет в морях случилось довольно существенное вымирание, а на суше — напротив, возросло разнообразие видов, но при этом видовой состав животных и растений значительно обновился.

Именно тогда динозавры и распространились по всему миру. Климат, конечно, сильно изменился, но не одним скачком, а за несколько эпизодов, и для молодой и тогда ещё мало специализированной группы животных открылось «окно возможностей», которым они не преминули воспользоваться.

Юный зауроподик — будущий абсолютный рекордсмен суши в категории «длина».
Юный зауроподик — будущий абсолютный рекордсмен суши в категории «длина».

Если бы не эта цепочка извержений, динозавры, возможно, так и остались бы «в тени» каких-нибудь потомков остатков «старых» звероящеров-синапсид, которые были сильно специализированы, но при этом и хорошо приспособлены к своим экологическим нишам, выковырять их из которых можно было, только уничтожив сами ниши. Что и сделали извержения.

А вот если бы извержения наоборот, не были бы такими постепенными, а случились бы разом, то в атмосферу попал бы не только углерод, но и огромное количество серы, которая наоборот, сделала бы климат холоднее и засушливее, как это и случилось через 166 миллионов лет, в начале мел-палеогенового вымирания.

Родичи птиц, как и сами птицы, были ящеротазовые. А птицетазовые птицам вовсе не родственники. Теперь живите с этим.
Родичи птиц, как и сами птицы, были ящеротазовые. А птицетазовые птицам вовсе не родственники. Теперь живите с этим.

Впрочем, эти самые извержения и их постепенность пошли на пользу не только динозаврам. В море, кроме уже упомянутых ихтиозавров и плезиозавров окончательно приняли современный вид кораллы. На суше же голосеменные растения достигли своей «вершины эволюции» — хвойных деревьев, слегка потеснив непотопляемые саговники. Ну и конечно, черепахи стали черепахами, крокодилы — крокодилами, а млекопитающие «застыли на низком старте» в ожидании своего шанса. Который, впрочем, дорого им обошёлся.