Найти в Дзене
True Islam

Почему Абу Хурайру (передатчика хадисов), многие очень жестко критиковали?

Отвечает на вопрос профессор, доктор теологических наук Мехмет Хайри Кырбашоглу (Prof. Dr. Mehmet Hayri Kırbaşoğlu)

Абу Хурайра, НЕ является лицом, который критикуется лишь в наше современное время.

В большинстве случаев, многие рисуют следующую картину:

«Дескать, интеллектуалы и алимы Исламского мира попали под влияние Запада; попали под влияние Ориенталистов (Востоковедов); (и вследствие этого влияния) подвергают критике хадисы; подвергают критике Коран; подвергают критике Фикх (Исламское право); подвергают критике сахабов; все они попали под влияние Запада и так далее...»

Ничего подобного!

С самого раннего периода. Абу Хурайра – уже был объектом нещадной критики и даже порицания!

При этом, критике в его адрес, есть несколько логических объяснимых причин.

Во-первых, есть проблемы с идентификацией Абу Хурайры!

Когда, мы смотрим в книги по Табакатам (книги, по генеалогии и происхождению), у Абу Хурайры – 10 (десять) разных личностей!!!

Абу Хурайра, не является его именем, это его прозвище, которое означает "отец кошечки". Настоящее имя Абу Хурайры, никто не знает!
Есть, от 10 (десяти) до 13 (тринадцати) различных версий.

Кто он? Какой из них?

Как мы видим, во-первых, есть такая проблема!

Во-вторых, о нем пишется, что он принял Ислам после завоевания Хайбара. Он стал сахабом, гораздо позднее остальных, но как мы видим, тем не менее, он проявил очень большой интерес к Исламу.

В-третьих, большинство хадисов, которые передает нам Абу Хурайра, являются хадисами, которые он услышал от других сахабов, а НЕ от самого пророка (с.а.с).

Однако, при этом, он передавал эти хадисы, как будто, он лично слышал эти изречения непосредственно от пророка (с.а.с).

Только, когда его прижимали известные сахабы, он признавался в этом вынужденно. Тогда он начинал, оправдываться: «На самом деле, я, НЕ слышал этот хадис от пророка (с.а.с), но слышал от Фадла ибн Аббаса, слышал от такого-то и такого-то». Конечно же, чем больше в цепи передатчиков, тем больше вероятность возникновения ошибки.

Из всех критиков Абу Хурайры, наиболее жестко критиковала его Хазрат Айша (р.а.).

Потому что, Абу Хурайра не владел контекстом, определенных хадисов.

Например, касательно «веры в невезение или неудачи», есть такой известный хадис (риваят):

Сообщается, что ‘Абдуллах бин ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
«Я слышал, как пророк, сказал: “Дурные предзнаменования (могут быть связаны) лишь с тремя вещами: с лошадью, женщиной и домом»
Этот хадис передали Ахмад 2/8, аль-Бухари 2858 и Муслим 2225
(1995-6617-Ибн Маджа-1195/1993 том 17. стр.218/6617)
(Бухари, Муслим, Абу Давуд, Тирмизи, Несаи)
Данный хадис отвергается Хазрат Айшой (р.а)

Хазрат Айша (р.а) очень жестко отвечает на это утверждение, и сказала в адрес Абу Хурайры:

«Пророк (с.а.с) отметил, что, арабы во времена Джахилии верили в неудачу (дурные предзнаменования) в связи с этими тремя вещями. Ты либо неправильно понял, либо услышал частично. Пророк (с.ас.) отметил, что в это верили Арабы времен Джахилии, но, не он сам. Ты, наверное, услышал не полностью или услышал наполовину или все неправильно понял».
Ответ, Хазрат Айшы - Абу Хурайре!
Данная история передается: Ибн Ханбаль, 6/15,240; Тахави, «Мушкиль-уль-асар», 1/341

Вот таким образом, Хазрат Айша (р.а) поправила Абу Хурайру.

Критику Хазрат Айшы (р.а) в адрес Абу Хурайры и других сахабов можно прочесть в книге аз-Заркаши «Критика Хазрат Айшы в адрес сахабов», которую перевел преподаватель с нашей кафедры, уважаемый Буньямин Эрул. В этой книге приведены много примеров этому.

Справка от автора блога:
Аз-Заркаши, полное имя Абу Абдиллах Бадруддин Мухаммад ибн Бахадыр ибн Абдиллах ат-Турки аль-Мисри аль-Минхаджи аз-Заркаши аш-Шафи (умер в 1392 году).
Шафиитский алим.Родился в Каире, начальные знания получил там же, позднее путешествовал за знаниями в Алеппо и Дамаск. После обучения преподавал в медресе и занимался наукой. Ибн Хаджар аль-Аскалани пишет о нем, что, он большую часть своего времени проводил у себя дома постигая знания, и лишь изредка покидал свой дом для похода на рынок книг, где изучал и приобретал себе новые книги.
Его труды: его тафсир Корана «аль-Бурхан фи-улюм аль-Коран» очень знаменит, Ибн Хаджар очень ценил данный труд и восторгался им. По хадисам он написал 7 книг, одна из которых «аль-Иджаба ли-иради местедрекетху Айша але-ш-сахабе», в которой он передает критику и порицания Хазрат Айшы в адрес некоторых сахабов. Другие его труды, по Усуль-аль-фикх 3 книги, по Фикху 15 трудов, и еще 10 трудов по другим категориям.
Ссылка: https://islamansiklopedisi.org.tr/zerkesi-bedreddin

Абу Хурайра, был очень мотивированным на цитирование и передачу хадисов, даже сверх меры, возможно, это было его чертой характера.

В противоположность этому, Хазрат Омар (р.а), исходя из опыта ранних Аврамических религий, опасался, что и в Исламе, могут образоваться книги из записей, которые будут возвеличены параллельно Корану.

Согласно риваятам, даже пророк (с.а.с) изначально был настроен против записывания его изречений, чтобы они не превратились позднее в наподобие Иудейской Мишны.

Потому что, в большинстве случаев, эти хадисы (риваяты) были сказаны при определенном контексте или были сказаны каким-то конкретным лицам, то есть, они были НЕ обобщающими. Поэтому, пророк (с.а.с), в начале, не горел желанием записывания его изречений, так как, они могли бы, в будущем для последующих поколений стать неким ограничивающим фактором или обязательным предписанием.

Замахшари пишет об Абу Хурайре, следующее:

«В дни Сиффинской битвы, Абу Хурайра набивал свой живот любимой едой «Мудира» и любимой сладостью «Фалузадж» со стола Муавии, но, во время намаза, он читал намаз за спиной Хазрата Али»

Замахшари, Раби-уль-Абрар, III, 226

Примечание автора блога:
Во время Сиффинской битвы, "Суфьяни" Муавия ибн Суфьян и Хазрат Али (р.а) противостояли друг-другу. В этом противостоянии, правым был Хазрат Али (р.а).
Абу Хурайра, питаясь со стола Муавии за спиной Хазрата Али (р.а), поступал двулично.

По вышесказанным причинам, например, Ханафиты в особенности, предпочитали вообще дистанцироваться от всех риваятов Абу Хурайры (хадисов, передаваемых от него) и старались строить свою систему, на риваятах, более близких к пророку сахабов, мы уже ранее говорили это. Отсюда, уже понятно, что к риваятам от Абу Хурайры – есть недоверие!

Ханафиты, опирались на риваяты Абу Хурайры, только, если по данной теме вообще не было хадисов от других сахабов или если хадис передаваемый Абу Хурайрой не касался юридических тем.

Ханафиты, при постройке своего Ханафитского фикха, всегда, сознательно старались избегать хадисов от Абу Хурайры, настолько, насколько это было возможно.

Причиной этому, было то что, в его риваятах было много ошибок; потому что, многие хадисы он НЕ слышал лично, хотя, при этом утверждал, что, якобы слышал лично (то есть, привирал); также, в некоторых случаях, многие другие использовали его имя при передаче проблемных риваятов.

Например, одним из близких друзей Абу Хурайры был – Каб аль Ахбар, кстати, он также был причиной критики в адрес Абу Хурайры.

Каб аль-Ахбар, являлся Табиином и бывшим Иудеем, принявшим Ислам.

К тому же, он происходил из Йемена, где, была очень развита Иудейская культура. Поэтому, Каб аль-Ахбар, естественно, знал многое о ветхозаветных пророков из своих Иудейских писаний, и, много рассказывал о них другим.

В источниках по хадисам, передается такое: бывали такие случаи, когда, Каб аль-Ахбар и Абу Хурайра сидели вмести и вели разговоры в обществе, Каб аль-Ахбар рассказывал какие-то свои истории из Иудейских писаний, а, Абу Хурайра передавал хадисы. При этом, кто-то другой записывал их рассказы и слова, затем, на следующий день оказывалось, что некоторые запомнили или записали неправильно, перепутав их обоих, слова Каба аль-Ахбара приписали Абу Хурайре, и, наоборот, слова Абу Хурайры приписали Кабу аль-Ахбару.

Что же, касается утверждения, что, Абу Хурайра, якобы, передал больше всех хадисов, я могу сказать, что, это очень спорное и завышенное утверждение.

Во-первых, количество риваятов от Абу Хурайры, НЕ составляет около 4-5 тысяч. Большинство из его риваятов, просто повторяющиеся во многих сводах, если, НЕ считать повторяющиеся хадисы, то, в остатке остается около – 1 тысячи с чем-то риваятов.

Однако, в последнее время, есть и более точные подсчеты с помощью компьютеров, например, в особенности, некоторые исследователи из Саудовской Аравии (у них есть свой сайт – «ахлю хадис», наши зрители, могут посмотреть и на их сайте) подсчитали, что количество хадисов, которые Абу Хурайра передает непосредственно от самого пророка (с.а.с) составляет около 140-150 хадисов. Все остальные хадисы, либо были переданы от пророка (с.а.с) другими сахабами, или, это, хадисы, которые были также переданы и другими, помимо Абу Хурайры.

Следовательно, утверждать о некой оригинальности Абу Хурайры среди всех передатчиков хадисов, очень спорно.

Алимы по фикху, алимы по усуль аль фикх, алимы «ахлю рай» НЕ особо ценили переданные им хадисы.

В их глазах, я, здесь, говорю об ученых: Шафиитского, Ханафитского, Малакитского, Ханбалитского, Зейдитского, Ибадитского, Мутазилитского и Имамитского мазхабов – в их глазах, риваяты от Абу Хурайры, никогда, НЕ считались особо ценными риваятами.

Ученые, никогда особо не восторгались им, скорее всего он был более популярным в народе.

По причине того, что с самых ранних времен, его риваяты были спорными и критикуемы.

Например, Хазрат Омар (р.а) угрожал ему за передачу недостоверных хадисов, он говорил ему: «Если, будешь рассказывать хадисы, я тебе отправлю в ссылку, сделаю то, это…». Сам Абу Хурайра, признает этот факт, и говорит, что, если бы, Хазрат Омар был бы жив, то, многие риваяты, он, не смог бы передать.

Абу Хурайра сказал:

«Если бы, я передал бы эти риваяты при жизни Омара (если бы, сейчас он был жив), непременно, его меч обрушился бы на мою спину (голову)»

Передает его слова – Мамар ибн Рашид (умер в 770 году), в книге «аль-Джами», XI, 262

Конечно же, это, не означает что Хазрат Омар, не придавал значение сунне. Просто, в его время, сунна была претворена в жизни, сунна была везде практикуема в обществе большинством. Так как, все знали сунну, в то время, не было необходимости записывать ее. Мы называем это «живой практикуемой сунной», все знали сунну, и все могли поправить любого, если, тот преступал сунну или совершал ошибки.

У сахабов было свое представление о сунне, из их жизненной практики, так как, они провели время с нашим пророком (с.а.с), поэтому, для них не было необходимости что записывать или передавать. По этой причине, Хазрат Омар был настроен против записи хадисов.

Хазрат Омар (р.а) опасался, что подобные записи, позднее могут встать в один ряд с Кораном, как некая альтернатива Корану, потому что, в других культурах так и было. В последующих веках, мы видим, что опасения Хазрата Омара (р.а) НЕ были беспочвенными!

Мы это видим, в особенности у Суннитов, в их глазах Бухари и Муслим, расцениваются и возвеличиваются словно альтернатива Корану!

Резюмируя, в наше время, конечно же, НЕЛЬЗЯ превращать риваяты Абу Хурайры, в некий идеологический спор и источник напряжения среди мусульман.

Абу Хурайра, не какой-то особенный, он, такой же передатчик хадисов, как и другие. Риваяты, переданные им следует изучать по источнику, по передатчикам, по тексту, по смыслу – если, переданный им риваят НЕ противоречит Корану и Сунне, не противоречит Исламским нормам, тогда, подобные риваяты, должны оцениваться соответственно.

Однако, если, риваят очень проблемный, противоречит Корану и Сунне, то, конечно, такой риваят должен быть отвергнут, здесь, уже не важно, кто его передает Абу Хурайра, или даже Хазрат Абубакр (р.а) или даже Хазрат Айша (р.а), мы не можем считать такие риваяты словами пророка (с.а.с).

Вышеуказанное, является методом Хазрат Айшы (р.а), и подходом Имама Азама Абу Ханифы, и методом Хасана Басри, и методом Амра ибн Убайды, и методом ученых Мутазилитов.

Прежде всего, ставя во главе всего Коран, нужно брать за основу: Коран – Сунну и Акл (разум, рациональный подход). У нас, уже есть очень сильный традиционный подход для оценки хадисов, который берет за основу: «Коран – Сунну – Акл», если, хадис соответствует этим трем критериям, то – его берут, если, нет – то отвергают. До сих пор, такая школа и такой метод есть.

Однако, когда речь заходит «о хадисах», почему-то доминирующей парадигмой выступает «понимание ахлю хадис». Многие (в народе) не знают, как и по каким критериям оценивали хадисы факихи мазхабов. Однако, в последнее время, наконец-то появилась литература рассказывающая об этом.

Например, вышла книга одного из наших преподавателей Исмаила Хаккы Унала «Понимание хадисов Имамом Абу Ханифой, и методология хадисов в Ханафитском мазхабе».

«İmam Ebu Hanife’nin Hadis Anlayışı ve Hanefi Mezhebinin Hadis Metodolojisi» Prof. Dr. İsmail Hakkı Ünal.

Есть книга книга одного из наших преподавателей Буньямина Эрула «Понятие Сунны, сахабами»

«Sahabenin Sünnet Anlayışı» Prof. Dr. Bünyamin Erul.

Также, вышли книги касательно, понимания Сунны Табиинами. Все эти книги, вышли и напечатаны официально под эгидой ДУМ Турции, с одобрения ДУМ Турции (Diyanet İşleri, Diyanet İşleri Vakfı).

Все мы должны: расширить свою культуру хадисов; расширить свои взгляды на хадисы; увидеть различные точки зрения на оценку хадисов; узреть различные традиции по оценкам хадисов.

В Турции, подавляющее большинство мусульман придерживаются Ханафитского мазхаба, однако, при этом, они, совершенно не в курсе того, как: ученые их мазхаба смотрели на Хадисы и Сунну; как ученые Ханафитского мазхаба оценивали хадисы, какова была их методология; насколько различается подход Ханафитов к оценке хадисов в сравнении с «ахлю Хадис», более того, они даже знают, каково понимание Хадисов и Сунны в Ханафитском мазхабе.

По этой причине, мы советуем всем Ханафитам прочесть книгу, одного из наших преподавателей – Исмаила Хаккы Унала, «Понимание хадисов Имамом Абу Ханифой, и методология хадисов в Ханафитском мазхабе».

Постскриптум:

Данная статья, является текстовым изложением, вышеуказанного видео, опубликованного на канале "Dini Cevaplar" (Ответы на теологические вопросы).Оригинальное видео опубликовано на Турецком языке. Разрешение от владельца канала на перевод и публикацию получено. Периодически будут размещаться и другие статьи.

Справка:
Мехмет Хайри Кырбашоглу окончил факультет теологии Университета Анкара в 1978 году, и защитил докторскую там же в 1983. В 1985-1987 годах преподавал в Университете Имама Мухаммада ибн Сууда (Саудовская Аравия), 1987 году вернувшись стал доцентом кафедры в Университете Анкары. В 1986 – 1988 годах работал в Министерстве по делам Религии Турции в качестве консультанта. В 1977 году стал профессором. В 2011-2012 годах преподавал на Кафедре Шариата и Исламских наук Университета Катара (Катар). На сегодняшний день продолжает преподавать в Университете Анкары.

Дополнение от автора блога:

Бывший Главный Консультант по всем Исламским наукам при Министерстве по делам религии Турции – Али Акын, в своих информативных видео уроках на Youtube канале, предоставляет следующие сведения.

Абу Хурайра, познакомился с пророком (с.а.с) после захвата Хайбара, на 7-ой год Хиджры, то есть, с момента его знакомства пророком (с.а.с) и до смерти пророка (с.а.с) прошло около трех (3) лет. Однако, это не означает, что все три года он был рядом с пророком, часть этого периода он провел в другом месте, вдали от пророка (с.а.с) в районе современного государства Бахрейн.

Несмотря, на столь краткое знакомство, от имени Абу Хурайры передаются – 5 374 (пять тысяч триста семьдесят четыре) хадиса.

Для сравнения, от других настоящих сахабов, которые всю жизнь были неразлучны с пророком (с.а.с) передается гораздо меньше хадисов, например, от Хазрата Абубакра (р.а) – 146 (сто сорок шесть), от Хазрата Али (р.а) – 50 (пятьдесят) хадисов.

Даже, сам этот факт, уже вызывает сомнения как в нем, как и в якобы переданных им хадисах, не забывайте, мы даже НЕ ЗНАЕМ КТО ОН!

До нас дошли 10 (десять) различных версий о его возможных личностях!

Вообще, термин «сахаба» нужно пересмотреть, потому что, эту «честь» настолько обесценили!!!

Саха́ба (араб. — «соратники», ед. ч. сахаби́), или асха́бы — сподвижники пророка Мухаммада, которые виделись с ним и уверовали в него как в Посланника Аллаха, то есть стали мусульманами (до конца своей жизни).

Разве?!

Разве, можно сравнить Хазрата Али (р.а), который, всю свою жизнь провел рядом с нашим пророком (с.а.с); первого из мужчин, принявших Ислам; самого сильного по знаниям среди асхаба; соратника, который перенес все невзгоды и тяготы первых лет пророчества с каким-то другим человеком, который принял Ислам под конец жизни пророка (с.а.с) и виделся с ним всего несколько раз, причем, очень краткое время!

Я лично, считаю, что нельзя всех считать сахабами, лишь потому, что они при жизни видели пророка (с.а.с), потому, что это обесценивает вклад настоящих сахабов в распространение Ислама.

Сподвижники и соратники – это, те, кто стояли у истоков, те, кто тянули эту лямку, когда это было трудно, когда они были в меньшинстве, когда против них было все общество!

Сподвижники и соратники – это, те, кто истратили все свое имущество на эту цель, это люди, пошедшие против своих родных и близких, кто-то из них восстал против своего отца или брата или дяди, они восстали против них не просто так, а, ради Аллаха!

Сподвижники и соратники – это, те, ветераны первых битв ради Ислама, и конечно, же, самые лучшие из них, это ветераны первой битвы – битвы при Бадре. Потому что, в самой первой битве, были самые первые мусульмане, которые противостояли своим родным и близким ради довольства Всевышнего.

К сожалению, в нашей культуре принято, всех называть сахабами, и всех возвеличивать, хотя, они были разные и НЕ одинаковые. Я считаю, что, каждый мусульманин должен подумать над этим вопросом.

Мира всем и благополучия!

Не забывайте подписываться на канал, ваша подписка, будет вкладом на очищение Ислама от искажений и фальсификаций, и распространение настоящего Ислама!

Возможно вам будут интересны, другие статьи.

Три самые важные, который спасут ваш Ахират:

Возможно, вам будут интересны следующие статьи:

О том, как извратили Исламский фикх «формализмом». Дозволенный обман в фикхе.
True Islam23 декабря 2022

Статьи касающиеся женщин и мужчин

Интересные статьи с ответами на вопросы

Серьёзные статьи для раздумий

Не забывайте подписываться на канал!

Ваша подписка, будет вкладом на распространение настоящего Ислама, и вкладом на очищение Ислама от искажений и фальсификаций!

Благодаря вашим подпискам, Дзен будет рекомендовать статьи большему числу людей, соответственно, это будет и вашим вкладом в общее дело.

Напоминаю всем, канал НЕ преследует цели монетизации или извлечения какой-либо выгоды. Монетизация – никогда НЕ будет подключена.

Если, вы видите какую-либо рекламу, то она НЕ имеет отношения к каналу, это вставки самого Дзена.

Платформа Дзен – бесплатно позволяет вести блог, однако, они вставляют свою рекламу за это, к блогу, такая реклама НЕ имеет никакого отношения, я НЕ получаю ничего.

Прося подписаться на канал, я лишь хочу, чтобы Дзен рекомендовал канал как можно большим людям, чтобы они могли познакомиться с настоящим Исламом!

Понравилась статья?

Сделайте репост в Твиттере, поделитесь с друзьями и родственниками в Whatsapp, Телеграмм и Инстаграм.

Не забывайте!

Запрет плохого и побуждение к хорошему, является фарзом для каждого мусульманина!