В предыдущей статье
мы обзорно познакомились с этноконфессиональными группами в составе многих народов мира. В числе этноконфессиональных групп в составе русского народа, а также народа коми были упомянуты различные территориальные группы старообрядцев. Вот о них и о том, что собой представляет старообрядчество как одна из деноминаций халкидонского христианства (больше узнать о христианстве можно из тематической статьи, ранее размещённой на нашем канале):
- я и расскажу в этой статье.
Итак, что же такое старообрядчество и как и когда оно возникло?
А всё началось с т.н. церковной реформы, которую инициировал при поддержке царя Алексея Михайловича московский патриарх Никон. Она была проведена в период с 1651 г. по 1660 г. и заключалась в унификации, т.е. в приведении в соответствие богослужебной практики и текстов богослужебных книг Русской православной Церкви и старых греческих поместных православных Церквей - Иерусалимской, Антиохийской, Александрийской, и Константинопольской. При этом догматика практически никак не была затронута и фактически осталась неизменной, если не считать некоторых незначительных изменений, внесённых никонианами в Символ веры (например: ~ стали писать имя Господа с двумя буквами "и" - Иисус, тогда как в старообрядческих текстах всегда писалось - Исус; ~ изменили фразу "Его же царствию несть конца" - на фразу "Его же царствию не будет конца"; ~ изменили фразу о Святом Духе: с "Господа истиннаго и животворящаго" - на "Господа животворящаго"; и внесли ещё несколько более мелких изменений, которые вообще не меняли смысл тех фраз, в которые они были внесены).
А вот богослужебно-обрядовая сторона в ходе реформы претерпела гораздо больше изменений, а именно: ~ крещение стало совершаться как троекратным полным погружением в воду, так и обливанием водой (у старообрядцев же крещение совершалось только троекратным полным погружением в воду); ~ крестное знамение стало налагаться тремя пальцами, сложенными вместе - троеперстием (у старообрядцев - только двоеперстное крестное знамение); ~ в послереформенной православной Церкви стали использовать, кроме восьмиконечных, также шести- и четырёхконечные Распятия (в старообрядчестве используются только восьмиконечные); ~ в новом богослужебном обряде стали возможны сокращения и/или замены кафизм и стихир (в старообрядческом богослужении, которое проводится в соответствии с древнерусским "Типиконом", составленным на основе Иерусалимского богослужебного устава, все кафизмы, стихиры и канонные песнопения исполняются полностью); ~ в богослужебной практике послереформенной православной Церкви стали использовать акафисты (в старообрядчестве акафисты не используются, кроме одного-единственного - "Акафиста о Пресвятой Богородице"); ~ в послереформенной православной Церкви Великой Агиасмой (святой водой, освящённой по чину Великого освящения воды) считается вода, освящённая как в навечерие праздника Богоявления, так и в день самого праздника (в старообрядчестве Великой Агиасмой считается вода, освящённая только в навечерие праздника Богоявления); ~ в новообрядческой православной Церкви Крестный ход совершается противусолонь (т.е. против часовой стрелки), тогда как в старообрядчестве он совершается посолонь (т.е. по часовой стрелке); ~ в новообрядческом богослужении возглас "аллилуйя" произносится троекратно - "Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, слава Тебе, Боже" (т.н. "трегубое аллилуйя"), тогда как у старообрядцев он произносится дважды - "Аллилуйя, аллилуйя, слава Тебе, Боже" (т.н. "сугубое аллилуйя"); ~ у новообрядцев делаются поклоны только двух видов - поясные и т.н. "метания" (земные); в старообрядчестве имеется четыре вида поклонов: - малый поклон; - поясной поклон; - метание (малый земной поклон); - проскинеза (великий земной поклон, или простирание); ~ никониане уменьшили количество просфор на проскомидии с изначальных 7 (семи) до 5 (пяти), тогда как у старообрядцев их количество осталось неизменным - 7 (семь) просфор; и т.д..
После  проведения  церковной  реформы  все, кто  не  принял  нововведения  и  продолжал  практиковать  дореформенный  богослужебный  чин - были  преданы  анафеме  и  объявлены  еретиками-раскольниками  на  Большом  Московском  соборе  1666 - 1667  гг. Старообрядцы  стали  подвергаться  преследованиям  на  государственном  уровне: в  1682  году  произошла  первая  массовая  казнь  старообрядцев  в  Пустозёрске - были  заживо  сожжены  в  срубе  четыре  человека (протопоп  Аввакум, священник  Лазарь, диакон  Феодор, инок  Епифаний). В  1685  году  был  принят  свод  законов - т.н.  "12  статей" - на  основании  которых  органы  государственной  власти  подвергали  старообрядцев  самым  разнообразным  преследованиям  и  мучениям - арестам, пыткам, тюремному  заключению, ссылке  в  Сибирь, сожжению  в  срубах  и  т.д.. От  подобных  действий  властей  пострадали  десятки  тысяч  старообрядцев. Позже, во  время  царствования  Петра I, всех  старообрядцев  обязали  стать  на  государственный  учёт  с  тем, чтобы  они  являлись  плательщиками  налогов, которые  взимались  с  них  в  двойном  размере  как  с  еретиков  и  раскольников. Старообрядцы  были  полностью  поражены  в  правах: им  запрещалось  не  только  возводить  новые  церкви  и  часовни, но  и  ремонтировать  старые, а  также  был  введён  запрет  на  печатание  и  издание  любых  старообрядческих  богослужебных  книг;  им  было  запрещено  звонить  в  колокола  и  устраивать  крестные  ходы, а  также  совершать  любые  требы  вне  церковных  помещений - за  все  подобные  действия  нарушителям  грозили  каторга  или  ссылка. Власти  не  признавали  церковных  браков старообрядцев (в  то  время  как  религиозные  браки  католиков, миафизитов, несториан, протестантов, иудеев, мусульман  и  буддистов - признавались  властями  как  законные), поэтому  все  дети, рождавшиеся  в  старообрядческих  семьях, записывались  как  незаконнорожденные, с  соответствующими  для  них  последствиями  в  плане  дальнейшего 
поражения  в  правах.
Такая  полная  невзгод  и  лишений  жизнь  старообрядцев  продолжалась  до  начала  XIX  в., когда  власти  решили  ослабить  давление  на  них  ввиду  его  нерезультативности, а  также  из-за  того, что  старообрядчество  в  лице  богатых  купцов  и  промышленников  стало  оказывать  гораздо  большее  влияние  на  российскую  государственную  внутреннюю  политику. Примерно  к  середине  XIX  века  окончательно  оформились  также  и  все  основные  течения  старообрядчества - поповство, беглопоповство  и  беспоповство, которые, в  свою  очередь, подразделяются  на  направления (согласия), а  те, в  свою  очередь, подразделяются  на  ещё  более  мелкие  деноминации - толки; детально 
о  структуре  старообрядчества  я  расскажу  ниже.
С самого начала своего существования в качестве отдельной конфессии старообрядчество не было однородным. Этому способствовало много факторов - это и территориальная разобщённость разных групп людей, оставшихся верными старым обрядам; это и постоянные преследования со стороны властей, а также со стороны официальной Церкви, уход от которых отбирал много сил и средств у старообрядческих общин; это и различное понимание текущего момента, а также и разное видение будущего той или иной старообрядческой общины их руководителями, и т.д.. Также одной из главнейших причин организационно-административной и экклесиологической неоднородности старообрядчества стало отношение разных общин к проблеме отсутствия священства, которая (проблема) встала перед ними "во весь рост" с начала XVIII столетия, когда во всех староверческих общинах уже не оставалось практически ни одного священника "старого" рукоположения по причине их физической смерти - как естественной (от старости или болезни), так и насильственной (в результате преследования властями), а из епископов (епископы могут совершать таинство священства, т.е. хиротонисать (рукополагать) священников и диаконов) к старообрядцам никто не присоединился, кроме коломенского епископа Павла, которого за это и казнили; поэтому у старообрядческих общин не было никакой возможности участвовать в церковных таинствах, которые могут быть совершаемы только рукоположенными священниками (это такие таинства, как Евхаристия, миропомазание, елеосвящение/соборование, венчание/брак). Разные старообрядческие общины пытались решать эту проблему по-разному: частью общин было принято решение принимать к себе священников "нового поставления", т.е. священников, получивших хиротонию от епископов-никониан в РПЦ; другая часть староверческих общин посчитала неприемлемым принимать что бы то ни было от новообрядцев-никониан - начиная от таинства Крещения и заканчивая священнослужителями из новообрядцев. Поэтому вследствие воздействия всех вышеперечисленных факторов к началу XIX века организационная структура старообрядцев уже выглядела следующим образом: все старообрядцы подразделялись на две группы: 1. Поповцев; 2. Беспоповцев.
В свою очередь, поповцы подразделялись на:
А) поповцев-единоверцев/Новоблагословенного  согласия (единоверие - это  существование  старообрядческих  общин  под  юрисдикцией  официальной  Русской  православной  Церкви, которое  основано  на  "11  статьях  Единоверия" - документе, регулирующем  такое  существование; суть  его  заключается  в  том, что  старообрядческие  общины,  сохраняя  все  свои  богослужебно-обрядовые  и  административно-организационные  особенности, де-юре 
являются  частью  РПЦ, которая  хиротонисает (рукополагает)  священников  для  единоверческих  старообрядческих  общин, используя  старый  обряд  рукоположения; при  этом  единоверческие  священники  не  могут  преподавать  таинства  православным  верующим-новообрядцам  РПЦ; до  1917  года  у  единоверцев  не  было  своего  епископа, рукоположенного  по  старому  обряду; единоверцы  являются  единственной  деноминацией  старообрядчества, которая  имеет  интеркоммунион (евхаристическое  общение)  с  РПЦ);
Б) поповцев Белокриницкой иерархии/Белокриницкого согласия (это старообрядческие общины, которые с 1846 года получили каноническую трёхчинную церковную иерархию (епископы - пресвитеры (священники) - диаконы) после перехода в старообрядчество греческого православного епископа Амвросия (Папагеоргопулоса), который и основал Белокриницкую старообрядческую иерархию в старообрядческом монастыре села Белая Криница на Буковине (в то время эта территория входила в состав Австро-Венгерской империи; в настоящее время это территория Черновицкой области в составе Украины); за время своего нахождения во главе Белокриницкой иерархии епископ Амвросий рукоположил двух епископов, которые могли в дальнейшем рукополагать других епископов, а также иереев и диаконов; таким образом значительная часть старообрядческих общин Австро-Венгерской, Российской, Османской империй получила каноническую трёхчинную иерархию и постоянный доступ ко всем церковным таинствам); в настоящее время к Белокриницкому согласию относятся следующие старообрядческие деноминации: а) Древлеправославная старообрядческая Церковь Румынии с центром в г. Брэила, Румыния; возглавляется митрополитом Леонтием (Изотом); б) Русская православная старообрядческая Церковь (Белокриницкая иерархия) с центром в г. Москве, на Рогожском кладбище; возглавляется митрополитом Корнилием (Титовым); в) Древлеправославная Церковь Христова Белокриницкой иерархии с центром в г. Москве;
В) беглопоповцев Новозыбковской архиепископии/Новозыбковского согласия (это те старообрядческие общины, которые не приняли Белокриницкую иерархию, а продолжали практику приёма к себе священников "нового поставления" - перебежчиков из РПЦ; это продолжалось вплоть до 1923 года, когда в старообрядчество перешёл архиепископ Саратовский Никола (Позднев), который и возглавил новообразованную Русскую древлеправославную Церковь (РДЦ) и в дальнейшем рукоположил для неё все три чина канонической церковной иерархии); с 2002 года РДЦ возглавляется Патриархом, которым в настоящее время является Александр (Калинин); центром РДЦ является Покровский собор в Замоскворечье, г. Москва; ещё одной беглопоповской Церковью является Древлеправославная Церковь России с центром в г. Курске, предстоятелем которой в настоящее время является епископ Никодим (Елякин).
В  отличие  от  поповцев, которые  в  общем  и  целом  незначительно  отличаются  от  православных  нового  обряда  по  догматам  и  основной  обрядности  богослужений, беспоповцы  значительно  отошли  от  православных  нового  обряда (как  и  от  старообрядцев-поповцев)  и  в  догматическом  отношении, и  в  богослужебной  практике. Причиной  этих  значительных  отличий  явилось  то, что  после  того, как  к  началу  XVIII  в. ушли  из  жизни  все  священники  "старого  поставления", примерно  треть  всех  старообрядческих  общин  приняли  решение  не  принимать  к  себе  священников-перебежчиков  "нового  поставления"  из  РПЦ  по  причине  их  убеждённости  в  том, что  в  мире  после  церковной  реформы  патриарха  Никона - воцарился  антихрист, а  благодать  апостольской  преемственности, передающаяся  посредством  священнической  хиротонии (рукоположения) - окончательно  прервалась, и  духовная  иерархия  прекратила  своё  существование. Состоявшиеся  в  1694 г.  и  в  1696 г.   в  Новгороде  духовные  соборы  беспоповцев  оформили  эти  постулаты  в  виде  учения  о  воцарении  антихриста  в  мире  и  ненужности  священства  для  спасения  души. Следствием  всего  этого  стало  то, что  для  членов беспоповских  старообрядческих  общин  стали  недоступны  все  те  церковные  таинства, которые  могут  совершать  только  рукоположенные  пресвитеры (иереи; священники), а  именно: Евхаристия (причащение), миропомазание, елеосвящение (соборование), брак (венчание). Доступными  остались  лишь  таинства, которые  могут  совершаться  как  священниками, так  и  мирянами: Крещение  и  покаяние. Руководили  общинами  беспоповцев  наставники/уставщики, избираемые  из  числа  благочестивых  и  духовно  образованных  мирян (их  функции  в  общине 
старообрядцев-беспоповцев  весьма  похожи  на  функционал  протестантских  пасторов, мусульманских  имамов  и  иудейских  раввинов);    также  они  вели  церковные  службы  по  т.н.  "Поморскому  уставу  ведения  служб  мирянами" (например, вместо  литургии  согласно  этому  уставу  служится  обедница, за  которой  не  причащаются, и  во  время  которой  опускаются  все  фразы, слова  и  возгласы, которые  должен  произносить  священник). Что  касается  отношения  к  браку, то  в  среде  беспоповцев  сформировалось  два  противоположных  взгляда  на  него, а  именно: представители  Поморского  согласия (брачники)  в  течение  XVIII  столетия  богословски  обосновали  возможность  заключения  бессвященнословного  брака  в  условиях  отсутствия  священства, и  выработали  практический  чин  такого  бракосочетания, который  и  был  утверждён  Выговским  собором  в  1798  году; представители  же  Федосеевского/Старопоморского  согласия (безбрачники) - отвергли  брак  как  концепцию  и  настаивали  на  безбрачии  верующих, т.к.  в  условиях  наступившего  царства  антихриста  и  в  реалиях  совершенной  испорченности  российского  государства  и  официальной  Церкви, поддавшихся  власти  антихриста - жить  в  браке  и  давать  жизнь  следующим  поколениям - недопустимо; с  течением  времени  взгляды  на  брачное  сожительство  у  приверженцев  Федосеевского  согласия  претерпели  значительные  изменения, и  в  настоящее  время  в  их  среде  признаётся  сожительство  мужчины  и  женщины, засвидетельствованное  простецом (выбранным  для  этой  цели  мирянином), хотя  в  консервативной  части  Федосеевского  согласия  состоящие  в  таких  сожительствах  мужчины  не  допускаются  к  исповеди, чтению  Псалтыри  и  пению  во  время  богослужения (всё  это  могут  делать  только  не  состоящие  в  сожительстве  с  женщинами  верующие  мужчины). В  настоящее  время  беспоповцы  подразделяются  на  несколько  деноминаций: А) Древлеправославную  поморскую  Церковь/Поморское  согласие  с  центром  в  Знаменском  Соборном  храме  на  Тверской  в  г. Санкт-Петербурге; Б) Древлеправославную  старопоморскую  Церковь/Федосеевское  согласие  с  центром  в  г. Москве, на  Преображенском  кладбище. Имеются  также  мелкие 
незарегистрированные  общины  таких  согласий, как  Часовенное, Спасово, Аристово  и  др., число  последователей  которых  немногочисленно, но  точно  неизвестно.
Ни поповцы, ни беспоповцы - не имеют евхаристического общения с православными Церквами; желающих перейти из православия в древлеправославие принимают в свой состав как еретиков второго чина через миропомазание и покаяние в ереси (так поступают деноминации поповцев), либо же как еретиков первого чина - через Крещение (так поступают беспоповцы). Единственной деноминацией, которая имеет интеркоммунион (евхаристическое общение) с РПЦ, является Единоверческое/Новоблагословенное согласие.
За время своего существования в качестве отдельной особой деноминации халкидонского православного христианства старообрядцы сформировали ряд локальных этноконфессиональных групп как на территории исторической Российской империи, так и за её пределами, например: бухтарминцы ("каменщики"), "поляки" - на Алтае; семейские - в Забайкалье; кержаки - на территории нынешней Нижегородской области РФ; поморы - на Русском Севере (побережье Белого и Баренцева морей, берега нижнего течения рек Печоры, Мезени, Северной Двины, Онеги и т.д.); липоване - на территории исторической области Добруджа (север черноморского побережья Болгарии и черноморское побережье Румынии до устья р. Дунай); уходцы (аральские уральцы) - берега нижнего течения реки Сырдарьи на территории нынешней Кызылординской области Казахстана; и др..
Старообрядцы внесли большой вклад в развитие торговли, промышленности, культуры в Российской империи. Всем интересующимся историей РИ знакомы такие фамилии, как Морозовы, Рябушинские, Громовы, Гучковы, Коноваловы, Бурышкины, Прохоровы, Солдатенковы, Хлудовы, Третьяковы, Авксентьевы, Кушнарёвы, Марковы, Трындины, Мальцевы, Щукины, Красильщиковы - это фамилии купцов, промышленников и банкиров, принадлежавших к различным старообрядческим согласиям. Все они также занимались благотворительностью и меценатством на постоянной основе и в больших масштабах, вкладывая крупные средства в развитие социальной сферы - строили больницы, школы, ремесленные училища, богадельни, "народные дома" с библиотеками, и т.д.. При этом их финансово-экономический успех достигался не благодаря, а вопреки действиям государства, в котором старообрядцы жили и вели свою торгово-промышленную деятельность. Поразительная стойкость старообрядцев к ударам судьбы и верность своей вере не могут не вызывать заслуженного к ним уважения.
Спасибо за прочтение!
Если вам понравилась статья - жмите палец вверх, делитесь своими мыслями в комментариях и подписывайтесь на канал - будет интересно!
Помимо статей по религиоведению, на нашем канале вы можете найти также статьи и на другие темы, а именно:
~ расы и расообразующие признаки человека:
и др.;
~ лингвистика:
и др.;
~ этнография:
и др.;
~ социология:
и др.;
~ живая и неживая природа:
и другие статьи на нашем канале.
Заходите по ссылкам, читайте и комментируйте!
Желаем вам приятного и познавательного чтения!
Если вы хотите поддержать автора, вы можете это сделать, нажав на ладонь с сердечком внизу справа. Спасибо!