Эрмитаж (The State Hermitage Museum) был основан в 1764 году Екатериной II и изначально функционировал как частная коллекция. С течением времени он становился все более общедоступным и расширялся за счёт приобретения произведений искусства, дарений и археологических раскопок. Музейный комплекс включает в себя несколько связанных между собой зданий — Большой (Старый) Эрмитаж, Главный штаб, Зимний дворец, Малый Эрмитаж, Здание Дворца Меншикова, Новый Эрмитаж и Эрмитажный театр.
За годы существования Эрмитаж не только сохранял и пополнял свои собрания, но и стал одним из центров искусства и образования. В музее проводятся концерты, лекции, мастер-классы и другие мероприятия, предоставляющие публике возможность углубиться в мир искусства.
Эрмитаж — это не просто музей, где история искусства соединяется с историей России и мировой культуры. Это место, которое продолжает вдохновлять и обогащать наш внутренний мир и знания. В этой статье мы посмотрим на 30 картин, выставленных в Главном музейном комплексе и Главном штабе.
Главный музейный комплекс
1. "Юдифь"
Картина Джорджоне посвящена библейской истории Юдифи и Олоферна. По сюжету события происходят во времена, когда армия Навуходоносора осадила город Ветилую. Жительница этого города Юдифь, мудрая и храбрая женщина, пробралась к Олоферну, который был придворным военачальником ассирийского царя. В лагере противника она завоевала доверие Олоферна своей красотой и умом.
Когда Олоферн опьянел, Юдифь взяла его меч и, воспользовавшись моментом слабости, отрубила ему голову. Затем она отправилась обратно в свой город и показала голову полководца жителям Ветилуи. Это вдохновило их на сопротивление и привело к победе над оккупантами.
История Юдифи и Олоферна является символом смелости и веры, а также победы добра над злом. Джорджоне, в отличие от многих художников, писавших картины на этот сюжет, создал спокойную и умиротворённую атмосферу в своей работе.
2. "Юноша с лютней"
Картина Караваджо "Юноша с лютней" ("Лютнист") — единственная работа мастера, которая находится в России. Это произведение искусства, созданное в ранний период творчества художника, часто интерпретируется как символ любви и гармонии. На полотне изображён молодой человек, играющий на лютне. Музыка, которую он исполняет, — это мадригалы Жака Аркадельта, созданные в 1539 году. Приоткрытый рот героя намекает на то, что он, возможно, подпевает мелодии.
Натюрморт на картине наполнен символами: ирисы олицетворяют мужество и доблесть, роза символизирует любовь, инжир — изобилие, а персики — здоровье. Подгнившие плоды указывают на тему тления и старения, свойственную жанру vanitas.
3. "Завтрак"
Диего Веласкес создал своё произведение "Завтрак" в возрасте 18 лет. Его мастерство уже на этом этапе творчества было поразительным. Художника привлекали живые сцены из повседневной жизни простого народа, и на этой картине он замечательно воплотил момент общего завтрака. На полотне представлены три разных возраста и типа мужчин, каждый из которых с точностью описывает свою жизненную стадию. Молодой художник виртуозно передал характер каждого персонажа.
"Завтрак" Диего Веласкеса отражает влияние Караваджо, видимое в глубоких контрастах света и тени, мягком объёме предметов, будто выходящих за пределы холста. Стоит обратить внимание на хлеб и даже ручку ножа, которые кажутся выпадающими из изображения.
4. "Возвращение блудного сына"
Картина изображает момент из одноименной библейской притчи из Евангелия от Луки. Притча рассказывает историю блудного сына, который ушёл из дома своего отца, разбазарив своё наследство, и в конечном итоге вернулся домой, где его отец с радостью принял обратно. На картине Рембрандт мастерски передал эмоции и драматизм момента. Центральным фокусом является встреча между блудным сыном и его отцом. Отец, старый и мудрый, обнимает и целует сына, измученного и покорного.
Рембрандт создал эффект мягкого света, который падает на лица персонажей. Он также обратил внимание на детали и выразительность жестов и лиц, что делает сцену более живой и драматичной. Эта картина остаётся одним из величайших произведений искусства и важнейшим достижением в истории живописи.
5. "Портрет дамы в голубом"
"Портрет дамы в голубом" Томаса Гейнсборо — одно из самых выдающихся произведений английской живописи в России. Хотя художник, известный своим предпочтением к пейзажам, не имел большого желания заниматься портретами, именно в этом жанре он проявил свою наибольшую выразительность.
Образ молодой женщины воплощает утончённую красоту, элегантность и лёгкую романтическую мечтательность. Нежные мазки, передающие ощущение воздушности кожи, серебристо-голубой шёлк шали и воздушное перо шляпки, украшающей высокую причёску, создают ощущение мягкости и изысканности.
6. "Союз Земли и Воды"
Рубенс воплотил в искусстве идею соединения двух важнейших стихий через античную мифологию. Бог морей Нептун, опирающийся на трезубец, символизирует Воду, в то время как Кибела, держащая в руке рог изобилия, представляет Землю. Этот благословенный союз олицетворяет плодородие, богатство и процветание.
Картина также отражает влияние позднего итальянского Ренессанса, особенно венецианских художников, через пирамидальную композицию, симметрию и равновесие форм, а также чувственное изображение обнажённых тел и теплую золотисто-коричневую палитру.
Кроме того, Рубенс дал картине современное содержание, связав его с актуальными проблемами своей страны. Союз Земли и Воды метафорически отражает союз города Антверпена с рекой Шельдой, устье которой было блокировано голландцами, отрезав Фландрии доступ к морю. Таким образом, Рубенс органично сочетает мифологию с реальностью и национальной историей, создавая произведение искусства, богатое смыслом и красотой.
7. "Мадонна Литта"
Эта картина Леонардо да Винчи является одной из работ, которые знаменуют собой новый этап в искусстве Ренессанса — переход к стилю Высокого Возрождения. Изображение женщины, кормящей младенца, символизирует материнскую любовь, как величайшую ценность человечества. Композиция картины отличается лаконичностью и гармонией.
Через симметричные оконные проёмы открывается величественный горный пейзаж, который напоминает о гармонии и масштабах мироздания. Подготовительный рисунок для этого полотна хранится в Лувре в Париже.
8. "Святой Себастьян"
Картина Пьетро Перуджино "Святой Себастьян" изображает христианского мученика, который был расстрелян стрелами по приказу императора Диоклетиана. Святой Себастьян обычно изображается обнажённым и пронзённым стрелами, что символизирует его мученическую смерть.
Лицо святого Себастьяна не выражает физической боли, а скорее погружено в молитвенное состояние, взгляд его устремлён к небу. На единственной стреле, пронзившей шею мученика, художник написал своё имя.
9. "Поцелуй украдкой"
Жан-Оноре Фрагонар создавал произведения искусства на разнообразные, часто игривые и изящные темы, отражая в них стиль позднего рококо. Его работы излучают непринуждённую изящность и часто содержат пикантные и ироничные сюжеты. Фрагонар также был мастером портретов и пейзажей, а его манера исполнения предвосхитила появление импрессионистов.
Картина "Поцелуй украдкой" была создана художником в поздние годы его творчества, когда в мире искусства стала популярной классическая стилистика с её четкими линиями и сдержанной палитрой. Несмотря на влияние классицизма, Фрагонар сохранил свою уникальность и художественное видение.
10. "Мадонна Конестабиле"
Одним из ранних шедевров Рафаэля является "Мадонна Конестабиле", в которой уже угадываются черты будущего совершенства его зрелого стиля. Картина поражает тонкостью композиции, изысканностью линий, утончённой гармонией цвета и одухотворённостью образов. Эти качества стали предвестниками блестящих достижений мастера в последующие годы.
В 1871 году этот шедевр был приобретён из коллекции графа Конестабиле российским императором Александром II и преподнесён в дар его супруге, императрице Марии Александровне, что стало одним из знаковых приобретений для русской коллекции.
11. "Даная"
Картина "Даная" является одной из знаменитых работ голландского художника Рембрандта в стиле барокко. Даная — персонаж древнегреческой мифологии. Она была дочерью царя Акрисия и одной из самых красивых женщин своего времени. Миф рассказывает, что оракул предсказал смерть Акрисия от руки своего внука, поэтому Акрисий запер Данаю в бронзовой башне, чтобы она не имела потомства.
Бог Зевс влюбился в Данаю и, чтобы приблизиться к ней, он превратился в золотой дождь и спустился в её башню. От этой встречи родился Персей, один из наиболее известных героев греческой мифологии. Впоследствии Персей случайно убил Акрисия, исполнив тем самым пророчество.
В 1985 году картина подверглась нападению вандала, верхние слои полотна в центральной области были уничтожены. Благодаря двенадцатилетнему труду реставраторов шедевр удалось вернуть в музейную экспозицию.
12. "Даная"
А это более ранняя версия картины на тот же сюжет, написанная Тицианом. Даная изображена в момент, когда она принимает Зевса, который приходит к ней в облике золотого дождя. Картина Тициана прекрасно передает барочный стиль эпохи Ренессанса. Даная изображена в чувственной и соблазнительной позе. Она лежит на мягкой подушке, окружённая богатыми тканями. Золотой дождь, символизирующий приход Зевса, сияет над ней.
13. Апостолы Пётр и Павел
Эль Греко — художник с уникальным стилем, отличительной чертой которого стал драматически-эмоциональный подход, который придавал его картинам неповторимое звучание. Особенно ярко это проявилось в портретах, где он с мастерством передавал глубокие психологические образы своих героев, подчёркивая их индивидуальность.
Слева изображён апостол Пётр — человек, который трижды отрёкся от Христа, взятого под стражу. Его облик проникнут грустью и неуверенностью, а в глазах и движении руки читаются глубокое раскаяние и безмолвная мольба. Апостол Павел представлен как сильная и властная фигура; он полон внутреннего огня, горящего стремлением отстаивать истину.
14. Портрет Елизаветы и Филадельфии Уортон
Антонис ван Дейк, выдающийся фламандский мастер, был одним из немногих художников, которые с особым вдохновением и мастерством изображали детей. Эта работа относится к английскому периоду творчества ван Дейка и выполнена в духе западноевропейского парадного портрета.
Девочки представлены на фоне театральной драпировки и условного пейзажа, который придаёт композиции изысканность и символическую глубину. Их образы тщательно продуманы: наряды и причёски подчёркивают соответствие моде эпохи, делая юных персонажей похожими на взрослых дам.
15. Пейзаж с Полифемом
Сюжет этой картины Николы Пуссена вдохновлён эпизодами из "Метаморфоз" Овидия. Циклоп Полифем, одноглазый великан, влюбился в морскую нимфу Галатею, но она отвергла его чувства. Опечаленный Полифем удалился на высокую скалу, где начал играть на флейте-сиринксе, чтобы выразить свою грусть.
Под воздействием музыки Полифем изменился: его ярость угасла, и он перестал разрушать скалы, ломать деревья, уничтожать посевы и топить корабли. Нимфы, пришедшие с амфорами к источнику, застыли, зачарованно слушая музыку. Из рощи появились сатиры, а пахарь приостановил свою работу. Сама природа стала символом порядка, покоя и гармонии.
Главный штаб
1-2. "Танец", "Музыка"
"Танец" и "Музыка", выполненные по заказу коллекционера Сергея Щукина, являются одними из самых значимых произведений Анри Матисса. Вдохновение для "Танца" Матисс черпал в народных плясках, которые, возможно, уже утратили свою первоначальную ритуальную значимость, но всё ещё сохраняли код древних обрядов. Эта тема танца прошла через несколько стадий в творчестве художника, прежде чем в композиции 1910 года она обрела свою страстность и выразительность.
Парное к "Танцу" панно "Музыка" написано в той же цветовой гамме, но вместо женских фигур изображены мужские. В отличие от "Танца" здесь персонажи статичны и спокойны, они полностью погружены в прослушивание музыки.
3. "Гавань в Марселе"
Картина французского художника неоимпрессиониста Поля Синьяка выполнена в технике пуантилизма, характеризующейся мелкими точечными мазками. На ней видна внутренняя гавань Старого марсельского порта, которой восхитился Синьяк во время поездки в Марсель осенью 1898 года.
Однородные мазки чистых оттенков формируют декоративную мозаику, которая, при правильном восприятии, вызывает оптическое смешение цветов. Вероятно, пейзаж был тщательно спланирован на основе предварительных рисунков и акварелей, сделанных с натуры — метод, который часто использовал художник.
4. "Женщина, держащая плод"
На этой картине Поль Гоген передаёт обыденный момент из жизни жителей Таити, куда художника привела мечта о возвращении к естественной гармонии и поиск источника вдохновения.
Центральная фигура таитянки с плодом в руке символизирует Еву этого тропического рая. Кроме того, плод в руках женщины может иметь отсылку к теме материнства и продолжения жизни; на это также намекает фигура женщина справа на дольнем плане, на руках у которой сидит ребёнок.
Гоген отказался от традиционных художественных приёмов и постепенно отошел от импрессионизма, создавая свой собственный стиль. "Женщина, держащая плод" обладает яркой цветовой палитрой, экзотичной декоративностью и поэтичностью.
5. Две сестры (Свидание)
"Две сестры" — одна из наиболее значимых работ голубого периода Пабло Пикассо. Это время стало для него периодом творческого исследования трагической монохромии, где оттенки синего и сине-зелёного наполняли его полотна глубокой эмоциональной напряжённостью.
Находясь в Париже, Пикассо регулярно посещал больницу Сен-Лазар, предназначенную для проституток, где создавал многочисленные наброски. Вернувшись в Барселону, Пикассо написал своему другу, поэту Максу Жакобу: "Я собираюсь написать картину, основанную на эскизе, который тебе отправляю. Это история встречи проститутки из тюремной больницы с её сестрой, монахиней". Этот замысел стал символом контрастов человеческого существования — боли и сострадания, утраты и надежды.
6. Бульвар Монмартр в Париже
Эта картина Камиля Писсарро является частью серии пейзажей, посвящённых бульвару Монмартр. Для его выполнения художник снял номер в Гранд Отеле де Рюсси, откуда открывался вид на Большие бульвары. Так он написал тринадцать картин, изображающих этот вид в разное время суток и в различных погодных условиях. На картине, представленной в Эрмитаже, мастер искусно передал богатство атмосферных эффектов, захватив красочную сложность и тонкие оттенки пасмурного дня.
7. Композиция VI
Василий Кандинский написал 10 картин с названием "Композиция". Первые три можно теперь увидеть только на фотографиях, остальные хранятся в разных музейных фондах. Этот набор картин — результат сложной проработки и скрупулёзного предварительного анализа и исследований. Перед тем как начать работу над "Композицией VI" Кандинскому потребовалось восемь месяцев подготовки.
Данная работа основана на более раннем наброске на стекле под названием "Потоп" и несёт в себе тот же библейский сюжет. По словам художника картину следует читать от края к центру по спирали, и, следуя траектории взгляда, зритель найдёт истинный путь к смыслу.
8. У Средиземного моря
Во время своей поездки в Сен-Тропе в сентябре 1910 года Пьер Боннар писал матери, что юг напомнил ему сказочные картины из "Тысячи и одной ночи". Эти впечатления ярко отразились в триптихе "У Средиземного моря", где художник изобразил не летний, а осенний юг с его богатством красок и мягкостью светотеней. Этот короткий, но насыщенный визит стал важным источником вдохновения, придав полотну особую атмосферу мечтательной сказочности.
9. Воспоминания о саде в Эттене
Эта картина была создана Винсентом ван Гогом в Арле, живописном городе Прованса, однако её сюжетные корни уходят в далёкую северную Голландию, к родному саду его детства в Эттене. В ней переплелись впечатления от ослепительного солнца и насыщенных красок юга с глубокой ностальгией по дому. В обликах изображённых женщин можно разглядеть образы матери и сестры художника, что придаёт работе особую теплоту.
10. Городок Вильнёв-ла-Гаренн
Маленькие провинциальные городки — один из часто встречающихся мотивов в творчестве импрессионистов, и Вильнёв-ла-Гаренн, запечатлённый на картине Альфреда Сислея, является ярким тому примером. Сислей, тонкий лирик, обладал уникальным даром видеть и передавать в своих работах изысканную прелесть таких скромных мест, их нежную, почти эфемерную красоту.
11. В саду
Картина "В саду" является одной из самых значимых работ в так называемый "энгровский" период творчества Пьера Огюста Ренуара. Она была создана под влиянием личного счастья, связанного с его отношениями с Алиной Шериго, молодой швеёй, с которой художник познакомился в 1880 году.
Считая себя слишком старым, чтобы быть главным героем картины, Ренуар попросил позировать своего молодого друга, художника Анри Лорана. На момент создания работы Ренуару было 44 года, а его спутнице — 26.
12. Дама в саду Сент-Адресс
Этот пейзаж был написан в окрестностях Гавра — города, где прошло детство Клода Моне и куда он часто возвращался. Летом 1867 года художник поселился в имении Ле Като в Сент-Адрессе, принадлежавшем его родственникам — семье Лекард. Именно здесь, в саду этого уютного поместья, Моне создал несколько пейзажей, среди которых "Дама в саду Сент-Адресс" выделяется особенной утончённостью.
Для фигуры дамы, облачённой в элегантное платье по моде того времени, позировала мадам Лекард, супруга кузена Моне. Её изящный силуэт, одиноко застывший на фоне природы, придаёт картине меланхоличное, задумчивое настроение. В то же время светлое платье становится ключевым элементом композиции, акцентируя внимание на взаимодействии света и цвета, которые Моне мастерски соединил в едином гармоничном ансамбле.
13. Фигуры в весеннем пейзаже (Священная роща)
Эта картина объединяет в себе темы трёх граций и старинного обряда гадания на суженого. Девушки заняты предсказанием судьбы: они гадают на цветах и венках, будто обращаясь к природе и миру с просьбой о любви, символизируя свою готовность встретить избранника. В этой работе гармонично переплелись мифологические образы и народные традиции.
Фигуры девушек в белых одеяниях воплощают саму весну, пробуждение природы и жизни. Одна из них, склоняясь к дереву, пишет имя суженого на его стволе, которое на самом деле оказывается подписью самого художника.
14. Нападение тигра на быка. В тропическом лесу
Французский художник-примитивист Анри Руссо, чьи экзотические пейзажи стали его визитной карточкой, несмотря на отсутствие академического образования, он создал уникальный стиль, сочетающий детализированные формы и фантазийные сюжеты.
Он часто изображал животных и тропические джунгли, которые он никогда не видел вживую. Руссо черпал вдохновение из ботанических садов, иллюстрированных книг и собственного воображения. Эти пейзажи, кажущиеся одновременно наивными и мистическими, олицетворяют стремление художника к романтическому идеалу, уводящему зрителя в мир мечтаний и дикой природы.
15. Мечтатель (Руины монастыря Ойбин)
Картина "Мечтатель" Каспара Давида Фридриха — один из ярких символов романтизма. Здесь изображён молодой человек, присевший у подножия арки среди руин монастыря Ойбин, Германия.
Полотно долгое время находилось в личной коллекции Александры Фёдоровны, в компании нескольких других работ Фридриха, которые сегодня также можно увидеть в постоянной экспозиции в Главном штабе.
***
Спасибо, что уделили время для прочтения нашей статьи! Мы надеемся, что Вы нашли её интересной и полезной. Ваше внимание и поддержка значат для нас очень много. Вы можете поддержать развитие канала и получить доступ к эксклюзивным материалам, оформив Премиум:
Если Вы ещё не подписаны на наш канал, то подпишитесь, чтобы не пропускать новые публикации.
Мы также приглашаем Вас ознакомиться с другими статьями: