Никола Пуссен (1594-1665) был одним из самых влиятельных французских художников XVII века, известным своим особым стилем, сочетающим строгую классическую торжественность и гармонию. Его работы оказали глубокое влияние на поколения мастеров, таких как Давид, Энгр и Сезанн. Однако, несмотря на свою французскую родословную, Пуссен практически всю свою карьеру провёл в Риме, черпая вдохновение из древнеримского искусства.
Его философия и творческий подход больше опирались на моральные и эстетические идеалы античности, чем на современные ему художественные течения. Как отмечал знаменитый английский живописец сэр Джошуа Рейнольдс, Пуссен словно вернул своё сознание на две тысячи лет назад, погружаясь в мир классической античности для создания своих полотен.
Никола Пуссен родился в июне 1594 года неподалёку от небольшого городка Лез-Андели в Нормандии, на севере Франции. Его семья была скромного достатка, но родители сумели обеспечить ему хорошее образование. Интерес к живописи у юного Пуссена пробудился в 1612 году, когда в Лез-Андели приехал художник Квентин Варин, чтобы создать несколько алтарных картин для местного собора. Хотя Варина не считают выдающимся мастером, его работы вдохновили молодого Пуссена отправиться в Париж с целью стать профессиональным художником.
Следующие двенадцать лет жизни Пуссена остаются для историков загадкой: сохранилось лишь немного его работ этого периода. Известно, что он жил в Париже, иногда бывал в Лионе, и дважды пытался, но безуспешно, отправиться в Рим — центр притяжения для амбициозных художников того времени. В конце концов, его давняя мечта сбылась в марте 1624 года, когда он прибыл в Рим за несколько месяцев до своего тридцатилетия. За исключением краткого возвращения в Париж с 1640 по 1642 годы, Пуссен провёл в Риме всю оставшуюся жизнь.
Вначале Пуссен испытывал финансовые трудности, однако в 1627 году всё изменилось. Кардинал Франческо Барберини поручил ему первый крупный заказ, который привёл к созданию известного полотна "Смерть Германика".
На этой картине Пуссен изобразил умирающего римского военачальника Германика на смертном одре, и именно с этого произведения начинается формирование уникального художественного стиля мастера. Художник не просто выбрал редкий сюжет, который ранее не использовали другие живописцы, но и фактически ввёл в искусство тему героя в момент смерти. Новаторство Пуссена проявляется не только в сюжете, но и в композиции: он выдвигает всех персонажей на передний план, создавая эффект классического барельефа, какими украшали римские саркофаги. Это решение позволило художнику подчеркнуть историческую важность сцены и придать особую значимость молчаливому героизму фигуры Германика.
Успех картины "Смерть Германика" открыл перед Пуссеном новые возможности, и в 1628 году благодаря поддержке кардинала Барберини он получил престижный заказ на создание алтарной картины "Мученичество святого Эразма" для Базилики Святого Петра. Однако, когда работа была представлена публике, то получила холодный приём. Ещё одной неудачей для художника стало неполучение контракта на фреску для Сан-Луиджи-деи-Франчези, французской церкви в Риме.
Эти неудачи привели Пуссена к выводу, что его талант не подходит для больших публичных работ, и он решил сосредоточиться на создании более скромных по размеру картин, предназначенных для частных коллекций, что позволило ему продолжить развивать свои идеи в более личной и камерной манере.
После написания "Мученичества святого Эразма", выполненного в пышном барочном стиле, Пуссен решил отойти от этого направления и обратился к более сдержанному классическому стилю, вдохновлённому древнеримской скульптурой. Этот переход ознаменовал собой новый этап в его творчестве, характеризующийся большей строгостью и гармонией.
В это время художник пережил не только творческий кризис, но и серьёзное заболевание, о котором упоминал его ранний биограф (по некоторым данным, оно было венерическим). Его здоровье восстановилось благодаря заботе семьи Жака Дюге, французского кондитера, и в 1630 году Пуссен женился на дочери Дюге, Анне-Марии. Её брат, Гаспар Дюге, стал учеником Пуссена и впоследствии прославился как пейзажист.
К 1630-м годам Пуссен достиг успеха благодаря покровительству Кассиано Даль Поццо, секретаря кардинала Барберини, который был известен своими энциклопедическими интересами. Даль Поццо не только заказывал у Пуссена картины, но и познакомил его с влиятельными меценатами, а также предоставил доступ к своей богатой коллекции произведений искусства, которую называл "бумажным музеем" — своего рода визуальной энциклопедией античного мира.
К середине 1630-х годов слава Пуссена распространилась и во Франции. К концу десятилетия кардинал Ришелье, занимавший пост первого министра короля Людовика XIII, стремился вернуть Пуссена на родину, чтобы тот выполнял королевские заказы.
Пуссен изначально не желал покидать Рим, однако настойчивость кардинала Ришелье вынудила его отправиться в Париж. В декабре 1640 года он прибыл во Францию, где, к своему неудовольствию, задержался почти на два года. Тем не менее, в сентябре 1642 года под предлогом встречи с женой он смог вернуться в Рим, где, как оказалось, остался навсегда: вскоре умерли и Ришелье, и король Людовик XIII, что позволило Пуссену жить спокойно, не опасаясь дальнейших требований вернуться на родину.
Хотя пребывание в Париже не приносило Пуссену радости, оно имело свои плюсы. В столице Франции художник встретил преданных почитателей своего таланта, что привело к тому, что впоследствии его наиболее значимые работы создавались преимущественно для французских заказчиков, а не итальянцев.
Пуссен отличался исключительной тщательностью и неспешностью в работе. В отличие от многих других художников его времени, он никогда не пользовался услугами помощников, предпочитая трудиться в одиночку. Его подход был основан на продуманных методах: он не только тщательно создавал многочисленные эскизы, но и лепил маленькие восковые фигурки, которые расставлял в миниатюрных сценах. Эти модели помогали ему анализировать композиционные решения и световые эффекты, что обеспечивало его картинам неповторимую глубину и точность.
Гармония и умиротворение в живописи Никола Пуссена отражают его глубокое увлечение стоицизмом — философской системой, к которой принадлежали выдающиеся мыслители Древней Греции и Рима, такие как Сенека. Стоики утверждали, что внутренний покой делает мудрого человека невосприимчивым к неудачам и даже к самой смерти, позволяя ему "стойко выдерживать удары слепой судьбы", как заметил Пуссен в письме к своему покровителю Шантелу.
На раннем этапе своей карьеры Пуссен часто обращался к сюжетам из романтической литературы, однако позже его вдохновение стало носить более серьёзный и возвышенный характер. С середины 1640-х годов основными темами его произведений становятся библейские истории, мифологические сюжеты и события из античной истории. В этих работах он достигал глубины содержания, сочетающей философский смысл с визуальной строгостью.
Пейзажи, которые он начал использовать с 1640 года, выполняли не просто декоративную роль, а стали важной частью композиции. Пуссен организовывал элементы природы с той же геометрической чёткостью, с какой располагал человеческие фигуры. Природа у Пуссена становилась чем-то больше, чем просто фоном — она становилась символом порядка и гармонии, отражая философские принципы, которые он вкладывал в свои произведения.
Одним из лучших примеров его зрелого стиля являются картины, посвящённые смерти Фокиона, героя древних Афин, несправедливо приговорённого к казни. Мрачные и величественные пейзажи в этих произведениях подчёркивают драму самопожертвования и жестокую несправедливость, с которой столкнулся Фокион. Художник использует природные элементы для усиления трагической атмосферы и символизма, делая произведения не просто историческим, но и философским размышлением о судьбе, чести и морали.
В последние годы своей жизни стиль Пуссена приобрёл почти мистический оттенок. Его пейзажи стали более грубыми и дикими, в них проявились серебристые, воздушные оттенки, создающие впечатление невесомости и некоторой отстранённости. В старости художнику становилось всё труднее работать из-за дрожи в руках, что временами препятствовало его способности писать картины. Теперь Пуссен создавал произведения для меценатов среднего класса, а не для аристократов, как прежде. Это привело к снижению его славы.
Пуссен умер 19 ноября 1665 года в возрасте 71 года. Его значение для французского искусства было признано сразу после смерти. Для Королевской Академии живописи и скульптуры, основанной в Париже в 1648 году, Пуссен стал символом убеждения, что искусство должно быть как морально возвышенным, так и рационально осмысленным.
Хотя в XIX веке с приходом романтизма, ориентированного на эмоциональность и самовыражение, его популярность снизилась, Пуссен продолжал вдохновлять художников-интеллектуалов, таких как Сезанн и Пикассо, благодаря своим философским подходам и мастерству в композиции.
***
Спасибо, что уделили время для прочтения нашей статьи! Мы надеемся, что Вы нашли её интересной и полезной. Ваше внимание и поддержка значат для нас очень много. Вы можете поддержать развитие канала по ссылке:
Если Вы ещё не подписаны на наш канал, то подпишитесь, чтобы не пропускать новые публикации.
Мы также приглашаем Вас ознакомиться с другими статьями: