Найти тему
Infinita Book

Пабло Пикассо: ломая границы + 19 картин

"Автопортрет с палитрой", 1906 г., Художественный музей Филадельфии
"Автопортрет с палитрой", 1906 г., Художественный музей Филадельфии

Пабло Пикассо (1881-1973), бесконечно изобретательный и мастерски владеющий различными художественными приёмами, сыграл ключевую роль в формировании современного искусства и стал одним из важнейших художников XX века. Он родился в Малаге, Испания. Его отец, Хосе Руис Бласко, был учителем рисования и художником-анималистом, что тогда считалось не очень престижным жанром. Отец часто брал маленького Пабло на традиционные испанские корриды, которые стали темой его первых рисунков.

Талант Пикассо быстро развивался под руководством отца, и, когда Хосе получил должность профессора в художественной школе Ла-Коруньи в Галисии, Пабло начал обучаться там. С 1892 по 1894 год он изучал рисование, копировал гипсовые слепки человеческих фигур и занимался натурой, осваивая основы академического искусства XIX века.

Автопортрет, 1896 г., Музей Пикассо, Барселона
Автопортрет, 1896 г., Музей Пикассо, Барселона

Эти занятия дали Пикассо прочные знания о форме, цвете и линии, которые впоследствии стали основой его новаторских экспериментов. В 1895 году, после смерти младшей сестры от дифтерии, семья переехала в Барселону в поисках лучших условий жизни. Хосе устроился преподавателем в Художественную школу Лотья, и Пабло, успешно сдав вступительные экзамены, стал там студентом.

Обучение в этой школе обеспечило Пикассо надёжную техническую базу, что видно по его академической работе "Наука и благотворительность". Однако учебная программа мало способствовала развитию его воображения; к пятнадцати годам он устал от создания традиционных жанровых сцен и анатомически точных рисунков обнажённых моделей (всегда мужского пола).

"Наука и благотворительность", 1897 г., Музей Пикассо, Барселона
"Наука и благотворительность", 1897 г., Музей Пикассо, Барселона

Отец Пикассо, хотя и был художником, не обладал выдающимся талантом и стал известен лишь своими картинами с изображением голубей (на которые Пабло позже ссылался в своих работах). Тем не менее, он возлагал большие надежды на сына и стремился направить его к более прибыльной карьере в академической живописи. Считая, что шестнадцатилетнему Пабло нужно учиться в лучшем учебном заведении страны, отец отправил его в Королевскую Академию в Мадриде.

Однако Пабло Пикассо быстро разочаровался в академической программе, которая оказалась лишь немного более прогрессивной, чем та, что была в Барселоне. Он перестал посещать занятия и предпочёл проводить время, копируя произведения Веласкеса и Эль Греко в музее Прадо, а также рисуя в городских парках. Вопреки ожиданиям отца, Пикассо вернулся в Барселону и в 1899 году открыл собственную студию, решив стать независимым художником.

"Ребёнок с голубем", 1901 г., Национальный музей Катара
"Ребёнок с голубем", 1901 г., Национальный музей Катара

Пикассо начал общаться с модернистами и стал частью творческих и интеллектуальных кругов, которые собирались в барселонских кафе. В этот период он сблизился с молодым художником Карлосом Касагемасом, с которым делил студию. В 1900 году они отправились в Париж, который тогда был центром мирового искусства. Эти годы стали для Пикассо временем поисков и перемен: он стремился найти свой собственный художественный стиль, постоянно перемещаясь между Парижем и Барселоной.

Пикассо был впечатлён работами Анри Тулуз-Лотрека, чьи яркие, откровенные изображения парижской богемы резко отличались от академического подхода, которому его учили. Он также вдохновлялся картинами Поля Сезанна, Пьера Боннара и Эдгара Дега, объединяя их импрессионистские мазки и насыщенные оттенки в своей собственной технике. Плоские цветовые пятна и упрощённые формы, присущие творчеству Винсента Ван Гога и Поля Гогена, также оказали влияние на его работы этого периода, такие как "Ребёнок с голубем".

"Жизнь", 1903 г., Художественный музей Кливленда, Огайо
"Жизнь", 1903 г., Художественный музей Кливленда, Огайо

В феврале 1901 года Карлос Касагемас покончил с собой, что глубоко потрясло Пикассо. В ответ на потерю друга он создал серию мрачных и меланхоличных картин, изображающих бедняков, несчастных любовников, больных и стариков. В этих работах голубой цвет заменил яркое разнообразие оттенков, с которыми художник экспериментировал ранее. Мрачные, вытянутые фигуры, как в "Старом гитаристе", напоминают работы Эль Греко и отражают задумчивое, меланхоличное настроение Пикассо в этот его "голубой период".

"Старый гитарист", 1903-1904 гг., Чикагский институт искусств
"Старый гитарист", 1903-1904 гг., Чикагский институт искусств

В 1904 году Пикассо окончательно обосновался в Париже и погрузился в бурлящую художественную среду, включавшую таких личностей, как поэт Гийом Аполлинер, писательница Гертруда Стайн и художники Андре Дерен и Анри Матисс. В это же время он начал отношения с Фернандой Оливье, которые длились семь лет. Эти перемены в личной жизни оказали влияние и на его творчество, принеся новые темы и идеи.

Тёплые оттенки песочного, пастельно-розового, красного и жёлтого начали доминировать в работах Пикассо, где он изображал женщин, странствующих артистов и арлекинов. Эти цвета стали отличительной чертой его "розового периода", который длился с 1904 по 1906 год. Тем не менее, несмотря на смену палитры, в этих произведениях продолжало ощущаться меланхоличное настроение, свойственное картинам "голубого периода", особенно в изображениях цирковых персонажей.

"Акробат и молодой Арлекин", 1904-1905 гг., Фонд Барнса, Филадельфия
"Акробат и молодой Арлекин", 1904-1905 гг., Фонд Барнса, Филадельфия

С 1905 года творчество Пикассо приняло совершенно иной вектор. Художник стал использовать элементы, напоминающие примитивные африканские скульптуры, которые в то время приобрели популярность. Он считал их "величайшими и самыми мощными произведениями, созданными человеческим воображением".

Картины Пикассо, отличающиеся выразительными мазками и смелыми, насыщенными "фовистскими" цветами, отражали простые и мощные формы этнических скульптур. Его эксперименты также черпали вдохновение в работах Сезанна, который за два десятилетия до этого изображал объект с нескольких точек зрения одновременно, подчёркивая его объёмность и трёхмерность.

"Авиньонские девицы", 1907 г., Музей современного искусства, Нью-Йорк
"Авиньонские девицы", 1907 г., Музей современного искусства, Нью-Йорк

В "Авиньонских девицах" Пикассо объединил эти разнородные влияния, совершив дерзкий отход от традиционных представлений о композиции и перспективе. На этой картине, изображающей пять обнажённых женщин из барселонского борделя, художник сводит их тела к их первозданной сути, создавая новое, почти примитивное видение формы.

Несмотря на нарушение всех прежних принципов ясности и порядка, композиция остаётся достаточно сбалансированной, создавая цельное визуальное восприятие. Эта работа мгновенно принесла Пикассо известность, но это было лишь началом его революционного пути.

"Портрет Амбруаза Воллара", 1910 г., Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва
"Портрет Амбруаза Воллара", 1910 г., Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва

В 1907 году он познакомился с Жоржем Браком, и вместе они расширили границы визуального восприятия. Пикассо и Брак исследовали и деконструировали предметы, представляя их во множестве ракурсов и перспектив. Они изображали эти формы в перекрывающихся оттенках чёрного, серого и охры. Объект (чаще всего человеческая фигура или предмет обихода, например ваза или гитара) преобразовывался в набор геометрических, кубических форм. Этот новый подход породил направление, известное как "кубизм".

Период "аналитического" кубизма (1908—1912 гг.) перешёл в "синтетический"кубизм, когда Пикассо и Брак начали упрощать формы и усиливать цветовую палитру, делая изображения плоскими и полностью устраняя иллюзию глубины и объёма. Они также ввели новые текстуры и материалы, экспериментируя с коллажами и создавая "собранные скульптуры" из найденных предметов.

"Гитара", 1913 г., Музей современного искусства, Нью-Йорк
"Гитара", 1913 г., Музей современного искусства, Нью-Йорк

Пикассо не участвовал в Первой мировой войне в отличие от многих его друзей и коллег, которых мобилизовали. В этот период он находился в кругу парижских интеллектуалов, таких как композитор Эрик Сати и писатель Жан Кокто. Благодаря этим связям Пикассо получил заказ на создание декораций и костюмов для балетной труппы Сергея Дягилева, что привело к его знакомству с балериной Ольгой Хохловой, ставшей его первой женой и связавшей его с миром высшего общества. В 1920-х Пикассо продолжал развивать кубизм, но также создавал более традиционные произведения, изображавшие людей в классической манере.

"Портрет Ольги в кресле", 1917 г., Музей Пикассо, Париж
"Портрет Ольги в кресле", 1917 г., Музей Пикассо, Париж

Многочисленные связи Пикассо значительно влияли на его художественный имидж. Его увлечение женским образом было заметно на протяжении всей карьеры: любовницы часто становились его моделями, а изменения в личной жизни художника находили отражение в его работах. Фернанда Оливье, например, была главной музой кубистического периода, тогда как Ольга Хохлова вдохновила его на создание неоклассических произведений.

Мари-Тереза Вальтер стала музой сюрреалистического этапа, о чём свидетельствует картина "Обнажённая в саду". В работах начала 1940-х годов присутствовала Дора Маар, а в послевоенные годы — Франсуаза Жило. Жаклин Рок, ставшая его супругой, вдохновила его в старости. Тема отношений художника с его музой, а также тёмная, первобытная сторона похоти оставались для Пикассо важными и постоянными источниками вдохновения.

"Большая купальщица", 1921 г., Музей Оранжери, Париж
"Большая купальщица", 1921 г., Музей Оранжери, Париж

В своей работе "Большая купальщица" Пикассо представил обнажённую женщину с гипертрофированными скульптурными формами, а в картине "Женщина в белом" он создал романтичный портрет, вероятно, своей жены Ольги. Эта "неоклассическая" фаза его творчества могла быть попыткой восстановить атмосферу спокойствия в ответ на ужасы механизированной войны.

"Женщина в белом", 1923 г., Метрополитен-музей, Нью-Йорк
"Женщина в белом", 1923 г., Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Тем не менее, вскоре Пикассо вновь увлёкся экспериментами с новыми подходами, используя визуальную реальность в качестве отправной точки, прежде чем значительно расширить её пределы. С середины 1920-х годов на него оказали влияние сюрреалисты, акцентировавшие внимание на значении бессознательного в творческом процессе.

"Натюрморт со свечой, палитрой и головой Минотавра", 1931 г., Национальный музей современного искусства, Киото
"Натюрморт со свечой, палитрой и головой Минотавра", 1931 г., Национальный музей современного искусства, Киото

Хотя Пикассо никогда не принимал полностью философию сюрреалистов, в его работах начали появляться фантастические и мифологические существа, среди которых особенно выделяется Минотавр. Он также исследовал примитивные эмоции — похоть, страх и насилие, извлечённые из бессознательного.

"Обнажённая в саду", 1934 г., Музей Пикассо, Париж
"Обнажённая в саду", 1934 г., Музей Пикассо, Париж

В этот период его творчество отражало глубокие чувства к Марии-Терезе Вальтер, его молодой любовнице и модели. Сюрреалистическое сочетание тревожных образов с ироничным стилем особенно заметно в его шедевре "Герника", созданном в ответ на сознательную бомбардировку мирных жителей баскской деревни Герника националистическим правительством во время гражданской войны в Испании.

"Герника", 1937 г., Центр искусств королевы Софии, Мадрид
"Герника", 1937 г., Центр искусств королевы Софии, Мадрид

Это огромное полотно изображает искажённые, вопящие фигуры людей и животных, среди которых постоянно повторяется образ быка. Работа выполнена в резких чёрных, белых и серых тонах. Ужас войны, запечатлённый на этом холсте, передан на личном визуальном языке Пикассо, и картина быстро приобрела всемирную известность.

Во время Второй мировой войны Пикассо находился в Париже, стараясь не привлекать к себе внимание в условиях немецкой оккупации. После окончания войны художник продолжал активно работать, вдохновлённый молодыми музами, среди которых была Жаклин Рок, на которой он женился в 1961 году.

"Жаклин с цветами", 1954 г., частная коллекция
"Жаклин с цветами", 1954 г., частная коллекция

В последние годы своей жизни Пикассо создал множество картин, обращаясь к произведениям мастеров прошлого, с которыми впервые столкнулся в молодости. В своих интерпретациях "Алжирских женщин в своих покоях" Делакруа и "Менин" Веласкеса он уверенно ставил себя в один ряд с великими художниками, и его положение среди них уже не вызывало сомнений.

Пикассо был признан самым известным и влиятельным художником своего времени, а его восьмидесятилетие и девяностолетие отмечались по всему миру наградами его имени и крупными ретроспективными выставками.

"Алжирские женщины (версия О)", 1954 г., частная коллекция
"Алжирские женщины (версия О)", 1954 г., частная коллекция

Пабло Пикассо скончался в 1973 году в возрасте девяноста одного года, оставив после себя наследие, которое по-прежнему вызывает восхищение и ценится во всем мире. За свою жизнь он создал поразительное количество произведений — около пятидесяти тысяч, что свидетельствует о его безграничной творческой энергии, живом любопытстве и стремлении нарушать устоявшиеся правила. Он одновременно обращался к прошлому и прокладывал путь к будущему искусства.

Пикассо вызывал как восхищение, так и критику; его работы изучали, имитировали и выставляли больше, чем произведения любого другого художника. Его творчество стало темой множества книг и фильмов, что подчёркивает его значимость.

Автопортрет, 1972 г., частная коллекция
Автопортрет, 1972 г., частная коллекция

Слава Пикассо в основном основывалась на его живописи, однако в ходе своей карьеры художник активно экспериментировал с различными художественными техниками. Он усовершенствовал искусство коллажа, используя найденные предметы, и создавал скульптуры из глины, металла и разнообразных объектов повседневной жизни, включая как переработанные, так и специально обработанные деревянные элементы.

Пикассо также иллюстрировал книги и журналы, разрабатывал плакаты, сценические эскизы и костюмы для опер и балетов, а также занимался керамикой и создал тысячи оттисков, офортов и гравюр, включая оригинальную серию для французского коллекционера Амбруаза Воллара в 1930—1937 годах. Независимо от выбранных материалов, все его произведения отличались мастерством в работе с формой, цветом и дизайном, подчёркивая его стремление к художественному самовыражению.

***

Спасибо, что уделили время для прочтения нашей статьи! Мы надеемся, что Вы нашли её интересной и полезной. Ваше внимание и поддержка значат для нас очень много. Вы можете поддержать развитие канала по ссылке:

Сбор на подарок

Если Вы ещё не подписаны на наш канал, то подпишитесь, чтобы не пропускать новые публикации.

Мы также приглашаем Вас ознакомиться с другими статьями: