Алессандро Филипепи, более известный как Сандро Боттичелли, завершил работу над "Мистическим Рождеством", согласно надписи на картине, в конце 1500 года. Хотя установить прямую связь между этой картиной и смертью Джироламо Савонаролы невозможно, её дух тесно перекликается с некоторыми его проповедями, особенно с той, что была произнесена в 1493 году на тему Рождества.
В этой работе гармонично сочетаются две иконографические традиции: византийская, в которой Рождество изображается в пещере, и традиция начала XV века, вдохновлённая видениями святой Бригитты, где Младенец предстаёт перед коленопреклонённой фигурой Девы Марии в мистическом свете.
Около 1800 года картину приобрел Уильям Янг Оттли, который обнаружил её на вилле Альдобрандини. После нескольких смен владельцев, в 1851 году она была куплена Уильямом Фуллером Мэйтландом и выставлена на выставке в Манчестере в 1857 году. В 1878 году картина была приобретена Лондонской Национальной галереей.
Картина Сандро Боттичелли "Мистическое Рождество" изображает непростое духовное путешествие, символизируя борьбу паломника, преисполненного воспоминаниями о страданиях. Ландшафт на картине пересечён энергичными диагоналями, создающими путь, полный зигзагов и крутых поворотов среди скалистых стен. Эти тропы прорезают каменистую почву, будто стремясь вырваться из ограничений земного мира.
Передний план занимают три фигуры, которых ангелы заключают в объятия. Пары этих фигур образуют композиции с угловатыми линиями, конфликтуя с природным узором скал, что усиливает ощущение напряжённости. Трещины и складки вокруг пещеры напоминают угрожающие копья, словно войско, готовое обрушиться на любого, кто бросит ему вызов. Самая острая линия устремлена к Марии, подчёркивая драматизм момента.
Однако, начиная с навеса, композиция резко меняется. Грубые линии смягчаются, обрамлённые нежными ветвями деревьев. Напряжённость уступает место небесному спокойствию, и на золотом фоне неба хороводят ангелы. Их танец, исполненный светом и свободой, противопоставлен хаосу и раздорам земного мира. Эти фигуры в экстазе, словно воплощение небесного блаженства, оставляют неизгладимый след, становясь символом высшей гармонии, укрытой от тревог мира смертных.
"Мистическое Рождество" — картина, к которой зритель не просто обращается взглядом, но и как бы читает, словно произведение литературы, требующее вдумчивого анализа. Это полотно призывает к глубокому погружению в исторический и личный контекст художника, открывая слои смыслов с помощью надписей на греческом языке, выполненных рукой самого Боттичелли. Примечательно, что это единственная его работа, где живопись сопровождается текстом — и очевидно, что это сочетание было значимо для автора.
"Я, Сандро, написал эту картину в конце года 1500-го, в горестное время для Италии", — заявляет художник, отсылая к символическому 1500 году и указывая на мрачное время, пророчески ссылаясь на "Откровение" Иоанна Богослова. Боттичелли добавляет, что придёт время, когда дьявол будет повержен, что, по его словам, мы видим на этой картине.
Хотя изображения на картине не дословно иллюстрируют пророчество, из текста явственно проступает его замысел. Вокруг сцены священного Рождества — лишь крохотные, пронзённые копьями демоны. Этот апокалиптический акцент заставляет задаваться вопросом, какие события и перемены могли превратить создателя светлых "Весны" и "Рождения Венеры" в провидца, призывающего к очищению от зла.
Даже в ранних произведениях Боттичелли чувствуется то, что делает его совершенно особенным среди мастеров его поколения, — глубокое духовное напряжение. В то время как его современники сосредотачивались на изучении телесных движений и анатомических нюансов, он искал возможности отразить переживания и внутреннюю борьбу души.
Его религиозная страсть обретала почти мистическое сплетение с жаждой физической красоты, создавая причудливый, а порой и болезненно-прекрасный синтез. Когда философы гуманистического круга Медичи утверждали, что олимпийские боги, включая прекрасную Венеру, могут олицетворять христианские добродетели, эти изысканные идеи явно находили отклик в душе Боттичелли, но не делали его приверженцем античного язычества.
Мятущиеся божества на его полотнах едва ли напоминают безмятежных и телесных героев античной мифологии; его Венера и другие боги словно полны противоречий, таящихся страстей и поиска истины. Но время вносит свои коррективы, и уже в начале 1490-х годов, по заказу своего давнего покровителя Лоренцо ди Пьерфранческо де Медичи, для которого он создал "Рождение Венеры", Боттичелли берётся за совершенно новый вызов — создание грандиозного цикла иллюстраций к "Божественной комедии" Данте.
Флорентийцы XV века читали Данте так, как греки, на которых они так стремились быть похожими, изучали Гомера — как источник мудрости, жизненных уроков и духовных наставлений. Годы, проведённые Боттичелли за этим занятием, оказали на его восприятие мира глубокое влияние. Именно в его иллюстрациях к "Божественной комедии" проявляется та воздушная лёгкость, которая отличает поздние работы мастера.
Пережитое Боттичелли в бурные 1490-е стало бы испытанием даже для самого стойкого характера. Его покровитель и близкий друг Лоренцо находился в остром конфликте с Савонаролой, тогда как родной брат художника, Симоне, был ярым сторонником проповедника. Вероятно, сама сила и харизма Савонаролы не оставили равнодушным и самого Боттичелли, погружая его в атмосферу безудержного фанатизма, захватившего всю Флоренцию.
В 1497 году Лоренцо был вынужден покинуть город, а спустя год Савонарола сам погиб на костре на Пьяцца делла Синьория, оставив город и страну в состоянии тревоги, пока французская армия была на подступах к границам. К началу XVI века Италия погружалась в такие бедствия, что даже те, кто склонен был мыслить рационально, начали искать спасителя — но отнюдь не в образе Князя Мира.
Надежду и ужас вселяли не только реальные угрозы: намёки Боттичелли на апокалипсис в его работах того периода отзываются эхом повсеместных ожиданий конца света накануне 1500 года.
Тьма ночи, предшествовавшая восходу благодатного утра в "Мистическом Рождестве", кажется особенно густой и тяжёлой. Эта картина по многим признакам выполнена в архаичной манере. Под влиянием проповедей Савонаролы, осуждавшего излишний реализм, Боттичелли изображает Богоматерь и младенца Христа крупнее, чем остальных персонажей, в духе византийских мастеров.
Иллюзия глубины ему не интересна — прибежище Святого семейства стоит прямо в центре, повернутое фронтально к зрителю, лишённое пространственного размаха. Плоскостные фигуры на переднем плане не дают сцене уйти в глубину, словно объём мог бы придать происходящему излишнюю смертную конечность. Небеса в композиции Боттичелли не нуждаются в тех же ограничениях, что земное окружение, и ангелы здесь далеки от архаики.
Воззрения Савонаролы побудили Боттичелли отказаться от физической красоты, которую он ещё считал уместной для ангелов в интерпретации Данте. Впрочем, привязанность к чувственным наблюдениям, которая лежит в основе его мастерства рисовальщика, остаётся: рисунок тонких, изящных ангельских рук выполнен с явным трепетом. Но тела, скрытые под драпировкой, кажутся столь же бесплотными, как образы византийских икон.
Это полотно поражает своей силой — и замыслом, и композицией, и насыщенностью цвета, исполненное с энергией и решительностью. На переднем плане драпировки насыщенного винного цвета перекликаются с мягкими мшисто-зелеными оттенками; справа, где стоят пастухи, серо-коричневая гамма контрастирует с самым ярким белым ангелом на картине. Слева — волхвы, их одежды окрашены в приглушённые, но праздничные тона, а крылья ангелов переливаются нежным розовым.
Цветовая гармония достигает особой строгости в центральной части композиции, где серый тон скал и тела осла соединяется с холодным синим плаща Богоматери, что вызывает ощущение предельной чистоты. Яркость и чистота оттенков подчёркивают контраст между земным миром и небесами.
В "Мистическом Рождестве" каждое движение несёт в себе смысл, который раскрывается только при условии глубокого понимания мышления и художественных образов того времени.
***
Спасибо, что уделили время для прочтения нашей статьи! Мы надеемся, что Вы нашли её интересной и полезной. Ваше внимание и поддержка значат для нас очень много. Вы можете поддержать развитие канала по ссылке:
Если Вы ещё не подписаны на наш канал, то подпишитесь, чтобы не пропускать новые публикации.
Мы также приглашаем Вас ознакомиться с другими статьями: