Найти в Дзене
Infinita Book

Поль Гоген: на краю света + 20 работ

"Автопортрет с палитрой", ок. 1893 г., частная коллекция
"Автопортрет с палитрой", ок. 1893 г., частная коллекция

Поль Гоген (1848-1903) — художник, чьё творчество осталось непонятым при жизни, но оказало мощное влияние на искусство будущих поколений. Оставив позади успешную карьеру биржевого маклера, семейные узы и привычный уклад жизни, он отправился в далёкие путешествия, чтобы полностью посвятить себя искусству.

Родившийся в Париже 7 июня 1848 года, Поль был единственным сыном французского журналиста и матери с французско-перуанскими корнями. Его первые путешествия начались ещё в детстве, когда радикальные политические взгляды отца вынудили семью покинуть Францию и искать убежище в Перу. Однако отец скончался в пути, и юный Поль провёл свои ранние годы в Лиме, столице Перу.

Когда Гогену исполнилось семь лет, семья вернулась во Францию. Его отдали в школу-интернат в Орлеане, где он начал подготовку к поступлению в мореходное училище. В семнадцать лет Поль начал карьеру моряка: сначала он плавал на торговых судах, а затем служил во французском флоте.

"Цветущие яблони", 1879 г., Художественный музей Филадельфии, США
"Цветущие яблони", 1879 г., Художественный музей Филадельфии, США

К двадцати годам жизнь Поля Гогена выглядела вполне определённой. После смерти матери его опекун, богатый коллекционер Густав Ароза, устроил его на перспективную должность биржевого маклера в Париже. Именно Ароза открыл для Гогена мир искусства, показывая свои внушительные собрания работ современных французских художников. Вдохновлённый увиденным, Гоген начал писать картины, находя время для пленэров по воскресеньям.

К 1873 году он женился на датчанке Метте и жил в достатке, успешно совмещая карьеру и увлечение живописью. Вскоре его интерес к искусству стал серьёзнее. В 1874 году он посетил первую выставку импрессионистов, после чего начал собирать работы молодых художников. Для Гогена это была не только инвестиция, но и способ учиться, изучая техники таких мастеров, как Писсарро, Сезанн и Дега.

"Метте Гоген", 1880 г., Собрание фонда Эмиля Бюрле, Цюрих
"Метте Гоген", 1880 г., Собрание фонда Эмиля Бюрле, Цюрих

Его собственные картины того времени явно отражают влияние импрессионизма. Позднее Гоген участвовал в последних четырёх выставках этого направления. Однако коллеги-художники часто воспринимали его как эгоиста и оппортуниста, несмотря на то, что у него появилось несколько преданных поклонников.

Катастрофический крах Парижской биржи в 1882 году стал поворотным моментом в жизни Поля Гогена. Он бросил работу, уверенный, что сможет зарабатывать на жизнь живописью. Решение было смелым, но безрассудным — у него уже было четверо детей, а вскоре ожидался пятый. Через год его жена Метте уехала к своим родителям в Копенгаген, и Гоген сначала последовал за ней. Однако летом 1885 года он принял решение оставить семью и вернулся в Париж.

"Восточный парк в Копенгагене с королевской мельницей", 1885 г., Новая глиптотека Карлсберга, Копенгаген
"Восточный парк в Копенгагене с королевской мельницей", 1885 г., Новая глиптотека Карлсберга, Копенгаген

Финансовые трудности преследовали его даже после продажи части собственной коллекции искусства. Чтобы справиться с ситуацией, летом 1886 года Гоген отправился в Понт-Авен, живописный уголок Бретани, который был излюбленным местом художников. Его поразила уникальная культура этого региона — старинные обычаи, традиционные костюмы и древние религиозные верования. Гоген увидел в этом отражение той духовности, которую хотел воплотить в своих работах.

Вернувшись в Париж зимой 1886 года, он начал использовать зарисовки бретонских женщин для создания росписей на керамических вазах, стремясь соединить примитивизм и утончённое мастерство.

"Бретонская пастушка", 1886 г., Художественная галерея Лэйнга, Ньюкасл-апон-Тайн
"Бретонская пастушка", 1886 г., Художественная галерея Лэйнга, Ньюкасл-апон-Тайн

Гоген обладал выдающимся талантом не только как живописец, но и как гончар, резчик по дереву и скульптор. Его увлечение керамикой берет начало еще из детства, проведённого в Перу, где он впервые увидел доколумбовые изделия, отличавшиеся яркой символикой и грубой выразительностью. Этот опыт сформировал у художника глубокую привязанность к "примитивным" формам искусства. К тому же Гоген полагал, что создание керамики может приносить более стабильный доход, чем живопись.

Для него гончарное дело было не просто ремеслом, а полноценным видом искусства, сопоставимым по выразительности с живописью. Гоген стремился стереть границы между "высоким" искусством и декоративным, доказывая, что любое творчество способно быть значительным и глубоким.

"Овири", 1894 г., Музей Орсе, Париж
"Овири", 1894 г., Музей Орсе, Париж

Одной из самых знаковых его работ стала "примитивная" керамическая скульптура мифического таитянского бога смерти Овири, что в переводе означает "дикарь". Этот мощный и загадочный образ произвёл столь сильное впечатление на современников, что вдохновил самого Пабло Пикассо на создание одной из самых значительных картин ХХ века — "Авиньонских девиц", положившей начало кубизму.

"Берег моря", 1887 г., частная коллекция
"Берег моря", 1887 г., частная коллекция

Весной 1887 года, столкнувшись с невозможностью продать свои работы, Поль Гоген решил кардинально изменить свою жизнь и отправился в Панаму, стремясь "жить как дикарь". Там он поучаствовал в строительстве Панамского канала, а затем провёл четыре месяца на карибском острове Мартиника.

Экзотическая природа тропиков вдохновила художника на создание ярких и выразительных картин, наполненных пышными пейзажами и загадочными женскими образами. Эти полотна, пронизанные атмосферой тропического "рая", были с энтузиазмом восприняты публикой после возвращения Гогена в Париж. Некоторые из них приобрёл Тео ван Гог, известный арт-дилер и брат Винсента ван Гога.

"Вокруг хижин", 1887 г., частная коллекция
"Вокруг хижин", 1887 г., частная коллекция

К февралю 1888 года Гоген вновь оказался в Бретани. Этот период стал переломным для его творчества. В Понт-Авене он познакомился с молодым художником Эмилем Бернаром, и их сотрудничество привело к рождению нового стиля — клуазонизма. Этот метод, основанный на использовании чётких контуров, заполненных насыщенными цветами, напоминал технику эмали или витражей.

Основой стиля стали упрощённые формы, смелые и неестественные цвета, а также принцип, утверждающий, что искусство должно быть абстракцией, а не копией реальности.

"Рыболовы и купальщики на Авене", 1888 г., частная коллекция
"Рыболовы и купальщики на Авене", 1888 г., частная коллекция

Хотя элементы этой техники Гоген применял ещё в керамике, именно картины Бернара вдохновили его на создание первой значительной работы в новом стиле — "Видение после проповеди".

Эта картина стала поворотной: Гоген окончательно отказался от импрессионизма. Вместо того чтобы сосредоточиться на отражении видимой реальности или игре света и атмосферы, он стал стремиться наполнить свои произведения глубокими символическими смыслами и метафизическим содержанием.

"Видение после проповеди", 1888 г., Национальная галерея Шотландии, Эдинбург
"Видение после проповеди", 1888 г., Национальная галерея Шотландии, Эдинбург

Поль Гоген находился в Понт-Авене, когда получил приглашение от Винсента ван Гога присоединиться к нему в Арле. Вначале совместная работа двух мастеров оказалась невероятно продуктивной, однако через три месяца, в декабре, всё закончилось драматично. Между художниками вспыхнул конфликт, и Ван Гог, в состоянии душевного смятения, угрожал Гогену бритвой, а затем отрезал себе ухо. Потрясённый этим инцидентом, Гоген немедленно вернулся в Париж.

"Ван Гог, пишущий подсолнухи", 1888 г., Музей ван Гога, Амстердам
"Ван Гог, пишущий подсолнухи", 1888 г., Музей ван Гога, Амстердам

По мере того как Поль Гоген оттачивал своё мастерство, его стиль становился всё более символичным и выразительным, с упрощёнными формами и глубоким содержанием. В его работах начали появляться элементы, заимствованные из различных культур: вдохновение он черпал в японских гравюрах, доколумбовом искусстве и народных традициях. Чтобы добиться уникальной текстуры, он использовал технику нанесения тонкого слоя масляной краски на грубый холст, позволяя краске впитаться и создавать матовую, "первобытную" поверхность.

"Экзотическая Ева", 1890 г., Музей изобразительных искусств Пола, Хаконе, Япония
"Экзотическая Ева", 1890 г., Музей изобразительных искусств Пола, Хаконе, Япония

Европа с её цивилизацией и культурными рамками всё больше угнетала художника. В 1891 году Гоген принял судьбоносное решение — покинуть континент и отправиться в Южные моря, мечтая о гармонии с природой и свободе от условностей.

Прибыв в Папеэте, столицу Таити, Гоген испытал глубокое разочарование. Его идеал "примитивного рая" оказался разрушенным: европейское влияние за столетия оккупации кардинально изменило остров. Миссионеры уничтожили местные верования, а женщины отказались от традиционной одежды в пользу скучных европейских нарядов. "Это снова Европа, повсюду Европа", — писал Гоген, осознавая, что его утопия не существует.

"Женщина с цветком", 1891 г., Новая глиптотека Карлсберга, Копенгаген
"Женщина с цветком", 1891 г., Новая глиптотека Карлсберга, Копенгаген

В поисках подлинной экзотики он покинул Папеэте и перебрался в отдалённое поселение Матеа, где арендовал хижину и начал жить с молодой таитянкой по имени Техамана.

Именно здесь он создал свои знаменитые картины, которые прославили его имя. Однако, несмотря на внешнюю экзотичность, эти произведения скорее выражали его мечты и идеалы, чем реальность жизни на Таити.

"Аве Мария", 1891 г., Метрополитен-музей, Нью-Йорк
"Аве Мария", 1891 г., Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Хотя картины Гогена наполнены очарованием таитянских женщин и тропических пейзажей, они скорее отражают его фантазии и глубокие исследования, чем реальную жизнь.

Многие сюжеты и образы, появившиеся на его полотнах, черпали вдохновение из книг и документов об Океании, в которых описывались древние мифы, верования и легенды островов.

"Когда ты выходишь замуж?", 1892 г., частная коллекция
"Когда ты выходишь замуж?", 1892 г., частная коллекция

К 1893 году его здоровье серьёзно пошатнулось, а финансовое положение было катастрофическим — он вернулся во Францию практически нищим, имея в кармане всего несколько франков. Однако вскоре Гоген получил наследство в размере тринадцати тысяч франков, что дало ему временное облегчение.

В поисках новых впечатлений он завязал роман с яванкой по имени Аннах, которая привнесла экзотику в его повседневную жизнь. Некоторое время Гоген провёл в Бретани, но и это не принесло ему удовлетворения.

"Почему ты ревнуешь?", 1892 г., Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва
"Почему ты ревнуешь?", 1892 г., Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва

Возвратившись в Париж, он по-прежнему оставался непризнанным. Камиль Писсарро обвинял его в "эксплуатации культуры островов", а Клод Моне и Ренуар считали его творчество примитивным и малоценным. Лишь Эдгар Дега проявил интерес к его работам, купив несколько картин. Но в целом продажи оставались крайне низкими, что разочаровывало художника.

В 1895 году, устав от критики и бедности, Гоген окончательно покинул Европу, отправившись в дальние края, где стремился обрести свободу и вдохновение вдали от цивилизации.

"Куда ты идёшь?", 1893 г., Эрмитаж, Санкт-Петербург
"Куда ты идёшь?", 1893 г., Эрмитаж, Санкт-Петербург

Вернувшись на Таити, Гоген продолжал создавать полотна, пропитанные идеализированной красотой, несмотря на нарастающее отчаяние. Новость о смерти его дочери в 1897 году стала для него сокрушительным ударом.

Художник задумал создать своё великое произведение — картину, которая подытожила бы все его творческие поиски, — а затем уйти из жизни. Завершив монументальное полотно "Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?", он поднялся на холм, принял мышьяк и ждал неизбежного конца. Однако судьба распорядилась иначе — попытка самоубийства провалилась.

"Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?", 1897 г., Музей изящных искусств, Бостон
"Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?", 1897 г., Музей изящных искусств, Бостон

Вскоре Гоген заключил новый контракт с парижским арт-дилером, что несколько улучшило его финансовое положение. Это позволило ему отправиться на Маркизские острова, где он надеялся обрести покой и вдохновение, доведя своё мастерство до абсолютной вершины.

"Сбор плодов", 1899 г., Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва
"Сбор плодов", 1899 г., Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва

Несмотря на ухудшающееся здоровье и ослабленное зрение, Гоген не прекращал творить. Он создавал живописные полотна, скульптуры и керамические работы, которые стали олицетворением гармонии и силы его воображения.

Одновременно художник активно защищал права местных жителей, борясь с несправедливостью со стороны колониальных властей. Эта борьба привела к конфликтам с влиятельными чиновниками, и однажды Гогена приговорили к тюремному заключению за "клевету" на губернатора.

"Автопортрет в очках", 1903 г., Базельский художественный музей
"Автопортрет в очках", 1903 г., Базельский художественный музей

"Эти заботы убивают меня", — писал он в письме другу. Художник умер 8 мая 1903 года, вероятно, от сердечной недостаточности. Ему было всего пятьдесят четыре года. До самого конца своей жизни Гоген оставался предан искусству, пожертвовав ради него всем.

***

Спасибо, что уделили время для прочтения нашей статьи! Мы надеемся, что Вы нашли её интересной и полезной. Ваше внимание и поддержка значат для нас очень много. Вы можете поддержать развитие канала по ссылке:

Сбор на подарок

Если Вы ещё не подписаны на наш канал, то подпишитесь, чтобы не пропускать новые публикации.

Мы также приглашаем Вас ознакомиться с другими статьями: