Третьяковская галерея — это крупнейшее и известное художественное музейное учреждение в России, расположенное в Москве. Она была основана Павлом Михайловичем Третьяковым в середине XIX века, который начал собирать уникальную коллекцию художественных произведений и впоследствии передал её городу Москве. Галерея насчитывает более 130 000 экспонатов, включая произведения российских художников, начиная с иконописи и заканчивая современным искусством. Она является важным культурным и историческим символом России и местом, где можно ознакомиться с богатой художественной историей этой страны.
Коллекция Третьяковской галереи включает в себя шедевры русской живописи, скульптуры и графики, представленные работами таких известных художников, как, Илья Репин, Василий Суриков, Михаил Врубель, Казимир Малевич и многих других. Здесь можно увидеть иконы, пейзажи, портреты, искусство символизма и авангарда, а также многочисленные временные выставки, посвященные различным аспектам искусства.
Галерея разделена на два основных здания: Третьяковскую галерею на Лаврушинском переулке и Новую Третьяковку на Крымском валу. Они оба предоставляют посетителям возможность погрузиться в богатство русской художественной традиции.
В этой статье мы рассмотрим 15 картин, которые точно стоит увидеть в этом музее.
1. "Алёнушка"
Картина "Алёнушка" часто ассоциируется с русской национальной идентичностью и традициями. Васнецов создал это произведение искусства в период, когда интерес к русской культуре и фольклору становился особенно актуальным.
"Алёнушка" Васнецова — это символ простой, русской женщины, связанной с родной землёй. Картина передаёт гармонию человека и природы, а также прекрасно отражает художественные идеалы, связанные с национальным и религиозным самосознанием.
2. "Купание красного коня"
Это произведение является одним из ключевых образцов русского авангардного искусства и символизма.
На картине изображён красный конь, который стоит в воде и купается в реке. Вокруг коня видны яркие и абстрактные пятна цветов, которые создают ощущение движения и динамики. Художник использовал яркие и контрастные цвета, что делает картину весьма выразительной.
"Купание красного коня" представляет собой смесь различных художественных направлений, включая символизм и футуризм. Картина может интерпретироваться разными способами, но часто она рассматривается как аллегория на тему силы природы и жизни. Красный конь может символизировать энергию, страсть и динамизм, а вода может ассоциироваться с жизненной силой и обновлением.
3. "Апофеоз войны"
Картина "Апофеоз войны" — это одно из наиболее известных произведений русского художника Василия Верещагина. Это масштабное полотно было создано в 1871 году и является выдающимся произведением искусства, которое выражает глубокие антивоенные и антиимпериалистические взгляды художника.
"Апофеоз войны" Верещагина был выполнен в реалистическом стиле и с огромным вниманием к деталям. Эта картина стала мощным визуальным выражением протеста против войны и ужасов, которые она приносит. Верещагин сам был свидетелем многих военных конфликтов и утратил многих своих друзей и знакомых на полях сражений, что усилило его антивоенные убеждения.
4. "Не ждали"
На этом полотне запечатлён момент неожиданного появления мужчины, вернувшегося из политической ссылки. В комнате находятся его родные, видно, что его возвращение вызвало разные эмоции у членов семьи.
Женщина, которая, возможно, является женой ссыльного и играет на фортепиано, выражает явную радость, как и мальчик, сидящий за столом. Однако девочка смотрит на него с недоверием, возможно, она даже не узнала его.
Горничная, стоящая в дверях, и кухарка, выглядывающая из-за неё, также демонстрируют удивление и недоумение. На переднем плане находится старшая женщина, возможно, мать возвращённого мужчины, её фигура выражает глубокий шок и волнение от неожиданного возвращения сына.
5. "Явление Христа народу"
"Явление Христа народу" — это крупная художественная работа русского художника Александра Иванова, созданная в период с 1837 по 1857 годы. Это одно из наиболее значительных произведений русской живописи XIX века и одно из самых крупных полотен в мире, оно находится в Третьяковской галерее в Москве.
В центре композиции выделяется Иоанн Креститель, проводящий таинство крещения народа, собравшегося у берега каменистой реки Иордан. Он обращает внимание присутствующих на приближающегося Иисуса Христа, указывая на него. Хотя Христос, находясь в дальнем фоне картины, занимает особое и высокое положение, он создает ощущение своей возвышенности над толпой. Художник не ставит его в центре событий, но сконцентрирован на реакции окружающих, чтобы передать "нравственный переворот в душах людей, их стремление к истине" через их эмоциональные реакции на его появление.
6. "Опять двойка"
"Опять двойка" представляет собой вторую часть художественной трилогии Фёдора Решетникова. Её предшественником было произведение "Прибыл на каникулы" (1948), а завершающей частью стала картина "Переэкзаменовка" (1954).
Именно благодаря тесной связи с реалиями школьной жизни, данное произведение искусства входило в учебные программы СССР, служа образцом бытовой живописи. Оно активно использовалось в учебных курсах по изобразительному искусству и русскому языку, в рамках раздела "Развитие устной и письменной речи". Эта картина была широко известна и популярна среди советской аудитории.
Изначально Фёдор Решетников планировал создать картину "Опять пятёрка" со счастливым сюжетом, но после того, как он посетил урок, он решил, что более выразительным будет изображение реакции на неудачу.
7. "Неизвестная"
"Неизвестная" является знаковым произведением русской живописи и одним из самых известных портретов Крамского. Картина привлекает внимание своей таинственной и загадочной атмосферой, которая окутывает героиню произведения. Взгляд женщины наполнен глубокой интроспекцией и меланхолией, а её руки скрещены на коленях, что придаёт ей внутреннюю уравновешенность.
Этот портрет характеризуется тщательной проработкой деталей и реалистичностью изображения. Однако, помимо реализма, в нём также присутствует и символический смысл. "Неизвестная" часто рассматривается как аллегория чистоты, невинности и загадочности женской души.
8. "Утро в сосновом лесу"
На этой картине изображена живописная сцена рассвета в сосновом лесу. Она выделяется своей атмосферной и природной красотой, которую Шишкин и Савицкий великолепно передали на холсте. Солнце только начинает подниматься над горизонтом, и его первые лучи проникают сквозь деревья, освещая сосновую рощу.
"Утро в сосновом лесу" остается одним из самых узнаваемых и важных произведений русской живописи, и оно восхищает зрителей своей мастерской техникой и вдохновляющей природной красотой.
9. "Чёрный супрематический квадрат"
"Чёрный супрематический квадрат" — это иконическое произведение русского художника Казимира Малевича, созданное в 1915 году. Это полотно является одним из самых известных образцов абстракционизма и супрематизма, движений в искусстве, которые стремились к абсолютному освобождению искусства от изображения реального мира.
"Чёрный супрематический квадрат" представляет собой простой квадрат, расположенный в верхней половине холста, на чёрном фоне. Кажется, что это абсолютно минималистичное и ничем не обусловленное произведение искусства, но для Малевича оно имело глубокий философский смысл.
Малевич верил, что искусство может быть независимым от визуального мира и чувственных восприятий. Он считал, что через абстрактные формы и цвета можно достичь высших духовных истины и создать искусство, свободное от мирских ограничений. "Чёрный супрематический квадрат" стал символом этой концепции.
Это произведение вызвало широкий спектр реакций, от восхищения до недоумения. Оно оказало значительное влияние на развитие абстрактного искусства и стало одним из важнейших моментов в истории искусства XX века. "Чёрный супрематический квадрат" стал символом революционных идей и поиска новых форм и выражений в искусстве.
10. "Девочка с персиками"
Картина демонстрирует интерьер столовой в доме Мамонтовых в усадьбе Абрамцево. В 1871 году Мамонтовы приобрели персиковые деревья из имений Артёмово и Жилкино, и эти растения были посажены в оранжерее их усадьбы. За заботой о деревьях следил нанятый садовник.
Портрет изображает 11-летнюю дочь хозяина усадьбы, Веру Саввичну Мамонтову, сидящей за столом. Девочка одета в розовую блузку с тёмно-синим бантом. На столе видны нож, листья и четыре спелых персика.
11. "Грачи прилетели"
"Грачи прилетели" — это картина русского художника Алексея Саврасова, созданная в 1871 году. Это произведение природы является одним из самых известных и значимых работ Саврасова и представляет собой образец пейзажного искусства русской школы.
На картине "Грачи прилетели" изображен ранний весенний пейзаж. Поле еще покрыто снегом, но уже можно видеть сгрудившихся грачей, прилетевших с весны. Эти птицы стали символом возвращения тепла и надвигающегося лета. Пейзаж окутан светлыми и теплыми оттенками, и снежное поле и голубое небо создают чувство пространства и свежести.
Саврасов был мастером передачи настроения природы и использовал свет и цвет для создания эмоционального воздействия на зрителя. "Грачи прилетели" передаёт не только красоту природы, но и переживание художника перед приходом долгожданной весны после зимы.
12. "Боярыня Морозова"
Картина посвящена событиям ноября 1671 года, связанных с судьбой боярыни Феодосии Морозовой, жительницы московской дачи, которую отправили в ссылку по указу русского царя.
Во время этого мрачного путешествия её перевозили на санях по московским улицам к месту её заключения — в темницу в городе Боровске. Феодосия Морозова стала символом старообрядчества в России, и её веру пытались сломить, даже применяя жестокие методы, такие как пытки на дыбе.
Однако она осталась стойкой и отказалась отречься от своей веры. За это её даже готовы были сжечь на костре, но бояре вмешались и предотвратили этот кошмарный конец. В итоге, чтобы избежать скандала, царь приказал молча и неприметно оставить женщину умирать с голоду в тюрьме, а её имущество конфисковать.
Василий Суриков изобразил ключевой момент из жизни боярыни Морозовой, когда её перевозили в тюрьму в Боровске, где ей предстояло умереть от голода в земляной яме.
13. "Демон сидящий"
На картине "Демон сидящий" изображён загадочный и могущественный образ Демона, созданный Врубелем. Демон предстает перед зрителем в виде красивого молодого мужчины. Его лицо выражает горечь и одиночество, а его глаза испускают мрачный свет.
"Демон сидящий" олицетворяет внутренний конфликт Демона, его стремление к высокой духовной сущности и одновременно его проклятие. Врубель использовал насыщенные цвета и символические элементы, чтобы передать сложность этого персонажа и его вечный поиск смысла.
Это произведение является выдающимся примером русского символизма и искусства конца XIX века. Врубель придал Демону глубокий характер и загадочность, что делает его картину одной из наиболее интересных и важных работ в истории русской живописи.
14. "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года"
На картине изображён момент, когда Иван Грозный наносит смертельный удар своему сыну Ивану. Событие олицетворяет насилие и трагедию, которые характеризовали правление Ивана Грозного.
Репин изобразил царя и сына с глубокой психологической насыщенностью. Иван Грозный выглядит безумным, мрачным и угнетённым, осознавая страшное деяние, которое он совершает, в то время как Иван, умирающий от полученных травм, выглядит бессильным и беззащитным. Картина создаёт атмосферу мрака и ужаса. Это произведение вызывает множество вопросов о силе и цене власти.
15. "Неравный брак"
На картине "Неравный брак" изображена свадьба молодой девушки с богатым дворянином. Невеста выглядит робко и напряжённо, её глаза полны страха и неуверенности. В это время жених надменно взирает на неё, чуть повернув голову. Эта картина передает драматическое противоречие между двумя разными социальными классами, с их различными ценностями и ожиданиями.
Василий Пукирев в своей работе подчеркивает проблемы неравенства и социальной справедливости, а также исследует сложности, с которыми сталкиваются люди, вынужденные на "неравный брак" из социальных соображений. Картина вызвала большой резонанс и обсуждения в обществе своего времени.
***
Спасибо, что уделили время для прочтения нашей статьи! Мы надеемся, что Вы нашли её интересной и полезной. Ваше внимание и поддержка значат для нас очень много. Вы можете поддержать развитие канала по ссылке:
Если Вы ещё не подписаны на наш канал, то подпишитесь, чтобы не пропускать новые публикации.
Мы также приглашаем Вас ознакомиться с другими статьями:
#картины #художники #третьяковскаягалерея #васнецов #верещагин #репин #искусство #серов #малевич #москва