Найти в Дзене
Infinita Book

Томас Гейнсборо: вынужденный портретист + 17 картин

Автопортрет, 1759 г., Национальная портретная галерея, Лондон
Автопортрет, 1759 г., Национальная портретная галерея, Лондон

Томас Гейнсборо (1727-1788), один из выдающихся британских портретистов, достиг впечатляющих высот в своей карьере, работая в Бате и Лондоне. Однако в глубине души художник стремился к признанию как пейзажист. Он появился на свет в Садбери, торговом городке в графстве Саффолк, расположенном на юго-востоке Англии — в регионе, который издавна славился торговлей шерстью. Семья Гейнсборо на протяжении поколений была вовлечена в эту отрасль, и его отец занимался торговлей тканями до тех пор, пока в 1730-х годах не столкнулся с чередой неудач, которые пошатнули его бизнес.

"Корнардский лес", 1748 г., Лондонская национальная галерея
"Корнардский лес", 1748 г., Лондонская национальная галерея

Томас, один из девяти детей в семье, с ранних лет увлекался рисованием, изображая всё, что окружало его. Его талант был очевиден, и уже в тринадцать лет родители дали ему разрешение отправиться в Лондон, чтобы учиться живописи. Там он поступил в студию Юбера Гравло, французского художника и гравёра, работавшего в стиле рококо. Гравло специализировался на создании иллюстраций, и Томас, скорее всего, стал его помощником. Благодаря учителю он встретил еще двух значимых фигур — Фрэнсиса Хеймана и Уильяма Хогарта.

Хейман был одним из первых художников, работавших в жанре "разговорных портретов" — групповых портретов, передающих непринужденную атмосферу общения. А Уильям Хогарт, известный художник и социальный критик, дал молодому Гейнсборо один из первых заказов, поручив ему создать небольшую картину "Чартерхаус".

"Чартерхаус", 1748 г., Музей Фаундлинг, Лондон
"Чартерхаус", 1748 г., Музей Фаундлинг, Лондон

В 1745 году, когда Юбер Гравло покинул Лондон, Гейнсборо открыл свою собственную студию и попытался построить карьеру как пейзажист. Однако вскоре стало ясно, что спрос на пейзажную живопись был слишком мал, и ему пришлось заняться реставрацией картин, чтобы обеспечивать себя. К счастью, финансовых трудностей ему удалось избежать: в июле 1746 года он тайно женился на Маргарет Барр в небольшой церкви в Мейфэре.

"Пейзаж в Саффолке", 1748 г., Музей истории искусств, Вена
"Пейзаж в Саффолке", 1748 г., Музей истории искусств, Вена

Маргарет была незаконнорожденной дочерью герцога Бофорта, и их брак держался в секрете, вероятно, из-за её социального положения и религиозных убеждений семьи Гейнсборо, которая была привержена методизму. Однако состояние супруги обеспечило художнику материальную стабильность.

"Мистер и миссис Эндрюс", 1750 г., Лондонская национальная галерея
"Мистер и миссис Эндрюс", 1750 г., Лондонская национальная галерея

В 1748 году, после кончины отца, Гейнсборо вернулся в родной Садбери. Вскоре он получил заказ на создание картины, которая впоследствии завоевала популярность у публики — "Портрет мистера и миссис Эндрюс". Художник выбрал смелый формат для этой работы, идеально подчеркивающий его мастерство: одна половина полотна изображает радостную пару, а другая — пышный пейзаж Саффолка. На заднем плане виднеется большое поместье семьи Эндрюс, а вдали можно заметить церковь, где они недавно сочетались браком.

К сожалению, такой стиль не пришёлся по душе большинству заказчиков, которые предпочитали более традиционные и официальные портреты. В результате Гейнсборо не получил больше заказов в Садбери, и в 1752 году он переехал в Ипсвич — город побольше и побогаче, но ситуация там не изменилась.

"Лесоруб, флиртующий с пастушкой", 1755 г., частная коллекция
"Лесоруб, флиртующий с пастушкой", 1755 г., частная коллекция

Проданные пейзажи, в основном, использовались как декоративные элементы для интерьеров, а не как полноценные картины. Основными клиентами Гейнсборо были местные священники и высококвалифицированные ремесленники, которые предпочитали скромные работы без излишеств. С завистью он наблюдал за успехами лондонских художников, чьи гонорары были вдвое выше его собственных.

"Дочери художника, бегущие за бабочкой", 1756 г., Лондонская национальная галерея
"Дочери художника, бегущие за бабочкой", 1756 г., Лондонская национальная галерея

У Гейнсборо не оставалось выбора, кроме как снова сменить место жительства. Осознавая, что ему сложно будет конкурировать с ведущими художниками Лондона, он решил переехать в Бат. В 1759 году, прибыв туда, он быстро стал востребованным мастером. Этому способствовали две причины: во-первых, конкуренция в городе была минимальной, и единственным значимым портретистом оставался Уильям Хоэр, чьих ресурсов было недостаточно для удовлетворения спроса; во-вторых, город привлекал множество богатых туристов, что обеспечивало художнику стабильный поток заказов и разнообразие клиентов.

Переезд Гейнсборо в Бат оказался весьма удачным с коммерческой точки зрения: в 1760-х годах город был самым популярным курортом в Англии. Его расцвет начался после визита королевы Анны в 1702 году, а позднее стал еще более успешным благодаря усилиям "Бо" Нэша. В роли официального Мастера церемоний Бата, Нэш реформировал городскую культурную жизнь — хотя туристы якобы приезжали для лечения на целебных водах, на самом деле их привлекали балы, театры и концерты. Успех Гейнсборо в этом оживлённом городе подтверждается тем, что он смог позволить себе переезд в Батский цирк — самое престижное здание в городе.

"Уильям Уоллестоун", 1759 г., Музей Колчестера и Ипсвича, Колчестер
"Уильям Уоллестоун", 1759 г., Музей Колчестера и Ипсвича, Колчестер

Гейнсборо больше не приходилось тратить время на создание недорогих полуростовых портретов; он смог заняться действительно масштабными произведениями. Стоимость его работ также быстро возросла: если ранее изображение головы стоило восемь гиней, то теперь цена поднялась до двадцати; полуростовой портрет вырос с пятнадцати до сорока гиней, а за портрет в полный рост художник уже просил шестьдесят гиней. При этом Гейнсборо не испытывал угрызений совести из-за высоких цен на свои работы в жанре, который он считал скучным. В своих письмах он с юмором отзывался о "проклятом лицевом деле" и называл это "обчисткой карманов портретами".

"Возвращение крестьян с рынка", ок. 1768 г., Музей искусств, Толидо, США
"Возвращение крестьян с рынка", ок. 1768 г., Музей искусств, Толидо, США

Появление новых выставочных площадок в Лондоне открыло Гейнсборо двери на художественный рынок столицы. В 1760 году было основано Общество художников, и уже через год он провёл там свою первую выставку. Вскоре после этого его пригласили стать членом-учредителем Королевской Академии, что сделало Гейнсборо единственным портретистом, не живущим в Лондоне, удостоенным этой чести. Это событие наглядно подтверждало его значимость в художественной среде.

"Мальчик в голубом", 1770 г., Библиотека Хантингтона, Сан-Марино, Калифорния, США
"Мальчик в голубом", 1770 г., Библиотека Хантингтона, Сан-Марино, Калифорния, США

Стиль Гейнсборо достиг своего наивысшего проявления во время его работы в Бате, что во многом было обусловлено возможностью изучать местные частные коллекции. Одной из самых значимых коллекций было собрание, находившееся в Уилтон-Хаусе, принадлежащем графам Пембрукам, где были представлены портреты Антониса ван Дейка. Гейнсборо с интересом перенимал элементы мастерства ван Дейка и даже изображал некоторых своих моделей в костюмах, характерных для его эпохи, что привело к созданию известных портретов, таких как "Мальчик в голубом" и "Мальчик в розовом".

"Элизабет и Мэри Линли", 1772 г., Далиджская картинная галерея, Лондон
"Элизабет и Мэри Линли", 1772 г., Далиджская картинная галерея, Лондон

Успех Гейнсборо объясняется его естественностью и неформальным тоном в живописи. В отличие от своего соперника, Джошуа Рейнольдса, он избегал античных и литературных тем, а также часто отказывался от помощи костюмеров. В то время как многие портретисты того времени прибегали к услугам специалистов для подбора костюмов для своих моделей, Гейнсборо предпочитал создавать композиции, которые выглядели органично и целостно.

"Портрет миссис Мэри Грэм", 1777 г., Национальная галерея Шотландии, Эдинбург
"Портрет миссис Мэри Грэм", 1777 г., Национальная галерея Шотландии, Эдинбург

Гейнсборо разработал уникальную манеру работы, отличающуюся высокой индивидуальностью. Он предпочитал писать при мягком освещении, особенно в начале работы над картиной, когда только наметил тональные отношения, или при свете свечей, что придавало произведению особое мерцание.

Кроме того, художник стремился сохранять постоянное расстояние как от модели, так и от холста. Для этого он размещал мольберт справа от натурщика, прикреплял длинные ручки к кистям и использовал короткие чёткие мазки сильно разбавленной скипидаром краски. Рейнольдс был поражён шероховатостью холстов Гейнсборо, отмечая "странные царапины и отметки". Хотя ему это казалось хаотичным, он вынужден был признать, что "при помощи какой-то магии" приёмы Гейнсборо были эффективными.

"Портрет дамы в голубом", ок. 1780 г., Эрмитаж, Санкт-Петербург
"Портрет дамы в голубом", ок. 1780 г., Эрмитаж, Санкт-Петербург

В начале 1780-х годов Гейнсборо создал новый жанр живописи, который можно охарактеризовать как фантастические картины, на которых обычно изображался маленький оборванец в лирическом пасторальном окружении. Эти работы были вдохновлены картиной Мурильо "Святой Иоанн Креститель в детстве".

Хотя для современного зрителя такие картины могут показаться излишне сентиментальными, в своё время они пользовались огромным спросом. Художник явно был доволен этой ситуацией и устанавливал высокие цены на такие произведения. Их популярность сохранялась даже после его смерти, что подчеркнуло важность этого жанра на ретроспективной выставке работ Гейнсборо в 1814 году.

"Мистер и миссис Уильям Халлетт" или "Утренняя прогулка", 1785 г., Лондонская национальная галерея
"Мистер и миссис Уильям Халлетт" или "Утренняя прогулка", 1785 г., Лондонская национальная галерея

С возрастом Гейнсборо начал создавать всё более мерцающие портреты. В его поздних работах, таких как портрет миссис Шеридан и "Утренняя прогулка", персонажи становятся неотъемлемой частью окружающего их мягкого пейзажа, словно растворяясь в романтической дымке. Гейнсборо продолжал экспериментировать до самой своей смерти, пробуя новые инструменты и техники. В апреле 1788 года у него была обнаружена карцинома, которая стала причиной его кончины.

"Миссис Ричард Бринсли Шеридан", ок. 1787 г., Национальная художественная галерея, Вашингтон
"Миссис Ричард Бринсли Шеридан", ок. 1787 г., Национальная художественная галерея, Вашингтон

За несколько дней до своей смерти Гейнсборо пригласил к себе Рейнольдса, и два давних соперника наконец нашли общий язык. Рейнольдс стал одним из шести художников, которые несли гроб Гейнсборо на его похоронах, а позже, выступая перед студентами, он включил имя Гейнсборо в число величайших английских художников.

***

Спасибо, что уделили время для прочтения нашей статьи! Мы надеемся, что Вы нашли её интересной и полезной. Ваше внимание и поддержка значат для нас очень много. Вы можете поддержать развитие канала по ссылке:

Сбор на подарок

Если Вы ещё не подписаны на наш канал, то подпишитесь, чтобы не пропускать новые публикации.

Мы также приглашаем Вас ознакомиться с другими статьями: