Томас Гейнсборо (1727-1788), один из выдающихся британских портретистов, достиг впечатляющих высот в своей карьере, работая в Бате и Лондоне. Однако в глубине души художник стремился к признанию как пейзажист. Он появился на свет в Садбери, торговом городке в графстве Саффолк, расположенном на юго-востоке Англии — в регионе, который издавна славился торговлей шерстью. Семья Гейнсборо на протяжении поколений была вовлечена в эту отрасль, и его отец занимался торговлей тканями до тех пор, пока в 1730-х годах не столкнулся с чередой неудач, которые пошатнули его бизнес.
Томас, один из девяти детей в семье, с ранних лет увлекался рисованием, изображая всё, что окружало его. Его талант был очевиден, и уже в тринадцать лет родители дали ему разрешение отправиться в Лондон, чтобы учиться живописи. Там он поступил в студию Юбера Гравло, французского художника и гравёра, работавшего в стиле рококо. Гравло специализировался на создании иллюстраций, и Томас, скорее всего, стал его помощником. Благодаря учителю он встретил еще двух значимых фигур — Фрэнсиса Хеймана и Уильяма Хогарта.
Хейман был одним из первых художников, работавших в жанре "разговорных портретов" — групповых портретов, передающих непринужденную атмосферу общения. А Уильям Хогарт, известный художник и социальный критик, дал молодому Гейнсборо один из первых заказов, поручив ему создать небольшую картину "Чартерхаус".
В 1745 году, когда Юбер Гравло покинул Лондон, Гейнсборо открыл свою собственную студию и попытался построить карьеру как пейзажист. Однако вскоре стало ясно, что спрос на пейзажную живопись был слишком мал, и ему пришлось заняться реставрацией картин, чтобы обеспечивать себя. К счастью, финансовых трудностей ему удалось избежать: в июле 1746 года он тайно женился на Маргарет Барр в небольшой церкви в Мейфэре.
Маргарет была незаконнорожденной дочерью герцога Бофорта, и их брак держался в секрете, вероятно, из-за её социального положения и религиозных убеждений семьи Гейнсборо, которая была привержена методизму. Однако состояние супруги обеспечило художнику материальную стабильность.
В 1748 году, после кончины отца, Гейнсборо вернулся в родной Садбери. Вскоре он получил заказ на создание картины, которая впоследствии завоевала популярность у публики — "Портрет мистера и миссис Эндрюс". Художник выбрал смелый формат для этой работы, идеально подчеркивающий его мастерство: одна половина полотна изображает радостную пару, а другая — пышный пейзаж Саффолка. На заднем плане виднеется большое поместье семьи Эндрюс, а вдали можно заметить церковь, где они недавно сочетались браком.
К сожалению, такой стиль не пришёлся по душе большинству заказчиков, которые предпочитали более традиционные и официальные портреты. В результате Гейнсборо не получил больше заказов в Садбери, и в 1752 году он переехал в Ипсвич — город побольше и побогаче, но ситуация там не изменилась.
Проданные пейзажи, в основном, использовались как декоративные элементы для интерьеров, а не как полноценные картины. Основными клиентами Гейнсборо были местные священники и высококвалифицированные ремесленники, которые предпочитали скромные работы без излишеств. С завистью он наблюдал за успехами лондонских художников, чьи гонорары были вдвое выше его собственных.
У Гейнсборо не оставалось выбора, кроме как снова сменить место жительства. Осознавая, что ему сложно будет конкурировать с ведущими художниками Лондона, он решил переехать в Бат. В 1759 году, прибыв туда, он быстро стал востребованным мастером. Этому способствовали две причины: во-первых, конкуренция в городе была минимальной, и единственным значимым портретистом оставался Уильям Хоэр, чьих ресурсов было недостаточно для удовлетворения спроса; во-вторых, город привлекал множество богатых туристов, что обеспечивало художнику стабильный поток заказов и разнообразие клиентов.
Переезд Гейнсборо в Бат оказался весьма удачным с коммерческой точки зрения: в 1760-х годах город был самым популярным курортом в Англии. Его расцвет начался после визита королевы Анны в 1702 году, а позднее стал еще более успешным благодаря усилиям "Бо" Нэша. В роли официального Мастера церемоний Бата, Нэш реформировал городскую культурную жизнь — хотя туристы якобы приезжали для лечения на целебных водах, на самом деле их привлекали балы, театры и концерты. Успех Гейнсборо в этом оживлённом городе подтверждается тем, что он смог позволить себе переезд в Батский цирк — самое престижное здание в городе.
Гейнсборо больше не приходилось тратить время на создание недорогих полуростовых портретов; он смог заняться действительно масштабными произведениями. Стоимость его работ также быстро возросла: если ранее изображение головы стоило восемь гиней, то теперь цена поднялась до двадцати; полуростовой портрет вырос с пятнадцати до сорока гиней, а за портрет в полный рост художник уже просил шестьдесят гиней. При этом Гейнсборо не испытывал угрызений совести из-за высоких цен на свои работы в жанре, который он считал скучным. В своих письмах он с юмором отзывался о "проклятом лицевом деле" и называл это "обчисткой карманов портретами".
Появление новых выставочных площадок в Лондоне открыло Гейнсборо двери на художественный рынок столицы. В 1760 году было основано Общество художников, и уже через год он провёл там свою первую выставку. Вскоре после этого его пригласили стать членом-учредителем Королевской Академии, что сделало Гейнсборо единственным портретистом, не живущим в Лондоне, удостоенным этой чести. Это событие наглядно подтверждало его значимость в художественной среде.
Стиль Гейнсборо достиг своего наивысшего проявления во время его работы в Бате, что во многом было обусловлено возможностью изучать местные частные коллекции. Одной из самых значимых коллекций было собрание, находившееся в Уилтон-Хаусе, принадлежащем графам Пембрукам, где были представлены портреты Антониса ван Дейка. Гейнсборо с интересом перенимал элементы мастерства ван Дейка и даже изображал некоторых своих моделей в костюмах, характерных для его эпохи, что привело к созданию известных портретов, таких как "Мальчик в голубом" и "Мальчик в розовом".
Успех Гейнсборо объясняется его естественностью и неформальным тоном в живописи. В отличие от своего соперника, Джошуа Рейнольдса, он избегал античных и литературных тем, а также часто отказывался от помощи костюмеров. В то время как многие портретисты того времени прибегали к услугам специалистов для подбора костюмов для своих моделей, Гейнсборо предпочитал создавать композиции, которые выглядели органично и целостно.
Гейнсборо разработал уникальную манеру работы, отличающуюся высокой индивидуальностью. Он предпочитал писать при мягком освещении, особенно в начале работы над картиной, когда только наметил тональные отношения, или при свете свечей, что придавало произведению особое мерцание.
Кроме того, художник стремился сохранять постоянное расстояние как от модели, так и от холста. Для этого он размещал мольберт справа от натурщика, прикреплял длинные ручки к кистям и использовал короткие чёткие мазки сильно разбавленной скипидаром краски. Рейнольдс был поражён шероховатостью холстов Гейнсборо, отмечая "странные царапины и отметки". Хотя ему это казалось хаотичным, он вынужден был признать, что "при помощи какой-то магии" приёмы Гейнсборо были эффективными.
В начале 1780-х годов Гейнсборо создал новый жанр живописи, который можно охарактеризовать как фантастические картины, на которых обычно изображался маленький оборванец в лирическом пасторальном окружении. Эти работы были вдохновлены картиной Мурильо "Святой Иоанн Креститель в детстве".
Хотя для современного зрителя такие картины могут показаться излишне сентиментальными, в своё время они пользовались огромным спросом. Художник явно был доволен этой ситуацией и устанавливал высокие цены на такие произведения. Их популярность сохранялась даже после его смерти, что подчеркнуло важность этого жанра на ретроспективной выставке работ Гейнсборо в 1814 году.
С возрастом Гейнсборо начал создавать всё более мерцающие портреты. В его поздних работах, таких как портрет миссис Шеридан и "Утренняя прогулка", персонажи становятся неотъемлемой частью окружающего их мягкого пейзажа, словно растворяясь в романтической дымке. Гейнсборо продолжал экспериментировать до самой своей смерти, пробуя новые инструменты и техники. В апреле 1788 года у него была обнаружена карцинома, которая стала причиной его кончины.
За несколько дней до своей смерти Гейнсборо пригласил к себе Рейнольдса, и два давних соперника наконец нашли общий язык. Рейнольдс стал одним из шести художников, которые несли гроб Гейнсборо на его похоронах, а позже, выступая перед студентами, он включил имя Гейнсборо в число величайших английских художников.
***
Спасибо, что уделили время для прочтения нашей статьи! Мы надеемся, что Вы нашли её интересной и полезной. Ваше внимание и поддержка значат для нас очень много. Вы можете поддержать развитие канала по ссылке:
Если Вы ещё не подписаны на наш канал, то подпишитесь, чтобы не пропускать новые публикации.
Мы также приглашаем Вас ознакомиться с другими статьями: