Найти тему
Infinita Book

Питер Пауль Рубенс: антверпенский волшебник + 16 картин

Автопортрет, 1639 г., Музей истории искусств, Вена
Автопортрет, 1639 г., Музей истории искусств, Вена

Жизнь Питера Пауля Рубенса (1577-1640), величайшего художника своего времени, была невероятно продуктивной. Его биография — это слияние художественного таланта и дипломатической миссии: Рубенс много путешествовал, выполняя роль посла, а также раскрывая свой художественный гений.

Рубенс — один из наиболее разносторонних и творчески продуктивных мастеров. Он создал не только величественные полотна, охватывающие практически все известные направления живописи, но и разработал множество книжных иллюстраций, изображений для монет и рисунков для гобеленов. Всё, чего Рубенс касался, становилось произведением искусства, отражая его любовь к жизни и неугасимую страсть к творчеству.

"Конный портрет герцога Лерма", 1603 г., Прадо, Мадрид
"Конный портрет герцога Лерма", 1603 г., Прадо, Мадрид

Питер Пауль Рубенс, родился в Зигене, Вестфалия (современная Германия) 28 июня 1577 года. Следующий после его рождения день был днём Петра и Павла, отсюда и имя художника. Его отец, Ян Рубенс, был юристом. После смерти Яна в 1587 году, его вдова Мария приехала в Антверпен с 10-летним Питером Паулем, его братом и сестрой.

В возрасте тринадцати лет Рубенс начал учиться на художника, отказавшись от прислуги даме дворянского происхождения, у которой служил некоторое время. Первое художественное образование он получил под руководством Тобиаса Верхахта, Адама ван Ноорта и Отто ван Веена.

Хотя каждый из них считается сейчас посредственным художником, ван Веен, вероятно, оказал значительное влияние на молодого Рубенса. Образованный человек, ван Веен провёл несколько лет в Риме, где погрузился в древнее искусство и искусство Возрождения, что, безусловно, вдохновило и мотивировало его ученика.

"Автопортрет в кругу друзей из Мантуи", 1604 г., Музей Вальрафа-Рихарца, Кёльн
"Автопортрет в кругу друзей из Мантуи", 1604 г., Музей Вальрафа-Рихарца, Кёльн

Это образование и опыт стали фундаментом для будущей карьеры Рубенса, который всегда стремился к высшим результатам и усердно работал, чтобы достичь своих целей.

Получив квалификацию мастера в гильдии художников в 1598 году, Питер Пауль Рубенс продолжал своё обучение в мастерской ван Веена ещё два года. В мае 1600 года, в возрасте двадцати двух лет, он отправился в путешествие в Италию.

В Италии Рубенс погрузился в культуру страны настолько, что предпочитал писать на итальянском, а не на фламандском, и даже подписывался как "Пьетро Паоло Рубенс". Сразу после прибытия в Италию ему удалось найти работу у Винченцо Гонзаги, герцога Мантуи и страстного коллекционера искусства.

Рубенс посещал центры искусства, такие как Флоренция и Венеция, чтобы копировать известные картины для коллекции герцога. В 1603-1604 годах он также отправился в Испанию по дипломатической миссии, передавая подарки от Винченцо Филиппу III.

"Геркулес и Омфала", ок. 1605 г., Лувр, Париж
"Геркулес и Омфала", ок. 1605 г., Лувр, Париж

Итальянские годы Питера Пауля Рубенса стали периодом глубокого погружения в мир искусства и культуры. С 1601 по 1602 год и с 1605 по 1608 год он проживал в Риме, где изучал античную скульптуру и произведения эпохи Ренессанса. Вдохновлённый великими мастерами, такими как Микеланджело и Рафаэль, а также творчеством современников, в том числе Караваджо и Аннибале Карраччи, Рубенс обрёл новую энергию и героическую пышность в своём искусстве.

В 1608 году новость о тяжелой болезни матери заставила его поторопиться домой. Однако он не успел застать мать в живых. Известность Рубенса в родном городе оказалась настолько велика, что он решил остаться в Антверпене. В сентябре 1609 года он был назначен придворным художником эрцгерцога Альбрехта и его жены Изабеллы, что открыло новую страницу в его карьере.

"Автопортрет с Изабеллой Брант", ок. 1609 г., Старая пинакотека, Мюнхен
"Автопортрет с Изабеллой Брант", ок. 1609 г., Старая пинакотека, Мюнхен

В том же году Питер Пауль Рубенс вступил в брак с Изабеллой Брант, молодой дочерью адвоката. Их семейная жизнь была наполнена радостью и благополучием, и впоследствии у них родилось трое детей.

С этого момента Рубенс ещё теснее связал себя с Антверпеном. В 1610 году он приобрел великолепный дом, который перестроил и расширил в итальянском стиле, вдохновленный дворцами Генуи. Реконструкция дома включала строительство просторной мастерской и внутреннего двора, создавая идеальные условия для творчества.

Это возвращение в Антверпен оказалось своевременным, так как политическая обстановка в городе наконец-то стала более благоприятной для развития искусства. В те годы город был частью Южных Нидерландов (современная Бельгия), которые уже долго воевали с Северными Нидерландами (современные Нидерланды), но с 1609 по 1621 год произошёл период затишья, что позволило провести обширные реконструкции многих зданий, включая церкви, пострадавшие в ходе войн.

"Воздвижение Креста", ок. 1610 г., Собор Антверпенской Богоматери, Антверпен
"Воздвижение Креста", ок. 1610 г., Собор Антверпенской Богоматери, Антверпен

Помимо религиозных сюжетов, Рубенс творил и в других жанрах, и его произведения вскоре стали настолько востребованными, что в 1611 году он заявил одному своему приятелю, что ему приходится отказывать потенциальным ученикам из-за перегрузки. Однако художник был невероятно продуктивен благодаря умению правильно распределять обязанности между своими искусно обученными помощниками.

"Тарквиний и Лукреция", ок. 1611 г., Эрмитаж, Санкт-Петербург
"Тарквиний и Лукреция", ок. 1611 г., Эрмитаж, Санкт-Петербург

При работе над крупными проектами Рубенс обычно начинал с создания масляного наброска желаемой композиции, а затем его ассистенты выполняли основную часть работы, пока мастер не добавлял завершающие штрихи. Художник всегда откровенно делился своими методами, сообщая клиентам о своём вкладе в создание картины. Он активно сотрудничал с другими известными мастерами, включая своего друга — живописца Франса Снейдерса, а также привлекал выдающихся гравёров для создания офортов.

Рубенс завоевал славу, простиравшуюся по всей Фландрии, и имел больше клиентов из других стран, чем у любого другого художника своего времени. Среди его покровителей были королевские семьи Англии, Франции и Испании, а также аристократы и высокопоставленные представители духовенства. Связь Рубенса с королевскими особами простирались далеко: эрцгерцогиня Изабелла, правившая после смерти мужа, наняла его не только как художника, но и в качестве дипломата.

"Даниил в яме со львами", 1615 г., Национальная галерея искусства, Вашингтон
"Даниил в яме со львами", 1615 г., Национальная галерея искусства, Вашингтон

Когда в 1621 году завершилось двенадцатилетнее перемирие между Фландрией и Голландией, Рубенс был вовлечён в попытки урегулировать конфликт между двумя странами. Хотя он не смог полностью разрешить этот вопрос, его усилия привели к предварительным шагам к заключению перемирия между Испанией, владеющей Фландрией, и Англией, союзником Голландии.

"Союз Земли и Воды", 1618 г., Эрмитаж, Санкт-Петербург
"Союз Земли и Воды", 1618 г., Эрмитаж, Санкт-Петербург

Рубенс обладал редким сочетанием качеств, благодаря которым он был не только великим художником, но и выдающимся дипломатом. Его острый ум, образованность и знание придворного этикета делали его ценным союзником в мирных переговорах. К тому же он был полиглотом: помимо фламандского и итальянского языков, Рубенс в совершенстве владел французским, немецким, латынью и испанским.

"Мария Медичи в образе Минервы", 1625 г., Лувр, Париж
"Мария Медичи в образе Минервы", 1625 г., Лувр, Париж

Изабелла, дочь короля Испании Филиппа I, заказывала у Рубенса несколько работ. В 1599 году она вступила в брак со своим кузеном, Альбрухтом, эрцгерцогом Австрии, и вместе они стали править Северными Нидерландами. После смерти Альбрухта в 1621 году Изабелла продолжила править одна.

Одним из самых крупных заказов Рубенсу от Изабеллы была серия из двадцати гобеленов под названием "Триумф Евхаристии", выполненных для монастыря Дескальсас Реалес в Мадриде. Монастырь имел для Изабеллы особое значение, и она поручила Рубенсу создание этих великолепных произведений.

"Триумф церкви" из серии "Триумф Евхаристии", ок. 1625 г., Прадо, Мадрид
"Триумф церкви" из серии "Триумф Евхаристии", ок. 1625 г., Прадо, Мадрид

В рамках своей дипломатической деятельности Рубенс посетил Испанию и Англию, где его талант в качестве дипломата вызывал восхищение. Карл I, английский король, удостоил его звания рыцаря в 1630 году; то же самое годом позже сделал и Филипп IV, король Испании.

Оба монарха были страстными ценителями искусства и давали Рубенсу значительные заказы. Одним из самых впечатляющих проектов, выполненных по заказу Карла I, была отделка потолка Банкетного зала в Уайтхолле, выполненная холстами, восхваляющими правление его отца Якова I. А по заказу Филиппа IV мастерская Рубенса создала более сотни мифологических и анималистических картин для Торре-де-ла-Парада, охотничьего домика королевской семьи недалеко от Мадрида.

"Елена Фоурман в свадебном платье", 1631 г., Старая Пинакотека, Мюнхен
"Елена Фоурман в свадебном платье", 1631 г., Старая Пинакотека, Мюнхен

После смерти жены в 1626 году Рубенс стремился найти утешение в дипломатической работе. Однако, проведя почти два года в Испании и Англии (он оставил своих детей под присмотром родителей), вдруг почувствовал сильное желание "остаться дома на всю жизнь".

В 1630 году художник снова женился. Его избранница, Елена Фоурман, которой на тот момент было всего лишь шестнадцать лет, в браке родила Рубенсу пятерых детей. Елена была музой для многих работ мастера, её обаятельные формы стали важным элементом как на его религиозных и мифологических картинах, так и на нежных портретах.

"Три грации", ок. 1634 г., Прадо, Мадрид
"Три грации", ок. 1634 г., Прадо, Мадрид

В 1635 году Рубенс приобрёл загородный дом, Замок Стен, недалеко от Антверпена, где проводил несколько месяцев каждый год. Жизнь на собственной земле вдохновила художника на создание нескольких захватывающих пейзажей — прекрасных, насыщенных картин, написанных для собственного наслаждения.

"Вид на Замок Стен ранним утром", 1636 г., Лондонская национальная галерея
"Вид на Замок Стен ранним утром", 1636 г., Лондонская национальная галерея

В этих работах прослеживается расширение и смягчение стиля, характерное для его поздних работ; эти пейзажи сегодня являются одними из наиболее популярных его произведений, так как они передают простую красоту природы без интеллектуальных загадок.

"Суд Париса", ок. 1638 г., Прадо, Мадрид
"Суд Париса", ок. 1638 г., Прадо, Мадрид

Во время своего пребывания в Италии Рубенс усвоил практику создания масляных эскизов для подготовки к крупным проектам, что стало характерной чертой его творческого метода. Некоторые из эскизов он создавал быстро, чтобы набросать первые мысли о будущей работе, в то время как другие были более детально проработанными, чётко демонстрируя, как будет выглядеть финальное произведение.

Эти эскизы представляют огромный интерес для современных исследователей, поскольку они непосредственно созданы самим Рубенсом, в то время как завершённые картины, написанные на основе этих эскизов, часто являются совместным трудом его ассистентов.

"Автопортрет с женой Еленой Фоурман и сыном", 1639 г., Метрополитен-музей, Нью-Йорк
"Автопортрет с женой Еленой Фоурман и сыном", 1639 г., Метрополитен-музей, Нью-Йорк

30 мая 1640 года, в день смерти Рубенса в возрасте шестидесяти двух лет, весь Антверпен оплакивал своего самого знаменитого гражданина. Влияние этого мастера живописи на Фландрию XVII века было огромным. Слава и магия творчества Рубенса продолжали волновать общество и после его ухода.

Работы Рубенса настолько разнообразны, что они могут вдохновить художника любого жанра. В XVIII веке, например,
Антуан Ватто, самый утончённый представитель рококо, отзывался в своих произведениях на лирические темы Рубенса.

В XIX веке же, Эжен Делакруа, пламенный романтик, восхищался яркими красками и колоссальной энергией Рубенса. "Восхитительный Рубенс! Что за волшебник!" — восклицал он в 1860 году.

***

Спасибо, что уделили время для прочтения нашей статьи! Мы надеемся, что Вы нашли её интересной и полезной. Ваше внимание и поддержка значат для нас очень много. Вы можете поддержать развитие канала по ссылке:

Если Вы ещё не подписаны на наш канал, то подпишитесь, чтобы не пропускать новые публикации.

Мы также приглашаем Вас ознакомиться с другими статьями:

#рубенс #музеи #картины #искусство #художники