Жизнь Питера Пауля Рубенса (1577-1640), величайшего художника своего времени, была невероятно продуктивной. Его биография — это слияние художественного таланта и дипломатической миссии: Рубенс много путешествовал, выполняя роль посла, а также раскрывая свой художественный гений.
Рубенс — один из наиболее разносторонних и творчески продуктивных мастеров. Он создал не только величественные полотна, охватывающие практически все известные направления живописи, но и разработал множество книжных иллюстраций, изображений для монет и рисунков для гобеленов. Всё, чего Рубенс касался, становилось произведением искусства, отражая его любовь к жизни и неугасимую страсть к творчеству.
Питер Пауль Рубенс, родился в Зигене, Вестфалия (современная Германия) 28 июня 1577 года. Следующий после его рождения день был днём Петра и Павла, отсюда и имя художника. Его отец, Ян Рубенс, был юристом. После смерти Яна в 1587 году, его вдова Мария приехала в Антверпен с 10-летним Питером Паулем, его братом и сестрой.
В возрасте тринадцати лет Рубенс начал учиться на художника, отказавшись от прислуги даме дворянского происхождения, у которой служил некоторое время. Первое художественное образование он получил под руководством Тобиаса Верхахта, Адама ван Ноорта и Отто ван Веена.
Хотя каждый из них считается сейчас посредственным художником, ван Веен, вероятно, оказал значительное влияние на молодого Рубенса. Образованный человек, ван Веен провёл несколько лет в Риме, где погрузился в древнее искусство и искусство Возрождения, что, безусловно, вдохновило и мотивировало его ученика.
Это образование и опыт стали фундаментом для будущей карьеры Рубенса, который всегда стремился к высшим результатам и усердно работал, чтобы достичь своих целей.
Получив квалификацию мастера в гильдии художников в 1598 году, Питер Пауль Рубенс продолжал своё обучение в мастерской ван Веена ещё два года. В мае 1600 года, в возрасте двадцати двух лет, он отправился в путешествие в Италию.
В Италии Рубенс погрузился в культуру страны настолько, что предпочитал писать на итальянском, а не на фламандском, и даже подписывался как "Пьетро Паоло Рубенс". Сразу после прибытия в Италию ему удалось найти работу у Винченцо Гонзаги, герцога Мантуи и страстного коллекционера искусства.
Рубенс посещал центры искусства, такие как Флоренция и Венеция, чтобы копировать известные картины для коллекции герцога. В 1603-1604 годах он также отправился в Испанию по дипломатической миссии, передавая подарки от Винченцо Филиппу III.
Итальянские годы Питера Пауля Рубенса стали периодом глубокого погружения в мир искусства и культуры. С 1601 по 1602 год и с 1605 по 1608 год он проживал в Риме, где изучал античную скульптуру и произведения эпохи Ренессанса. Вдохновлённый великими мастерами, такими как Микеланджело и Рафаэль, а также творчеством современников, в том числе Караваджо и Аннибале Карраччи, Рубенс обрёл новую энергию и героическую пышность в своём искусстве.
В 1608 году новость о тяжелой болезни матери заставила его поторопиться домой. Однако он не успел застать мать в живых. Известность Рубенса в родном городе оказалась настолько велика, что он решил остаться в Антверпене. В сентябре 1609 года он был назначен придворным художником эрцгерцога Альбрехта и его жены Изабеллы, что открыло новую страницу в его карьере.
В том же году Питер Пауль Рубенс вступил в брак с Изабеллой Брант, молодой дочерью адвоката. Их семейная жизнь была наполнена радостью и благополучием, и впоследствии у них родилось трое детей.
С этого момента Рубенс ещё теснее связал себя с Антверпеном. В 1610 году он приобрел великолепный дом, который перестроил и расширил в итальянском стиле, вдохновленный дворцами Генуи. Реконструкция дома включала строительство просторной мастерской и внутреннего двора, создавая идеальные условия для творчества.
Это возвращение в Антверпен оказалось своевременным, так как политическая обстановка в городе наконец-то стала более благоприятной для развития искусства. В те годы город был частью Южных Нидерландов (современная Бельгия), которые уже долго воевали с Северными Нидерландами (современные Нидерланды), но с 1609 по 1621 год произошёл период затишья, что позволило провести обширные реконструкции многих зданий, включая церкви, пострадавшие в ходе войн.
Помимо религиозных сюжетов, Рубенс творил и в других жанрах, и его произведения вскоре стали настолько востребованными, что в 1611 году он заявил одному своему приятелю, что ему приходится отказывать потенциальным ученикам из-за перегрузки. Однако художник был невероятно продуктивен благодаря умению правильно распределять обязанности между своими искусно обученными помощниками.
При работе над крупными проектами Рубенс обычно начинал с создания масляного наброска желаемой композиции, а затем его ассистенты выполняли основную часть работы, пока мастер не добавлял завершающие штрихи. Художник всегда откровенно делился своими методами, сообщая клиентам о своём вкладе в создание картины. Он активно сотрудничал с другими известными мастерами, включая своего друга — живописца Франса Снейдерса, а также привлекал выдающихся гравёров для создания офортов.
Рубенс завоевал славу, простиравшуюся по всей Фландрии, и имел больше клиентов из других стран, чем у любого другого художника своего времени. Среди его покровителей были королевские семьи Англии, Франции и Испании, а также аристократы и высокопоставленные представители духовенства. Связь Рубенса с королевскими особами простирались далеко: эрцгерцогиня Изабелла, правившая после смерти мужа, наняла его не только как художника, но и в качестве дипломата.
Когда в 1621 году завершилось двенадцатилетнее перемирие между Фландрией и Голландией, Рубенс был вовлечён в попытки урегулировать конфликт между двумя странами. Хотя он не смог полностью разрешить этот вопрос, его усилия привели к предварительным шагам к заключению перемирия между Испанией, владеющей Фландрией, и Англией, союзником Голландии.
Рубенс обладал редким сочетанием качеств, благодаря которым он был не только великим художником, но и выдающимся дипломатом. Его острый ум, образованность и знание придворного этикета делали его ценным союзником в мирных переговорах. К тому же он был полиглотом: помимо фламандского и итальянского языков, Рубенс в совершенстве владел французским, немецким, латынью и испанским.
Изабелла, дочь короля Испании Филиппа I, заказывала у Рубенса несколько работ. В 1599 году она вступила в брак со своим кузеном, Альбрухтом, эрцгерцогом Австрии, и вместе они стали править Северными Нидерландами. После смерти Альбрухта в 1621 году Изабелла продолжила править одна.
Одним из самых крупных заказов Рубенсу от Изабеллы была серия из двадцати гобеленов под названием "Триумф Евхаристии", выполненных для монастыря Дескальсас Реалес в Мадриде. Монастырь имел для Изабеллы особое значение, и она поручила Рубенсу создание этих великолепных произведений.
В рамках своей дипломатической деятельности Рубенс посетил Испанию и Англию, где его талант в качестве дипломата вызывал восхищение. Карл I, английский король, удостоил его звания рыцаря в 1630 году; то же самое годом позже сделал и Филипп IV, король Испании.
Оба монарха были страстными ценителями искусства и давали Рубенсу значительные заказы. Одним из самых впечатляющих проектов, выполненных по заказу Карла I, была отделка потолка Банкетного зала в Уайтхолле, выполненная холстами, восхваляющими правление его отца Якова I. А по заказу Филиппа IV мастерская Рубенса создала более сотни мифологических и анималистических картин для Торре-де-ла-Парада, охотничьего домика королевской семьи недалеко от Мадрида.
После смерти жены в 1626 году Рубенс стремился найти утешение в дипломатической работе. Однако, проведя почти два года в Испании и Англии (он оставил своих детей под присмотром родителей), вдруг почувствовал сильное желание "остаться дома на всю жизнь".
В 1630 году художник снова женился. Его избранница, Елена Фоурман, которой на тот момент было всего лишь шестнадцать лет, в браке родила Рубенсу пятерых детей. Елена была музой для многих работ мастера, её обаятельные формы стали важным элементом как на его религиозных и мифологических картинах, так и на нежных портретах.
В 1635 году Рубенс приобрёл загородный дом, Замок Стен, недалеко от Антверпена, где проводил несколько месяцев каждый год. Жизнь на собственной земле вдохновила художника на создание нескольких захватывающих пейзажей — прекрасных, насыщенных картин, написанных для собственного наслаждения.
В этих работах прослеживается расширение и смягчение стиля, характерное для его поздних работ; эти пейзажи сегодня являются одними из наиболее популярных его произведений, так как они передают простую красоту природы без интеллектуальных загадок.
Во время своего пребывания в Италии Рубенс усвоил практику создания масляных эскизов для подготовки к крупным проектам, что стало характерной чертой его творческого метода. Некоторые из эскизов он создавал быстро, чтобы набросать первые мысли о будущей работе, в то время как другие были более детально проработанными, чётко демонстрируя, как будет выглядеть финальное произведение.
Эти эскизы представляют огромный интерес для современных исследователей, поскольку они непосредственно созданы самим Рубенсом, в то время как завершённые картины, написанные на основе этих эскизов, часто являются совместным трудом его ассистентов.
30 мая 1640 года, в день смерти Рубенса в возрасте шестидесяти двух лет, весь Антверпен оплакивал своего самого знаменитого гражданина. Влияние этого мастера живописи на Фландрию XVII века было огромным. Слава и магия творчества Рубенса продолжали волновать общество и после его ухода.
Работы Рубенса настолько разнообразны, что они могут вдохновить художника любого жанра. В XVIII веке, например, Антуан Ватто, самый утончённый представитель рококо, отзывался в своих произведениях на лирические темы Рубенса.
В XIX веке же, Эжен Делакруа, пламенный романтик, восхищался яркими красками и колоссальной энергией Рубенса. "Восхитительный Рубенс! Что за волшебник!" — восклицал он в 1860 году.
***
Спасибо, что уделили время для прочтения нашей статьи! Мы надеемся, что Вы нашли её интересной и полезной. Ваше внимание и поддержка значат для нас очень много. Вы можете поддержать развитие канала по ссылке:
Если Вы ещё не подписаны на наш канал, то подпишитесь, чтобы не пропускать новые публикации.
Мы также приглашаем Вас ознакомиться с другими статьями:
#рубенс #музеи #картины #искусство #художники