Василию Кандинскому (1866-1944) удалось стать вдохновителем абстрактного искусства и показать, что абстракционизм может быть невероятно ярким и бесконечно разнообразным.
Для человека, который бросил вызов привычным канонам искусства, Василий Кандинский обладал слишком консервативным происхождением. Его отец был богатым чаеторговцем, а сам Василий воспитывался в среде ценностей и привычек среднего класса. Всегда безупречно одетый, даже когда погружался в творчество, он неизменно вёл себя достаточно официально. После завершения учёбы в московском университете карьера юриста казалась для него естественным выбором.
В 1896 году Кандинскому предложили должность профессора в Тартуском университете в Эстонии, и в этот момент он принял смелое решение изменить свою жизнь. Ему было около тридцати лет, он был женат и, поддерживаемый отцом, отправился учиться в Мюнхен, где провёл пять лет в школах искусств, а также обучался самостоятельно.
В период своего пребывания в Мюнхене, который был в то время процветающим художественным центром, Василий Кандинский, который был опытнее и старше многих своих коллег, взял на себя роль лидера в авангардном объединении "Фаланга", основанном в 1901 году. "Фаланга" демонстрировала работы не только немецких, но и иностранных художников, например, Моне.
Творчество Кандинского в начале 1900-х годов постепенно менялось: от относительно традиционных, но насыщенных пейзажей, он перешел к экспериментам с ксилографией в стиле югендштиля и созданию ярких, мозаичных полотен, вдохновленных русским и немецким народным искусством. Даже на тот момент цвет в его работах использовался для передачи своего опыта, а не просто для изображения форм.
Преподавая в художественной школе "Фаланга", Василий Кандинский встретил Габриэлу Мюнтер, талантливую художницу, которая впоследствии стала его близкой подругой. Поначалу они скрывали свою связь, так как Кандинский все ещё был женат. После распада группы "Фаланга" в 1905 году, пара отправилась в путешествия. Они прожили год в Париже (1906-1907 гг.) и шесть месяцев в Берлине (1907-1908 гг.). В этот период художественное развитие Кандинского стимулировалось влиянием фовистов — новой авангардной группы из Франции, чьи яркие простые цвета и эскизные, кажущиеся детскими, сцены произвели на него сильное впечатление.
1908-1909 годы стали первым периодом творческого прорыва и инноваций в работах Кандинского. Его уверенность проявилась в структурировании произведений по сериям: "Импровизации", "Композиции" и "Импрессии". Краски его палитры становились всё более яркими и смелыми, а к 1910 году фигуры и объекты на его полотнах стали настолько абстрактными, что их трудно было узнать. Этот процесс достиг своего кульминационного момента в 1911 году, когда художник перешел к абстракционизму — искусству, которое не стремится воспроизвести видимый мир.
По словам самого Кандинского, однажды, находясь в своей мастерской в сумерках, он увидел, что одна из его картин засияла яркими красками. В этот момент он осознал, что его восприятие красоты не зависит от изображённых на полотне объектов.
Использование ярких цветов и абстрактных форм Василием Кандинским может показаться произвольным и интуитивным проявлением его искусства, но на самом деле это не так. Он был теоретиком с чёткой целью, которую он описал в книге "О духовном в искусстве" в 1909 году (опубликованной в конце 1911 года, но датированной 1912 годом). В этом произведении Кандинский высказывал убеждение, что переживание искусства играет важную роль в духовном развитии человека, особенно в переходе от материального мира к эпохе духовного преображения.
Он заявлял, что в живописи именно цвета и формы, а не изображаемые объекты, оказывают физическое и психологическое воздействие на душу. Каждый цвет имеет своё собственное внутреннее значение, которое может изменяться или усиливаться при помощи различных методов, таких как тени, смешение цветов и контрасты.
Анализ Кандинского детален и аргументирован. Его идеи также распространялись на другие формы искусства: он считал, что музыка и живопись взаимосвязаны, а цвета на холсте взаимодействуют так же, как ноты в музыке. Он верил, что можно услышать цвет и увидеть звук.
Творчество Василия Кандинского продолжало эволюционировать, а сам он снова и снова вовлекался в художественные общества и выставки. В 1909 году художник основал Новое Мюнхенское Художественное Объединение и организовал несколько выставок авангардного искусства, в основном демонстрируя работы французских художников. Однако они не нашли поддержки у немецкой публики и критиков, чьи националистические взгляды укреплялись под нарастающим международным давлением.
К 1911 году идеи и работы Кандинского стали слишком передовыми для многих членов Мюнхенского Художественного Объединения. Когда его абстрактная картина "Композиция V" была представлена жюри, её отвергли. В ответ на это Кандинский покинул объединение и вместе с молодым художником Францем Марком создал новую группу — "Синий Всадник". Хотя общество провело всего лишь две выставки в 1911 и 1912 годах, выпуск альманаха "Синего Всадника" оказал долгосрочное влияние на продвижение группы и определил его собственное место в истории искусства.
В период существования "Синего Всадника" Кандинский создал такие знаменитые произведения, как "Композиция VI" и "Композиция VII". Однако в августе 1914 года началась Первая мировая война, что привело к распаду группы. В Германии художник стал врагом и чужеземцем, и он решил уехать в Швейцарию вместе с Габриеле Мюнтер. Вскоре после этого пара рассталась, и Кандинский вернулся на родину, в Россию.
Здесь он женился на Нине Андреевской, которая была моложе его на 27 лет, и смог пережить революцию и гражданскую войну. В течение следующих четырёх лет он работал в новых условиях, став преподавателем и управленцем, поспособствовав открытию двадцати двух новых музеев.
Хотя некоторые авангардные направления искусства находили поддержку в советской России, и Кандинский имел возможность работать и выставлять свои произведения, его творчество оставалось в тени из-за доминирования групп, провозглашавших пролетарское искусство. В 1921 году Кандинского отправили в Берлин, и после этого он больше не возвращался в Россию.
После нескольких месяцев пребывания в Берлине он начал преподавать в школе революционного дизайна Баухаус в Веймаре. Он был впечатлён атмосферой школы, подружился с художником Паулем Клее и полностью посвятил себя творчеству.
В то время, когда Кандинский находился в России, в его работах стали проявляться геометрические элементы. Однако художника раздражали предположения о том, что на его творчество повлияли русские авангардные мастера, такие как Малевич. Модернисты баухауса настаивали на использовании чистых линий и отсутствии орнамента в дизайне, поощряя геометричность форм. В этом направлении и работал Кандинский. Сам он отмечал, что для него духовным центром искусства стал теперь круг, который заменил всадника в его работах.
В 1928 году Кандинский и его жена Нина получили немецкое гражданство. Но спокойная жизнь была нарушена подъемом нацистской партии, которая отвергала все проявления модерна как "дегенеративное искусство". В 1933 году школа Баухаус была закрыта.
Кандинский бежал во Францию и нашел убежище в городе Нейи-сюр-Сен, недалеко от Парижа. Его картины этого периода сочетали элементы ранних работ с новыми, описываемыми как "биоморфные", напоминая микроскопические примитивные формы жизни. В 1939 году Кандинский и его жена получили гражданство Франции, но вскоре после этого началась война, и их город был захвачен немцами.
В отличие от многих других художников, отнесённых к "дегенеративному искусству", Кандинский отказался от предложения переехать в США и избежал внимания гестапо. Его последние работы были небольшими, но мастерски выполненными, подтверждая, что его творческий дар сохранялся на протяжении всей его жизни.
***
Спасибо, что уделили время для прочтения нашей статьи! Мы надеемся, что Вы нашли её интересной и полезной. Ваше внимание и поддержка значат для нас очень много. Вы можете поддержать развитие канала по ссылке:
Если Вы ещё не подписаны на наш канал, то подпишитесь, чтобы не пропускать новые публикации.
Мы также приглашаем Вас ознакомиться с другими статьями:
#кандинский #художники #искусство #картины #музеи #абстракционизм