Найти в Дзене
Infinita Book

Рембрандт: искусство вне времени + 10 картин

"Автопортрет" (1660 г.), Метрополитен-музей, Нью-Йорк
"Автопортрет" (1660 г.), Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Гордость и оптимизм голландцев по отношению к своей новой стране, добившейся независимости от Испании в 1609 году после долгой и кровавой борьбы, сделавшей её впоследствии самой процветающей нацией Европы, положили начало Золотому веку голландской живописи.

Художники этого периода в основном специализировались на изображении окружающих их объектов — пейзажей, повседневных сцен, натюрмортов. Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669) стал исключением. Он успешно творил как в натуралистических, так и в фантастических произведениях, однако портретная живопись стала основой его творчества.

Будучи девятым из десяти детей зажиточного мельника из Лейдена, Рембрандт оказался самым талантливым: только ему удалось поступить в латинскую школу родного города. Первым его учителем был опытный местный художник Якоб ван Сваненбург, но самым важным периодом в обучении стали шесть месяцев, проведённые в мастерской Питера Ластмана в Амстердаме примерно в 1624 г. Ластман, проживший несколько лет в Италии, специализировался на небольших композициях, изображающих исторические, мифологические и религиозные сюжеты. Его стиль явно повлиял на ранние работы Рембрандта.

"Изгнание торгующих из храма" (1624-1625 гг.), Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина
"Изгнание торгующих из храма" (1624-1625 гг.), Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина

Вернувшись домой в возрасте девятнадцати лет, Рембрандт за короткое время завоевал репутацию исключительно талантливого молодого художника. В то время Лейден был вторым по размеру городом Голландии, но по сравнению с мировым центром предпринимательства Амстердамом, оставался провинциальным и не таким перспективным для молодых и амбициозных живописцев. В 1631 или 1632 году Рембрандт, уже начавший писать портреты на заказ и завоевавший славу, принял решение перебраться в Амстердам.

Он заметно выделялся на фоне конкурентов яркостью персонажей и точностью техники, позволявшей передавать все детали и текстуры дорогих одеяний его богатых заказчиков. Особенно впечатляющей стала работа "Урок анатомии доктора Тульпа" (1632 г.), где он отошел от формальности портрета, характерной для такого жанра, и создал яркую композицию, каждый член которой обладал собственной индивидуальностью.

"Урок анатомии доктора Тульпа" (1632 г.), Маурицхёйс, Гаага
"Урок анатомии доктора Тульпа" (1632 г.), Маурицхёйс, Гаага

В Амстердаме расцвела не только творческая, но и личная жизнь Рембрандта. В 1634 году художник вступил в брак с Саскией ван Эйленбюрх. Несмотря на значительное состояние, оставленное ей богатыми родителями после их смерти, нежные портреты Саскии свидетельствуют о том, что Рембрандт выбрал её по любви, а не из-за материального благополучия. В 1639 году художник приобрел роскошный дом, ставший ярким символом его процветания.

В этом доме Рембрандт жил и работал около 20 лет. Сейчас здесь располагается посвященный художнику музей
В этом доме Рембрандт жил и работал около 20 лет. Сейчас здесь располагается посвященный художнику музей

Рембрандт не жалел средств на предметы искусства, антиквариат, включая картины, оружие, доспехи, гравюры и рисунки эпохи Возрождения, а также восточные артефакты. Между 1635 и 1640 годом Саския родила троих детей, но, к сожалению, каждый из них прожил всего несколько недель. В 1641 году на свет появился четвертый и последний ребёнок, сын Титус. Вместе с радостью от рождения ребёнка пришла и трагедия — Саския скончалась в следующем году, вероятно, от туберкулеза, не дожив до тридцати лет.

Офорт "Автопортрет с Саскией" (1636 г.). Рембрандт выполнял в технике офорта композиции в разных жанрах: библейские и мифологические сцены, портреты, пейзажи, аллегории, эротические сцены и многое другое.
Офорт "Автопортрет с Саскией" (1636 г.). Рембрандт выполнял в технике офорта композиции в разных жанрах: библейские и мифологические сцены, портреты, пейзажи, аллегории, эротические сцены и многое другое.

После утраты любимой супруги, смерть которой наступила через два года после потери матери, Рембрандт обратился к религии в поисках утешения. В 1640-х годах он вернулся к библейским сюжетам — своей первой художественной страсти, а также к пейзажам, представленным в картинах, офортах и рисунках. Этот период характеризовался уменьшением акцента на прибыльной портретной живописи. В это же время происходили изменения в стиле художника: его произведения становились более фокусированными на внутреннем мире, а техника исполнения становилась более разнообразной.

Ранние работы Рембрандта отличались четким контрастным освещением и визуальными эффектами, привлекающими внимание. Однако с течением времени свет и тень в его работах стали более тонкими, цвета — теплее и мягче, а общее настроение картин — более сосредоточенным и созерцательным. Если на ранних автопортретах Рембрандт представлен в разноцветной одежде, то на своих более поздних работах он изображал себя в рабочей форме, подчеркивая свою профессиональную зрелость.

В 1642 году он завершил свою самую грандиозную и известную картину "Ночной дозор", изображающую отряд гражданских ополченцев, существовавший для защиты Амстердама от нападений или подавления гражданских беспорядков. Художник использовал предельно яркий свет и очень тёмные тени, а также разные текстуры краски, чтобы оживить картину. Принята она была неоднозначно.

"Ночной дозор" (1642 г.), Рейксмузеум, Амстердам
"Ночной дозор" (1642 г.), Рейксмузеум, Амстердам

После смерти Саскии Рембрандт пригласил в свой дом вдову Гертье Диркс в качестве няни для своего сына Титуса. В течение некоторого времени она даже была его возлюбленной, однако их отношения прервались, когда художник встретил Хендрикье Стоффелс, молодую горничную. Хендрикье, в конечном итоге, стала его женой, но не взяла его фамилию, так как завещание Саскии запрещало Рембрандту повторно вступать в брак.

У Рембрандта и Хендрикье появились два ребёнка, в том числе дочь Корнелия. Она стала единственным из шести детей художника, переживших его самого. В 1650-х годах Рембрандта начали одолевать финансовые трудности, частично из-за роскошного образа жизни, который он выбрал после отказа от прибыльной портретной живописи, а также из-за войны Голландии с Англией в 1652-1654 годах. Этот конфликт разрушил экономику страны в целом и рынок искусства в частности.

"Хендрикье в меховой накидке" (1652 г.), Лондонская национальная галерея
"Хендрикье в меховой накидке" (1652 г.), Лондонская национальная галерея

К 1656 году Рембрандту не удалось избежать долгов и он был объявлен неплатежеспособным. Хотя он не стал банкротом, что могло повлечь тюремное заключение, его имущество было распродано. Тем не менее, художник смог остаться в своем доме до примерно 1660 года, затем переехав в более скромное жилище в Амстердаме.

Часто утверждается, что после финансового краха Рембрандт погряз в нищете и безысходности, но это далеко не так. Несмотря на экономические трудности, он оставался уважаемым художником, и его творчество продолжало пользоваться большим спросом. В период с 1661 по 1662 годы он создал две масштабные и известные работы: "Заговор Юлия Цивилиса" (вдохновленная античной историей Нидерландов) для недавно построенного здания мэрии Амстердама и великолепный групповой портрет "Синдики" для гильдии суконщиков города.

"Заговор Юлия Цивилиса" (1662 г.), Национальный музей Швеции, Стокгольм. Сохранился только центральный фрагмент (196 на 309 см), первоначальная ширина картины составляла более 5 метров, что делало её самым крупным по размерам полотном художника
"Заговор Юлия Цивилиса" (1662 г.), Национальный музей Швеции, Стокгольм. Сохранился только центральный фрагмент (196 на 309 см), первоначальная ширина картины составляла более 5 метров, что делало её самым крупным по размерам полотном художника

Кроме того, благодаря умной стратегии Хендрикье и уже подросшего Титуса, было предотвращено предъявление исков со стороны кредиторов Рембрандта. В 1660 году они создали художественное партнерство, фактически выступая как работодатели Рембрандта. Это означало, что вся прибыль от его творчества принадлежала им, что эффективно защищало художника от финансовых проблем и правовых трудностей.

"Синдики" (1662 г.), Рейксмузеум, Амстердам
"Синдики" (1662 г.), Рейксмузеум, Амстердам

Поскольку Рембрандт создал огромное количество художественных произведений, его картины и офорты часто появлялись на рынке искусства, привлекая внимание публики. Помимо положительных оценок его мастерства в обращении со светотенью, некоторые критики высказывали недовольство "аляповатостью" его работ, осуждая переход художника от гладкости в юности к резкости и спонтанности в зрелые годы. К примеру, в 1707 году Герард де Лересс, влиятельный голландский искусствовед, описал стиль Рембрандта так: "краски стекают по его холсту, как нечистоты".

Однако в XIX веке отношение к творчеству Рембрандта изменилось. Те качества, которые ранее критиковались, такие как эмоциональная откровенность, игнорирование условностей, дерзость и непосредственность техники, стали основой для восхищения в период романтизма.

"Возвращение блудного сына" (1666-1669 гг.), Эрмитаж, Санкт-Петербург
"Возвращение блудного сына" (1666-1669 гг.), Эрмитаж, Санкт-Петербург

В 1663 году умерла Хендрикье, в 1668 году ушёл из жизни Титус. Несмотря на эти трагедии, Рембрандт продолжал активно творить до самого конца своих дней. Среди его последних произведений были два автопортрета, на которых он изобразил себя утомлённым, но величественным, а также "Возвращение блудного сына" — картина, трогательно рассказывающая известную библейскую историю о раскаянии и прощении.

"Автопортрет" (1669 г.), Маурицхёйс, Гаага
"Автопортрет" (1669 г.), Маурицхёйс, Гаага

Рембрандт скончался 4 октября 1669 года в возрасте шестидесяти трёх лет. Слава его продолжала звучать громко, а краткие описания его творений распространялись за пределы Голландии — в Германию, Италию, Францию.

Рембрандт ван Рейн оставил бессмертное наследие, погружённое в глубины человеческой души и проникнутое тёплым светом истины. Его картины — это не просто полотна, это откровения, касающиеся наших самых скрытых чувств и эмоций.

***

Спасибо, что уделили время для прочтения нашей статьи! Мы надеемся, что Вы нашли её интересной и полезной. Ваше внимание и поддержка значат для нас очень много. Вы можете поддержать развитие канала по ссылке:

Сбор на подарок

Если Вы ещё не подписаны на наш канал, то подпишитесь, чтобы не пропускать новые публикации.

Мы также приглашаем Вас ознакомиться с другими статьями:

#рейксмузеум #картины #художники #искусство #рембрандт #музеи #амстердам #эрмитаж