Великий импрессионист, Клод Моне (1840-1926), прожил годы в нищете, преодолел трудности и завоевал признание, богатство и славу. Сад в Живерни стал эпицентром его жизни и творчества на несколько десятилетий.
Когда будущему художнику было 5 лет, его семья переехала в Нормандию, в Гавр. Там его отец держал бакалейную лавку и хотел, чтобы Клод пошёл по его стопам и продолжил семейное дело. Но сын не проявлял никакого интереса к делу семьи и к образованию, зато в подростковом возрасте обнаружил способности к рисованию карикатур. Его рисунки заметил местный художник Эжен Буден. Будучи приверженцем пленэров, Буден вдохновил Клода Моне на рисование вне помещений, непосредственно на природе.
Вопреки воле отца, Моне отправился учиться в Париж. Отец хотел видеть его в официальной художественной школе, но упрямый девятнадцатилетний парень уже посвятил себя искусству рисования на природе и не был заинтересован в "академической" живописи, основанной на классических идеалах. В 1859 году он поступил в Академию Сюиса, независимую студию, где можно было заниматься без официального руководства, и здесь он встретил своего будущего друга и союзника Камиля Писсарро.
После двух лет в Париже Моне был призван во французскую армию и даже отправился в Алжир. Семья откупила его от армии с условием, что он начнёт учиться у известного преподавателя. Моне пришлось поступить в мастерскую Шарля Глейра, где он познакомился с единомышленниками — Ренуаром, Сислеем и Базилем, которые впоследствии стали ядром группы импрессионистов. Вместе они проводили время в лесу Фонтенбло, где писали картины на свежем воздухе.
Хотя Моне продолжал обучение под руководством Глейра до 1864 года, его истинное художественное развитие происходило вне стен мастерской. В 1862 году он познакомился с голландским пейзажистом Яном Бартолдом Йонгкиндом, который стал его истинным учителем. Молодой художник также черпал знания у своих современников, участвуя в дискуссиях в кафе "Гербуа", где передовые писатели и художники обсуждали искусство и жизнь. Здесь, под влиянием Эдуарда Мане, идеи изображения "современной жизни" сильно повлияли на Моне.
Поскольку мифология и история традиционно считались "предпочтительными" темами для художников, Моне и его современники активно отвергали как сами темы, так и гладко отполированную технику академического искусства. Моне пересоздал знаменитую картину Мане "Завтрак на траве" (1863) в своей масштабной и смелой интерпретации пикника с аналогичным названием, используя чёткие и крупные мазки. Эту работу он не завершил, но продолжил развивать современные образы.
С момента прекращения поддержки отца у Моне начались серьёзные финансовые трудности, особенно после рождения первого сына Жана Камиллой Донсье в 1867 году.
1870 год стал ключевым для художника: он вступил в брак с Камиллой, а его тётя, единственная родственница, проявлявшая интерес к живописи, скончалась. Также в это время Франция объявила войну Пруссии, что разлучило художественную группу Моне.
Моне вместе с Сислеем и Писсарро отправились в Англию, в то время как Ренуар вступил в кавалерийский полк, а Базиль погиб в бою. Вернувшись во Францию в 1871 году, Моне поселился в Аржантее, на берегу Сены, всего в четверти часа езды от Парижа. Его художественный стиль достиг зрелости, палитра стала более насыщенной, а картины этого периода наполнились мерцающей гладью воды и живописными образами жены и сына художника на фоне их яркого сада или залитого солнцем луга.
Моне встретил галериста Поля Дюрана-Рюэля. Наконец, его произведения начали продаваться, но финансовые трудности не оставили его. Несмотря на отклонения от жюри Салона, официальной выставки Франции, Моне и его коллеги устроили собственные выставки, которые в противовес официальным назывались Салон Отверженных.
В апреле 1874 года группа из тридцати художников, включая Моне, провела независимую выставку в Париже, в пустующей студии фотографа Надара. Среди представивших свои работы художников были Пьер Огюст Ренуар, Альфред Сислей, Поль Сезанн, Камиль Писсарро, Эдгар Дега, Берта Моризо и бывший наставник Моне Эжен Буден.
Одна из работ Моне "Впечатление. Восходящее солнце" стала объектом особенно едкой критики сатирически настроенного обозревателя, который озаглавил свою статью "Выставка импрессионистов". Имя закрепилось. Всего было организовано восемь таких выставок: Моне не участвовал в выставках 1880 и 1886 годов.
В 1878 году Моне переехал в деревню Ветей на берегу Сены, где жизнь семьи усложнилась: родившая второго сына Камилла была серьёзно больна. В доме Моне, кроме Камиллы, Жана и маленького Мишеля, также жили жена и шесть детей Эрнеста Ошеде, бывшего покровителя Моне. Камилла умерла в 1879 году, а Алиса Ошеде стала спутницей Моне до своей смерти в 1911 году.
В 1883 году Моне снова переместился, выбрав в качестве нового дома Живерни, уютную деревушку в Нормандии, на севере Франции. В течение 1880-х годов художник путешествовал, находя вдохновение в четких контурах берегов Нормандии и Бретани, в живописной долине Крез в центральной Франции, а также в ярком солнечном свете Лазурного берега.
В своих работах Моне часто изображал свои любимые места, создавая несколько серий картин с одним и тем же объектом, будь то стог сена, тополь или Руанский собор, но при различных условиях освещения. Работая над несколькими полотнами одновременно, он переходил от одной картины к другой, следуя изменениям освещения. Моне настаивал на том, что картины из одной серии следует рассматривать в совокупности, как гармоничную группу, где формы и цвета на холстах изменяются в соответствии с окружающей атмосферой.
Моне был страстным садовником и годами заботился о своём ориентальном парке с прудом. Этот пруд с кувшинками, отражения в котором постоянно менялись, стал центром творчества художника.
В последние годы жизни, после смерти жены Алисы и сына Жана, стареющий и страдающий от катаракты Моне продолжал трудиться в саду в специально построенной студии для создания масштабных холстов. Сотни картин с изображением кувшинок стали вершиной его искусства, подарком красоты, предоставленным народу. Художник ушёл из жизни в возрасте восемьдесят шести лет, за год до того, как его произведения были представлены на выставке в парижском Музее Оранжери, получившей название "Сикстинская капелла импрессионизма".
***
Спасибо, что уделили время для прочтения нашей статьи! Мы надеемся, что Вы нашли её интересной и полезной. Ваше внимание и поддержка значат для нас очень много. Вы можете поддержать развитие канала по ссылке:
Если Вы ещё не подписаны на наш канал, то подпишитесь, чтобы не пропускать новые публикации.
Мы также приглашаем Вас ознакомиться с другими статьями:
#моне #картины #художники #искусство #музеи #франция #кувшинки #импрессионизм