Найти в Дзене
Infinita Book

Анри Руссо: экзотические грёзы + 10 картин

"Автопортрет с лампой", 1902-1903 гг., Музей Пикассо, Париж
"Автопортрет с лампой", 1902-1903 гг., Музей Пикассо, Париж

Анри Руссо (1844-1910) работал таможенником, а свободные часы посвящал своему увлечению — живописи. Его необычный и смелый стиль, который долгие годы подвергался насмешкам, в конечном итоге завоевал признание среди поклонников авангарда, открыв ему двери в мир высокого искусства.

"Портрет-пейзаж", 1889-1890 гг., Национальная галерея в Праге
"Портрет-пейзаж", 1889-1890 гг., Национальная галерея в Праге

Анри Руссо является ярким примером "наивного" художника-самоучки. Он родился в Лавале на севере Франции. После того, как отучился в школе, поступил в армию. Несмотря на непримечательность военной службы, Руссо любил приукрашивать свои воспоминания, добавляя в них драматические элементы. Например, он создал впечатляющую историю о своем якобы пребывании в Мексике, хотя, скорее всего, никогда не покидал пределы Франции. Его знакомство с экзотикой было ограничено лишь выставочными экспонатами на Всемирной выставке в Париже в 1889 году.

"Нападение в джунглях", 1891 г., Лондонская национальная галерея
"Нападение в джунглях", 1891 г., Лондонская национальная галерея

После окончания службы в армии, в возрасте около 25 лет, Анри Руссо устроился работать на таможню, что впоследствии дало ему прозвище "Le Douanier" — "Таможенник". Эта работа оказалась не слишком обременительной: благодаря её спокойному ритму, Руссо получил возможность посвятить значительное количество свободного времени своему истинному увлечению — живописи.

"Война", 1894 г., Музей Орсе, Париж
"Война", 1894 г., Музей Орсе, Париж

Руссо часто утверждал, что джунгли, изображённые на его картинах, были вдохновлены видами Мексики — страны, в которой он никогда не бывал. На самом деле, источником его вдохновения служили оранжереи парижского Сада растений. Сам художник позже признавался: "Когда я захожу в эти теплицы и вижу необычные растения из дальних стран, я чувствую себя как во сне". Образы диких животных, появляющихся в его тропических сценах, Руссо черпал из фотографий, найденных в альбомах Парижского зоопарка.

"Спящая цыганка", 1897 г., Музей современного искусства, Нью-Йорк
"Спящая цыганка", 1897 г., Музей современного искусства, Нью-Йорк

Несмотря на отсутствие художественного образования, Анри Руссо всегда с глубокой серьёзностью относился к своему творчеству и никогда не ставил под сомнение свой талант. Он получил доступ к Лувру, где ему разрешили копировать шедевры искусства, и нередко обращался за советом к признанным художникам своего времени. Руссо искренне считал себя продолжателем великой академической традиции, хотя никогда не изучал таких основополагающих принципов, как масштаб, пропорции, свет и перспектива — тех самых инструментов, которые позволяют художникам создавать иллюзию реальности.

"Женщина, гуляющая в экзотическом лесу", 1905 г., Фонд Барнса, Филадельфия
"Женщина, гуляющая в экзотическом лесу", 1905 г., Фонд Барнса, Филадельфия

Тем не менее, его смелое и нестандартное чувство цвета, а также яркая выразительность делали каждую работу Руссо по-настоящему уникальной. Несмотря на то, что его творческое наследие невелико, оно поражает своей самобытностью. Сформировав свой неповторимый стиль в самом начале художественного пути, Руссо оставался верен ему на протяжении всей своей жизни. Он создавал портреты, пейзажи и натюрморты, а ближе к концу своей карьеры — фантастические леса и джунгли, наполненные загадочной атмосферой и экзотическими деталями.

"Заклинательница змей", Музей Орсе, Париж
"Заклинательница змей", Музей Орсе, Париж

С 1885 года Анри Руссо начал выставлять свои работы в парижском "Салоне независимых". В первые годы его картины вызывали лишь насмешки, но это нисколько не поколебало его уверенности. К 1893 году Руссо решил оставить службу на таможне и целиком посвятить себя искусству. Несмотря на пренебрежительное отношение критиков, его вдохновляло растущее внимание со стороны поклонников парижского авангарда, которые начинали проявлять искренний интерес к его необычному стилю.

"Нападение тигра на быка", 1908 г., Эрмитаж, Санкт-Петербург
"Нападение тигра на быка", 1908 г., Эрмитаж, Санкт-Петербург

Руссо завел дружеские отношения с поэтом и драматургом Альфредом Жарри, а также начал общаться с писателями Августом Стриндбергом и Стефаном Малларме, и такими выдающимися деятелями искусства, как Эдгар Дега и Поль Гоген. Его новые друзья были очарованы невинностью и доверчивостью Руссо, что вызывало у них тёплые чувства к нему. В 1908 году Пабло Пикассо даже организовал в своей студии специальный банкет в честь Руссо.

"Муза, вдохновляющая поэта", 1909 г., Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва
"Муза, вдохновляющая поэта", 1909 г., Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва

Пикассо собрал многих выдающихся деятелей искусства и литературы, таких как Гийом Аполлинер, Хуан Грис и Гертруда Стайн. Для Руссо, который начал рисовать лишь в сорок лет, этот вечер стал символом долгожданного признания его таланта как художника. Он плакал от восторга, считая, что этот банкет был искренним восхвалением его работ, а не лёгкой насмешкой над ними.

Руссо, как всегда, оставался наивным и не совсем понимал, что происходит вокруг. В конце вечера, полный энтузиазма, он гордо заявил Пикассо: "Мы — два величайших художника своего времени!" Эта фраза стала ярким отражением его искренности и уверенности, показывая, как Руссо воспринимал свои достижения, несмотря на всю иронию, окружающую его творчество.

"Сон", 1910 г., Музей современного искусства, Нью-Йорк
"Сон", 1910 г., Музей современного искусства, Нью-Йорк

Анри Руссо скончался в 1910 году и был похоронен в общей могиле на кладбище Баньё. Однако уже в том же году в Нью-Йорке и Париже состоялись выставки его работ. Экспрессионист Василий Кандинский включил картины Руссо в первую экспозицию "Синего всадника" в Мюнхене, а чуть более десяти лет спустя сюрреалисты стали восхвалять его полотна как выдающиеся примеры иррационального в искусстве.

***

Спасибо, что уделили время для прочтения нашей статьи! Мы надеемся, что Вы нашли её интересной и полезной. Ваше внимание и поддержка значат для нас очень много. Вы можете поддержать развитие канала по ссылке:

Сбор на подарок

Если Вы ещё не подписаны на наш канал, то подпишитесь, чтобы не пропускать новые публикации.

Мы также приглашаем Вас ознакомиться с другими статьями: