Анри Руссо (1844-1910) работал таможенником, а свободные часы посвящал своему увлечению — живописи. Его необычный и смелый стиль, который долгие годы подвергался насмешкам, в конечном итоге завоевал признание среди поклонников авангарда, открыв ему двери в мир высокого искусства.
Анри Руссо является ярким примером "наивного" художника-самоучки. Он родился в Лавале на севере Франции. После того, как отучился в школе, поступил в армию. Несмотря на непримечательность военной службы, Руссо любил приукрашивать свои воспоминания, добавляя в них драматические элементы. Например, он создал впечатляющую историю о своем якобы пребывании в Мексике, хотя, скорее всего, никогда не покидал пределы Франции. Его знакомство с экзотикой было ограничено лишь выставочными экспонатами на Всемирной выставке в Париже в 1889 году.
После окончания службы в армии, в возрасте около 25 лет, Анри Руссо устроился работать на таможню, что впоследствии дало ему прозвище "Le Douanier" — "Таможенник". Эта работа оказалась не слишком обременительной: благодаря её спокойному ритму, Руссо получил возможность посвятить значительное количество свободного времени своему истинному увлечению — живописи.
Руссо часто утверждал, что джунгли, изображённые на его картинах, были вдохновлены видами Мексики — страны, в которой он никогда не бывал. На самом деле, источником его вдохновения служили оранжереи парижского Сада растений. Сам художник позже признавался: "Когда я захожу в эти теплицы и вижу необычные растения из дальних стран, я чувствую себя как во сне". Образы диких животных, появляющихся в его тропических сценах, Руссо черпал из фотографий, найденных в альбомах Парижского зоопарка.
Несмотря на отсутствие художественного образования, Анри Руссо всегда с глубокой серьёзностью относился к своему творчеству и никогда не ставил под сомнение свой талант. Он получил доступ к Лувру, где ему разрешили копировать шедевры искусства, и нередко обращался за советом к признанным художникам своего времени. Руссо искренне считал себя продолжателем великой академической традиции, хотя никогда не изучал таких основополагающих принципов, как масштаб, пропорции, свет и перспектива — тех самых инструментов, которые позволяют художникам создавать иллюзию реальности.
Тем не менее, его смелое и нестандартное чувство цвета, а также яркая выразительность делали каждую работу Руссо по-настоящему уникальной. Несмотря на то, что его творческое наследие невелико, оно поражает своей самобытностью. Сформировав свой неповторимый стиль в самом начале художественного пути, Руссо оставался верен ему на протяжении всей своей жизни. Он создавал портреты, пейзажи и натюрморты, а ближе к концу своей карьеры — фантастические леса и джунгли, наполненные загадочной атмосферой и экзотическими деталями.
С 1885 года Анри Руссо начал выставлять свои работы в парижском "Салоне независимых". В первые годы его картины вызывали лишь насмешки, но это нисколько не поколебало его уверенности. К 1893 году Руссо решил оставить службу на таможне и целиком посвятить себя искусству. Несмотря на пренебрежительное отношение критиков, его вдохновляло растущее внимание со стороны поклонников парижского авангарда, которые начинали проявлять искренний интерес к его необычному стилю.
Руссо завел дружеские отношения с поэтом и драматургом Альфредом Жарри, а также начал общаться с писателями Августом Стриндбергом и Стефаном Малларме, и такими выдающимися деятелями искусства, как Эдгар Дега и Поль Гоген. Его новые друзья были очарованы невинностью и доверчивостью Руссо, что вызывало у них тёплые чувства к нему. В 1908 году Пабло Пикассо даже организовал в своей студии специальный банкет в честь Руссо.
Пикассо собрал многих выдающихся деятелей искусства и литературы, таких как Гийом Аполлинер, Хуан Грис и Гертруда Стайн. Для Руссо, который начал рисовать лишь в сорок лет, этот вечер стал символом долгожданного признания его таланта как художника. Он плакал от восторга, считая, что этот банкет был искренним восхвалением его работ, а не лёгкой насмешкой над ними.
Руссо, как всегда, оставался наивным и не совсем понимал, что происходит вокруг. В конце вечера, полный энтузиазма, он гордо заявил Пикассо: "Мы — два величайших художника своего времени!" Эта фраза стала ярким отражением его искренности и уверенности, показывая, как Руссо воспринимал свои достижения, несмотря на всю иронию, окружающую его творчество.
Анри Руссо скончался в 1910 году и был похоронен в общей могиле на кладбище Баньё. Однако уже в том же году в Нью-Йорке и Париже состоялись выставки его работ. Экспрессионист Василий Кандинский включил картины Руссо в первую экспозицию "Синего всадника" в Мюнхене, а чуть более десяти лет спустя сюрреалисты стали восхвалять его полотна как выдающиеся примеры иррационального в искусстве.
***
Спасибо, что уделили время для прочтения нашей статьи! Мы надеемся, что Вы нашли её интересной и полезной. Ваше внимание и поддержка значат для нас очень много. Вы можете поддержать развитие канала по ссылке:
Если Вы ещё не подписаны на наш канал, то подпишитесь, чтобы не пропускать новые публикации.
Мы также приглашаем Вас ознакомиться с другими статьями: