Найти в Дзене
Infinita Book

День матери: 12 портретов матерей известных художников

Оглавление

Для многих художников их матери становились не только источником вдохновения, но и настоящими музами, оставившими неизгладимый след в их жизни и творчестве. Портреты матерей — это не просто изображения близких людей; это памятники любви, благодарности и трепета, которые художники запечатлели в своих работах.

Эти образы — напоминание о том, что за гениальностью часто стоит тихая поддержка, мудрость и нежность матерей, без которых многие шедевры могли бы так и не появиться.

1. "Аранжировка в сером и чёрном, № 1: портрет матери", Джеймс Уистлер

"Аранжировка в сером и чёрном, № 1: портрет матери", 1871 г., Музей Орсе, Париж
"Аранжировка в сером и чёрном, № 1: портрет матери", 1871 г., Музей Орсе, Париж

Однажды, когда на сеанс, назначенный для создания нового портрета, модель не явилась, Джеймс Уистлер, не желая терять время, попросил свою мать, Анну Мак-Нейл Уистлер, стать его натурщицей. Изначально он планировал изобразить фигуру в полный рост, однако длительное позирование стоя оказалось слишком утомительным для 67-летней женщины, поэтому художник изменил композицию. Для работы над картиной, которая также известна под названием "Мать Уистлера", потребовались десятки сеансов, что сделало процесс её создания довольно продолжительным.

Используя термин "аранжировка" в названии картины, Уистлер стремился подчеркнуть свою концепцию "искусства ради искусства", вдохновлённую музыкальной терминологией. В других своих работах он также применял такие названия, как "симфония", "гармония", "этюд" или "ноктюрн", чтобы акцентировать внимание на тональных качествах и композиции, а не на сюжетной составляющей.

После завершения работы Уистлер не смог продать картину и был вынужден заложить её. Лишь спустя годы, уже после смерти Анны, он выкупил полотно обратно за 50 фунтов. Художник мечтал, чтобы произведение приобрело французское правительство — такой шаг, по его мнению, увековечил бы и мать, и его самого. В 1891 году его мечта сбылась: картина была продана французскому правительству за 4000 франков и пополнила коллекцию музея в Люксембургском саду в Париже.

2. "Портрет матери художника", Пабло Пикассо

"Портрет матери художника", 1896 г., Музей Пикассо, Барселона
"Портрет матери художника", 1896 г., Музей Пикассо, Барселона

Мария Пикассо Лопес была не только хранительницей домашнего очага, но и тем человеком, который заложил основу для будущей славы её сына. Её вера в Пабло и усилия, которые она приложила, чтобы сохранить его ранние работы, сделали её одной из ключевых фигур в биографии художника, хотя её собственная история осталась скромной и незаметной.

Мария происходила из семьи с итальянскими корнями: её дед был генуэзским иммигрантом, а отец, Франсиско Пикассо, служил таможенным администратором в Гаване. Вернувшись в Малагу, Франсиско погиб от жёлтой лихорадки, оставив жену с четырьмя дочерьми без средств к существованию. Мария выросла в условиях нехватки денег, но её сила духа и практичность стали опорой для семьи. Впоследствии она вышла замуж за Хосе Руиса Бласко, обеспеченного человека, который был на 17 лет старше её.

Мария слепо верила в талант своего сына и поддерживала его на каждом этапе. Именно она настояла на сохранении его ранних рисунков и этюдов, которые стали свидетельством развития гения Пикассо. Донья Мария появляется почти в тридцати его работах, многие из которых выполнены на бумаге.

Одной из самых ярких является пастельный "Портрет матери художника", созданный пятнадцатилетним Пикассо и демонстрирующий его удивительный уровень мастерства в столь юном возрасте. Вскоре Пабло начал работать с профессиональными моделями, и фигура матери постепенно исчезла из его произведений.

3. "Портрет матери художника", Винсент ван Гог

"Портрет матери художника", 1888 г., Музей Нортона Саймона, Пасадина (США)
"Портрет матери художника", 1888 г., Музей Нортона Саймона, Пасадина (США)

В сентябре 1888 года Винсент ван Гог, живший в Арле на юге Франции, получил от своей сестры Вильгельмины фотографию их матери, Анны Карбентус ван Гог. Чёрно-белый снимок вызвал у художника желание перенести образ матери на холст, чтобы вдохнуть в него жизнь. "Я работаю над портретом матери для себя, потому что эта чёрно-белая фотография меня раздражает", — писал он брату Тео.

Однако результат работы не удовлетворил Ван Гога. Портрет, созданный по фотографии, выглядел несколько бледным и болезненным. Причиной этого частично стали пигменты, использованные художником, которые со временем потускнели. В письме к сестре он откровенно признавался: "Мне не нравится мамина картина".

Анна Карбентус ван Гог была художницей-любителем, увлечённой рисованием растений и цветов. Её интерес к искусству оказал значительное влияние на Винсента. Она делилась своей любовью к творчеству с детьми, и среди первых рисунков Ван Гога можно найти копии набросков его матери, изображающих букет цветов и чертополох.

4. "Портрет матери", Казимир Малевич

"Портрет матери", 1932 г., Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
"Портрет матери", 1932 г., Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Людвига Александровна, мать Казимира Малевича, была человеком творческой натуры. По воспоминаниям её внучки Уны Казимировны Малевич-Уриман, она писала стихи на польском языке и обладала исключительным мастерством в рукоделии. В детстве Казимир восхищался её изысканными вышивками, кружевами и вязаными изделиями настолько, что сам освоил многие техники под её руководством.

Находясь в Киеве в гостях у родственников, Людвига Александровна сделала судьбоносный подарок своему пятнадцатилетнему сыну — ящик с полным набором красок. С этого момента Казимир не расставался с кистью, а через два года поступил в Киевскую рисовальную школу Н. И. Мурашко, что стало первым шагом на пути к его становлению как художника.

Людвига Александровна также сыграла ключевую роль в судьбе Николая Рославца, соседа и друга Казимира. Мальчик из небогатой семьи мечтал стать музыкантом. Людвига Александровна подарила ему скрипку, что стало началом его большого пути в музыке. Рославец вырос, стал композитором, дирижёром и педагогом, сохраняя дружбу с Малевичем на протяжении всей жизни.

Людвига Александровна скончалась в блокадном Ленинграде, пережив своего сына на семь лет.

5. "Портрет матери художника", Рембрандт Харменс ван Рейн

"Портрет матери художника", ок. 1629 г., Королевское художественное собрание, Лондон
"Портрет матери художника", ок. 1629 г., Королевское художественное собрание, Лондон

Рембрандт часто в начале своей карьеры изображал свою мать на картинах и гравюрах. Однако в своих работах он не ограничивался традиционным образом портрета пожилого человека. "Портрет матери художника" относится к категории так называемых "трони" — портретов стариков, выполненных в анфас или вполоборота. Эти работы становились популярными среди коллекционеров, поскольку молодые художники стремились заявить о себе через подобные экспериментальные портреты.

Написанная около 1629 года, когда Рембрандт находился в Лейдене, эта работа уже демонстрирует его исключительные навыки в изображении мельчайших деталей, таких как складки кожи, глубоко посаженные глаза, сжимающийся рот и выразительный нос. Картина выполнена в мрачной палитре, но светлая кожа и жёлтые акценты на капюшоне добавляют теплоты, а мастерски направленный свет, падающий с правой стороны, фокусирует внимание зрителя на лице.

6. "Портрет матери художника Т. С. Репиной", Илья Репин

"Портрет матери художника Т. С. Репиной", 1867 г., Национальная галерея в Праге
"Портрет матери художника Т. С. Репиной", 1867 г., Национальная галерея в Праге

На портрете изображена Татьяна Степановна Репина — женщина, оставившая глубокий след в судьбе своих детей и окружения. Эта ранняя работа молодого художника была создана в период его летних каникул, когда он, ещё студент Петербургской Академии художеств, гостил у родителей.

Портрет проникнут теплом и уважением, художник с тонкостью передал характер Татьяны Степановны, создавая образ женщины, сочетавшей в себе внутреннюю силу, мудрость и доброту. Её наряд, выдержанный в оттенках тёмно-синего и голубого, добавляет портрету благородства и изысканности.

Татьяна Степановна была удивительно разносторонней личностью. Она увлекалась литературой, музыкой, и хорошо понимала живопись. Свою любовь к знаниям и искусству она передала детям, став их первым учителем и вдохновителем. В родном доме в Осиновке Татьяна Степановна организовала своего рода школу, где обучала не только своих детей, но и детей из соседских семей, тем самым формируя вокруг себя атмосферу культурного развития.

7. "Портрет матери художника доньи Фелипы Доменек", Сальвадор Дали

"Портрет матери художника доньи Фелипы Доменек", 1919 г., частная коллекция
"Портрет матери художника доньи Фелипы Доменек", 1919 г., частная коллекция

Родители Сальвадора Дали потеряли первого сына, он умер от менингита в возрасте двух лет. Это трагичное событие наложило отпечаток на детство Сальвадора Дали: родители так часто вспоминали и горевали о первенце, что будущий художник был уверен, что является реинкарнацией покойного брата. Это глубоко запало в его сознание, пробуждая противоречивые чувства. Дали на протяжении всей жизни был убеждён, что его родители любили в нём не настоящего Сальвадора, а некое воплощение утраченного ребёнка. Эта мысль станет одной из важнейших тем его размышлений и творчества.

Несмотря на сложные переживания, семья Дали жила в достатке. Отец был влиятельным нотариусом, известным своей строгостью и атеистическими взглядами, а мать, напротив, была глубоко верующей католичкой, которая настойчиво приучала детей к религиозным обрядам. Дали, как и его сестра, часто посещал церковь по настоянию матери, но впоследствии его отношение к вере стало неоднозначным.

Один из ярких эпизодов его детства — сцена на рынке: мальчик, отчаянно желая леденец, устроил такую громкую истерику матери, что местные полицейские уговорили кондитера открыть магазин, закрытый на сиесту, лишь бы унять ребёнка. Эти детские выходки стали своеобразной прелюдией к тому, как Дали, уже будучи взрослым, умел добиваться желаемого с помощью эксцентричности и настойчивости.

В 1921 году, когда художнику было 17 лет, в семье снова произошла трагедия — донья Фелипа умерла от рака.

8. "Портрет матери художника", Кузьма Петров-Водкин

"Портрет матери художника", 1909 г., Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
"Портрет матери художника", 1909 г., Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Мать Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина, Анна Пантелеевна, происходила из крестьян-крепостных и работала прислугой в семье богатых хвалынских купцов. Именно благодаря ей Кузьма познакомился с народной поэзией и традициями. Хотя женщина была полуграмотной, её духовная глубина оставила неизгладимый след в жизни сына. Анна Пантелеевна была для него не только матерью, но и главным советчиком, другом и исповедником. Их переписка фактически заменила ему дневник.

Летом 1895 года в Хвалынск приехал известный петербургский архитектор Роман Фёдорович Мельцер, который отдыхал у своей знакомой, купчихи и меценатки Юлии Ивановны Казариной. Мать Кузьмы, работавшая горничной у сестры Казариной, показала Мельцеру рисунки своего сына. Эти работы произвели на архитектора такое впечатление, что он не только посоветовал Петрову-Водкину поехать учиться в Петербург, но и активно поддержал его в дальнейшем.

К тому же, Юлия Ивановна Казарина оказала Петрову-Водкину неоценимую помощь, предоставив ему регулярную финансовую субсидию, которая продолжалась почти 10 лет. К марту 1900 года её расходы на обучение художника составили около двух тысяч рублей, что значительно облегчило его путь к профессиональной карьере.

9. "Портрет матери художника", Джорджо де Кирико

"Портрет матери художника", 1911 г., частная коллекция
"Портрет матери художника", 1911 г., частная коллекция

Картина "Портрет матери художника", созданная Джорджо де Кирико в 1911 году, является одним из ранних произведений мастера, выполненных в технике масляной живописи. Этот портрет не только раскрывает личный мир художника, но и отражает философские поиски эпохи. Сегодня работа находится в частной коллекции в Италии, оставаясь недоступной для широкой публики.

На полотне мать де Кирико представлена сидящей в профиль, с выражением глубокого размышления и внутренней сосредоточенности. Её строгий взгляд и задумчивое лицо передают ощущение душевной силы и мудрости. Тёмное платье с изысканными кружевными деталями добавляет образу элегантности и благородства. Сложенные на коленях руки подчёркивают спокойствие и сдержанность.

Фон картины выдержан в минималистичных, приглушённых тонах, такая лаконичность типична для метафизического стиля де Кирико, где каждая деталь композиции работает на создание атмосферы глубины и загадки.

10. "Портрет матери художника", Эгон Шиле

"Портрет матери художника", 1907 г., частная коллекция
"Портрет матери художника", 1907 г., частная коллекция

Детство Эгона Шиле было омрачено трагическими событиями, которые отразились на его характере и творчестве. Смерть отца от сифилиса стала для него не только источником личной боли, но и ключевым мотивом его работ. Отношения с матерью, Марией Шиле, также стали важным фактором, формировавшим внутренний мир Эгона. Её эмоциональная отстранённость и неспособность дать сыну тепло и поддержку вызвали у художника чувство одиночества и внутренний протест.

Это напряжение явно прослеживается в его работах, где сцены матери с младенцем часто лишена гармонии. Между изображёнными фигурами чувствуется отчуждение и дискомфорт, будто Шиле через искусство выражал свои сложные чувства к матери.

После смерти отца мать фактически оставила Эгона и его младшую сестру Гертруду на попечение брата Леопольда Чихачека. Это решение лишь усилило горечь юного Шиле, который воспринимал её поступок как слабость и предательство. Художник нередко обвинял мать в смерти отца, что добавляло напряжения в их отношения.

Тема матери и ребёнка стала повторяющимся мотивом в творчестве Шиле. Возможно, таким образом он стремился выразить своё подсознательное желание быть любимым и принятым. Однако его работы на эту тему всегда наполнены болью и тоской, отражая недостаток материнской любви, который преследовал его всю жизнь.

11. "Портрет Рипсимэ Айвазян, матери художника", Иван Айвазовский

"Портрет Рипсимэ Айвазян", 1849 г., Феодосийская картинная галерея им. И.К. Айвазовского
"Портрет Рипсимэ Айвазян", 1849 г., Феодосийская картинная галерея им. И.К. Айвазовского

Ованес Айвазян, более известный миру как Иван Айвазовский, появился на свет в июле 1817 года в Феодосии, в семье армянских переселенцев. Его отец, Геворк Айвазян, позже сменил имя на Константин Гайвазовский, стремясь адаптироваться к новым условиям жизни.

Глава семейства был человеком предприимчивым и обладал талантом к языкам, что позволило ему заняться торговлей и наладить связи далеко за пределами родного города. В то время Феодосия переживала бурное развитие, а её порт открывал двери к новым возможностям. Однако планы Гайвазовского разрушила эпидемия чумы, которая сильно ударила по городу и его жителям.

Семья оказалась в бедственном положении. Чтобы выжить, родители вынуждены были прилагать максимум усилий, чтобы прокормить детей. Мать будущего художника, Рипсиме Айвазян, славилась мастерством вышивки. Она часами трудилась над своими изделиями, стараясь выгодно продать их, чтобы на вырученные деньги купить еду и порадовать детей сладостями.

Детство Айвазовского было нелёгким, однако трудности лишь закалили его характер и сформировали внутреннюю силу, которая впоследствии проявилась в его творчестве. В этих непростых условиях зародился будущий великий маринист, чьи полотна станут вдохновением для целых поколений.

12. "Портрет Прасковьи Фёдоровны Суриковой", Василий Суриков

"Портрет П.Ф. Суриковой", 1887 г., Государственная Третьяковская галерея, Москва
"Портрет П.Ф. Суриковой", 1887 г., Государственная Третьяковская галерея, Москва

Прасковья Фёдоровна Сурикова происходила из древнего сибирского казачьего рода. Её яркая личность и природная утончённость оказали огромное влияние на формирование характера и таланта её сына.

Прасковья Фёдоровна славилась проницательным умом и изысканными манерами. Её талант вышивать шелками и бисером, тонкое чувство цвета и умение разбираться в оттенках стали примером для её детей. Несмотря на желание видеть сына чиновником, она с уважением отнеслась к его выбору стать художником. Суриков не раз признавался, что своим искусством он во многом обязан матери и сибирской природе, которую она помогла ему полюбить.

В творческом процессе она была не просто сторонним наблюдателем, но и помощником. Мать помогала художнику подбирать костюмы для его исторических полотен, её советы он иногда принимал, хотя в творчестве стремился к самостоятельности. Летом 1887 года, во время визита в Красноярск, Василий Суриков написал портрет своей матери. Этот портрет стал не только свидетельством любви художника, но и его признанием в том, какое важное место она занимала в его жизни.

***

Спасибо, что уделили время для прочтения нашей статьи! Мы надеемся, что Вы нашли её интересной и полезной. Ваше внимание и поддержка значат для нас очень много. Вы можете поддержать развитие канала по ссылке:

Сбор на подарок

Если Вы ещё не подписаны на наш канал, то подпишитесь, чтобы не пропускать новые публикации.

Мы также приглашаем Вас ознакомиться с другими статьями: