В ходе своего недолгого, но бурного творческого пути Караваджо (1571-1610) выделялся необычайным талантом и оригинальностью, а также поражал окружающих своим буйным характером. К моменту своей кончины в 1610 году он уже являлся наиболее влиятельным мастером в Европе, а его работы и после его смерти продолжали вдохновлять художников на протяжении многих лет. Его успех объясняется тем, что он полностью отошел от утонченного, но искусственного маньеризма, который преобладал в итальянской живописи в конце XVI века, заменив его на смелый и захватывающий реализм.
Микеланджело Меризи, позже известный как Караваджо, был крещён в Милане 30 сентября 1571 года, вероятнее всего, на следующий день после рождения, в день Архангела Михаила, в честь которого он и был назван. Его отец, Фермо Меризи, работал архитектором у молодого дворянина Франческо Сфорцы, чьи резиденции были как в Милане, так и в городке Караваджо, который находился в сорока километрах на востоке от Милана. Именно там провел своё детство Микеланджело Меризи, и именно это место вдохновило его на выбор художественного псевдонима.
В 1584 году Караваджо был отправлен на четырёхлетнее обучение к миланскому художнику Симоне Петерцано. К 1590 году оба его родителя скончались, а их наследство было разделено между Караваджо, его братом и сестрой. Денег хватало на скромное существование на несколько лет, и Караваджо решил отправиться на поиски своего собственного пути в Рим — мировую столицу искусства.
В начале своего пребывания в Риме Караваджо испытывал финансовые трудности, но, став помощником у других художников, он постепенно начал находить покупателей для собственных произведений. Около 1595 года он встретил своего первого важного благодетеля, кардинала Франческо Дель Монте, посланника герцога Тосканского при папском дворе, который предоставил ему приют в своём дворце на несколько лет.
Дель Монте порекомендовал Караваджо для его первого значимого заказа - двух крупных холстов "Призвание апостола Матфея" и "Мученичество святого Матфея" для наружных стен Капеллы Контарелли в церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези в Риме. Эти работы были выполнены в 1599-1600 годах и являются первыми точно датированными произведениями мастера.
Успех этих работ произвёл революцию в творчестве Караваджо — изменения коснулись тематики, масштабов, персонажей и стиля. С этого момента он целиком сосредоточился на создании огромных, величественных религиозных полотен для общественных помещений, отходя от создания небольших, камерных работ для искушённых ценителей.
Караваджо заменил яркий свет своих ранних работ на тёмные фоны и выразительное кьяроскуро (контраст тёмного и светлого), из которых выросла та эмоциональная глубина, характерная для его зрелых произведений. Но не только драматичное освещение революционизировало его творчество: он представил библейские сюжеты как реальные события, происходящие с настоящими людьми из плоти и крови.
Персонажи картин перестали быть идеализированными ангелами традиционного религиозного искусства, став похожими на обычных людей, которых можно встретить на улицах Рима. Эти обычные люди, со всеми их недостатками, занимали центр сцены, выделяясь на тёмном фоне и придавая произведениям ощущение реального присутствия. Караваджо работал быстро; он не тратил время на подготовку эскизов, а сразу начинал работу на холсте.
Караваджо продемонстрировал зрителю своё драматическое видение, которое ошеломило многих. Художники, включая иностранных мастеров, пребывавших в Риме, оценили его стиль настолько, что к 1604 году слава мастера распространилась до самых Нидерландов.
Однако некоторые современники считали Караваджо безбожником, обесценивающим веру. Между 1602 и 1606 годами три его крупнейшие алтарные картины были отвергнуты церквями-заказчиками. Такая же участь постигла его работу "Смерть Марии", предназначенную для церкви Санта-Мария-делла-Скала в Риме.
Один из ранних биографов Караваджо, художник и историк искусств Джованни Бальоне, отмечал, что картина была отклонена из-за того, что "художник изобразил Богородицу опухшей с голыми ногами". Другие даже утверждали, что для создания образа Богородицы Караваджо использовал обычную проститутку. Также на полотне не присутствует ни один традиционный атрибут святости Марии, что спровоцировало интенсивную полемику.
Караваджо был знаменит не только благодаря своему непревзойденному таланту и разносторонним оценкам его творчества, но и из-за своего необузданного характера. В период между ноябрем 1600 года и октябрем 1605 года зафиксировано одиннадцать нарушений закона, среди которых были оскорбления, физическое насилие, ношение оружия без разрешения, включая меч и кинжал.
29 мая 1606 года Караваджо вступил в схватку на площадке для игры в мяч, и в результате драки был обвинён в убийстве человека. После этого он бежал из Рима и к октябрю оказался в Неаполе, уклоняясь от суда в Риме, а затем отправился на Мальту (1607-1608 гг.), Сицилию (1608-1609 гг.) и вернулся обратно в Неаполь (1609-1610 гг.). В каждом из этих мест художник создавал величественные работы, производя огромное впечатление на местных художников.
В августе 1608 года его арестовали за ранение одного из рыцарей Мальтийского ордена. После побега он стал жертвой нападения в октябре 1609 года и серьёзно ранен рядом с таверной в Неаполе. До лета 1610 года художник пребывал в Неаполе, а затем отправился поближе к Риму, уверенный в том, что его влиятельные защитники добьются помилования у папы за его преступления.
Однако до Рима Караваджо так и не добрался. Он был задержан в крепости Пало, а корабль, на котором он прибыл из Неаполя, уплыл вместе с его картинами на борту. В отчаянии художник решил пешком догнать корабль, но заболел и умер в Порто-Эрколе 18 июля.
31 июля в Риме был обнародован папский указ о помиловании Караваджо, и опубликовано сообщение о его смерти.
В Риме стиль Караваджо начал выходить из моды в 1620-х годах, однако продолжал пользоваться популярностью в других регионах Италии и Европы. Особенно долго его влияние сохранялось на Сицилии (до 1650-х годов), в Утрехте (Нидерланды) и в Лотарингии на севере Франции, где Жорж де Латур стал известен как, возможно, самый выдающийся последователь Караваджо.
Большинство подражателей не могли сравниться с неподражаемой торжественностью и эмоциональной глубиной Караваджо. Однако лучшие работы де Латура впечатляли изысканностью и удивительным использованием световых эффектов в ночных сценах.
***
Спасибо, что уделили время для прочтения нашей статьи! Мы надеемся, что Вы нашли её интересной и полезной. Ваше внимание и поддержка значат для нас очень много. Вы можете поддержать развитие канала по ссылке:
Если Вы ещё не подписаны на наш канал, то подпишитесь, чтобы не пропускать новые публикации.
Мы также приглашаем Вас ознакомиться с другими статьями:
#картины #художники #искусство #италия #музеи #караваджо