Найти в Дзене
Infinita Book

Антонис ван Дейк: высокомерие и талант + 12 картин

Став одним из величайших мастеров портрета, Антонис ван Дейк (1599-1641) создавал работы, отличающиеся изысканностью и утончённой аристократичностью, которые на протяжении веков служили источником вдохновения для многих художников. Ван Дейк, второй по значимости художник во Фландрии XVII века после Рубенса, начал свою карьеру еще в подростковом возрасте, работая главным помощником великого мастера. Он участвовал в создании масштабных проектов для украшения церквей и дворцов и стремился развиваться в этих направлениях на протяжении всей своей жизни. Однако его талант портретиста был настолько высоко оценен, что именно портреты заняли практически всё его творческое время. Ван Дейк завершил свою карьеру в качестве придворного художника английского короля Карла I, создав потрясающие образы самого короля, его семьи и двора. Эти произведения стали настолько выразительными, что по ним можно воссоздать дух и атмосферу той эпохи. Антонис ван Дейк, сын состоятельного торговца тканями, появился
"Автопортрет с подсолнухом", 1632 г., Коллекция герцога Вестминстерского, Лондон
"Автопортрет с подсолнухом", 1632 г., Коллекция герцога Вестминстерского, Лондон

Став одним из величайших мастеров портрета, Антонис ван Дейк (1599-1641) создавал работы, отличающиеся изысканностью и утончённой аристократичностью, которые на протяжении веков служили источником вдохновения для многих художников.

Ван Дейк, второй по значимости художник во Фландрии XVII века после Рубенса, начал свою карьеру еще в подростковом возрасте, работая главным помощником великого мастера. Он участвовал в создании масштабных проектов для украшения церквей и дворцов и стремился развиваться в этих направлениях на протяжении всей своей жизни. Однако его талант портретиста был настолько высоко оценен, что именно портреты заняли практически всё его творческое время.

Ван Дейк завершил свою карьеру в качестве придворного художника английского короля Карла I, создав потрясающие образы самого короля, его семьи и двора. Эти произведения стали настолько выразительными, что по ним можно воссоздать дух и атмосферу той эпохи.

"Самсон и Далила", 1618-1620 гг., Далиджская картинная галерея, Лондон
"Самсон и Далила", 1618-1620 гг., Далиджская картинная галерея, Лондон

Антонис ван Дейк, сын состоятельного торговца тканями, появился на свет в Антверпене 22 марта 1599 года. Его семья была творческой: мать была искусной вышивальщицей, а дед со стороны отца, начав как художник, позже стал купцом. В возрасте десяти лет ван Дейк начал обучение у Хендрика ван Балена, одного из ведущих художников Антверпена. В феврале 1618 года, за месяц до своего девятнадцатилетия, он уже получил звание мастера в гильдии художников. К этому времени он, вероятно, уже работал с Рубенсом и вскоре стал его главным помощником.

В 1620 году Рубенс взял заказ на создание тридцати девяти потолочных картин для Иезуитской церкви в Антверпене. Согласно контракту, проект должен был быть разработан Рубенсом, но его реализован "ван Дейком и другими учениками" (имена других помощников не упоминались).

"Пьяный Силен", 1920 г., Галерея старых мастеров, Дрезден
"Пьяный Силен", 1920 г., Галерея старых мастеров, Дрезден

Ван Дейк настолько мастерски овладел подражанием стилю Рубенса, что даже знатоки искусства порой не могли точно определить, кому принадлежит та или иная часть картины. В своих ранних произведениях, преимущественно на религиозные сюжеты, ван Дейк полностью следовал манере Рубенса, и никакого заметного влияния его первого учителя, ван Балена, в них не прослеживается.

Тем не менее, с самого начала творчества в работах ван Дейка проявляется особая страстная чувственность, передающая его пылкий характер, что выделяет его картины.

"Предательство Христа", 1620 г., Прадо, Мадрид
"Предательство Христа", 1620 г., Прадо, Мадрид

Ван Дейк не просто перенял элементы стиля Рубенса, но, похоже, намеренно копировал его благородные манеры и осанку, характерные для учителя. Обладая природным обаянием, ван Дейк иногда вызывал раздражение у окружающих своей надменностью. Один из его первых биографов, Джованни Пьетро Беллори, писал о художнике как о человеке "гордом от природы и стремящемся к славе".

Ван Дейк обожал роскошь: он носил изысканные ткани, украшал себя шляпами с перьями и лентами, а также золотыми цепями, и даже имел свиту, которая ему прислуживала. Это желание подчеркнуть свой статус и успех проявляется и на многих автопортретах, где он с гордостью демонстрирует свой внешний облик и достижения.

Автопортрет, 1622-1623 гг., Эрмитаж, Санкт-Петербург
Автопортрет, 1622-1623 гг., Эрмитаж, Санкт-Петербург

В октябре 1620 года ван Дейк решил начать независимую карьеру художника и отправился в Англию, где оставался до марта 1621 года. Там он работал для графа Арундела, герцога Бекингема и даже короля Якова I. После этого художник вернулся в Антверпен на шесть месяцев, а в октябре 1621 года отправился в Италию, где провёл шесть лет. В начале итальянского периода он позиционировал себя как мастера масштабных композиций, но к моменту возвращения его главным направлением стала портретная живопись.

"Портрет Елены Каттанео", 1623 г., Национальная галерея искусства, Вашингтон
"Портрет Елены Каттанео", 1623 г., Национальная галерея искусства, Вашингтон

Ван Дейк много путешествовал по Италии, но преимущественно жил в Генуе, вероятно, следуя совету Рубенса, который работал в этом городе и знал, что там проживает множество состоятельных банкиров, потенциальных заказчиков. Рубенс создал несколько впечатляющих портретов генуэзской знати, над которыми ван Дейк завершал работу.

Однако его собственные портреты не уступают по впечатлению и добавляют уникальную черту — аристократическую утончённость, которая вскоре стала неотъемлемой частью его художественного стиля и ассоциировалась с его именем.

"Портрет кардинала Гвидо Бентивольо", 1623 г., Палаццо Питти, Флоренция
"Портрет кардинала Гвидо Бентивольо", 1623 г., Палаццо Питти, Флоренция

Тициан оказал еще более значительное влияние на портретное мастерство ван Дейка, который в Италии тщательно изучал его работы, обращая внимание на разнообразие поз, насыщенность цветов и энергичные мазки. Подобно Тициану, ван Дейк предпочитал работать на холсте и редко использовал деревянные панели, делая это только для небольших произведений, в то время как Рубенс чаще выбирал дерево.

В отличие от прозрачных и гладких мазков Рубенса, нанесённых на полированные панели, ван Дейк применял более сухую и текстурированную технику, напоминающую стиль Тициана.

"Явление Христа ученикам", 1625-1626 гг., Эрмитаж, Санкт-Петербург
"Явление Христа ученикам", 1625-1626 гг., Эрмитаж, Санкт-Петербург

Осенью 1627 года ван Дейк вернулся в Антверпен, вероятно, узнав о тяжёлой болезни своей сестры Корнелии. К сожалению, она скончалась до его приезда, и её смерть побудила художника задуматься о духовных аспектах жизни. Происходя из глубоко религиозной католической семьи (один из его братьев стал священником, а одна из сестер — монахиней), ван Дейк за следующие три года создал одни из своих самых выразительных религиозных картин.

В то время, пока Рубенс был занят дипломатической миссией в Испании и Англии, ван Дейк занял позицию ведущего художника Фландрии. Однако после возвращения Рубенса он вновь оказался в его тени, хотя их отношения, судя по всему, оставались дружескими. Это подтолкнуло ван Дейка к поиску новых возможностей и направлений для развития.

"Королевская семья", 1632 г., Королевская коллекция, Виндзорский замок
"Королевская семья", 1632 г., Королевская коллекция, Виндзорский замок

Зиму 1631-1632 годов ван Дейк провёл в Гааге, работая при дворе Фредерика Генриха Оранского, а в марте 1632 года переехал в Лондон, где Карл I назначил его "главным художником". Несмотря на брак с одной из фрейлин королевы, ван Дейк так и не полюбил Англию.

Карл I, будучи страстным поклонником искусства, высоко ценил работы художника и даже посвятил его в рыцари в 1632 году, однако часто задерживал выплаты за заказы, что вынуждало ван Дейка продолжать искать возможности на континенте. Почти год, с 1634 по 1635, он провёл во Фландрии, и после смерти Рубенса перед ним открылась возможность занять место ведущего художника страны.

"Карл I с трёх сторон", 1635 г., Королевская коллекция, Виндзорский замок
"Карл I с трёх сторон", 1635 г., Королевская коллекция, Виндзорский замок

Благородное и меланхоличное лицо Карла I запечатлено на множестве портретов, созданных ван Дейком. После коронации в 1625 году Карл стал величайшим коллекционером и знатоком искусства среди английских монархов. Несмотря на свои положительные качества, он проявлял черты самодурства, считая, что престол был дарован ему Богом, и что он отвечает лишь перед ним.

Конфликт между королём и Парламентом привёл к началу английской гражданской войны в 1642 году, а в 1649 году Карл был казнён. Его противники считали его предателем, в то время как сторонники воспринимали как мученика.

"Портрет Карла I на охоте", 1635-1638 гг., Лувр, Париж
"Портрет Карла I на охоте", 1635-1638 гг., Лувр, Париж

Осенью 1640 года ван Дейк вернулся в Антверпен, а к декабрю уже оказался в Париже, где намеревался выиграть заказ на украшение Галереи Лувра, однако этот проект был передан Никола Пуссену. В мае 1641 года художник вновь вернулся в Лондон, после чего ещё раз посетил континент, а затем окончательно перебрался в Англию. Частые переезды негативно сказались на его здоровье, и к моменту возвращения в Лондон ван Дейк уже страдал от серьёзной болезни. Он скончался 9 декабря 1641 года в возрасте сорока двух лет.

"Портрет Вильгельма II Оранского и принцессы Марии", 1641 г., Рейксмюсеум, Амстердам
"Портрет Вильгельма II Оранского и принцессы Марии", 1641 г., Рейксмюсеум, Амстердам

Ван Дейк был похоронен в Соборе Святого Павла; над его могилой находилась надпись: "Антонис ван Дейк, который в течение жизни дал многим бессмертие", но она была уничтожена во время Великого лондонского пожара 1666 года. Атмосфера расслабленной, уверенной власти и непринуждённой элегантности, присущие его портретам, сделали их образцом для подражания для многих художников, особенно в Британии.

В XVIII веке Томас Гейнсборо и в XIX веке Томас Лоуренс были одними из тех, кто высоко ценил наследие ван Дейка, а последним значительным последователем его стиля стал Джон Сингер Сарджент, продолживший его традиции в XX веке.

***

Спасибо, что уделили время для прочтения нашей статьи! Мы надеемся, что Вы нашли её интересной и полезной. Ваше внимание и поддержка значат для нас очень много. Вы можете поддержать развитие канала по ссылке:

Сбор на подарок

Если Вы ещё не подписаны на наш канал, то подпишитесь, чтобы не пропускать новые публикации.

Мы также приглашаем Вас ознакомиться с другими статьями: