Леонардо да Винчи (1452-1519), выдающийся эрудит и универсальный гений своего времени, блистал как в науках, так и в искусстве. Хотя многие его работы остались незавершёнными, их красота и величие поразили современников, открыв перед искусством новую эпоху. Родился Леонардо недалеко от Винчи, примерно в сорока километрах от Флоренции. Его отец был нотариусом, а мать — крестьянкой, и Леонардо появился на свет как внебрачный сын.
О детских годах Леонардо известно немного, вплоть до того момента, когда он стал учеником флорентийского мастера Андреа дель Верроккьо. В возрасте двадцати лет Леонардо получил звание мастера в гильдии художников, однако ещё четыре года продолжал трудиться в мастерской Верроккьо. В 1476 году он начал свою самостоятельную творческую деятельность.
Работы Леонардо, созданные в 1470-х годах, трудно точно датировать, как и многие другие произведения. Картина раннего этапа творчества "Благовещение" вероятно, была создана совместно с Верроккьо. Однако, когда мастера писали ангелов на картине Верроккьо "Крещение Христа", ангел, выполненный Леонардо, заметно превзошёл работу его учителя. Единственной работой того периода, которая сохранилась в своём первоначальном виде, является "Портрет Джиневры де Бенчи" — творение, полностью созданное самим Леонардо.
Первый признанный шедевр художника, "Поклонение волхвов", относится к 1481-1482 годам. На этой картине изображены Богоматерь и младенец, окружённые хаотичной толпой; передать такое ощущение крайне сложно, но Леонардо справился с этим великолепно, создав идеальную композицию. Несмотря на свою грандиозность, картина осталась незавершённой, как и другое значимое произведение того периода — "Святой Иероним".
Многие начинания Леонардо постигла схожая судьба. Его перфекционизм и широта интересов часто приводили к тому, что он работал над проектами долгие годы, и в результате они оказывались подвержены влиянию времени и непредвиденных обстоятельств. К разочарованию его покровителей, многие работы остались незавершёнными, были утеряны или разрушены; другие пострадали из-за многочисленных научных экспериментов Леонардо.
Да Винчи, казалось, спокойно относился к жалобам своих покровителей, следуя собственным увлечениям и интересам. Его упорство, выдающийся талант и непревзойдённая слава не только возвысили образ художника в обществе, но и позволили современникам увидеть в Леонардо не просто талантливого мастера, а уникальную, значимую личность — настоящего гения.
В 1482 году Леонардо покинул Флоренцию и отправился в Милан на службу к Лодовико Сфорца, правителю города. Примерно в этот же период он начал вести дневники, в которых подробно записывал свои исследования, эксперименты и изобретения. Тысячи страниц этих записей охватывают его мысли и наблюдения в самых разных областях: анатомии, ботанике, военной и гражданской инженерии, архитектуре, оптике, гидравлике, топографии, а также в живописи и скульптуре.
На страницах дневников можно найти чертежи изобретений, таких как танки и летательные аппараты, описания апокалиптических катастроф, а также шутки и загадки. Эти записи содержат множество рисунков и заметок, которые Леонардо, будучи левшой, писал справа налево, используя перевёрнутые буквы. Это "зеркальное письмо" помогало ему не только защищать свои секреты, но и предотвращало размазывание чернил. В основном дневники отражают его неустанные попытки понять механизмы природы через точные наблюдения и научные эксперименты.
О личной жизни художника известно немного. Он не был женат. Самыми близкими людьми Леонардо были два ученика — Мельци и Салаи, которые стали его наследниками. Мельци, будучи первым наследником и душеприказчиком, получил картины, деньги и другие личные вещи мастера.
Леонардо провёл семнадцать насыщенных и напряжённых лет в Милане, отдав немало времени службе у Лодовико Сфорца и его двора. В этот период он занимался всем — от организации пышных праздников до разработки архитектурных проектов и проверки оборонительных сооружений города. В Милане Леонардо создал спокойный и изысканный портрет фаворитки Лодовико — картину "Дама с горностаем".
Лодовико (1451-1508), второй сын наёмника, в 1476 году захватил власть, сперва управляя как регент при своём племяннике, а затем став герцогом. Под его руководством Милан стал значительным культурным центром, благодаря его поддержке искусств и строительным проектам. Во время итальянских междоусобиц Лодовико способствовал французской интервенции в Италию, что впоследствии обернулось против него самого. В 1499 году Людовик XII захватил Милан, и Лодовико провёл оставшуюся часть жизни в тюрьме.
Одним из самых амбициозных замыслов Леонардо было создание огромной бронзовой лошади в честь Франческо Сфорца, отца Лодовико. Леонардо завершил полноразмерную глиняную модель, но когда пришло время отливать статую в бронзе, Милан оказался под угрозой вторжения французских войск. Лодовико был вынужден использовать весь доступный металл для производства оружия.
"Великий конь", как его называли современники, стал объектом насмешек французских лучников, захвативших город в 1499 году, и вскоре был разрушен. Самой значительной и одновременно трагичной работой Леонардо в Милане стала фреска "Тайная вечеря", созданная для трапезной доминиканского монастыря Санта-Мария-делле-Грацие.
После этой работы Леонардо получил всеобщее признание. Вместо традиционного метода создания фресок, который требует быстроты и простоты исполнения, он выбрал путь длительной и тщательной работы, стремясь к максимальной детализации.
Эксперименты с красками, однако, привели к трагическим последствиям — "Тайная вечеря" начала разрушаться ещё при жизни художника. На протяжении веков предпринимались многочисленные, но зачастую неудачные попытки реставрации (последняя, и весьма спорная, имела место в 1999 году). Несмотря на это, фреска остаётся шедевром благодаря своей великолепной композиции и геометрии, напряжённой драматургии сюжета, а также безупречному мастерству передачи жестов и движений. Всё это сделало её одним из самых известных произведений религиозной живописи.
Французская оккупация Милана лишила Леонардо покровительства, и вскоре он был вынужден покинуть город. Некоторое время он провёл в Мантуе, Венеции и Флоренции, после чего работал в центральной Италии на знаменитого Чезаре Борджиа. Затем Леонардо вернулся во Флоренцию, где занялся проектом изменения русла реки Арно. Хотя проект не увенчался успехом, Флоренция стала центром его творчества в начале 1500-х годов.
В период около 1500-1501 годов Леонардо создал впечатляющий картон для фрески "Мадонна с младенцем, святой Анной и Иоанном Крестителем". Эта работа отражает его всё возрастающий интерес к созданию групп монументальных фигур и изображению улыбающихся лиц, которые впоследствии станут характерной чертой его произведений. Этот или подобный эскиз был выставлен во Флоренции на несколько дней, и люди выстраивались в длинные очереди, чтобы увидеть его.
Очевидно, Леонардо был доволен результатом и композицией фигур, так как он повторил эту группировку в картине "Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом", созданной в Милане спустя несколько лет. В этой версии вместо Иоанна Крестителя он изобразил ягнёнка, к которому Иисус тянется, желая его обнять. Движение в сцене подчёркивается фигурой Богоматери, сидящей на коленях у своей матери, Святой Анны; её наклонённое тело создаёт сложную и динамичную форму, вовлекающую зрителя в изображённое событие.
Во Флоренции Леонардо начал работу над своей самой известной картиной — "Мона Лиза". Расслабленная поза модели и её загадочная улыбка на протяжении веков завораживают зрителей, вызывая предположения о том, что сам Леонардо мог испытывать подобные чувства — ведь муж натурщицы так и не получил портрет: Леонардо оставил его у себя.
В 1503 году Леонардо предложили важный заказ: изобразить великую победу флорентийцев в Битве при Ангиари на стене Зала Пятисот во флорентийском Палаццо Веккьо. Этот проект оказался вызовом, так как в это же время Микеланджело, восходящая звезда города, был приглашён создать другую батальную сцену на противоположной стене. В итоге оба художника по разным причинам не завершили свои работы, и обе фрески были утеряны при последующих ремонтах зала.
Позже Леонардо вернулся к давно забытым проектам. В 1483 году, в начале первой поездки в Милан, он подписал контракт на создание алтаря для Братства Непорочного Зачатия. Этот алтарь так и не был установлен, и дело стало предметом судебных разбирательств, которые продолжались целых двадцать три года. Конфликт разрешился только после того, как художник вернулся в Милан и завершил работу, известную сейчас как "Мадонна в скалах".
Раннее исполнение картины уже существовало на тот момент. Сравнение обеих версий позволяет проследить развитие Леонардо как художника: первая версия наполнена теплотой и человечностью, тогда как работа 1506-1508 годов, как и многие поздние произведения мастера, предвосхищает величие и торжественность композиций Высокого Возрождения, к которым относятся Леонардо, Микеланджело и Рафаэль.
Масляные краски использовались и до Леонардо, но его выбор этого средства значительно изменил ход развития искусства не только в Италии, но и в Европе в целом. В отличие от других материалов, таких как темпера, живопись маслом позволяет добиться более насыщенных цветов и широкого спектра оттенков. Эта техника обеспечивает плавные тональные переходы и возможность более тщательной проработки деталей.
Масло также даёт перфекционистам, таким как Леонардо, свободу корректировать и дорабатывать участки, которые требуют улучшения. Благодаря этому художник мог обойтись без сложных предварительных эскизов и создавать удивительные смягчённые оттенки (сфумато), как на таких шедеврах, как "Мона Лиза" и "Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом".
Если не учитывать завершение картины "Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом", второй визит Леонардо в Милан оказался менее удачным, а его последующая поездка в Рим известна главным образом необычной работой "Иоанн Креститель", где пророк изображён не как иссушенный старец, а как улыбающийся юноша.
Будучи пожилым, но по-прежнему энергичным человеком, Леонардо принял приглашение короля Франциска I и посетил Францию. Там он был встречен как символ культуры и размещён в роскошном замке Кло. Через два года, в 1519 году, Леонардо скончался в этом же месте, согласно Вазари, "на руках самого короля". Его похоронили в близлежащей церкви Сент-Флорентин в Амбуазе.
***
Спасибо, что уделили время для прочтения нашей статьи! Мы надеемся, что Вы нашли её интересной и полезной. Ваше внимание и поддержка значат для нас очень много. Вы можете поддержать развитие канала по ссылке:
Если Вы ещё не подписаны на наш канал, то подпишитесь, чтобы не пропускать новые публикации.
Мы также приглашаем Вас ознакомиться с другими статьями: