Найти тему
Infinita Book

Диего Веласкес: друг короля + 13 картин

Автопортрет, 1640 г., Музей искусств, Валенсия
Автопортрет, 1640 г., Музей искусств, Валенсия

Восхищение художником Диего Веласкесом (1599-1660) в основном связано с его мастерством в портретном жанре, которое прославило его при дворе Филиппа IV в Мадриде и во время пребывания в Италии.

Жизненный путь Диего Веласкеса отличался постоянным и длительным успехом и был лишён многих трудностей, с которыми встречались другие великие художники своего времени. Уже в молодом возрасте он поражал мощными и оригинальными произведениями, что позволило ему заслужить признание короля. К двадцати четырём годам он стал одним из любимых художников монарха, а его карьера завершилась в звании рыцаря, что было величайшей честью для испанского мастера.

"Завтрак", 1617-1618 г., Эрмитаж, Санкт-Петербург
"Завтрак", 1617-1618 г., Эрмитаж, Санкт-Петербург

Стиль Веласкеса развивался постепенно и последовательно, без резких изменений на протяжении его жизни. Однако зрелые произведения художника отличались от ранних работ, демонстрируя, как эволюционировало его восприятие и изображение мира на протяжении сорока лет творчества.

Диего Веласкес появился на свет в Севилье в июне 1599 года в обеспеченной семье. Его ум и склонность к искусству были замечены еще в раннем детстве, и поэтому в двенадцать лет его отправили в ученики к Франсиско Пачеко — художнику, поэту и ученому. Когда Веласкесу было семнадцать, он уже считался мастером своего дела, а еще за год до этого он вступил в брак с Хуаной, дочерью Пачеко, которой было лишь пятнадцать лет.

"Старуха, жарящая яйца", 1618 г., Национальная галерея, Эдинбург
"Старуха, жарящая яйца", 1618 г., Национальная галерея, Эдинбург

Пачеко, хоть и не был выдающимся художником, но оказался прекрасным наставником. Он вдохновил Веласкеса "видеть природу во всём". Влияние Пачеко чётко прослеживается в ранних работах Веласкеса, сохранившихся до наших дней.

"Портрет Франсиско Пачеко", ок. 1622 г., Прадо, Мадрид
"Портрет Франсиско Пачеко", ок. 1622 г., Прадо, Мадрид

В период, когда Севилья являлась одним из самых процветающих и культурных городов Европы, молодой и талантливый Веласкес стоял перед выбором между успешной карьерой в своём родном городе и амбициозными планами завоевания столицы, Мадрида. Соблазн преуспеть в центре королевства был слишком силён, и в 1622 году Веласкес решил отправиться туда.

Его приезд в Мадрид не прошёл незамеченным. Его благородное поведение и великолепные художественные навыки поразили многих дворян, а самое главное — короля Филиппа IV. Уже в следующем году Веласкес был приглашён во дворец для создания портрета монарха. И хотя сам портрет, созданный тогда, не сохранился, он так понравился Филиппу, что Веласкес был назначен придворным художником, открывая тем самым новую главу в своей карьере.

"Портрет Филиппа IV с прошением", ок. 1623-1628 гг., Прадо, Мадрид
"Портрет Филиппа IV с прошением", ок. 1623-1628 гг., Прадо, Мадрид

Во время правления Филиппа IV (1621-1665) испанское государство столкнулось с политическим упадком, но в то же время начался золотой век искусства в стране, в особенности визуального. Филипп IV уделял большое внимание общению с художниками и литераторами, предпочитая поручить трудную работу правителя своим министрам. В своей религиозности король был чрезмерно строг, однако не избегал грехов, за которые потом мучился угрызениями совести, виня во всём беды Испании, включая чуму и голод.

Веласкес остался в Мадриде и с тех пор работал на Филиппа IV, членов его семьи и придворных. Он почти полностью перешёл к портретному жанру, прекратив создание бодегонов и лишь изредка возвращаясь к религиозным сюжетам или другим жанрам.

Филипп IV не разрешал никакому другому художнику, кроме Веласкеса, писать его портреты и относился к художнику скорее как к другу, чем как к подчиненному, что было весьма необычно для испанского двора. Король также поручал ему различные административные задания. Хотя это было престижно, но, безусловно, оказалось пустой тратой времени для Веласкеса, который мог бы потратить его на живопись.

"Триумф Вакха" ("Пьяницы"), 1628-1629 гг., Прадо, Мадрид
"Триумф Вакха" ("Пьяницы"), 1628-1629 гг., Прадо, Мадрид

Под влиянием коллекции произведений искусства короля, в особенности множества работ Тициана, стиль и техника Веласкеса начали меняться. Если его ранние работы отличались тёмными, земляными оттенками и густыми, пластичными мазками, то теперь его палитра становилась светлее, а краски — легче.

Примерно в это же время Веласкес под влиянием Питера Пауля Рубенса, который провёл год в Мадриде в дипломатической миссии (1628—1629), начал интересоваться итальянским искусством. Два художника сдружились, и Рубенс вдохновил Веласкеса на изучение итальянских художественных шедевров. Король даже разрешил Веласкесу уехать в Италию, где тот пробыл с 1629 по 1631 год. Под влиянием работ Тициана и других великих итальянских мастеров стиль Веласкеса стал ещё более легким и изящным.

"Кузница Вулкана", 1630 г., Прадо, Мадрид
"Кузница Вулкана", 1630 г., Прадо, Мадрид

После возвращения в Испанию Веласкес стал неотъемлемой частью королевского двора. Наступил наиболее плодотворный период его творчества. Он создавал множество королевских портретов, воплощал величественные светские сцены, но при этом не забывал и о придворных шутах, которые служили источником развлечения. Эти привлекательные портреты, изображавшие людей, часто ограниченных в своих возможностях, стали наиболее трогательными и оригинальными произведениями Веласкеса.

"Шут по прозвищу "Дон Хуан Австрийский", 1632-1633 гг., Прадо, Мадрид
"Шут по прозвищу "Дон Хуан Австрийский", 1632-1633 гг., Прадо, Мадрид

Он также смело экспериментировал с другими жанрами, достигая особенно выдающихся результатов в исторической живописи. Одним из великих шедевров в этом направлении стала его картина "Сдача Бреды". Это произведение является частью серии картин, посвященных военным победам Испании, созданных Веласкесом и другими художниками для дворца Буэн-Ретиро в Мадриде.

"Сдача Бреды", 1634-1635 гг., Прадо, Мадрид
"Сдача Бреды", 1634-1635 гг., Прадо, Мадрид

На автопортрете, созданном в мастерской, Веласкес изображён, повернутый к зрителю в три четверти оборота, с уверенным взглядом; одетый в чёрное, он дополняет свой облик ключом на поясе, перчатками и мечом, придавая своей фигуре загадочное величие.

Автопортрет, ок. 1645 г., Галерея Уффици, Флоренция
Автопортрет, ок. 1645 г., Галерея Уффици, Флоренция

Ещё один из наиболее известных портретов, созданных Веласкесом, изображает его раба, мулата Хуана де Пареху, который сопровождал художника в его второй поездке в Италию. В 1650 году, находясь в Риме, Веласкес публично освободил своего раба, при условии, что Хуан де Пареха будет продолжать служить ему ещё четыре года. Перед тем, как приступить к работе над портретом папы Иннокентия X, Веласкес изобразил Пареху, используя его как практику.

"Портрет Хуана де Парехи", 1650 г., Музей Метрополитен, Нью-Йорк
"Портрет Хуана де Парехи", 1650 г., Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Вновь отправившись в Италию между ноябрем 1648 года и июнем 1651 года, Веласкес занялся закупкой произведений искусства для королевской коллекции. В Риме он создал одно из своих наиболее известных произведений — портрет папы Иннокентия X. Эта картина была выставлена в Пантеоне, где её восхваляли итальянские художники за выразительное воплощение жизни и характера человека. По слухам, сам папа оценил глубину этого портрета и даже считал его "слишком правдивым". В знак признания папа наградил Веласкеса золотой медалью на цепи.

"Портрет папы Иннокентия X", 1650 г., Галерея Дориа-Памфили, Рим
"Портрет папы Иннокентия X", 1650 г., Галерея Дориа-Памфили, Рим

В последние годы своей жизни художник всё меньше занимался творчеством. Он всегда работал медленно и основательно, но теперь его внимание больше привлекал процесс отделки королевских дворцов. Тем не менее глубина и тонкость его живописи только увеличивались: он сохранял удивительное чувство реальности, но постепенно подчинял детали общему эффекту; в его последних работах мазки кисти становились чудом сияющей свободы.

В 1656 году Диего Веласкес завершил самую известную и самую сложную свою работу — "Менины". Расстановка фигур, символов и зеркала, а также изображение самого художника за работой вызвали множество споров о реализме, иллюзиях и образах в искусстве.

"Менины", 1656 г., Прадо, Мадрид
"Менины", 1656 г., Прадо, Мадрид

Веласкес, несмотря на свой уважаемый и богатый статус, стремился к рыцарской славе. Однако путь к этому званию был непростым, так как требования к нему были крайне строгими. Первая попытка Веласкеса достичь этого статуса была отвергнута. Тем не менее, Филипп IV получил специальное разрешение от папы Александра VII, и 28 ноября 1659 года Веласкес был принят в рыцари ордена Святого Иакова.

Веласкесу было дано мало времени, чтобы насладиться своим рыцарским званием — он скончался в Мадриде 6 августа следующего года после награждения. Сразу после смерти его работы не получили широкого признания, поскольку большинство из них оставалось скрытым от общественного взгляда, хранимым в королевских дворцах. Однако открытие Национального музея Испании, Прадо, в 1819 году изменило эту ситуацию, сделав работы Веласкеса доступными для широкой публики. Его творчество стало вдохновением для многих прогрессивных художников, которые восхищались свободой его мазков и выразительностью. Эдуард Мане, например, признавал Веласкеса величайшим художником в истории и источником вдохновения для своего собственного творчества.

***

Спасибо, что уделили время для прочтения нашей статьи! Мы надеемся, что Вы нашли её интересной и полезной. Ваше внимание и поддержка значат для нас очень много. Вы можете поддержать развитие канала по ссылке:

Сбор на подарок

Если Вы ещё не подписаны на наш канал, то подпишитесь, чтобы не пропускать новые публикации.

Мы также приглашаем Вас ознакомиться с другими статьями:

#художники #музеи #прадо #картины #искусство #веласкес